Церковный календарь
Новости


2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Начало болѣзней (1996)
2018-11-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ ред. газеты "Новое Русское Слово" (1996)
2018-11-17 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 3-е основаніе (1992)
2018-11-17 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 2-е основаніе (1992)
2018-11-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 43-я (1922)
2018-11-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 42-я (1922)
2018-11-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Наше церковное правосознаніе (1976)
2018-11-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Мысли о Православіи (1976)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 18 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 3-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА НА ВЫСОКОТОРЖЕСТВЕННЫЕ ДНИ.

Слово въ день тезоименитства Благочестивѣйшей Государыни Императрицы Александры Ѳеодоровны.

Богодухновенный писатель книги Притчей, желая въ концѣ ея начертать образъ жены, украшенной всѣми совершенствами ея пола, чѣмъ бы вы думали, братіе, начинаетъ свое изображеніе? — Недоумѣніемъ о томъ, скоро ли найдется на самомъ дѣлѣ лице, имъ изображаемое. Жену доблю, говоритъ онъ, кто обрящетъ? — дражайши есть каменія многоцѣннаго таковая (Притч. 31, 10).

Какою же радостію обрадовались бы сердце мудреца израилева, если бы ему дано было провидѣть то, что совершается надъ возлюбленнымъ отечествомъ нашимъ! — Здѣсь является не одна, а цѣлый сонмъ доблественныхъ женъ, является не въ низкой долѣ, гдѣ все, сколько-нибудь выходящее изъ среды, представляется необыкновеннымъ, а на престолѣ, гдѣ и великому трудно не казаться малымъ. Какихъ доблественныхъ женъ не было на престолѣ, или у престола Россіи? Не восходя къ временамъ древнимъ, такъ богатымъ въ семъ отношеніи великими воспоминаніями, здѣсь, въ продолженіи одного послѣдняго вѣка, видимъ Екатерину I-ю, которая, обращаясь въ лучезарномъ сіяніи такого необык/с. 85/новеннаго свѣтила, каковъ былъ Петръ Великій, умѣла не потерять своего блеска, и быть для всѣхъ постоянно примѣтною. Видимъ Елисавету, которая, подобно радугѣ послѣ тучъ, восходитъ на мрачномъ тогда небосклонѣ Россіи, какъ бы въ знаменіе того, что предшествовавшія царствованію ея бури посланы были Провидѣніемъ для упражненія, а не для потопленія корабля государственнаго, и что послѣ нихъ, вмѣстѣ съ нею, наступитъ продолжительное ведро и благораствореніе воздуха. Видимъ Екатерину, вторую по числу, но несравненную по царственному величію и мудрости, у коей перо всегда спорило съ мечомъ о побѣдахъ, коея одного имени достаточно было вмѣсто всѣхъ надписей на памятникѣ великому Преобразователю Россіи. А сердобольная Марія. давшая великій примѣръ, какъ, не бывъ самодержавною, можно обладать и повелѣвать сердцами, какъ, безъ побѣдъ и завоеваній, можно усвоить себѣ всю область благотворенія, и наречь имя свое на всѣхъ человѣколюбивыхъ учрежденіяхъ? А кроткая Елисавета, умѣвшая создать для себя особый родъ дивнаго величія — царицы-христіанки, блистающей глубокою преданностію Промыслу и самоотверженіемъ болѣе, нежели вѣнцемъ царственнымъ? — скажите сами, не это ли жены дивныя и добліи, коихъ искалъ священный мудрецъ израилевъ?

Что и нынѣ дѣлаемъ мы, какъ не торжествуемъ тезоименитство жены царственной, служащей украшеніемъ своего пола? — Здѣсь должно оставить всякое витійство: разсмотрите сами Соломоново описаніе жены доблественной, сличите его съ дѣяніями Монархини нашей: и вы увидите, что благословенное отечество наше не только въ своемъ прошедшемъ, но и въ своемъ настоящемъ обладаетъ тѣмъ, что вѣнчанный мудрецъ израилевъ едва надѣялся обрѣсти въ будущемъ.

