Церковный календарь
Новости


2018-07-18 / russportal
Н. А. Соколовъ. Убійство въ Алапаевскѣ Вел. Кн. Елизаветы Ѳедоровны (1925)
2018-07-17 / russportal
С. Павловъ. Екатеринбургское злодѣяніе 17-го іюля 1918 года (1947)
2018-07-16 / russportal
В. К. Абданкъ-Коссовскій. Страшная годовщина 17 іюля 1918 г. (1942)
2018-07-16 / russportal
Поиски отвѣта на вопросъ о судьбѣ останковъ Царской Семьи (1995)
2018-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 38-я (1922)
2018-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 37-я (1922)
2018-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 36-я (1922)
2018-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 35-я (1922)
2018-07-15 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 16-я (1925)
2018-07-15 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 15-я (1925)
2018-07-14 / russportal
И. А. Ильинъ. "Путь духовнаго обновленія". Гл. 4-я. Разд. 4-й (1962)
2018-07-14 / russportal
И. А. Ильинъ. "Путь духовнаго обновленія". Гл. 4-я. Разд. 3-й (1962)
2018-07-14 / russportal
И. А. Ильинъ. "Путь духовнаго обновленія". Гл. 4-я. Разд. 2-й (1962)
2018-07-14 / russportal
И. А. Ильинъ. "Путь духовнаго обновленія". Гл. 4-я. Разд. 1-й (1962)
2018-07-13 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О блаженныхъ мѣстахъ (1897)
2018-07-13 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О блаженныхъ обителяхъ (1897)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 18 iюля 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 3-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ПАДЕНІЕ АДАМОВО.

Слово въ Великую Среду, заключительное.

Кончился, братіе мои, печальный свитокъ грѣхопаденія прародителей нашихъ; теперь сами видите, справедливо ли сказано нами въ началѣ, что въ немъ, какъ въ горькомъ свиткѣ, свыше показанномъ нѣкогда Пророку, вписано рыданіе, жалость и горе (Іезек. 2, 10). Ахъ, если есть какія бѣдствія на землѣ, если страдаетъ отъ чего-либо весь родъ человѣческій, то все это беретъ начало свое изъ Эдема, у корня древа запрещеннаго! Тутъ начало грѣха и страстей нашихъ! тутъ исходище нашей смерти и тлѣнія! И что со всею нашею мудростію и всѣми усиліями могли бы мы сдѣлать для прекращенія бѣдствій нашихъ, если бы предоставлены были самимъ себѣ? Кто могъ принять на себя ужасную тяжесть грѣховъ и неправдъ человѣческихъ, чтобы стать между нами и правдою небесною и преложить ее на милость? Съ другой стороны, кто могъ войти и проникнуть въ собственное сердце наше, связать преступное самолюбіе, сего лютаго дракона, въ немъ гнѣздящагося, исцѣлить насъ отъ проказы грѣховной и обновить духъ правый въ утробѣ нашей? Кто могъ потомъ низойти въ сердце земли, снять съ ней проклятіе, освободить ее отъ работы истлѣнія и извести въ свободу чадъ Божіихъ? — Кто, наконецъ, могъ сойти во адъ, къ душамъ толикихъ милліоновъ братій нашихъ, уснувшихъ уже сномъ смерти, озарить ихъ свѣтомъ жизни и радости, и указать имъ путь на небо? Все это /с. 533/ совершенно превышало силы не только наши, но и всѣхъ существъ сотворенныхъ.

