Церковный календарь
Новости


2018-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 1-я (1922)
2018-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 41-я (1922)
2018-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 40-я (1922)
2018-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 39-я (1922)
2018-07-18 / russportal
Н. А. Соколовъ. Убійство въ Алапаевскѣ Вел. Кн. Елизаветы Ѳедоровны (1925)
2018-07-17 / russportal
С. Павловъ. Екатеринбургское злодѣяніе 17-го іюля 1918 года (1947)
2018-07-16 / russportal
В. К. Абданкъ-Коссовскій. Страшная годовщина 17 іюля 1918 г. (1942)
2018-07-16 / russportal
Поиски отвѣта на вопросъ о судьбѣ останковъ Царской Семьи (1995)
2018-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 38-я (1922)
2018-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 37-я (1922)
2018-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 36-я (1922)
2018-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 35-я (1922)
2018-07-15 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 16-я (1925)
2018-07-15 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 15-я (1925)
2018-07-14 / russportal
И. А. Ильинъ. "Путь духовнаго обновленія". Гл. 4-я. Разд. 4-й (1962)
2018-07-14 / russportal
И. А. Ильинъ. "Путь духовнаго обновленія". Гл. 4-я. Разд. 3-й (1962)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 18 iюля 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 4.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 3-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА ПО СЛУЧАЮ ОБЩЕСТВЕННЫХЪ БѢДСТВІЙ.

Слово по случаю удаленія отъ Одессы англо-французскаго флота, предъ благодарственнымъ молебствіемъ,
произнесенное 14 апрѣля 1854 года, въ Среду Св. Пасхи въ одесскомъ каѳедральномъ соборѣ.

Христосъ воскресе!

Наконецъ и воды наши стали свободны отъ врага; по крайней мѣрѣ мы уже не видимъ его на нихъ. Куда устремился онъ, не знаемъ, но, судя по обхожденію его съ нами, нѣтъ сомнѣнія, что онъ удалился отъ насъ не на радость прочимъ брегамъ нашимъ. Правда, онъ провозглашалъ себя врагомъ великодушнымъ, не думающимъ о принесеніи вреда и потерь напрасныхъ, желающимъ подать примѣръ брани умѣренной, разумной и, такъ сказать, христіанской; но вы видѣли, въ чемъ состоитъ этотъ разумъ и умѣренноеть, это мнимое человѣколюбіе и христіанство!...

Время теперь разсмотрѣть и сообразить, чего стоило намъ это первое огненное свиданіе съ человѣколюбивымъ врагомъ нашимъ, что мы потеряли при семъ и что пріобрѣли, гдѣ перевѣсъ — y него или у насъ?...

Разсмотрѣвъ безпристрастно и со всѣхъ сторонъ происшедшее съ нами, я не усумнился бы, братіе, назвать нападеніе на насъ враговъ нашихъ событіемъ, хотя печальнымъ и тяжкимъ, но вмѣстѣ съ тѣмъ благопріятнымъ и достославнымъ для насъ — во многихъ отношеніяхъ. Разумѣется, все это такъ вышло вопреки ихъ намѣренія, по устроенію всеблагой десницы Божіей, которая изъ самаго зла умѣетъ извлекать доброе, — но вышло именно такъ. Ибо мы при семъ случаѣ почти ничего, какъ увидимъ, не потеряли, а пріобрѣли весьма многое и важное.

Въ самомъ дѣлѣ, что мы потеряли? Нѣсколько ветхихъ зданій въ предмѣстіи города, нѣсколько неважныхъ судовъ въ пристани, которая наиболѣе страдала отъ огня; — въ самомъ городѣ — тамъ пробита стѣна, здѣсь проломлена кровля, индѣ испорчено въ саду дерево: вотъ всѣ наши вещественныя утраты! Сложите ихъ всѣ вмѣстѣ, оцѣните и увидите, что все количество нашей потери далеко не сравнится съ тѣмъ, чего стоило врагу нашему одно это желѣзо и одни эти огни, кои онъ, вопреки привычкѣ своей, такою нераз/с. 318/счетливой рукою и столь долго разсыпалъ напрасно надъ главами нашими.

Къ сожалѣнію, мы лишились при семъ нѣсколькихъ храбрыхъ защитниковъ нашихъ; и забвена буди десница наша (Псал. 136, 5), если мы не будемъ всегда воспоминать ихъ молитвенно у жертвенника Христова, но, воздавъ подобающее уваженіе павшимъ ради насъ жертвамъ, вмѣстѣ съ тѣмъ въ утѣшеніе наше не можемъ не сказать, что число ихъ весьма не велико, такъ что иногда одна буря на морѣ нашемъ сопровождается не меньшею потерею.

А между тѣмъ, какъ много мы пріобрѣли!

