Церковный календарь
Новости


2018-11-17 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 3-е основаніе (1992)
2018-11-17 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 2-е основаніе (1992)
2018-11-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 43-я (1922)
2018-11-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 42-я (1922)
2018-11-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Наше церковное правосознаніе (1976)
2018-11-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Мысли о Православіи (1976)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 17 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 3-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

О ГРѢХѢ И ЕГО ПОСЛѢДСТВІЯХЪ.

Вкушая вкусихъ мало меду, и се азъ умираю (1 Цар. 14, 43)!

Слово огласительное.

Какой, слушатели, врагъ у насъ, самый первый и самый послѣдній, самый злобный и самый коварный? — Грѣхъ. Это врагъ самый первый; ибо кто лишилъ насъ образа Божія, изгналъ изъ рая сладости, поселилъ на сей землѣ бѣдствія и печалей? Грѣхъ. Это врагъ самый послѣдній, ибо кто отлучитъ навсегда грѣшниковъ въ послѣдній день отъ лица Божія, покроетъ ихъ стыдомъ и проклятіемъ предъ всѣмъ міромъ, низринетъ невозвратно во адъ къ діаволу и ангеламъ его на мученія вѣчныя? Грѣхъ. Это врагъ самый ужасный, ибо онъ губитъ нашу душу и тѣло, омрачаетъ умъ, порабощаетъ страстямъ волю, оскверняетъ сердце, подвергаетъ насъ болѣзнямъ, предаетъ смерти и тлѣнію. Это врагъ самый коварный, ибо чего не употребляетъ грѣхъ къ пораженію и плѣну нашему? Употребляетъ и нашу силу и наше безсиліе, и наши страсти и самыя добродѣтели, употребляетъ даже благость Божію, даже безцѣнныя заслуги Искупителя нашего, внушая грѣшнику, по надеждѣ на нихъ, безстрашіе и нераскаянность. По всему этому грѣхъ, какъ справедливо замѣтили св. отцы Церкви, ужаснѣе самого діавола, ибо и діавола изъ Ангела свѣтоноснаго грѣхъ сдѣлалъ духомъ отверженнымъ.

Судя по такой жестокости и коварству врага нашего — грѣха, надлежало бы ожидать, что мы будемъ крайне осто/с. 540/рожны противъ него, и постараемся брать заранѣе всѣ мѣры противъ его нападеній и лукавства; что сраженіе со грѣхомъ во всѣхъ его видахъ сдѣлается постояннымъ и главнѣйшимъ подвигомъ всей нашей жизни; что для побѣды надъ грѣхомъ или по крайней мѣрѣ для избѣжанія пораженій отъ грѣха, мы будемъ употреблять всѣ способности и силы наши, всѣ средства и пособія и естественныя и благодатныя; что въ случаѣ пораженія и ранъ, намъ причиненныхъ, немедленно будемъ возставать отъ паденій, вознаграждать потери, врачевать раны, избѣгать тѣхъ мѣстъ и случаевъ, кои были для насъ опасны и гибельны; что все близко или отдаленно приводящее ко грѣху, сдѣлается для насъ чуждымъ и отвратительнымъ; все, что защищаетъ или избавляетъ отъ грѣха, любезнымъ и драгоцѣннымъ. Но посмотрите на міръ и родъ человѣческій, посмотрите на другихъ и себя самихъ, — и увидите совершенно противное. Малая только, весьма малая часть людей ведетъ ту святую брань со грѣхомъ и порокомъ, которую бы всѣмъ и каждому вести надлежало. Другіе, если начинаютъ по временамъ сражаться съ общимъ врагомъ: то, во-первыхъ, по временамъ, безъ надлежащаго постоянства и твердости; выходятъ притомъ на брань, не собравшись со всѣми силами, не обдумавъ плана дѣйствій, не сообразивъ цѣли и средствъ, безъ твердой рѣшимости побѣдить или умереть, посему и прекращаютъ ее при первомъ маломъ успѣхѣ или неуспѣхѣ, забывъ, что брань со грѣхомъ должно вести до конца жизни. Большая же часть людей и не думала никогда о томъ, что надобно сражаться со грѣхомъ; вмѣсто ненависти къ сему врагу и удаленія отъ него, сами ищутъ нападеній и плѣна, сами идутъ въ станъ вражій, предаютъ себя въ его волю и требуютъ постыдныхъ узъ и приказаній — со всею готовностію носить первыя и исполнять послѣднія.

