Церковный календарь
Новости


2018-07-18 / russportal
Н. А. Соколовъ. Убійство въ Алапаевскѣ Вел. Кн. Елизаветы Ѳедоровны (1925)
2018-07-17 / russportal
С. Павловъ. Екатеринбургское злодѣяніе 17-го іюля 1918 года (1947)
2018-07-16 / russportal
В. К. Абданкъ-Коссовскій. Страшная годовщина 17 іюля 1918 г. (1942)
2018-07-16 / russportal
Поиски отвѣта на вопросъ о судьбѣ останковъ Царской Семьи (1995)
2018-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 38-я (1922)
2018-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 37-я (1922)
2018-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 36-я (1922)
2018-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 35-я (1922)
2018-07-15 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 16-я (1925)
2018-07-15 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 15-я (1925)
2018-07-14 / russportal
И. А. Ильинъ. "Путь духовнаго обновленія". Гл. 4-я. Разд. 4-й (1962)
2018-07-14 / russportal
И. А. Ильинъ. "Путь духовнаго обновленія". Гл. 4-я. Разд. 3-й (1962)
2018-07-14 / russportal
И. А. Ильинъ. "Путь духовнаго обновленія". Гл. 4-я. Разд. 2-й (1962)
2018-07-14 / russportal
И. А. Ильинъ. "Путь духовнаго обновленія". Гл. 4-я. Разд. 1-й (1962)
2018-07-13 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О блаженныхъ мѣстахъ (1897)
2018-07-13 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О блаженныхъ обителяхъ (1897)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 18 iюля 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 3-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА ПО СЛУЧАЮ ОБЩЕСТВЕННЫХЪ БѢДСТВІЙ.

Слово во время облежанія Одессы флотомъ непріятельскимъ,
произнесенное 9 апрѣля 1854 года въ одесскомъ каѳедральномъ соборѣ, въ Великій Пятокъ.

Итакъ, великое дѣло Богочеловѣка кончено!... При всей чистотѣ и благости Своего ученія, при всемъ величіи и благотворности чудесъ Своихъ, Онъ не узнанъ народомъ іудейскимъ, преданъ невѣрнымъ ученикомъ, отвергнутъ синедріономъ, осмѣянъ Иродомъ, не спасенъ Пилатомъ, посрамленъ и умученъ воинами, вознесенъ посреди злодѣевъ на крестъ; и се, яко жертва во спасеніе всего міра, предаетъ наконецъ духъ Свой Богу Отцу! Совершишася!...

Что съ нашимъ дѣломъ, которое, хотя само по себѣ безконечно мало въ сравненіи съ чрезвычайнымъ событіемъ Голгоѳскимъ, но тѣмъ не менѣе грозитъ намъ крестомъ и плащаницею?... Мы знаемъ несомнѣнно, и о насъ сотворенъ уже врагами нашими совѣтъ, да имутъ насъ и погубятъ, если не жизнь, то достояніе и честь нашу. Найдены уже противу насъ и лжесвидѣтели, готовые утверждать, что нами нарушено всеобщее право народовъ, что мы хотѣли разорить и потопить ихъ мнимо мирную ладію. Если бы враги наши хотѣли искренно узнать истину, то не было бы ничего легче намъ показать, а имъ увидѣть ее; но они, подобно Пилату, только вопрошаютъ объ истинѣ, а въ самомъ дѣлѣ желаютъ не истины, а предлога къ нападенію на насъ. И вотъ почему предложены ими такія условія намъ, на кои, подобно Спасителю на судѣ Пилата, не остается отвѣчать намъ ничѣмъ другимъ, какъ только — молчаніемъ: отвѣта не даде ему (Іоан. 19, 9). Пилатъ не оскорбился молчаніемъ Богочеловѣка, какъ замѣчаетъ святый Іоаннъ, отъ сего искаше пустити Его (Іоан. 19, 12); но наше молчаніе не можетъ произвести подобнаго дѣйствія; и намъ, послѣ него, предстоитъ, безъ сомнѣнія, отъ враговъ нашихъ не спокойствіе и безопасность, а жестокая буря — съ молніею и громами.