Возблагодаримъ убо, братіе мои, любовь Божію, которая не оставила насъ падшихъ, не презрѣла нечистыхъ и прокаженныхъ грѣхомъ, не забыла умершихъ и близъ ада сущихъ. Явился вторый Адамъ, Господь съ небесе, Который смертію и крестомъ Своимъ возставилъ вcе падшее во Адамѣ первомъ. Съ завтрашняго дня откроется предъ нами дивное зрѣлище Его божественныхъ страданій, коими уврачевано наше паденіе эдемское, и мы, при содѣйствіи благодати Господней, постараемся вникнуть вмѣстѣ съ вами въ сіе чудо любви и безпримѣрнаго промышленія Божія о насъ недостойныхъ. Теперь же, чтобы въ настоящій день не остаться намъ безъ преломленія хлѣба духовнаго и пищи для сердца, соберемъ останки отъ прошедшихъ духовныхъ трапезъ нашихъ. Отъ преломленія пяти хлѣбовъ, какъ повѣствуется въ Евангеліи, собрано было дванадесять кошницъ, а для насъ недостойныхъ довольно будетъ, если мы и отъ дванадесятократнаго собесѣдованія соберемъ хотя единую кошницу на нынѣшній день, дабы слабое благовѣстіе слова нашего соотвѣтствовало величію св. поста, если ничѣмъ другимъ, то числомъ дней и пространствомъ времени.

Итакъ, что у насъ, христіанъ, называется паденіемъ Адамовымъ? Такъ называется тотъ злополучный поступокъ прародителей нашихъ въ раю, когда они, вопреки ясной заповѣди Божіей, вкусили, по внушенію змія, отъ плода запрещеннаго и, такимъ образомъ, разорвали святой и блаженный союзъ съ Творцемъ и Благодѣтелемъ своимъ.

Въ чемъ состояла важность сего преступленія и сущность паденія Адамова? Въ томъ, что слабая тварь возстала противъ всемогущаго Творца, что человѣкъ, по неразумію своему, отдѣлилъ волю свою отъ воли Божіей, пошелъ противъ премудрыхъ Его намѣреній, покусился на совершенство, ему не принадлежащее и для него невозможное, и вступилъ въ союзъ со врагомъ Божіимъ, который самъ, потерявъ небо, злоумыслилъ заградить его и для человѣка, къ нему предназначеннаго.

Что было слѣдствіемъ паденія Адамова? Смерть, какъ предсказалъ Самъ Господь, и при томъ во всѣхъ ея видахъ; то есть, смерть духа, оставленнаго Духомъ Божіимъ, преставшаго быть едино съ Господомъ; смерть ума, закрывшагося для созерцанія истинъ міра духовнаго и открывшагося для всякаго рода лжи и обаяній; смерть воли, потерявшей /с. 534/ силу стремиться къ добру и ощутившей всегдашнюю наклонность ко злу; смерть сердца, обезчувствѣвшаго для чистыхъ наслажденій духовныхъ и начавшаго двигаться единственно по бурному дыханію страстей; наконецъ, смерть тѣла, подпавшаго разрушительному вліянію стихій, сдѣлавшагося добычею болѣзней и тлѣнія.

Чѣмъ выражается паденіе Адамово въ каждомъ изъ насъ? Тѣмъ, что мы являемся на свѣтъ сей не въ томъ видѣ, какими прародители наши вышли изъ рукъ Божіихъ; зачинаемся, какъ говоритъ св. Давидъ, во грѣхахъ и раждаемся въ беззаконіяхъ, а рожденные такимъ образомъ, не имѣемъ уже тѣхъ совершенствъ, коими обладали прародители наши въ состояніи невинности, и подлежимъ множеству душевныхъ и тѣлесныхъ сквернъ, кои по необходимости содѣлываютъ насъ предметомъ отвращенія и гнѣва Божія, такъ что, если мы не возвратимъ первобытной чистоты и останемся съ настоящею порчею, то, болѣзнуя и страдая въ настоящемъ, не можемъ ожидать лучшаго жребія и въ будущемъ. Это самое называется въ ученіи христіанскомъ грѣхомъ прирожденнымъ.

Есть ли какое-либо врачевство противъ заразы эдемской? — Есть — въ Крестѣ Христовомъ. Іисусъ Христосъ, яко вторый Адамъ и новый духовный Родоначальникъ и Глава человѣчества, принесъ намъ съ неба правду, жизнь и нетлѣніе. Соединясь съ Нимъ вѣрою и любовію, чрезъ св. таинства Церкви, подобно какъ соединены мы съ Адамомъ плотію и кровію, мы избавляемся отъ грѣха и проклятія за него, содѣлываемся чистыми и святыми, способными паки къ жизни въ Богѣ, къ владычеству надъ самими собою и надъ всѣмъ дольнимъ.

