Церковный календарь
Новости


2018-11-17 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 3-е основаніе (1992)
2018-11-17 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 2-е основаніе (1992)
2018-11-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 43-я (1922)
2018-11-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 42-я (1922)
2018-11-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Наше церковное правосознаніе (1976)
2018-11-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Мысли о Православіи (1976)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 17 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 3-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ПАДЕНІЕ АДАМОВО.

Бесѣда въ Великій Вторникъ.

И быша вси дніе Адамовы лѣтъ девять сотъ и тридесять, и умре (Быт. 5, 5).

Такъ долго продолжалась еще жизнь праотца нашего, уже изгнаннаго изъ рая сладости, уже удаленнаго отъ древа жизни, уже осужденнаго возвратиться въ землю, отъ нея же взятъ бысть! Новое и очевидное доказательство того, что если бы мы не согрѣшили, то не подлежали бы смерти и тлѣнію.

Но что же бы тогда было съ родомъ человѣческимъ? — Увы, мы всѣ такъ сдружились съ смертію, что не можемъ и представить себѣ, чтó было бы безъ нея! Было бы то, что родъ человѣческій, невинный и святый, разселился бы по лицу всей земли, и она вмѣстѣ съ тѣмъ вся обратилась бы въ рай сладости: было бы то (позволимъ себѣ скромное гаданіе), что, по прошествіи извѣстнаго времени, роды и поколѣнія людей, подобно Эноху и Иліи, не вкусивъ смерти, преставлялись бы въ другіе свѣтлые міры, коихъ такое множество надъ главами нашими и кои, можетъ быть, теперь до времени и праздны потому именно, что не являются тѣ, въ жительство коимъ они предназначены. Но, во всякомъ случаѣ, не вѣрьте, братіе мои, тѣмъ празднымъ говорунамъ, кои съ важнымъ видомъ утверждаютъ, что если бы смерть не упраздняла мѣстъ для новыхъ жильцевъ, то потомкамъ Адамовымъ негдѣ было бы жить. Тѣ, кои вникли въ сей предметъ не поверхностно, не для того токмо, чтобы, при случаѣ сказать два-три красныхъ слова, давно уже вычи/с. 528/слили и показали, что шаръ земной и въ наше время еще представлялъ бы много свободнаго мѣста для жительства потомковъ Адамовыхъ, если бы каждый изъ нихъ оставался въ живыхъ и доселѣ. При чемъ не надобно забывать, что человѣкъ невинный въ первобытномъ состояніи своей души и тѣла, а равно и всей внѣшней природы, не имѣлъ бы нужды въ одеждѣ и кровѣ, ни въ нынѣшнихъ пособіяхъ къ своему пропитанію, и слѣдовательно, требовалъ бы для своего существованія на землѣ гораздо менѣе пространства, нежели какое сдѣлалось для него необходимымъ нынѣ.

Если бы кто вопросилъ за симъ, откуда произошло такое долголѣтіе Адама, равно какъ и послѣдующихъ патріарховъ? — таковому отвѣтствуемъ, что причиною сего долголѣтія былъ, во-первыхъ, остатокъ первобытной жизни и силы, кои въ самой высшей степени сосредоточены были въ человѣкѣ, яко владыкѣ всего одушевленнаго и неодушевленнаго; во-вторыхъ, отъ особеннаго состоянія окружающей человѣка природы, которая, въ началѣ также сохраняла въ себѣ болѣе жизненныхъ силъ для питанія и поддержанія жизни человѣческой. Вмѣстѣ съ симъ должно сказать, что доколѣ люди не размножились на землѣ, само провидѣніе Божіе особенно пеклось о продолженіи жизни человѣческой, устраняя отъ нихъ разрушительное дѣйствіе стихій.

Но обратимся къ прародителямъ нашимъ и спросимъ: надъ чѣмъ проведена жизнь ихъ, столь долговременная? Судя по нынѣшнему, въ такое продолжительное время сколько можно бы надѣлать разныхъ дѣлъ, открыть законовъ природы, изобрѣсти и усовершить искусствъ, основать городовъ и селеній, проложить путей и взаимныхъ сообщеній, придумать разныхъ удобствъ къ жизни? Но объ Адамѣ ничего подобнаго не говорится. И чтобы мы не подумали, что это одно молчаніе священнаго бытописателя о предметахъ, его не занимавшихъ, между тѣмъ какъ на самомъ дѣлѣ Адамомъ было сдѣлано многое въ гражданскомъ и житейскомъ отношеніи, Моисей опредѣлительно указываетъ въ послѣдствіи на начало всѣхъ важнѣйшихъ изобрѣтеній, называя по имени виновника каждаго. Такъ, о Каинѣ сказано, что онъ бѣ зиждяй градъ (Быт. 4, 17): слѣдовательно отецъ Каиновъ, Адамъ, не созидалъ городовъ, а жилъ въ кущѣ. Такъ Іовилу приписывается умноженіе и /с. 529/ усовершеніе средствъ и удобствъ жизни пастушеской (Быт. 4, 20): слѣд., Адамъ не заботился много о семъ удобствѣ. Такъ Ѳовелъ названъ ковачемъ мѣди и желѣза (Быт. 4, 22): слѣд., Адамъ не расторгалъ нѣдръ земныхъ для извлеченія изъ нихъ металловъ. О Іувалѣ говорится, что сей бяше показавый цѣвницу и гусли (Быт. 4, 21); слѣдовательно, Адамъ не думалъ о томъ, чтобы забавлять себя и потомковъ своихъ бряцаніемъ на струнахъ и органахъ.