Если посему въ какомъ положеніи, то въ настоящемъ, — когда и всѣ мы находимся, можно сказать, предъ Крестомъ и Голгоѳою, — для насъ необходимъ вождь и утѣшитель. И се, — онъ является намъ въ лицѣ Самаго Господа и Спасителя нашего! Ибо, думаете ли, что случайно и безъ особен/с. 305/наго Божія промышленія произошло то, что о насъ судятъ теперь и насъ осуждаютъ враги наши именно въ то время, когда былъ судимъ и осужденъ Господь нашъ? — Нѣтъ! — Это слѣдствіе тайнаго всеблагаго предраспоряженія свыше, которое враги наши, сами не зная того, хотятъ привести въ исполненіе, подобно тому, какъ невѣрные іудеи, дѣйствуя по единой своей злобѣ, тѣмъ не менѣе привели въ исполненіе всѣ предсказанія пророковъ о судьбѣ своего Мессіи и собственной.

Итакъ, кто изъ насъ ищетъ себѣ теперь вразумленія и утѣшенія (а кому оно не нужно?), тотъ впери взоръ и мысль свою въ это священное изображеніе распятаго Спасителя, которое святая Церковь представляетъ нынѣ предъ нами... Се, нашъ вождь и наставникъ! Се, нашъ утѣшитель!

Что могло сравниться съ злобою враговъ Іисусовыхъ? Что могло сравниться и съ Его страданіемъ и муками? — Но, что успѣли враги? Что произвели страданія? Произвели спасеніе всему міру и вознесли Божественнаго Страдальца на престолъ славы и всемогущества. Иначе не могло и быть, потому что Его дѣло было дѣломъ истины и правды; потому что Онъ творилъ волю Отца Своего, приносилъ Себя въ жертву за спасеніе всего міра; потому что враги Его шли и дѣйствовали противъ опредѣленій небесныхъ. Такъ будетъ и со всякимъ, кто, подобно Спасителю своему, стоитъ за истину противъ неправды, кто приноситъ себя въ жертву не ради земныхъ выгодъ, а за спасеніе своихъ собратій. Какъ бы ни были сильны и коварны враги, они не могутъ сдѣлать бѣлаго чернымъ, праваго неправымъ, не могутъ взять верха надъ невинностію. Почему? По тому, что жребій сыновъ человѣческихъ не оставленъ на произволъ случая и судьбы, а содержится въ десницѣ премудраго и всеблагаго Міроправителя; по тому, что есть Богъ, судяй всей земли, есть всемогущій Защитникъ истины и правды, Который готовъ сотрясти небомъ и землею, но не дастъ въ поруганіе вѣрующихъ во имя Его и творящихъ святую волю Его.

И здѣсь-то, братіе мои, обильный источникъ ободренія и утѣшенія для насъ въ настоящихъ обстоятельствахъ напихъ, ибо дѣло, за которое подняли на насъ оружіе враги наши, есть дѣло съ нашей стороны совершенно правое и святое, — дѣло, можно сказать, не наше, а Божіе и Хри/с. 306/стово. Ибо, за что ратуютъ на насъ! Не за что другое, какъ за то, что мы хотимъ свободы вѣры и совѣсти для собратій нашихъ по вѣрѣ, живущихъ подъ игомъ магометанскимъ, за то, что мы желаемъ спасти Крестъ Христовъ и Евангеліе отъ совершеннаго униженія предъ алкораномъ: вотъ наши желанія и требованія! Другихъ мы не имѣли и не имѣемъ: это можемъ сказать мы вслухъ всего свѣта, предъ симъ крестомъ и гробомъ Спасителя нашего.

