Церковный календарь
Новости


2018-07-18 / russportal
Н. А. Соколовъ. Убійство въ Алапаевскѣ Вел. Кн. Елизаветы Ѳедоровны (1925)
2018-07-17 / russportal
С. Павловъ. Екатеринбургское злодѣяніе 17-го іюля 1918 года (1947)
2018-07-16 / russportal
В. К. Абданкъ-Коссовскій. Страшная годовщина 17 іюля 1918 г. (1942)
2018-07-16 / russportal
Поиски отвѣта на вопросъ о судьбѣ останковъ Царской Семьи (1995)
2018-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 38-я (1922)
2018-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 37-я (1922)
2018-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 36-я (1922)
2018-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 35-я (1922)
2018-07-15 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 16-я (1925)
2018-07-15 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 15-я (1925)
2018-07-14 / russportal
И. А. Ильинъ. "Путь духовнаго обновленія". Гл. 4-я. Разд. 4-й (1962)
2018-07-14 / russportal
И. А. Ильинъ. "Путь духовнаго обновленія". Гл. 4-я. Разд. 3-й (1962)
2018-07-14 / russportal
И. А. Ильинъ. "Путь духовнаго обновленія". Гл. 4-я. Разд. 2-й (1962)
2018-07-14 / russportal
И. А. Ильинъ. "Путь духовнаго обновленія". Гл. 4-я. Разд. 1-й (1962)
2018-07-13 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О блаженныхъ мѣстахъ (1897)
2018-07-13 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О блаженныхъ обителяхъ (1897)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 18 iюля 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 3-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

О ГРѢХѢ И ЕГО ПОСЛѢДСТВІЯХЪ.

Вкушая вкусихъ мало меду, и се азъ умираю (1 Цар. 14, 43)!

Слово о томъ, что пагубныя дѣйствія грѣха такъ велики, что мы не можемъ и видѣть ихъ во всей глубинѣ и обширности, но должны, по внушенію слова Божія, разума и опыта, предполагать, что они ужасно гибельны.