Пріобрѣли, во-первыхъ, увѣренность въ невозможности для врага много вредитъ намъ и въ неудобоприступности для него града нашего. Ибо многіе изъ насъ представляли себѣ нападеніе столь многочисленнаго флота и дѣйствіе адскихъ огней его на городъ нашъ такъ важнымъ и пагубнымъ, что вмѣстѣ съ тѣмъ, по ихъ мнѣнію, долженъ былъ наступить едва не послѣдній день Одессы. Сколько бы кто тогда ни разувѣрялъ въ семъ и ни приводилъ на то разныя доказательства, нельзя было почти никого изъ таковыхъ убѣдить въ противномъ. Теперь, и безъ доказательствъ, всякъ перемѣнилъ прежнія мысли и отложилъ опасенія, потому что противное тому, какъ думалъ, увидѣлъ на самомъ опытѣ. Такая перемѣна въ мысляхъ и мнѣніи значитъ весьма много: отнынѣ никто не будетъ помышлять скоропоспѣшно объ удаленіи куда бы то ни было, когда тотъ же или другой какой-либо врагъ явится на водахъ нашихъ. Видали уже мы, скажетъ, эти флоты и огненныя бури: погремитъ подобно тучѣ въ облакахъ, и пройдетъ.

Во-вторыхъ, безуспѣшное нападеніе на насъ непріятеля доставило намъ великую честь предъ лицемъ всей Россіи. Врага ожидали едва не по всѣмъ краямъ Отечества; не одинъ приморскій городъ находился въ положеніи, подобномъ нашему. Кому достанется честь принять на свою грудь первые удары врага и отразить его побѣдоносно? Кто первый подастъ примѣръ мужества и самоотверженія? Всѣ думали и вопрошали о семъ, но никто не могъ отвѣчать на сіе. Теперь явно, что эта честь предоставлена была свыше намъ, что этотъ примѣръ суждено было взять всѣмъ съ нашего города... Благодареніе Богу, что при всей скудности /с. 319/ средствъ нашихъ къ защитѣ, мы успѣли, какъ должно, выполнить свое предназначеніе, не посрамивъ имени русскаго! Какъ опасность и бѣдствіе постигли первыхъ насъ, то за первыми нами послѣдуетъ честь и слава. Въ какомъ самомъ отдаленномъ краѣ отечества не услышатъ теперь о томъ, чтó случилось со градомъ нашимъ? Гдѣ не будутъ радоваться о насъ? Гдѣ не будутъ хвалить насъ и говорить: «честь и слава Одессѣ! Она поступила, какъ слѣдовало поступить русскому городу, подала для всѣхъ прекрасный примѣръ любви къ отечеству, — показала, какъ можно и съ малыми средствами стоять и устоять противъ всѣхъ силъ вражіихъ».

Все это важно само по себѣ, но для насъ тѣмъ важнѣе и отраднѣе, что не будемъ скрывать прошедшей истины — мы были доселѣ не въ весьма благопріятномъ мнѣніи у нашихъ соотечественниковъ. Всюду знали, что градъ нашъ процвѣтаетъ торговлею, что мы пользуемся многими особенными выгодами жизни, что благоденствіе наше даже благотворно для всего края нашего. Но вмѣстѣ съ тѣмъ на насъ смотрѣли какъ бы съ нѣкоторымъ недовѣріемъ, думали, что, при безпрестанномъ сношеніи съ чужеземцами, намъ трудно было сохранить въ цѣлости всю силу духа и всю теплоту чувства русскаго, что посему, въ случаѣ опасности, отъ насъ нельзя ожидать той твердости духа и того самоотверженія, коими прославили себя многіе изъ древнихъ градовъ русскихъ. Такъ думали о насъ; и что могли мы сдѣлать, дабы выйти изъ такого неблагопріятнаго понятія о насъ! Для сего требовались не слова, а дѣла, требовался какой-либо важный опытъ, гдѣ мы могли бы показать себя со стороны, для насъ благопріятной. Теперь, благодаря нападенію враговъ, это примрачное мнѣніе о насъ должно исчезнуть само собою. Чѣмъ менѣе ожидали отъ насъ, тѣмъ болѣе вездѣ будутъ обрадованы нами и благорасположатся въ пользу нашу. Отнынѣ городъ нашъ займетъ мѣсто въ числѣ достоуважаемыхъ градовъ земли отечественной. Какъ Кіевъ, Новгородъ, Владиміръ, Смоленскъ — имѣютъ каждый какой-либо приснопамятный годъ своея славы, такъ Одесса будетъ имѣть навсегда свой славный годъ 1854-й!

Наконецъ, братія моя, возвысимся духомъ, очистимъ, /с. 320/ какъ заповѣдуетъ святая Церковь, чувствія наши, да узримъ и разумѣемъ послѣднее благо, которое, вопреки намѣренія своего, доставили намъ враги наши своимъ нападеніемъ на насъ, — благо уже не чувственное и временное, а духовное, вѣчное.

Размышляли ль вы когда-либо, братіе, о томъ крещеніи Духомъ Святымъ и огнемъ, которое обѣщалъ іудеямъ отъ лица Сына Божія Іоаннъ Креститель? — Той вы, говорилъ онъ, креститъ Духомъ Святымъ и огнемъ (Матѳ. 3, 11): примѣтьте сіе послѣднее выраженіе: огнемъ. Оно означало тѣ гоненія и бѣдствія, кои вѣрующіе вслѣдствіе самаго обращенія своего изъ невѣрія, претерпѣвали тогда за имя Господа Іисуса отъ іудеевъ и язычниковъ.