Таково, братіе мои, ученіе слова Божія о паденіи прародителей нашихъ, а въ лицѣ ихъ и всего рода человѣческаго! Ученіе столь же глубокое, сколько простое и ясное, — удаленное, конечно, во всей полнотѣ его, отъ опыта, и между тѣмъ, одно токмо могущее изъяснить, что каждый испытываетъ въ своей жизни.

Хотите ли знать, къ чему сіе ученіе можетъ и должно служить намъ? Внемлите.

Ученіе о паденіи Адамовомъ, — и только оно одно, — достаточно проясняетъ намъ тайну злополучнаго состоянія нашего на землѣ.

Кто изъ способныхъ къ размышленію, при взглядѣ на человѣка и его состояніе на землѣ, не погружался въ глу/с. 535/бокое недоумѣніе и скорбь? Ибо, что представляетъ изъ себя земное бытіе наше? Представляетъ сочетаніе противорѣчій, самыхъ странныхъ и жалкихъ, — крайняго величія съ крайнимъ униженіемъ, немалаго добра съ великимъ зломъ, явной способности всѣхъ и каждаго къ блаженству съ непрестанными лишеніями и слезами. Съ одной стороны человѣкъ есть существо богоподобное, природный владыка и повелитель земли, видимый наперсникъ неба, наслѣдникъ вѣчности. Съ другой — это сынъ, какъ бы забытый своимъ отцемъ и непомнящій своего происхожденія; это царь, лишенный престола, преслѣдуемый и мучимый своими подданными и, что стократъ хуже сего, — это измѣнникъ совѣсти и закону, игралище страстей самыхъ низкихъ и преступныхъ, это какъ бы нѣкій духъ падшій и отверженный! Откуда сія ужасная противоположность? Не зная истиннаго ея источника, невольно можно подумать, какъ и думали многіе, что въ мірѣ два совѣчныхъ начала: доброе и злое, что человѣкъ есть произведеніе обоихъ началъ, добраго въ томъ, что есть въ немъ добраго; злаго въ томъ, что есть въ немъ злаго, что особенно тѣло человѣческое, яко гнѣздилище страстей, есть непосредственное произведеніе начала злаго. Отъ такого неправильнаго взгляда на природу человѣческую сколько другихъ заблужденій! Сколько самыхъ нелѣпыхъ правилъ въ жизни! Сколько кровавыхъ обрядовъ! Одни, вслѣдствіе превратнаго понятія о природѣ человѣческой, простирались въ строгости жизни едва не до самоубійства; другіе, почитая всѣ поступки наши безразличными, уничтожали всякую добродѣтель и позволяли человѣку все.

Христіанинъ, съ яснымъ понятіемъ о грѣхопаденіи эдемскомъ, свободенъ отъ всѣхъ сихъ заблужденій и крайностей. Ибо знаетъ, откуда грѣхъ и зло въ мірѣ; знаетъ, почему и за что страдаетъ человѣкъ; вѣдаетъ, что и грѣхъ и страданіе человѣка есть слѣдствіе не природы его и не дѣло Творца ея, а произведеніе собственныхъ рукъ человѣческихъ, плодъ злоупотребленія нашей свободы. Всеобщій опытъ вполнѣ подтверждаетъ для насъ все это, ибо злоупотребленіе свободы, или точнѣе сказать, слабаго остатка ея и нынѣ всегда сопровождается горестнымъ послѣдствіемъ для человѣка: между тѣмъ, какъ употребленіе ея разумное и благое, если не прекращаетъ совершенно бѣдствій нашихъ, то видимо и ощутительно сокращаетъ число ихъ. Вмѣстѣ съ симъ самъ собою теряется и исчезаетъ для насъ, несчастный, во всякомъ случаѣ, поводъ къ ропоту на Про/с. 536/мыслъ Божій. Воспоминая о томъ, что произошло съ нами въ Эдемѣ, вмѣсто безумной гордости и отчаянія, мы естественно располагаемся и приходимъ къ смиренію, терпѣнію, и упованію на благость и помощь Того, Кто можетъ уврачевать всѣ наши язвы.