Доблественная жена, искомая Соломономъ, первѣе всего окружена благословеннымъ семействомъ, для коего она служитъ образцемъ. И много ли, скажите, на всемъ шарѣ земномъ домовъ царственныхъ, кои могли бы сравниться въ семъ благословеніи Божіемъ со всеблагословеннымъ домомъ всероссійскимъ? Седмь сыновъ и дщерей царственныхъ у насъ какъ седмь вѣтвей въ златомъ свѣтильникѣ, который въ храмѣ Соломоновомъ всегда горѣлъ предъ лицемъ Іеговы.

/с. 86/ Доблественная жена, — по Соломону, — служитъ ко всеобщему уваженію своего мужа (Притч. 31, 23). Къ вѣнцу россійскаго Монарха что придать? — Между тѣмъ Монархиня наша, связуя собою два могущественные народа, безъ сомнѣнія, служитъ не мало къ умаленію страха въ сердцѣ враговъ нашихъ. Къ чему другому, какъ не ко всеобщему уваженію нашего Дома царственнаго служитъ и прекрасная картина семейственнаго мира, счастія и любви, постоянно видимая на престолѣ россійскомъ? А кто, послѣ Монарха, славнымъ виновникомъ ея, какъ не Монархиня?

Отъ жены доблей Соломонъ требуетъ, чтобы благорасположеніе ея не ограничивалось одними кровными и присными, чтобы рука ея была отверста на помощь всякому бѣдствующему (Притч. 31, 20). У нашей Монархини столько присныхъ, сколько бѣдствующихъ. Потокъ царственныхъ благотвореній ея, извиваясь у Престола, видимо течетъ по всѣмъ областямъ пространнаго отечества, до послѣднихъ предѣловъ его. А сколько струй исходитъ невидимо! сколько орошеній совершается непримѣтно!

Жена Соломонова прилежитъ устройству своего дома (Притч. 31, 15): наша Монархиня не имѣетъ нужды устроять благоустроеннаго; но взамѣнъ сего, ревностно содѣйствуетъ благоустройству обширнаго дома государственнаго, образуя подъ державнымъ покровомъ своимъ многочисленные сонмы будущихъ женъ и матерей, образуя не по началамъ токмо и нуждамъ вѣка сего, но и по святымъ требованіямъ вѣка онаго.

Наконецъ, и та черта жены Соломоновой, коея осуществленія, по видимому, такъ трудно ожидать въ женѣ-порфироносной, то-есть, что она, при всѣхъ высокихъ совершенствахъ своихъ, не забываетъ мирныхъ домашнихъ занятій своего пола (Притч. 31, 13), и сія черта прекраснымъ образомъ осуществляется въ нашей Монархинѣ. Кто не слыхалъ, и слыша не радовался, какъ она, истинно благочестивѣйшая, повергла плодъ трудовъ собственныхъ рукъ своихъ къ подножію новоявленнаго Святителя и Чудотворца Воронежскаго? Поступокъ, который въ слухъ всего отечества громко засвидѣтельствовалъ, что Монархиня наша, будучи превосходною матерію чадъ своихъ и чуждыхъ, есть въ то же время истинная дщерь Церкви православной.

/с. 87/ Послѣ сего, братіе, я не думаю, чтобы мнѣ нужно было много располагать васъ къ усердной молитвѣ о здравіи и благоденствіи августѣйшей Виновницы настоящаго торжества. Истинные сыны отечества давно всѣ глубоко убѣждены, что съ жизнію ея соединено благоденствіе царственнаго Дома и всего отечественнаго Дома и всего отечества. Итакъ, поспѣшимъ прейти отъ словесъ назиданія къ слову молитвы, и произнести нашими устами то, что уже давно предначато вашими сердцами. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ III. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 84-87.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.