Церковный календарь
Новости


2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №1 (14 марта 1906 г.)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Раздѣленіе на секціи (1906)
2018-09-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). А. С. Хомяковъ и Митрополитъ Антоній (1970)
2018-09-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 59-е (4 декабря 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 21 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 3-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА ПО СЛУЧАЮ ОБЩЕСТВЕННЫХЪ БѢДСТВІЙ.

Слово при появленіи предъ Одессою флотовъ непріятельскихъ,
произнесенное 8 апрѣля 1854 года въ одесскомъ каѳедральномъ соборѣ, въ Великій Четвертокъ.

Въ такой великій и святый день, какъ нынѣшній, и вездѣ, тѣмъ паче во храмѣ, не хотѣлось бы думать о чемъ-либо другомъ, какъ о возлюбленномъ Спасителѣ и Господѣ нашемъ, Который, нашего ради спасенія, грядетъ на страсть вольную... Но, видно, такъ угодно было Его же святой волѣ, чтобы мы, и въ этотъ день и въ семъ священномъ мѣстѣ, подумали нынѣ и побесѣдовали не столько о томъ, чтó было нѣкогда съ Нимъ, сколько о томъ, чтó происходитъ теперь съ нами.

Что же съ нами? Не что-либо совершенно новое и неожиданное, и однако же всего менѣе желанное и пріятное: враги наши, столько времени угрожавшіе намъ своимъ нашествіемъ, наконецъ предъ нами, на водахъ нашихъ!...

Въ такихъ необыкновенныхъ обстоятельствахъ, кои не постигали града нашего со времени его основанія, легко придти въ смущеніе и немалодушному... И вотъ, какъ бы прямо къ ободренію и утѣшенію нашему, мы въ нынѣшній же вечеръ услышимъ изъ устъ Самаго Спасителя нашего слѣдующія утѣшительныя слова: да не смущается сердце ваше: вѣруйте въ Бога, и въ Мя вѣруйте. Дерзайте, яко Азъ побѣдихъ міръ (Іоан. 14, 1; 16, 33)! Возлюбленнымъ ученикамъ Христовымъ, во время страданій Его, предстояли опасности и искушенія гораздо бóльшія, чѣмъ предстоятъ теперь намъ; и однако же божественный Наставникъ не позволяетъ имъ предаваться страху и унынію: да не смущается сердце ваше; и въ то же время указуетъ имъ на самое вѣрное и дѣйствительное средство къ благодушію: вѣруйте въ Бога, и въ Мя вѣруйте! То есть, какъ бы такъ говорилъ Господь: имѣйте токмо вѣру живую и упованіе твердое на Меня и Отца Моего; и никакое зло не прикоснется къ вамъ, и буря пройдетъ мимо васъ безвредно. Поелику же сей всемогущій Спаситель есть единъ вчера и днесь и тойже во вѣки (Евр. 13, 8), поелику Онъ всегда и вездѣ можетъ, какъ свидѣтельствуетъ св. Павелъ, спасти всѣхъ приходящихъ чрезъ Него къ Богу, живъ сый, во еже ходатайство/с. 301/вати о нихъ (Евр. 7, 25): то мы, въ духѣ вѣры и упованія, не усумнимся обратить нынѣ утѣшительныя слова Его ко всему граду нашему и сказать: не смущайся и ты, возлюбленный градъ, отъ лица враговъ своихъ, кои страшны болѣе именемъ своимъ и нашимъ воображеніемъ о нихъ, нежели дѣйствительною возможностію вредить намъ! Не смущайся, а вѣруй твердо въ Богу и во Спасителя твоего, вѣруй и покажи вѣру твою отъ чувствъ и дѣлъ твоихъ! Тогда страхъ и смущеніе сами собой удалятся отъ тебя; ибо сила Всевышняго открыется въ тебѣ, и помощь Господня узрится на тебѣ. Отецъ всемогущій не оставитъ и нынѣ возлюбленнаго Сына, какъ не оставилъ Его на Голгоѳѣ; а любвеобильный Сынъ не оставитъ насъ, кои вѣруемъ во имя Его и готовы теперь терпѣть отъ враговъ не ради нашихъ выгодъ или пріобрѣтеній, а единственно во славу животворящаго креста Его.

Въ самомъ дѣлѣ, за что воздвигаютъ на насъ брань эти гордые пришельцы? Мы не трогали и не думали трогать ни ихъ чести, ни ихъ собственности; мы желали токмо защитить честь вѣры христіанской, обезопасить жизнь и собственность собратій нашихъ по вѣрѣ отъ безумія и гордости мусульманской. Это ли наша неправда? За сіе ли возставать на насъ съ такою злобою? Ахъ, если бы у враговъ нашихъ не угасла живая вѣра въ Спасителя и не оскудѣла христіанская любовь къ ближнимъ, то, вмѣсто нападенія на насъ, они сами, подобно намъ, должны бы давно стать противъ притѣснителей христіанства на Востокѣ и положить конецъ ихъ кровожадной свирѣпости. Сего самаго и ожидали отъ нихъ всѣ истинные послѣдователи вѣры христіанской; сего именно надѣялись всѣ искренніе друзья человѣчества; для сего-то и съ нашей стороны истощено столько терпѣнія, принесено столько жертвъ: не наша вина, если мы остались наконецъ одни подъ знаменемъ креста, у подножія гроба Господня!...