Что причиною, что такой ужасный и непримиримый врагъ, какъ грѣхъ, находитъ себѣ въ насъ такъ мало противоборства и такъ много послушанія и благопріятства? То ли, что намъ недостаетъ силы и средствъ къ сраженію съ нимъ? Нѣтъ, сего нельзя сказать, ибо хотя мы, по коварству сего же врага, лишились первобытныхъ силъ на доброе, коими снабжены были при сотвореніи насъ, но все еще имѣемъ столько способности, что можемъ питать по крайней мѣрѣ /с. 541/ постоянное отвращеніе ко грѣху и его ядовитымъ соблазнамъ. Съ другой стороны, каждому изъ насъ святою вѣрою нашею даруются силы и средства новыя, не меньше тѣхъ, коими обладали мы нѣкогда. Что сихъ новыхъ средствъ и силъ достаточно для совершенной побѣды надъ грѣхомъ, — свидѣтель тому цѣлый многочисленный ликъ святыхъ Божіихъ, кои, бывъ во всемъ подобны намъ, обложенные тою же бренною плотію, находясь среди тѣхъ же соблазновъ, сражаясь съ тѣми же напастями, терпя то же, и стократъ большее, не усомнились выйти на сраженіе со грѣхомъ, поражали его во всѣхъ его видахъ, остались, наконецъ, совершенными побѣдителями, и теперь, свободные отъ всякаго грѣха, исполненные всѣхъ совершенствъ, блаженствуютъ на небѣ, будучи готовы помогать намъ во всякомъ грѣховномъ обстояніи нашемъ. Итакъ, не безсиліе наше виною того, что ужасный врагъ нашъ — грѣхъ такъ ненаказанно господствуетъ надъ нами. Что же? между причинами сего печальнаго явленія одна изъ самыхъ главныхъ — невѣдѣніе, — то, что большая часть людей не знаетъ своего врага и его ужасныхъ свойствъ, не знаетъ до того, что почитаетъ его за своего друга. Повидимому странно не знать грѣха тѣмъ, кои грѣшатъ непрестанно; но въ самомъ дѣлѣ такъ. Увы, мы знаемъ, слишкомъ знаемъ грѣхъ, для того, чтобы грѣшить; но не знаемъ, какъ должно, грѣха для того, чтобы избѣгать его и ненавидѣть! То есть, мы знаемъ ту сторону грѣха, которую онъ самъ показываетъ намъ, дабы обольщать насъ, и не видимъ той стороны, которою онъ губитъ насъ и по сему самому старается всячески сокрывать отъ насъ. Въ семъ случаѣ большая часть людей подобна младенцу, который, видѣвъ нѣсколько разъ разнообразныя движенія змѣи и красивый переливъ цвѣтовъ ея на солнцѣ, но не имѣя никакого понятія о ядѣ ея, началъ бы увѣрять, что онъ хорошо знаетъ, что такое змѣя. При такомъ полузнаніи младенецъ готовъ, пожалуй, увѣрять, что змѣя прекрасное животное и что ее стóитъ имѣть на своихъ рукахъ, у своего сердца. Большая часть грѣшниковъ совершенно подобна сему младенцу; иначе какъ изъяснить безумныя похвалы грѣху и порокамъ, слышимыя нерѣдко изъ устъ бѣдныхъ грѣшниковъ? Какъ понять, что многіе не только грѣшатъ непрестанно, но и хвалятся своими грѣ/с. 542/хами? Утверждаютъ, что они дошли до ожесточенія нравственнаго и прямо ищутъ во грѣхѣ своей вѣчной погибели. Но этого бываетъ не видно въ сихъ несчастныхъ людяхъ; и они сами первые ужаснулись бы, еслибъ кто началъ производить ихъ грѣховность изъ сего ужаснаго начала. Нѣтъ, они ищутъ во грѣхѣ не погибели себѣ, а блаженства; и думаютъ найти его въ немъ потому, что, подобно младенцу, видятъ только красивую пестроту змѣиной кожи, и не видятъ жала и яда змѣинаго. Если бы они увидѣли ясно послѣднее, поняли, какой ядъ сокрывается въ сладости грѣховной, и убѣдились совершенно, что послѣдняя грѣха зрятъ прямо во дно адово, то первые, можетъ быть, поспѣшили бы навсегда разстаться со грѣхомъ, прокляли бы всѣ наслажденія его и рѣшились бы не рабствовать своимъ страстямъ, а сражаться съ ними на смертъ.

