Церковный календарь
Новости


2018-11-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 6-я (1922)
2018-11-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 5-я (1922)
2018-11-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 117-й (1899)
2018-11-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 115-й (1899)
2018-11-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О Зарубежномъ церковн. законодательствѣ (1996)
2018-11-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Сомнит. православіе группы митр. Кипріана (1996)
2018-11-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 4-я (1922)
2018-11-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 3-я (1922)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ первый день Пасхи (1883)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (3-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Ди Пи въ Канадѣ (1975)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Никонъ. Видѣнія Св. Руси на просторахъ Канады (1975)
2018-11-19 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 5-е основаніе (1992)
2018-11-19 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 4-е основаніе (1992)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 20 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 3-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

О ГРѢХѢ И ЕГО ПОСЛѢДСТВІЯХЪ.

Вкушая вкусихъ мало меду, и се азъ умираю (1 Цар. 14, 43)!

Слово о существѣ грѣха, его видахъ, степеняхъ и различныхъ грѣховныхъ состояніяхъ.

Намѣревающіеся вступить въ сраженіе съ какимъ-либо сильнымъ непріятелемъ стараются первѣе всего узнать предварительно свойства своего противника, составъ его полчища, силы и средства, коими онъ можетъ располагать: подобно сему и для насъ, коимъ предлежитъ брань со грѣхомъ, нужно для успѣха въ своемъ дѣлѣ, предварительно узнать, въ чемъ состоитъ грѣхъ, гдѣ его начало, каковы свойства, въ какихъ выражается онъ видахъ, откуда беретъ силу, что ему благопріятствуетъ и что для него противно. Кто скажетъ намъ это? Скажетъ, во-первыхъ, слово Божіе, въ коемъ /с. 544/ грѣхъ изображается во многихъ мѣстахъ со всѣми ужасными его послѣдствіями; скажетъ, во-вторыхъ, исторія рода человѣческаго, исполненная примѣрами всякаго рода грѣховъ и преступленій человѣческихъ; скажетъ, наконецъ, самый ежедневный опытъ, и чуждый и свой собственный. Увы, для изображенія свойствъ грѣха нѣтъ нужды прибѣгать къ какимъ-либо умозрѣніямъ и пособіямъ мудрости человѣческой; довольно посмотрѣть внимательно на людей, и заглянуть въ собственное сердце, коему, какъ справедливо замѣчено священнымъ бытописателемъ, отъ юности прилежитъ помышленіе на злое по вся дни!

На вопросъ: что есть грѣхъ? отвѣтствуетъ намъ Апостолъ, говоря, что грѣхъ есть беззаконіе (1 Іоан. 3, 4). И дѣйствительно, сущность всякаго грѣха состоитъ въ нарушеніи какого-либо закона, такъ что если бы не было закона, то не было бы и грѣха. Поелику же законъ самъ по себѣ есть не что иное, какъ выраженіе воли Божіей, то грѣхъ столь же справедливо называется преступленіемъ сей всесвятой воли. — При каждомъ грѣхѣ человѣкъ, всякій разъ, вмѣсто закона поставляетъ свой слѣпой произволъ, вмѣсто пресвятой воли Божіей — свою злую волю; а посему при всякомъ грѣхѣ человѣкъ становится противникомъ и врагомъ своему Создателю. Уже по сей одной чертѣ можетъ судить всякій — какъ преступенъ, опасенъ и зловреденъ грѣхъ, ибо малое ли дѣло стать твари противъ своего Творца?

Такъ какъ требованія закона всѣ состоятъ изъ двухъ вещей — первое, чтобы мы дѣлали и исполняли все благое и праведное; во-вторыхъ, чтобы не дѣлали ничего худаго и несправедливаго: то грѣхъ, какъ нарушеніе закона, такъ же состоитъ изъ двухъ главныхъ видовъ — во-первыхъ, изъ неисполненія того, что законъ повелѣваетъ дѣлать, — грѣховъ, такъ называемыхъ, опущенія; во-вторыхъ, изъ совершенія того, что законъ запрещаетъ дѣлать, — грѣховъ, такъ называемыхъ, нарушенія. Такъ напримѣръ: грѣшитъ тотъ, кто отнимаетъ у ближняго, какимъ то ни было образомъ, его собственность; грѣшитъ и тотъ, кто самую свою собственность не употребляетъ во благо ближняго, когда можетъ это сдѣлать, ибо законъ повелѣваетъ не только не обижать ближняго ничѣмъ, но и помогать ему всѣмъ. По/с. 545/добнымъ образомъ грѣшитъ не только тотъ, кто лжетъ и вводитъ другихъ въ заблужденіе, но и тотъ, кто, зная истину, не открываетъ ее и не выводитъ изъ заблужденія. — Это должно примѣтить особенно: ибо многіе почитаютъ грѣхомъ для себя одно то, что сдѣлали они худаго и богопротивнаго; а что не сдѣлано ими добраго и общеполезнаго, — того нисколько не ставятъ себѣ въ преступленіе. Нѣтъ, и это грѣхъ, когда человѣкъ, могши сдѣлать что-либо доброе, не дѣлаетъ того по своему нерадѣнію или малодушію. Всѣ таковые осудятся съ рабомъ, закопавшимъ свой талантъ въ землю. И онъ не сдѣлалъ повидимому ничего худаго, представивши потомъ свой талантъ господину цѣлымъ; но поелику не употребилъ его какъ должно, то и лишенъ всего, въ наказаніе за лѣность.

