Церковный календарь
Новости


2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №1 (14 марта 1906 г.)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Раздѣленіе на секціи (1906)
2018-09-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). А. С. Хомяковъ и Митрополитъ Антоній (1970)
2018-09-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 59-е (4 декабря 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 21 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 3-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА НА ВЫСОКОТОРЖЕСТВЕННЫЕ ДНИ.

Слово въ день священнаго вѣнчанія на царство Благочестивѣйшаго Государя Николая Павловича, Императора и Самодержца Всероссійскаго [1].

Настоящій день, яко день вѣнчанія на царство благочестивѣйшаго Монарха нашего, былъ бы свѣтелъ и радостенъ для насъ, гдѣ бы мы ни провождали его — на сушѣ, или на морѣ, — на вершинѣ высокихъ горъ, или во глубинѣ мрачныхъ юдолей, — подъ яснымъ и безоблачнымъ небомъ, или подъ тучами и громами. Но день этотъ сугубо свѣтелъ и радостенъ для насъ, когда мы проводимъ его среди сихъ святыхъ горъ; когда приносимъ жертву мира и спасенія на семъ нерукотворенномъ [2] престолѣ; когда возглашаемъ Богомъ-вѣнчанному и превознесенному Монарху многая лѣта /с. 77/ съ высоты сей дивной скалы. — Здѣсь и теперь — въ торжествѣ нашемъ видимо участвуютъ всѣ стихіи и всѣ царства природы: надъ нами — голубое небо Юга и сѣннолиственныя древа Украйны; подъ нами — величавый Донецъ и мирныя стада съ ихъ пастырями; окрестъ насъ — скалы, сражавшіяся съ волнами потопа, и келліи святыхъ тружениковъ, бравшихся съ силами самаго ада.

Много значитъ живая, разнообразная и величественная природа; еще болѣе значитъ духъ безсмертный, съ его стремленіемъ къ безпредѣльному, съ его предчувствіемъ вѣчнаго, съ его отрѣшенностію отъ всего земнаго. Но гдѣ величіе природы сходится съ величіемъ духа и составляетъ единое цѣлое, тамъ невольно останавливаешься въ радостномъ умиленіи, благоговѣешь и возносишься мыслію къ создателю всяческихъ.

Много ли же мѣстъ на лицѣ земли нашей, гдѣ бы духъ и вещество сошлись такъ дружно и выразили свое взаимное дѣйствіе такъ явственно, какъ здѣсь? Рука природы — она произвела эту дивную скалу, которая цѣлыя тысящелѣтія готова, повидимому, пасть и цѣлыя тысящелѣтія стоитъ несокрушимо, посмѣваясь измѣнчивости водъ, текущихъ у ея подножія. Безсмертный духъ — онъ слабыми руками человѣка проникъ въ сердце сихъ горъ, озарилъ и освятилъ мрачныя нѣдра ихъ молитвою, и утвердилъ среди ихъ престолъ Богу живому и вѣчному.

Падемъ же, братіе и сомолитвенники, падемъ еще разъ предъ симъ нерукотворнымъ престоломъ и воздадимъ славу Тому, Кто единъ и той же въ царствѣ природы и въ царствѣ благодати, въ десницѣ Коего равно содержатся и сердца горъ и сердца сыновъ человѣческихъ! — Падемъ и проліемъ изъ глубины сердецъ нашихъ теплую молитву, да святое и дивное мѣсто сіе скорѣе совлечется печальныхъ ризъ запустѣнія, да гласъ радованія духовнаго, раздавшійся нынѣ здѣсь въ первый разъ, въ день для всѣхъ толико вожделѣнный, не будетъ первымъ и послѣднимъ, и приведетъ за собою новые, неумолкающіе гласы радованія и молитвы.

Обращаясь за симъ къ предмету настоящаго торжества, я тотчасъ срѣтаюсь съ возглашенною нынѣ въ слухъ всѣхъ насъ заповѣдію Апостола, повелѣвающаго творить моленія, прошенія, благодаренія за царя и за всѣхъ, иже во власти /с. 78/ суть, да тихое и безмолвное житіе поживемъ, во всякомъ благочестіи и чистотѣ (1 Тим. 2, 2). Если бы для насъ мало было побужденія къ исполненію сея заповѣди въ томъ, что она есть заповѣдь не человѣческая, а Божественная: то собственная польза наша должна бы заставить каждаго исполнить ее, какъ можно прилежнѣе. Ибо тихое и безмолвное житіе само по себѣ есть благо крайне вожделѣнное для всякаго мирнаго гражданина; а житіе во всякомъ благочестіи и чистотѣ есть верхъ желаній для каждаго истиннаго христіанина. Но все это, какъ учитъ Апостолъ Христовъ, — и тишина и безмолвіе, и чистота и благочестіе, во многомъ зависитъ отъ царя и тѣхъ, иже во власти суть. Кто убо желаетъ достигнуть цѣли — наслаждаться сими благами, тотъ по сему самому долженъ употреблять и средства, ведущія къ цѣли, то есть, приносить моленія за царя и его скипетръ.