При такомъ положеніи дѣла, очевидно, нѣтъ ничего нужнѣе, какъ распространять между людьми истинное понятіе о грѣхѣ и его ужасныхъ послѣдствіяхъ. Всякъ, кто можетъ, долженъ дѣлать сіе, долженъ всякимъ способомъ, при каждомъ удобномъ случаѣ, сообщать другимъ, что онъ знаетъ о ядѣ грѣховномъ, какое его дѣйствіе и какія противъ него надежныя средства. Это обязанность каждаго самая священная! — Ибо судите сами, не такъ ли именно поступаемъ всѣ мы, когда идетъ на насъ какая-либо ужасная язва: не распрашиваемъ ли тогда другъ друга, не разсказываетъ ли каждый, что онъ знаетъ о язвѣ, на кого и когда она особенно нападаетъ, что ее привлекаетъ и что ей противно, чѣмъ можно предохранить себя или избавиться отъ нея? Но какая язва можетъ сравниться съ язвою грѣховною и ужасными опустошеніями, производимыми ею въ родѣ человѣческомъ? Посему нѣтъ долга въ отношеніи къ братіямъ нашимъ священнѣе того, какъ предостерегать ихъ отъ грѣха, и для сего вразумлять въ ужасное свойство его — убивать нашу душу и тѣло. Это самый полезный предметъ для собесѣдованія наставниковъ съ учениками, родителей съ дѣтьми, домовладыкъ съ домочадцами, людей просвѣщенныхъ съ простолюдинами.

Но если на комъ всецѣло лежитъ священный долгъ обнажать порокъ отъ всѣхъ личинъ его и показывать всѣ его ужасныя послѣдствія, то на пастыряхъ Церкви. По всей /с. 543/ справедливости должно сказать, что въ семъ наипаче должно состоять попеченіе о душахъ, имъ ввѣренныхъ. Ибо всѣ истины спасенія, какъ ни благотворны онѣ, не произведутъ желаемаго дѣйствія надъ грѣшникомъ, доколѣ онъ не убѣдится и не возчувствуетъ, что состояніе грѣха, въ коемъ находится онъ, есть состояніе самое ужасное и погибельное.

Чувствуя сію истину, и мы, братіе, по долгу званія нашего, рѣшились въ наступающіе дни святаго поста, избрать постояннымъ предметомъ для собесѣдованій нашихъ съ вами, грѣхъ и его ужасную ядовитость. Если бы слово наше не въ состояніи было возбудить чьего-либо вниманія, то теперь самое время возбудить его. Ибо въ продолженіе поста каждому изъ насъ надобно приступать къ покаянію и исповѣди: это самыхъ невнимательныхъ заставляетъ размышлять о грѣхѣ. Итакъ, будемъ размышлять вмѣстѣ и вслухъ: противъ общаго врага нашего соединимся общими силами. Для сего, при помощи благодати Божіей, разсмотримъ во-первыхъ, что есть грѣхъ въ существѣ своемъ, откуда онъ и какіе его виды; во-вторыхъ, изслѣдуемъ, чѣмъ грѣхъ соблазняетъ насъ, и постараемся сорвать съ него всѣ обольстительныя личины; въ третьихъ, пройдемъ мыслію по путямъ беззаконія, и покажемъ, куда приводятъ они. Собесѣдованіе о сихъ предметахъ можетъ послужить для всѣхъ насъ вмѣсто пріуготовленія къ таинству покаянія и исповѣди. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ III. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 539-543.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.