Такъ какъ свободная дѣятельность человѣка выражаетъ себя тремя главными способами — мыслію и желаніемъ, словомъ и бесѣдою и, наконецъ, самыми дѣйствіями: то и грѣхъ имѣетъ три главные вида. Есть грѣхи мысленные — это всѣ нечистые помыслы и желанія, грѣховныя воображенія и воспоминанія. Питать въ умѣ и сердцѣ своемъ подобныя мысли и желанія — значитъ грѣшить: ибо, кромѣ того, что отъ такихъ мыслей и желаній часто происходятъ худыя слова и дѣла, онѣ сами по себѣ уже портятъ душу и дѣлаютъ ее нечистою и богопротивною. Какъ опасна и зловредна сія внутренняя нечистота и грѣховность мыслей и чувствъ, — разительно показываетъ примѣръ духовъ нечистыхъ, ибо у нихъ нѣтъ ни нашего слова, ни нашей тѣлесности: ихъ порча и развращеніе — все заключено въ ихъ духѣ; однако же, какъ оно ужасно!

Втораго рода грѣхи состоятъ изъ худыхъ и гнилыхъ словъ. Сюда относятся всѣ виды лжи и обмана словеснаго, всѣ роды божбы напрасной и клятвъ безразсудныхъ, всѣ пересуды и злорѣчія на счетъ ближняго, всѣ лжесвидѣтельства и клеветы, всѣ соблазнительныя шутки и срамословія. Сюда же должно отнести и грѣхи слова письменнаго, когда то, чтó грѣшно произносить устами, пишется на бумагѣ, и такимъ образомъ распространяется и стократъ болѣе дѣлаетъ соблазна и вреда, нежели произносимое устно. Къ сему же роду грѣховъ будутъ принадлежать и тѣ случаи, когда мы могли сказать что-либо хорошее и полезное и не /с. 546/ сказали, когда должны были защищать истину священную, или обнаружить ложь и клевету безчестную, и не сдѣлали того изъ разсчетовъ самолюбія или своекорыстія.

Третій видъ грѣховъ состоитъ изъ самыхъ порочныхъ дѣйствій. Здѣсь, если начать исчислять поименно, то недостанетъ числъ и словъ. — Примѣтимъ только, что иные грѣхи прямо противъ Бога и вѣры въ Него, какъ-то: невѣріе, хула и отчаяніе; иные грѣхи устремлены противъ ближняго, напримѣръ: татьба, убійство; иные противъ самого грѣшника, напримѣръ: сладострастіе, невоздержаніе и піянство.

Не всѣ грѣхи бываютъ, безъ сомнѣнія, въ каждомъ человѣкѣ; обыкновенно одна какая-либо страсть беретъ верхъ надъ другими и, становясь господствующею, нерѣдко даже изгоняетъ другія страсти, съ ней несовмѣстныя, какъ напримѣръ: скупость изгоняетъ невоздержаніе; но въ сущности дѣла, каждый грѣшникъ носитъ въ себѣ сѣмя всѣхъ пороковъ, подобно какъ праведникъ носитъ въ себѣ начало и сѣмя всѣхъ добродѣтелей. Тѣмъ паче нельзя быть съ однимъ какимъ-либо грѣхомъ и порокомъ по произволу. Человѣкъ гордый, напримѣръ, бываетъ вмѣстѣ и завистливъ, и мстителенъ, и жестокъ; человѣкъ скупой — притѣснителенъ, лживъ и низокъ; плотоугодникъ — клятвопреступенъ, лицемѣренъ и расточителенъ.