Посему-то, смотрите, и къ утѣшенію своему примѣтьте, какъ Господь видимо начинаетъ принимать дѣло наше подъ Свое особенное, всемогущее покровительство! Ибо когда открываются предстоящія намъ теперь искушенія? Открываются вмѣстѣ съ началомъ страданій Христовыхъ: такимъ образомъ мы будемъ проходить ихъ, такъ сказать, подъ сѣнію креста Христова. Не утѣшеніе ли это для всякаго, /с. 302/ кто вѣруетъ въ Господа Іисуса и любитъ крестъ Его? — Самый день нынѣшній, въ который явились противу насъ враги, служитъ уже для насъ знаменіемъ во благо. Ибо, какъ именуется онъ издревле отъ всѣхъ православныхъ чадъ Церкви? — Днемъ чистымъ. И вотъ въ сей-то самый день, какъ въ знакъ и выраженіе чистоты и правости нашего дѣла, а слѣдовательно и въ побужденіе насъ къ вѣрѣ и благодушію, попущено свыше открыться нападенію на насъ!...

Но, братіе мои, да не послужитъ сіе для насъ въ пищу гордости духовной и суетной праведности фарисейской, толико противной Тому, Кто сказалъ о Себѣ, что Онъ кротокъ и смиренъ сердцемъ (Матѳ. 11, 29). — Если объ Апостолахъ Христовыхъ речено: чисти есте, но не вси (Іоан. 13, 10); если и первоверховный изъ Апостоловъ имѣлъ нужду въ омовеніи ногъ, дабы содѣлаться совершенно чистымъ: то тѣмъ паче намъ не возможно сказать, что мы чисты есмы вси, и чтобы кто-либо изъ насъ не имѣлъ уже никакой нужды въ очищеніи себя отъ страстей и грѣховъ. Аще речемъ, пишетъ возлюбленный ученикъ Христовъ, яко грѣха не имамы, себе прельщаемъ, и истины нѣсть въ насъ (1 Іоан. 1, 8). Но грѣхи и страсти самое неблагоуспѣшное напутіе для тѣхъ, коимъ угрожаетъ нападеніе отъ враговъ; ибо ими привлекается гнѣвъ Божій. Посему не будьте праздными зрителями того священнаго обряда, который сейчасъ будетъ совершаться предъ вами: когда мы будемъ, по чину святой Церкви, омывать нозѣ сослужителямъ нашимъ, вы омывайте въ это время души и сердца ваши.

Для сего помысли, возлюбленный, о грѣхахъ твоихъ и о томъ, какъ прогнѣвана ими благость Божія, какъ осквернено ими собственное твое существо, какъ гнѣвъ Божій будетъ за сіе поражать тебя на судѣ всемірномъ, а можетъ быть, еще и въ сей жизни, — помысли, говорю, о всемъ этомъ; и если Господь подастъ тебѣ при семъ слезы умиленія сердечнаго, то омывайся сими драгоцѣнными слезами, какъ можно болѣе. Въ сей купели погружалась нѣкогда блудница, омывавшая ноги Спасителя своего слезами, — и вышла изъ нея чистою и спасенною. То же будетъ и съ тобою! У кого не достанетъ слезъ, а есть блага вѣка сего — стяжанія и богатства, тотъ спѣши омыть жизнь и душу свою водами милосердія. Потокъ милостыни цѣлебенъ /с. 303/ и силенъ къ омовенію самыхъ черныхъ пятенъ совѣсти, какъ показываютъ многіе примѣры въ словѣ Божіемъ. Прекрасно также дѣйствуетъ къ очищенію грѣховъ нашихъ отложеніе ненависти и прощеніе обидъ ближнимъ нашимъ; ибо Самъ Спаситель сказалъ: аще отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, и Отецъ вашъ небесный отпуститъ вамъ согрѣшенія ваша (Матѳ. 6, 14).

Есть и другія средства къ очищенію себя отъ грѣховъ и къ принятію благодати Божіей, только бы мы захотѣли искренно разстаться съ тѣми нечистыми и богопротивными кумирами, коимъ доселѣ поклонялись безумно.

И на что лучше употребить слѣдующіе святые дни, какъ не на сіе великое дѣло спасенія душъ нашихъ? Особенно когда съ этимъ дѣломъ соединилась теперь и внѣшняя наша безопасность отъ враговъ? Ибо все въ десницѣ Божіей, и все безпрекословно покорствуетъ Его пресвятой волѣ. Восхощетъ, — и самое море возмутится противу враговъ нашихъ и размещетъ, яко хврастіе, пловучія твердыни ихъ. Восхощетъ, — и громы онѣмѣютъ въ рукахъ ихъ и праздно разсыпятся надъ нами по воздуху. Восхощетъ, — и наши брега явятся неприступными, и единъ изъ защитниковъ нашихъ поженетъ тысящи, а десять — тьмы.

Страшны по сему собственно не враги, а грѣхи наши, лишающіе насъ благодати Господней.

Дабы сего не послѣдовало съ нами, то, вмѣсто страховъ и смущенія, начнемъ по примѣру древнихъ ниневитянъ, дѣло искренняго покаянія. На нихъ былъ уже изреченъ судъ Божій; однако же постъ и молитва, смиреніе и сокрушеніе сердца отвратили отъ нихъ гнѣвъ небесный. Тѣмъ паче мы можемъ улучить милость и заступленіе свыше, кои ратуемъ и подвизаемся не за себя, а за крестъ и гробъ Христовъ, — и улучимъ, коль скоро явимъ въ себѣ истинныхъ ратниковъ Христовыхъ, облеченныхъ не въ одно оружіе земное, а и въ оружія Божія (Ефес. 6, 13), то есть, въ вѣру живую, упованіе твердое, любовь нелицемѣрную къ правдѣ и смиреніе христіанское. — Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ III. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 300-303.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.