Симъ-то великимъ и святымъ крещеніемъ не Духомъ точію, но и огнемъ, крестились всѣ Апостолы Христовы, положивъ за возлюбленнаго Учителя своего самую душу свою; чрезъ сіе огненное крещеніе прешло безчисленное множество христіанъ первыхъ вѣковъ, когда быть христіаниномъ значило почти то же, что быть мученикомъ. Сему же крещенію огнемъ подвергаются во всѣ времена и на всѣхъ концахъ земли тѣ, кои особенно возлюбили Господа, и коихъ Господь избралъ въ особенныя орудія своихъ благодатныхъ дѣйствій. Наше возлюбленное отечество, какъ бы не въ примѣръ, — а дай Богъ, чтобы и въ примѣръ, — другимъ народамъ, сподоблялось не разъ сего крещенія огнемъ и кровію, особенно во время вѣковыхъ страданій отъ ига Монголовъ, когда мучимые варварами предки наши, вмѣсто всѣхъ утѣшеній себѣ, говорили одно: христіанинъ есмь. Отъ сего-то, а не отъ другой какой причины, составилось и произошло великое и многоцѣнное наименованіе: Святая Русь. Даже многіе изъ градовъ отечественныхъ могутъ показать на себѣ слѣды сего крещенія кровію и огнемъ; почему и именуются — достойно и праведно — градами Богоспасаемыми.

Но граду нашему, при всѣхъ прочихъ преимуществахъ его, доселѣ не доставало сего особеннаго завѣта съ небомъ, сего знаменія благодати, сего залога милости Божіей. И можно ли было восхитить его самоуправно? Это дѣло зависитъ не отъ произвола человѣческаго; совершается на земли, но приходитъ свыше: Той вы креститъ Духомъ Святымъ и огнемъ.

/с. 321/ И вотъ пришло, наконецъ, свыше предуставленное время и нашему граду пріять благодать сего крещенія, то есть, претерпѣть искушеніе и пострадать за имя Спасителя своего и вѣру въ животворящій Крестъ Его, столь нечестиво уничижаемый отъ самыхъ народовъ христіанскихъ предъ луною магометовою. И смотрите, какъ полно и торжественно совершилось надъ нимъ это священно-таинственное крещеніе! Въ первенствующей Церкви приготовлялись вообще къ благодати крещенія всю святую Четыредесятницу, и уже, по окончаніи ея, въ Великую Субботу, у гроба Христова сподоблялись сего таинства. Святый примѣръ сей выполнился надъ нами во всей точности: и намъ весь Великій постъ прошедшій данъ былъ на приготовленіе себя къ пріятію особенной благодати; и тѣ, кои умѣютъ слагать въ умѣ и сердцѣ своемъ пути Промысла Божія, безъ сомнѣнія, не пренебрегли симъ временемъ къ особенному очищенію души и совѣсти своея. И вотъ, съ наступленіемъ Великой Субботы, у гроба Спасителя, нисходитъ, — такъ Господу, а не врагу нашему, устроившу, — и на насъ крещеніе Духомъ и огнемъ!.. Разумѣвшій все сіе (и мы уповаемъ, что были таковые) не имѣлъ много времени смущаться отъ шума стрѣлъ вражіихъ; стоя у гроба Господня, онъ спогребался Христу въ духѣ — за себя и другихъ; не унывалъ посему, а укрѣплялся вѣрою и радовался за градъ нашъ, который въ это грозное время священно-таинственнѣ обручался и сочетавался навсегда своему Царю, Спасителю и Богу.

Уразумѣй же, градъ Одесса, тайну сего великаго событія надъ собою: уразумѣй и возрадуйся духомъ о даннѣй тебѣ благодати! Свѣтися, свѣтися вѣрою; слава бо Господня и на тебѣ возсія! Не стыдися, а величайся язвами, тебѣ нанесенными; ибо это язвы святыя, о коихъ ты можешь со смиреніемъ сказать словами Апостола: азъ язвы Господа моего на тѣлѣ моемъ ношу. Но, въ знакъ новаго крещенія, начни отселѣ и новую святую жизнь, достойную града Богоспасаемаго. Возлюби любовію искреннею и крѣпкою Бога отцевъ своихъ, Бога Спасителя твоего, и не мѣняй служенія Ему ни на какія прелести Вааловы. Вмѣстѣ съ симъ да утвердится въ тебѣ и любовь къ братіи твоей, ищущая всегда и во всемъ не своихъ си, но аще суть ближняго.

Тогда ты можешь быть навсегда спокойной за твою /с. 322/ участь. Тогда падетъ отъ страны твоея тысяща, и тьма одесную тебе, къ тебѣ же не приближится зло (Псал. 90, 7); ибо, въ случаѣ недостатка обыкновенныхъ человѣческихъ средствъ къ защитѣ, Онъ, всемогущій, заповѣсть Ангеломъ Своимъ сохранити тя во всѣхъ путехъ твоихъ (Псал. 90, 10-11). — Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ III. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 317-322.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.