Не всѣ грѣшники стоятъ также на одной степени развращенія: въ грѣхѣ, какъ и добродѣтели, есть своя постепенность. Первая степень, когда человѣкъ начинаетъ предаваться по временамъ разнымъ порокамъ, или одному какому-либо, безъ особеннаго расположенія ко грѣху, не забывая по временамъ и покаянія, хотя безъ особенныхъ плодовъ его. Вторая степень — когда худыя дѣйствія обращаются въ навыкъ, порокъ или страстъ; становятся постояннымъ началомъ дѣйствій и правиломъ для жизни, не заглушая, однако же, вовсе желанія исправиться и перестать грѣшить. Третья степень — когда развращеніе доходитъ до того, что грѣшникъ, совершенно ослѣпленный грѣхомъ, почитаетъ его для себя необходимостію, вовсе забываетъ законъ и страхъ Божій, грѣшитъ нераскаянно, съ намѣреніемъ всегда оставаться такимъ, какъ есть.

Состоянія грѣховныя также различны. Есть состояніе /с. 547/ грѣховнаго невѣдѣнія, въ коемъ человѣкъ, слѣдуя влеченію растлѣнной природы и худымъ примѣрамъ, совершаетъ многіе грѣхи, не имѣя надлежащаго понятія о томъ, какъ совершаемое имъ противно закону и природѣ. Въ такомъ состояніи находятся многіе изъ бѣдныхъ язычниковъ, по недостатку истинной религіи. Есть состояніе безпечности духовной, въ коемъ находящіеся вовсе не думаютъ о томъ, что и какъ должно человѣку дѣлать, чего требуетъ законъ Божій и что воспрещаетъ, живутъ какъ случится, поступаютъ какъ случится. Примѣръ и обстоятельства, прывычка и страсти суть для нихъ, вмѣсто всѣхъ правилъ и законовъ. Есть состояніе духовнаго лицемѣрія, когда человѣкъ ясно видитъ, чего требуетъ долгъ и совѣсть, и старается сохранить на себѣ всю личину честности, но втайнѣ предается всему, къ чему влекутъ его страсти. Въ такомъ лицемѣріи обличалъ нѣкогда Господь фарисеевъ. Есть состояніе грѣховнаго ожесточенія, когда грѣшникъ выходитъ изъ свойственной грѣху боязни и скрытности, безчинствуетъ явно, упорно отвергаетъ всѣ вразумленія и хвалится своими преступленіями. Есть состояніе отчаянія, когда грѣшникъ, пробудившись отъ грѣха, чувствуетъ крайнее къ нему отвращеніе, но, сообразивъ, что его грѣхъ неотпустителенъ, готовъ бываетъ на самые отчаянные поступки и противъ другихъ и противъ самого себя: примѣръ сего состоянія — несчастный предатель Христовъ.

Видите, сколько болѣзней и язвъ у души человѣческой! Видите, сколько узъ и оковъ у нашей бѣдной свободы и воли! Видите, сколько удицъ и петлей у врага нашего — діавола! Посему-то Св. Писаніе такъ часто совѣтуетъ намъ непрестанно трезвиться духомъ и бодрствовать; посему-то люди, опытные въ духовной жизни, не совѣтуютъ полагаться ни на какую свою добродѣтель и твердость; ибо, какъ показываютъ примѣры, можно съ самой высокой степени совершенства духовнаго вдругъ упасть и разбиться въ прахъ. Но да не унываетъ при семъ никто! — Велика сила грѣха, но стократъ больше сила благодати Божіей. Многообразно полчище пороковъ, но еще многообразнѣе ликъ святыхъ добродѣтелей. Мы не одни — съ нами Искупитель нашъ, съ нами Духъ Святый и Всемогущій, съ нами Ангелы-хранители, съ нами всѣ святые Божіи, съ нами /с. 548/ Церковь и ея таинства. Нѣтъ грѣха, побѣждающаго милосердіе Божіе; нѣтъ преступленія, коего не могла бы смыть съ души нашей всесвятая Кровь, пролитая за всѣхъ насъ на Голгоѳѣ. Всякій грѣшникъ, кто бы онъ ни былъ и какъ бы ни были велики грѣхи его, если только восхощетъ искренно и твердо, можетъ, при помощи благодати Божіей, сдѣлаться паки чистымъ и праведнымъ и удостоиться царствія небеснаго: примѣръ тому покаявшійся на крестѣ разбойникъ. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ III. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 543-548.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.