Церковный календарь
Новости


2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №1 (14 марта 1906 г.)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Раздѣленіе на секціи (1906)
2018-09-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). А. С. Хомяковъ и Митрополитъ Антоній (1970)
2018-09-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 59-е (4 декабря 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 21 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 3-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА ПО СЛУЧАЮ ОБЩЕСТВЕННЫХЪ БѢДСТВІЙ.

Слово послѣ бомбардированія г. Одессы соединеннымъ флотомъ непріятельскимъ,
произнесенное 11-го апрѣля 1854 года, въ день Пасхи на литургіи, въ одесскомъ каѳедральномъ соборѣ.

Христосъ воскресе!

Вчера спогребохся Тебѣ, Христе, совостаю днесь, воскресшу Тебѣ: сраспинахся Тебѣ вчера!

Какъ ни высокъ смыслъ и какъ ни глубоко значеніе сей священной пѣсни церковной, въ настоящій день цѣлый городъ нашъ можетъ приложить ее къ себѣ, и, ставъ предъ изображеніемъ воскресшаго Господа, съ благоговѣйнымъ смиреніемъ сказать: вчера спогребохся Тебѣ, Христе, совостаю днесь, воскресшу Тебѣ!

Въ самомъ дѣлѣ, кто изъ жителей града нашего, тѣмъ или другимъ образомъ, не подвергался вчера великой опасности отъ враговъ нашихъ? И за кого была бы претерплена вчера самая смерть (какъ и претерплена нѣкоторыми), если не за крестъ и гробъ Христовъ? Ибо, какая другая цѣль самой войны настоящей, какъ не защита вѣры православной и единовѣрныхъ собратій нашихъ отъ насилій и угнетеній мусульманскихъ? Посему-то, при всемъ духовномъ недостоинствѣ нашемъ, мы въ утѣшеніе свое можемъ сказать нынѣ, что вчера мы всѣ спогребались Самому Христу, Царю и Богу нашему. Нѣкоторые спогреблись вполнѣ — самымъ /с. 311/ дѣломъ, ибо пріяли, — я сказалъ, — смерть отъ огней вражескихъ; а мы хотя и не подверглись, по милости Божіей, сему кровавому жребію, но, по самому положенію нашему, долженствовали быть готовыми на то же самое. Поелику Господь, какъ вы слышали отъ святаго Златоуста, не только дѣянія пріемлетъ, но и предложеніе хвалитъ, и самое благое намѣреніе лобызаетъ, то быть не можетъ, чтобы Онъ, всеблагій, зря на сердце наше и готовность спострадать Ему, не вмѣнилъ того намъ въ самое дѣло и не восхотѣлъ раздѣлить съ нами и радости воскресенія Своего. Вчера спогребохся Тебѣ, Христе, совостаю днесъ, воскресшу Тебѣ!

«Но, какъ намъ радоваться, — помыслитъ кто-либо, — когда лютый врагъ нашъ, по всей вѣроятности, готовитъ противу насъ новую огненную бурю?»

А какъ радовались, возлюбленный, отроки вавилонскіе въ пещи халдейской, какъ ты слышалъ вчера у гроба Спасителя, — и не только радовались, но и воспѣвали во славу Господню? Подобнымъ образомъ будемъ радоваться и мы, коихъ положеніе еще далеко не такъ ужасно, какъ было оныхъ дивныхъ отроковъ среди пламени пещнаго.

Какъ, — укажемъ на другой примѣръ, — какъ радовались Апостолы Христовы, о коихъ въ дѣяніяхъ Апостольскихъ читаемъ, что они, послѣ біенія и ранъ отъ іудеевъ, идяху, радующеся, отъ лица собора іудейскаго, яко за имя Господа Іисуса сподобишася безчестіе пріяти (Дѣян. 5, 41). Такъ будемъ радоваться и мы, кои вчера сподобились величайшей чести — спострадать Ему въ самый день погребенія Его.

Если какая радость есть самая чистая и достойная праздника воскресшаго Господа, то эта, ибо она будетъ происходить не отъ другихъ какихъ-либо причинъ и побужденій, напр. не отъ увеселеній праздничныхъ, не отъ угожденія плоти и крови, — а именно изъ любви къ нашему Спасителю и Господу. Такою радостію мы еще никогда не радовались, такъ какъ, не было къ тому и такого необыкновеннаго случая. Возрадуемся же нынѣ и воскликнемъ подобно Израильтянамъ, по прошествіи ими Чермнаго моря: поимъ Господеви славно бо прославися (Исх. 15, 1)! — Прославися славно, не только въ преславномъ возстаніи Своемъ изъ гроба, но и въ спасеніи отъ смерти и гроба насъ, кои подверглись вчера такому множеству смертоносныхъ стрѣлъ /с. 312/ вражескихъ: прославися славно, не только въ посрамленіи іудеевъ, вознесшихъ Начальника жизни на крестъ и хотѣвшихъ удержать Его во гробѣ, но и въ постыжденіи враговъ нашихъ, кои такъ же готовили намъ не жизнь и радость, а смерть, разрушеніе и плѣнъ позорный.

Что касается до враговъ нашихъ, то, вѣроятно, они не преминутъ нынѣ явиться противъ насъ снова — въ томъ или другомъ видѣ, ибо надобно же имъ докончить дѣло своего нечестія и не показать, что отъ вчерашнихъ ранъ своихъ они уже не въ состояніи выйти противу насъ на брань, но будьте увѣрены, что, наученные опытомъ, враги явятся безъ прежней наглости и самонадѣянія. А намъ послѣ того, какъ мы видѣли вчера и безуспѣшіе врага и особенную милость Божію надъ нами, намъ уже непростительно было бы оказаться малодушными. Если Господь защитилъ насъ Своею невидимою силою такъ побѣдоносно вчера, когда мы предстояли Его гробу: то тѣмъ паче не предастъ насъ въ жертву врагамъ нынѣ — въ день преславнаго востанія Его изъ гроба. Ничто убо, скажемъ и мы словами св. Златоуста, ничто да не препятствуетъ нашей радости о воскресшемъ Спасителѣ нашемъ, поимъ Господеви, славно бо прославися!

А если кто изъ насъ уже никакъ не можетъ оставить страха, то мы, пожалуй, и ему укажемъ — чего можно и должно страшиться всѣмъ намъ: того, возлюбленный, чтобы не отступила какимъ-либо образомъ отъ насъ благодать Божія. Ибо тогда не поможетъ намъ никакая сила, никакое оружіе, и никакое искусство защитниковъ нашихъ. А благодать Божія, какъ, думаю, не безъизвѣстно вамъ, отступаетъ отъ человѣка, и отъ цѣлыхъ градовъ и весей тогда, если они, вознерадѣвъ о законѣ Божіемъ и душѣ своей, предаются нераскаянно дѣламъ тьмы — гордости, невоздержанію, плотоугодію, злобѣ и ненависти. Будемъ посему хранить себя всѣми силами отъ таковыхъ дѣлъ тьмы и всегда, тѣмъ паче въ продолженіе настоящаго облежанія насъ врагами. Поспѣшимъ, напротивъ, украсить себя, и ради великаго празднества, и ради окружающей насъ опасности, дѣлами свѣта, любовію, кротостію, чистотою и милосердіемъ. Тогда воскресшій Господь будетъ съ нами и подастъ намъ, какъ подалъ Апостоламъ, Свой миръ и Свою радость, коихъ /с. 313/ не можетъ возмутить и похитить никакой врагъ — ни видимый, ни невидимый. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ III. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 310-313.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.