Еще мудрецъ древнихъ временъ замѣтилъ, что царь, какъ солнце въ своемъ царствѣ: солнце сокрылось на западѣ, и всюду темнота и мракъ, все живущее предается бездѣйствію и сну; солнце затмилось луною, и у всей природы печальный видъ, среди дня наступаетъ ночь, вездѣ недоумѣніе и страхъ; солнце покрылось только облаками, и уже не такъ ясно и не такъ отрадно, не то небо, не та земля, не тѣ всѣ вещи. Таково солнце по дѣйствію на природу: таковъ и царь по дѣйствію на его царство. Вспомните судьбу отечества, — кто поставилъ его на верхъ могущества и славы? Цари православные. Вспомните судьбу Церкви отечественной, — кто содѣйствовалъ ея распространенію, украшенію, благолѣпію? Цари православные. Жизнь народа русскаго всегда была соединена съ жизнію царя русскаго и, можно сказать, заключена въ ней; вмѣстѣ страдали и терпѣли, вмѣстѣ молились и уповали, вмѣстѣ сражались и побѣждали, вмѣстѣ радовались и торжествовали. Посему молиться о царѣ для русскаго значитъ то же, что молиться о царствѣ, — то же, что молиться о себѣ самомъ.

Помолимся же, братіе, со всею крѣпостію вѣры, со всею теплотою любви о благочестивѣйшемъ Монархѣ нашемъ, да Господь продлитъ дни жизни его до послѣднихъ предѣловъ земнаго бытія человѣческаго, — да не оскудѣваетъ крѣпость десницы его на отраженіе всѣхъ враговъ отечества, къ низложенію всѣхъ преградъ народнаго благоденствія, /с. 79/ къ совершенію всѣхъ великихъ и благихъ помысловъ души его, — да озаряется умъ его свѣтомъ свыше, на усмотрѣніе всего, что потребно для многочисленныхъ народовъ и племенъ, находящихся подъ его могущественнымъ скипетромъ, да исполняется сердце его теплотою любви небесной, на призрѣніе всего страждущаго, утѣсняемаго, обидимаго, — да не приближаются къ нему, или да исчезаютъ отъ лица его всѣ духи злобы и лукавства, въ какомъ бы видѣ они ни представлялись, и какую бы личину ни принимали, — да обрѣтаетъ онъ, источникъ утѣшенія, похвалу и награду (другой нѣтъ на землѣ для царей) въ искренней любви своихъ подданныхъ, въ мирѣ и чистотѣ своей совѣсти, въ твердомъ чаяніи вѣнца небеснаго! О семъ помолимся нынѣ.

Но Апостолъ заповѣдуетъ не только просить и молиться о царѣ, но и благодарить за царя: моленія, прошенія и благодаренія.

Счастливы мы, что можемъ отъ всей души исполнить и сію часть заповѣди апостольской! Ибо сколько предметовъ благодарности за царя, при самомъ поверхностномъ взглядѣ на его царствованіе!

Святая Церковь — предметъ благодарности. Пастыри ея призрѣны и успокоеваются отъ нуждъ, ихъ обстоявшихъ; милліоны отторгнутыхъ чадъ Церкви возвращены въ нѣдра ея; предъ юношами, воспитывающимися на служеніе алтарю, открыты всѣ источники древняго благочестія и облегчено ихъ употребленіе.

Законы — предметъ благодарности. Они не составляютъ болѣе отрывковъ, разбросанныхъ тамъ и здѣсь, обрѣтеніе коихъ стоило только труда и давало столько поводовъ къ злоупотребленіямъ, а соединены, слиты, можно сказать, въ одно зерцало и представлены взору всѣхъ, да каждый видитъ и свои права и свои обязанности.

Воспитаніе юношества — предметъ благодарности; ибо въ основаніе его положено не легкомысленное мудрованіе вѣтротлѣнной учености иноземной, а вѣра святая, нравы благіе, древняя любовь къ престолу и отечеству.

Судьба низшихъ классовъ народа — предметъ благодарности. Мудрое правительство въ самую послѣднюю хижину старается внести довольство и радость, свѣтъ необходимаго познанія и охоту къ труду честному.

/с. 80/ Слава отечественная — предметъ благодарности. Гдѣ не отразилась она? И на высотѣ Арарата, и въ дебряхъ Кавказа, и на берегахъ Дуная и Вислы, и въ грозномъ блескѣ оружія, и въ мирномъ подвигѣ наукъ, искусства и торговли.

Видите, сколько причинъ къ благодарности! Между тѣмъ, мы указали только на одно то, что предъ взоромъ всѣхъ и каждаго. А сколько частныхъ благотворныхъ учрежденій! Сколько мудрыхъ узаконеній и правилъ! Сколько градовъ возстановленныхъ, путей новопроложенныхъ, неправдъ посрамленныхъ, благихъ подвиговъ, изведенныхъ во свѣтъ!

Какъ же за все сіе не возблагодарить Господа и, преклонивъ колѣна, не сказать: удивилъ еси милость Твою на насъ, Господи, оправдавъ царствовати надъ нами возлюбленнаго раба Твоего, благочестивѣйшаго Монарха нашего!

Не можемъ послѣ сего сомнѣваться и въ томъ, чтобы сердце царево, столь благодвижное на все общеполезное, не обратило державнаго взора его и на сіе святое мѣсто, да будетъ оно паки тѣмъ, чѣмъ было нѣкогда, и чѣмъ судила ему быть десница Творческая, такъ давно его преукрасившая!

Святителю Христовъ [3], имени коего посвященъ храмъ сей! Тебѣ угодно было ознаменовать мѣсто сіе дивнымъ ликомъ твоимъ: буди убо самъ ходатаемъ за него у Престола Помазанника Божія, который, нося твое имя, любитъ подражать и твоимъ дѣяніямъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Сказанное при посѣщеніи паствы, 22 августа 1843 г., въ Никольской церкви, что на верху скалы, среди святыхъ горъ на берегу сѣвернаго Донца.
[2] Церковь на скалѣ, до половины своей, изсѣчена изъ самой скалы.
[3] Въ храмѣ находится явленная икона святителя Николая.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ III. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 76-80.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.