Во-вторыхъ, ученіемъ о паденіи Адамовомъ уясняется тайна искупленія нашего въ Іисусѣ Христѣ и Его крестной смерти, за насъ подъятой.

Сойти Богу на землю, облечься нашею плотію, претерпѣть всѣ виды уничиженія, взойти на крестъ и умереть смертію преступника — это такія событія, которыя могли послѣдовать только ради какой-либо наиважнѣйшей причины. Для чего же все это, если не было паденія нашихъ прародителей, если родъ человѣческій таковъ, какимъ вышелъ изъ рукъ Творца? Въ такомъ случаѣ напрасны и излишни не токмо крестъ, самыя ясли и пелены Христовы. Ибо все, что прилично и нужно было со стороны Бога сдѣлать въ помощь роду человѣческому не павшему, могло быть сдѣлано и безъ явленія Бога во плоти, тѣмъ паче безъ страданій и смерти Его на древѣ крестномъ. Нужно ли было научить людей? Они могли быть научены чрезъ человѣка. Нужно ли было подать примѣръ добра? Онъ могъ быть поданъ опять чрезъ человѣка же или Ангела. Но поднять на себя тяжесть грѣховъ нашихъ, примирить насъ съ Богомъ и своею смертію умертвить нашу смерть, возставить насъ изъ персти и тлѣнія, — для сего явно было недостаточно силъ существъ сотворенныхъ; для сего подобало явиться Тому, Кто, и въ человѣческомъ образѣ, яко безпредѣльный по своему могуществу и заслугамъ, единѣмъ приношеніемъ могъ совершить во вѣки освящаемыхъ (Евр. 10, 14). Кто, будучи положенъ въ наслѣдника всѣмъ (Евр. 1, 2) и всему, имѣетъ посему ключи не Эдема токмо, но ада и смерти (Апок. 1, 18). Такимъ образомъ крестъ Христовъ представляется во всемъ его величіи токмо тогда, когда на него смотрятъ не съ Голгоѳы, или изъ вертограда Іосифова, а изъ Эдема, при видѣ Херувима, съ пламеннымъ оружіемъ стрегущаго путь древа жизни. О, какъ понятно, какъ драгоцѣнно тогда все, что происходитъ на Голгоѳѣ! Тутъ видишь, какъ одна за другою врачуются всѣ язвы, нанесенныя намъ зміемъ эдемскимъ, какъ сокрушается, наконецъ, самая глава его смертію Богочеловѣка! Ибо, въ чемъ сущность уязвленія зміинаго? Въ томъ, что обольщенный человѣкъ, уклонивъ волю свою отъ воли Божіей, соединилъ ее /с. 537/ съ волею врага Божія, и восхищеніемъ непщевалъ усвоить себѣ то, что подобаетъ единому Богу. И се, на крестѣ Самъ Богочеловѣкъ, въ вознагражденіе сего покушенія и мятежа, изъ повиновенія волѣ Божіей и по чистой любви къ людямъ, страждетъ, умираетъ и приноситъ въ жертву Самого Себя! По совершеніи сего жертвоприношенія, не умиравшему токмо на крестѣ Страдальцу а небу и землѣ вмѣстѣ съ Нимъ подобало воскликнуть: совершишася! Ибо тутъ все сдѣлано: слава Творца возстановлена, законъ удовлетворенъ; діаволъ низложенъ и поруганъ; человѣкъ искупленъ, двери въ Эдемъ отверсты!...

Въ-третьихъ, ученіемъ о паденіи Адамовомъ опредѣляется самымъ вѣрнымъ образомъ правило нашего поведенія во все продолженіе нашей земной жизни.