А враги наши что могутъ сказать предъ сею плащаницею въ оправданіе своего нечестиваго союза противу насъ съ поклонниками Магомета? — Что для спокойствія и благоденствія нашей части свѣта необходимо существованіе среди ея во всей силѣ прелести магометовой?.. Что взаимное отношеніе странъ и народовъ христіанскихъ поколеблется и превратится, если во градѣ Константина Великаго не будетъ ежедневно провозглашаемо на всѣхъ стогнахъ: нѣтъ Бога, кромѣ Бога Магометова?... Что идолъ сей, — разумѣемъ магометанство съ его алкораномъ, — такъ нуженъ для равновѣсія (никогда небывалаго) державъ Европейскихъ, что, не смотря на всю его отвратительность, ему, какъ древле Молоху, должно приносить ежечасно въ жертву вѣру, свободу, честь, достояніе и самую жизнь цѣлыхъ милліоновъ единовѣрныхъ братій нашихъ?... Подобное сему дѣйствительно не стыдятся утверждать враги наши, но что значитъ это? Увы, сладчайшій Іисусе! много слышалъ Ты хуленій со креста Твоего; надлежало, наконецъ, услышать Тебѣ и эту ужасную хулу, услышать уже не со креста, а со престола славы Твоея на небеси, услышать не отъ враговъ, а отъ собственныхъ послѣдователей Твоихъ!.. Итакъ, Ты не совершилъ дѣла спасенія нашего, якоже подобало! Для благоденствія обществъ человѣческихъ мало Твоего Креста и Евангелія; для сего, въ помощь Тебѣ потребенъ еще Магометъ съ его алкораномъ!...

Какъ ни горько, братіе мои, помышлять о такой измѣнѣ западныхъ христіанъ Богу отцевъ своихъ, и какъ ни жалко въ семъ отношеніи ихъ духовное состояніе, какъ ни отвратителенъ ихъ противуестественный союзъ со врагами креста Христова; но съ другой стороны, сіе-то самое и должно служить къ ободренію нашему, ибо враги наши, въ ослѣпленіи ума и совѣсти своея, возстали такимъ образомъ уже /с. 307/ не противъ насъ, а, можно сказать, противъ Самаго Спасителя своего, безчестя Его всесвятое имя и унижая божественную вѣру въ Него предъ лжеученіемъ магометовымъ. Не знаемъ, куда доведетъ враговъ нашихъ этотъ новый несчастный путь ихъ. Дай Богъ, чтобы — тѣмъ или другимъ образомъ — онъ привелъ ихъ къ познанію истины и своего заблужденія, къ живой вѣрѣ въ Господа и Спасителя нашего, и къ убѣжденію въ томъ, что истинное благочестіе христіанское на все полезно есть, имѣя обѣтованіе живота, не грядущаго токмо, вѣчнаго, но и настоящаго, временнаго (1 Тим. 4, 8), и что его одного, — безъ прелести магометовой — достаточно къ утвержденію благоденствія всѣхъ царствъ и всѣхъ народовъ. Но, что бы враги наши ни дѣлали, какими бы путями ни ходили, мы, послѣдуя примѣру Благочестивѣйшаго Монарха нашего и святому обычаю предковъ нашихъ, будемъ продолжать идти путемъ Христовымъ, хотя онъ покрытъ нынѣ предъ нами терніемъ, ибо это единственный путь, вводяй въ животъ вѣчный.

Для сего, падши на землю предъ симъ изображеніемъ Господа нашего, рцемъ къ Нему вси изъ глубины души: никто, дражайшій Спаситель нашъ, никто и ничто не разлучитъ насъ отъ животворящаго креста и живоноснаго гроба Твоего! Гвоздіе, копіе и вѣнецъ Твой терновый драгоцѣннѣе для насъ всѣхъ сокровищъ міра. Враги наши уповаютъ на свою силу и искусство; а мы уповаемъ на Тебя единаго и Тебѣ ввѣряемъ животъ нашъ, и другъ друга, и весь градъ и всю страну нашу!.. Якоже хощеши, о Всеблагій и Премудрый, устрой о насъ вещь; — токмо да будетъ все во славу пресвятаго имени Твоего и въ посрамленіе злочестивой прелести Магомета и клевретовъ его! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ III. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 304-307.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.