Церковный календарь
Новости


2018-11-17 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 3-е основаніе (1992)
2018-11-17 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 2-е основаніе (1992)
2018-11-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 43-я (1922)
2018-11-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 42-я (1922)
2018-11-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Наше церковное правосознаніе (1976)
2018-11-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Мысли о Православіи (1976)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 17 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 3-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА ПО СЛУЧАЮ ОБЩЕСТВЕННЫХЪ БѢДСТВІЙ.

Слово послѣ бомбардированія гавани одесской пароходомъ непріятельскимъ,
произнесенное въ первый день Пасхи на вечерни въ одесскомъ каѳедральномъ соборѣ.

Христосъ воскресе!

Итакъ врагъ нашъ не усумнился возмутить перунами своими радость нашу о воскресеніи Господнемъ; подобно какъ вчера не устыдился нарушить святое сѣтованіе наше при гробѣ Господнемъ!.. Будь это день рожденія Магомета, или день постыднаго бѣгства его изъ Мекки, враги наши, вѣроятно, изъ одного приличія, не захотѣли бы нарушить спокойствія мусульманъ, и дали бы имъ въ мирѣ окончить свое празднество; а день погребенія Спасителя міра, день Его преславнаго возстанія изъ гроба для нихъ ничего не значитъ!.. Въ сіи-то самые дни они наипаче злобствуютъ и бѣснуются, какъ одержимые духомъ тьмы и злобы!.. Въ самомъ дѣлѣ, кто могъ внушить имъ такое ожесточеніе, не только противу насъ, но и противъ святыхъ праздниковъ христіанскихъ, какъ не оный древній противникъ Бога и человѣка, который дерзнулъ нѣкогда возмутить покой и тишину самаго неба?

Да примѣтятъ сіе тѣ изъ насъ, кои привыкли безразсудно брать въ образецъ нравовъ и обхожденія эти самые народы, теперь противу насъ такъ враждующіе: вотъ ихъ мудрость и образованность! вотъ ихъ мягкость и утонченіе нравовъ! Сражаться и полагать душу за нечестивыхъ поклонниковъ Магомета; ковать изъ угожденія имъ цѣпи для своихъ собратій-христіанъ, ни во что ставить таинства св. вѣры и праздники Господни, нападать нагло на мирные города и веси!.. Оставляйте послѣ сего легкомысленно родную страну свою, чтобы спѣшить къ нимъ на уроки; наполняйте память и обогащайте свой умъ душетлѣнными произведеніями ихъ разстроеннаго воображенія; препоручайте дѣтей вашихъ ихъ руководству: они научатъ ихъ, какъ лю/с. 314/бить Бога и ближняго, какъ почитать отца и матерь, какъ быть вѣрнымъ Царю и отечеству!....

Но, что же сдѣлалъ и въ чемъ успѣлъ нынѣ врагъ нашъ? О, онъ успѣлъ чрезвычайно много!... Вреда намъ онъ не сдѣлалъ почти никакого, но если кто еще сомнѣвался доселѣ въ томъ, что для него нѣтъ ничего священнаго, то теперь уже — не можетъ!... Ибо, какъ поступилъ въ настоящій день онъ, такъ могли поступить только одни враги креста Христова!... Посему-то и стяжалъ онъ для себя нынѣ новый трофей; до сего времени врагъ нашъ былъ отвратителенъ собственно для насъ, а теперь омерзѣлъ нечестіемъ своимъ самымъ, среди насъ обитающимъ, соотчичамъ своимъ, кои, видя нашу справедливость и его неправды и гордыню, спѣшатъ одинъ за другимъ, оставивъ униженное и опозоренное знамя своей родины, уклониться навсегда подъ благотворную сѣнь орла всероссійскаго.

Но меня особенно поражаетъ нынѣ одно обстоятельство. Когда приблизилась буря къ намъ и непріятель появился на водахъ нашихъ и началъ оказывать обычную ему дерзость и алчность, то нѣкоторые изъ насъ невольно приходили въ страхъ и предавались унынію; а я утверждалъ противное, говорилъ, что врагъ нашъ страшенъ болѣе въ нашемъ воображеніи, нежели на самомъ дѣлѣ, что онъ со всѣми силами и средствами своими не можетъ сдѣлать намъ вреда значительнаго, что одинъ, два, три опыта, — и тѣ сами, кои теперь такъ страшатся, увидятъ истину и начнутъ презирать опасность, что можетъ, наконецъ, наступить время, когда малыя дѣти будутъ глумиться надъ шумомъ оружія непріятельскаго. И кто бы могъ ожидать? — не только первыя, самыя послѣднія слова мои оправдались уже во всей силѣ, оправдались еще вчера, когда нельзя было предвидѣть, чѣмъ кончится дѣло. Не отъ одного очевиднаго свидѣтеля слышу я, какъ вчерашній день нѣкоторые изъ самыхъ юныхъ отроковъ, видя безуспѣшность падающихъ среди града нашего перуновъ вражіихъ, гонялись за ними, какъ за предметами игры, чтобы пріобрѣсти въ добычу себѣ, какъ нѣкоторые, даже полууязвленные, не хотѣли выпустить добытаго изъ рукъ своихъ.

Стоило же приходить для сего изъ отдаленнѣйшаго края нашей части свѣта цѣлымъ флотамъ двухъ великихъ дер/с. 315/жавъ! — Стоило нарушать для сего святость дней, первыхъ въ году для всего міра христіанскаго! Стоило разбросать напрасно столько молній и громовъ!