Что значитъ сія, по нашему, какъ бы недѣятельность перваго прародителя нашего? То ли, что въ немъ не было способности на подобныя изобрѣтенія, и что силы ума человѣческаго развились для сего уже послѣ, въ потомкахъ его? Но въ томъ, кто былъ созданъ по образу Божію, безъ сомнѣнія, болѣе находилось способности на все истинно-благое, нежели въ тѣхъ, кои произошли уже отъ него, можно сказать, не столько по образу Божію, сколько по виду самаго Адама, падшаго и обезображеннаго грѣхомъ. Одно нареченіе Адамомъ именъ всѣмъ животнымъ, по одному взгляду на нихъ, показываетъ уже, какъ онъ выше насъ стоялъ по прозрѣнію въ самое существо вещей. Тѣмъ паче стало бы умѣнія у него построить въ лучшемъ видѣ или свои кущи, или какой-либо пріютъ для безсловесныхъ; тѣмъ болѣе стало бы искусства выстрогать цѣвницу или устроить гусли. Но Адамъ не занимается ничѣмъ подобнымъ. Почему? потому, что весь былъ занятъ другимъ, высшимъ и лучшимъ, тѣмъ, то есть, чтобы путемъ покаянія войти паки въ рай, отъ него же изгнанъ бысть, и гдѣ паки не нуженъ будетъ ни городъ Каиновъ, ни мѣдь и желѣзо Ѳовеловы, ни цѣвница съ гуслями Іуваловыми.

Такой взглядъ на жизнь и все земное перешелъ отъ Адама и къ прочимъ патріархамъ. Будучи родоначальниками племенъ, пользуясь величайшимъ уваженіемъ своихъ многочисленныхъ потомковъ, они скорѣе всѣхъ послѣдующихъ завоевателей и владыкъ могли бы сдѣлаться повелителями странъ и народовъ, окружить себя всѣмъ удобствомъ жизни, поставить для себя чертоги и престолы; но они всѣ ведутъ жизнь самую простую и странническую; не имѣютъ ни постояннаго крова, ни даже собственной земли; Авраамъ, напримѣръ, столько могущественъ, что могъ побѣдить пять царей и освободить изъ плѣна у нихъ племянника своего Лота, а самъ пріобрѣтаетъ покупкою пещеру даже для своего погребенія. Почему такъ? Что заставляло ихъ вести жизнь, по нашему, столь странную? То, что они, какъ за/с. 530/мѣчаетъ Апостолъ, взирали на себя яко на странниковъ и пришельцевъ на землѣ, устремляли взоръ въ будущее, ожидая града, ему же художникъ и содѣтель Богъ (Евр. 11, 10).

Племя Каиново не захотѣло подражать примѣру своего святаго прародителя и пошло другимъ путемъ; предалось удобствамъ жизни, начало дѣлать одно за другимъ изобрѣтеніе, извлекло изъ нѣдръ земныхъ металлы, окружило себя златомъ и серебромъ, настроило домовъ и чертоговъ, надѣлало цѣвницъ и гуслей. Но что наконецъ вышло изъ всего этого? Слишкомъ предавшись тѣломъ и душею земному, скоро забыли небесное; за удобствомъ жизни тотчасъ вошла роскошь; за нею вторглись чувственность и страсти; все это подавило вѣру и совѣсть; пороки не стали находить себѣ никакой преграды: беззаконія и злодѣйства осквернили всю землю; наконецъ всеобщій развратъ дошелъ до того, что вся земля, по выраженію Бытописателя, растлилась; человѣкъ весь сталъ плотію и погрузился въ чувственность и нечистоту до того, что въ немъ не могъ уже обитать Духъ Божій, Тотъ Духъ, безъ Коего нѣтъ истинной жизни ни въ комъ и ни въ чемъ. Что же далѣе? обыкновенныхъ наказаній къ исправленію нравовъ и обузданію нечестія недостало, не только на землѣ, но и на небѣ. Потребовались мѣры чрезвычайныя: и вотъ разверзлись хляби небесныя и источники бездны; пришелъ потопъ и смылъ съ лица земли златошвенныя кущи, мѣдь и цѣвницу, вмѣстѣ съ кующими и поющими. А святое семейство Ноево, въ коемъ обитали простота и чистота нравовъ, которое, не отличаясь изобрѣтеніями и искусствами, вѣрно слѣдовало смиренному образу жизни Адама и Сиѳа, пребыло невредимымъ среди всеобщаго истребленія, спаслось отъ водъ потопныхъ въ ковчегѣ и, по прошествіи гнѣва Божія и казни, содѣлалось разсадникомъ для новаго рода человѣческаго.