Ибо, что такое по паденіи нашемъ для насъ земля? Явно — есть помѣщеніе только временное и при томъ похожее съ одной стороны на обширный смирительный домъ, въ коемъ укрощаются своеволіе и буйство, а съ другой — на обширную больницу, гдѣ врачуются зараженные проказою и язвами грѣховными. Кто смотритъ такимъ образомъ на землю, — а иначе нельзя смотрѣть на нее отъ вратъ потеряннаго Эдема, — тотъ не будетъ прилѣпляться ни къ чему земному, престанетъ поставлять задачею своей жизни стяжаніе благъ тлѣнныхъ, а будетъ всемѣрно стараться о томъ, чтобы какъ можно болѣе воспользоваться краткимъ срокомъ пребыванія на землѣ изгнанія для достиженія цѣли своего заключенія на ней, то есть, употребитъ всѣ силы, способности и средства къ тому, чтобы подавить въ себѣ сѣмя грѣха и беззаконія, возстановить въ душѣ своей образъ Божій, исцѣлить свой умъ, свою волю и свою совѣсть отъ яда зміинаго, — отъ лжи, плотоугодія, злобы и гордости, утвердить себя въ повиновеніи закону Господню, и такимъ образомъ сдѣлать себя способнымъ паки войти въ рай и соединиться съ Богомъ.

Кто понялъ свое падшее состояніе, тотъ не будетъ удивляться, когда Евангеліе потребуетъ отъ него не простаго только удаленія отъ пороковъ и принужденія себя къ добродѣтели, а умерщвленія своей воли и самолюбія, распятія плоти, страстей и пожеланій, погубленія самой души своей. Ибо наше паденіе, наша болѣзнь, наша смерть въ томъ и состояли, что мы вмѣсто благой воли Божіей, предались своей волѣ — злой и мятежной; на мѣсто закона творческаго поставили въ душѣ и сердцѣ свое безумное я; /с. 538/ изъ области духа ниспали подъ владычество плоти и крови; забыли невидимое и вѣчное, и поработились видимому и тлѣнному; содѣлались врагами сами себѣ и начали жить такою жизнію, которая, въ сравненіи съ жизнію истинною, намъ подобающею, есть ложь и смерть. Кто понялъ, говорю, все это, для того сраженіе съ самимъ собою есть первый и послѣдній долгъ, а умерщвленіе въ себѣ ветхаго, плотскаго, грѣховнаго человѣка — первая и послѣдняя побѣда.

Наконецъ, ученіемъ о паденіи прародителей нашихъ проясняется для насъ, — безъ того темное и непонятное, — нынѣшнее состояніе природы и вещей, насъ окружающихъ. Ибо и въ природѣ видимой, также какъ въ родѣ человѣческомъ, богатство, величіе, порядокъ и красота перемѣшаны всюду съ скудостію, непорядкомъ, безобразіемъ и страданіемъ. Съ одной стороны это великолѣпный чертогъ царскій; съ другой — это печальное помѣщеніе для преступниковъ, обширное кладбище для мертвецовъ. Когда произошла сія неестественная двойственность? Кѣмъ возмущенъ прекрасный порядокъ тварей? Кто внесъ въ мирное царство природы вражду и смерть? Отвѣта на сіи вопросы нѣтъ въ природѣ; нѣтъ и у человѣка, если онъ не вѣдаетъ, какъ вся земля, по паденіи владыки своего — человѣка, лишилась благословенія Божія; подверглась клятвѣ, и слѣдовательно потерѣ совершенствъ первобытныхъ.

Имѣя въ виду все это, преноситесь, братіе мои, чаще мыслію вашею къ первымъ временамъ міра, посѣщайте въ духѣ — рай сладости, становитесь у древа запрещеннаго, и говорите самимъ себѣ: вотъ гдѣ произошло злополучное паденіе! Вотъ откуда моя нечистота, бѣдность и смерть! Вышедъ же изъ Эдема, восходите всегда мысленно на Голгоѳу, становитесь у креста Христова и говорите: а вотъ гдѣ совершилось наше возстаніе! Здѣсь я искупленъ отъ грѣха и смерти; здѣсь возвращенъ мнѣ рай! Такимъ образомъ горькій свитокъ бытія человѣческаго будетъ постепенно терять свою горесть отъ креста Христова и, омытый слезами покаянія, орошенный кровію Искупителя, содѣлается, наконецъ, подобно свитку Іезекіилеву (Іезек. 3, 3), яко медъ сладокъ во устахъ. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ III. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 527-532.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.