Но, братіи мои, мы впали бы въ грубую ошибку и непростительную гордость, если бы возмнили, что все это безуспѣшіе врага было слѣдствіемъ нашихъ силъ и нашего искусства. Нѣтъ, и не съ такими силами и средствами какъ наши, въ подобныхъ случаяхъ трепетали предъ нимъ другіе грады и страны. Съ нами напротивъ произошло вчера нѣчто необыкновенное; надъ нами и градомъ нашимъ проявилось особенное знаменіе милости Божіей, проявилось въ томъ, что сверхъ всякаго ожиданія, разженныя стрѣлы врага не оказывали сроднаго имъ дѣйствія; и если не возвращались вспять на него самаго, какъ древле при осадѣ Великаго Новграда, то не вредили намъ и падали праздно на землю.

Если же Господь показалъ себя такимъ образомъ особеннымъ Заступникомъ нашимъ, то и намъ, братіе мои, предлежитъ явить себя преимущественно людьми Божіими. И мы явимъ себя такими, если, оставивъ суетныя забавы и увеселенія, коими обыкъ сопровождаться и, сказать точнѣе, помрачаться нынѣшній великій праздникъ, проведемъ его въ молитвахъ и хожденіи во храмъ Божій, въ мирномъ и благочестивомъ собесѣдованіи о путяхъ Промысла Божія, такъ разительно явленныхъ и надъ нами, и въ дѣлахъ любви и благотворенія къ бѣднымъ и нуждающимся собратіямъ нашимъ. Хотѣлили, наконецъ, сдѣлать что-либо особенно благоугодное для воскресшаго Господа — въ знакъ благодарности за спасеніе Имъ града нашего? — И для сего есть у всѣхъ насъ весьма благонадежное средство. Господь нашъ ни отъ чего такъ не отвращается, какъ отъ злобы и ненависти, и ничего такъ не любитъ и не благословляетъ, какъ мира и любви. Врагъ нашъ, движимый духомъ злобы, возмутилъ нечестиво нашу радость о воскресеніи Господнемъ, и въ семъ случаѣ показалъ въ себѣ крайній недостатокъ любви и чувства христіанскаго; а мы, какъ истинные послѣдователи Распятаго, вмѣсто чувствъ вражды и ненависти, простимъ врагамъ нашимъ — во славу и честь Воскресшаго. Такимъ образомъ мы исполнимъ во всей силѣ матерній совѣтъ и приглашеніе святой Церкви, которая отъ полноты радости и восторга вопіетъ нынѣ: простимъ /с. 316/ вся воскресеніемъ! Когда говорится — вся, то симъ устраняется всякое исключеніе: да не будетъ его и для враговъ нашихъ! Ибо и о многихъ изъ нихъ можно сказать со всею справедливостію, что они не вѣдятъ, что творятъ (Лук. 23, 34). Если бы они знали чистоту и высоту намѣреній нашего возлюбленнаго Монарха; если бы вѣдали точно о всѣхъ бѣдствіяхъ и угнетеніяхъ, кои претерпѣваютъ отъ поклонниковъ алкорана наши и ихъ собратія по вѣрѣ, то не соединили бы такъ неразумно знаменія всечестнаго креста Христова съ зловѣрнымъ знаменемъ магометовымъ. Вожди и народоправители ихъ, конечно, должны знать настоящее положеніе вещей на Востокѣ и хотятъ сокрыть истину въ неправдѣ; имъ, очевидно, нужна не цѣлость державы мусульманской, а ослабленіе и уничиженіе Богомъ возвеличенной и прославленной Россіи. Но что дѣлать съ самолюбіемъ и нечистотою сердца человѣческаго? Развѣ мы сами — въ нашей частной жизни и взаимномъ обхожденіи — не подвергаемся подобному ослѣпленію страстей? Если кто первый виновникъ нынѣшняго, едва не всемірнаго, смущенія и бѣдствій, то это отецъ лжи, оный человѣкоубійца искони (Іоан. 8, 44), который, будучи пораженъ смертельно на Голгоѳѣ въ главу крестомъ Христовымъ, въ отмщеніе за то и нѣкое утѣшеніе себѣ, старается возмущать враждою благодатное царство Христово на землѣ, возставляя одинъ противъ другаго самые народы христіанскіе, и не дая совершать имъ единодушно ихъ великаго и святаго предназначенія.

Не дадимъ убо мѣста сему врагу всемірнаго спасенія — по крайней мѣрѣ въ собственныхъ сердцахъ нашихъ; и въ доказательство сего, послѣдуя примѣру воскресшаго Господа, Который со креста молился о распинателяхъ Своихъ, вознесемъ искреннюю молитву къ Нему о самыхъ врагахъ нашихъ, дабы Онъ благодатію Своею ниспослалъ имъ духа разума, чтобы они узрѣли истину и убѣдились въ правотѣ нашего дѣла и намѣреній, — духа правды, чтобы они не мѣняли безразсудно невинныхъ и страждущихъ собратій своихъ по вѣрѣ на прегордыхъ и безчеловѣчныхъ поклонниковъ Магомета, и духа человѣколюбія, чтобы они не возмущали оружіемъ своимъ покоя — по крайней мѣрѣ — мирныхъ и беззащитныхъ градовъ и весей. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ III. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 313-317.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.