Что должно заключить изъ сихъ столь противоположныхъ примѣровъ? Что намъ не позволительно пещись о своей тѣлесной жизни, открывать, умножать и усовершать источники своего, такъ называемаго, земнаго благоденствія? Нѣтъ, это было бы противно намѣреніямъ Создателя нашего, Который Самъ благоволилъ подать человѣку примѣръ попеченія о всемъ этомъ, когда, вмѣсто смоковничнаго препоясанія, яко несовершеннѣйшаго, сотворилъ для него ризы кожаны. Не будемъ посему неблагодарны къ тѣмъ собратіямъ нашимъ, кои потрудились и трудятся надъ изобрѣтеніемъ и усовершеніемъ разныхъ вещей, служащихъ намъ /с. 531/ въ жизни нашей. Но вмѣстѣ съ тѣмъ, не будемъ забывать, что намъ, кои всѣ на землѣ только на самое краткое время, безразсудно было бы всю жизнь свою посвятить на убранство временной гостиницы нашей, и не заняться, по крайней мѣрѣ, столько же, приготовленіемъ для себя помѣщенія тамъ, гдѣ должно намъ пребывать вѣчно. Прародителю нашему, жившему болѣе 900 лѣтъ, позволительно было бы употребить сто или двѣсти лѣтъ на удовлетвореніе своихъ житейскихъ нуждъ и земныхъ пожеланій, ибо еще 700 лѣтъ оставалось для своей души и для Бога, а намъ много ли времени можно дѣлить между землею и небомъ? Самымъ долговѣчнымъ (и сколько ихъ?) только нѣсколько десятковъ лѣтъ. При такой краткости нашей жизни совершенное безуміе тратить ее, какъ дѣлаютъ нѣкоторые, на умноженіе вокругъ себя скорогибнущихъ игрушекъ и не употреблять на пріобрѣтеніе благъ вѣчныхъ.

И поживе Адамъ девять сотъ и тридесять лѣтъ и умре. По такой краткости выраженія, можете судить, братіе мои какъ Моисей вообще кратокъ въ своемъ повѣствованіи. Смерть перваго человѣка, яко общаго прародителя нашего, весьма немаловажна для всѣхъ насъ. Кто бы не пожелалъ слышать хотя нѣсколько словъ о томъ, какъ Адамъ оканчивалъ жизнь свою, что завѣщавалъ потомкамъ своимъ, то есть, всему роду человѣческому, какимъ погребеніемъ почтилъ его весь міръ тогдашній. Но у Моисея обо всемъ этомъ ни слова. О смерти Евы даже вовсе не упоминается; можемъ только догадываться, что она предварила супруга своего въ окончаніи земнаго поприща. Таковы святые писатели! они говорятъ одно то, что дано было видѣть имъ отъ Духа Святаго: посему и не слѣдуютъ обыкновеннымъ правиламъ нашего повѣствованія. Возвышенные въ званіе наставниковъ цѣлаго рода человѣческаго, они не водятся любопытствомъ, а говорятъ только необходимое для всеобщаго наставленія. Повѣствованіе подробностей о смерти Адама не составляло такой необходимости; потому и нѣтъ его въ священныхъ книгахъ. Въ какой странѣ кончилъ жизнь Адамъ? Не знаемъ. Гдѣ гробъ его? Не знаемъ. Есть древнее и трогательное преданіе, якобы онъ погребенъ на Голгоѳѣ, такъ что крестъ Христовъ утвержденъ былъ надъ его прахомъ, и кровь Спасителя оросила его собою, въ знакъ чего подъ крестомъ и изображается у насъ глава человѣческая. Но гдѣ бы ни былъ погребенъ Адамъ, крестъ всюду осѣнилъ его собою; въ смѣшеніи съ какою бы зем/с. 532/лею ни находился прахъ его, кровь Искупителя міра нашла его и проникла своею Божественною силою. Посему-то, имѣя въ виду вѣру и покаяніе Адамово, святая Церковь постоянно признавала его первымъ, по времени, въ ликѣ праведниковъ. Такимъ образомъ онъ, имѣвши несчастіе подать потомкамъ своимъ примѣръ нарушенія заповѣди Божія, имѣлъ счастіе содѣлаться для нихъ и примѣромъ покаянія.

Будемъ, братіе мои, подражать сему послѣднему примѣру; и ни грѣхъ Адамовъ, ни даже собственные наши грѣхи не воспрепятствуютъ намъ удостоиться благодати помилованія и войти въ рай. Будемъ также блюсти себя отъ нечестиваго ропота и безразсуднаго глумленія надъ святыми прародителями нашими, какъ это бываетъ, къ сожалѣнію, съ нѣкоторыми. Что роптать? Если палъ избранный изъ всѣхъ, то кто бы устоялъ на его мѣстѣ изъ насъ, не избранныхъ? Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ III. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 527-532.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.