Одно изъ пагубныхъ свойствъ грѣха, какъ мы замѣтили прежде, состоитъ въ томъ, что онъ открываетъ намъ только ту сторону свою, которая обольстительна для нашей чувственности, а сторону вредоносную и пагубную всегда сокрываетъ и представляетъ вовсе несуществующею. Посему, желая произвести въ себѣ спасительный ужасъ и отвращеніе ко грѣху, намъ должно употребить все стараніе, чтобы извести наружу весь ядъ, сокрывающійся въ сладости грѣховной, и показать его пагубныя дѣйствія. Это самое, при помощи благодати Божіей, и надѣемся мы сдѣлать въ слѣдующихъ собесѣдованіяхъ нашихъ. Теперь же почитаемъ за /с. 560/ нужное разсмотрѣть предварительно, — можемъ ли мы, въ настоящемъ состояніи нашемъ, видѣть всю пагубу, проистекающую отъ грѣха, и если не можемъ, то почему именно. Это необходимо для того, дабы кто-либо не вообразилъ, что мы сказали о сей пагубѣ все, что сказать можно, и что болѣе ни видѣть, ни сказать ничего не остается. Нѣтъ, мы заранѣе отрекаемся отъ сего совершенства. Всю пагубу, отъ грѣха происходящую, не можетъ видѣть око ума человѣческаго. Почему? По той самой простой причинѣ, что мы не можемъ видѣть теперь состоянія рода человѣческаго ни прошедшаго — первобытнаго, ни будущаго — окончательнаго. Дабы знать, какими бѣдствіями разразился надъ человѣкомъ грѣхъ, необходимо имѣть понятіе о томъ, въ чемъ состояло его первобытное совершенство; но мы всѣ приходимъ теперь на свѣтъ съ природою, лишенною первобытныхъ совершенствъ, съ порчею отъ грѣха въ душѣ и тѣлѣ; никто изъ насъ не видалъ перваго человѣка въ состояніи невинности и безсмертія. Послѣ сего какъ намъ опредѣлить, чтó сдѣлалъ съ нами грѣхъ, чего именно лишилъ и чему подвергъ? Съ другой стороны, послѣдствія грѣха должны обнаружиться не въ сей только жизни, а еще болѣе по смерти, въ вѣчности, которая также недоступна не только нашимъ чувствамъ, но даже и самымъ понятіямъ. Посему опять сами по себѣ мы не можемъ сказать, что сдѣлаетъ съ нами грѣхъ, до чего прострется пагуба и жестокость его надъ нами. Послѣ сего для наблюденія нашего за пагубными дѣйствіями грѣха надъ нами остается одинъ тѣсный кругъ нашего земнаго бытія. Здѣсь многія пагубныя дѣйствія грѣха тотчасъ видны каждому; а большая часть опять не видна для взора самаго дальновиднаго. Ибо грѣхъ, хотя есть ядъ сильнѣйшій изъ всѣхъ ядовъ, но дѣйствіе свое оказываетъ, обыкновенно, не вдругъ, портитъ природу и жизнь нашу постепенно и непримѣтно: почему трудно указать съ ясностію, чтó именно худаго проистекло въ нашей жизни непосредственно отъ грѣха и чтó отъ другихъ причинъ. Для означенія всѣхъ пагубныхъ дѣйствій грѣха на извѣстнаго человѣка, надобно бы знать всю его жизнь въ точности, взять, такъ сказать, всю сумму его пороковъ и всю сумму его страданій, и сличить одно съ другимъ; но это невозможно. Тѣмъ невозможнѣе сдѣлать сіе въ отношеніи къ цѣлому роду /с. 561/ человѣческому. Посему-то въ извѣстномъ церковномъ пѣснопѣніи столь же справедливо, какъ и глубоко, вѣдѣніе всѣхъ нашихъ недуговъ грѣховныхъ усвояется одному Богу: единъ вѣдый человѣческаго существа немощь! — Точно, единъ Богъ знаетъ и видитъ, что сдѣлалъ, дѣлаетъ и можетъ сдѣлать съ нами грѣхъ!

Такимъ образомъ, не смотря на весь опытъ и на всѣ познанія наши, мы оставались бы съ весьма поверхностными свѣдѣніями о томъ, какъ ужасенъ грѣхъ, и какое разрушеніе производитъ онъ въ природѣ нашей, если бы не пришелъ къ намъ въ семъ дѣлѣ на помощь одинъ великій свидѣтель, который былъ при началѣ нашего бытія и видѣлъ, что произвелъ грѣхъ надъ нашими прародителями, коему съ другой стороны извѣстно все, что послѣдуетъ съ нами за гробомъ, въ вѣчности, какъ разразится тамъ пагуба грѣха надъ тѣми, кои не успѣли освободиться отъ его лютой проказы. Этотъ свидѣтель всевѣдущій есть божественное Откровеніе, предъ коимъ, какъ предъ очами Самого Бога, открыта совершенно вся судьба наша во времени и въ вѣчности.

Что же говоритъ намъ сей неложный свидѣтель о слѣдствіяхъ грѣховъ нашихъ? — Ахъ, онъ открываетъ намъ такъ много, что если бы мы были внимательны къ его словамъ, то вся жизнь наша обратилась бы въ оплакиваніе того, чего мы лишились чрезъ грѣхъ, и въ избѣжаніе того, что намъ угрожаетъ за грѣхъ. — Ибо чего не лишилъ насъ грѣхъ, по свидѣтельству слова Божія? Лишилъ образа Божія, украшавшаго насъ въ состояніи невинности, и заключавшаго въ себѣ вмѣстѣ съ богоподобіемъ, основаніе и залогъ всѣхъ совершенствъ; лишилъ блаженнаго общенія съ Богомъ и міромъ ангельскимъ; лишилъ безсмертія и жизни въ раю; лишилъ господства надъ тварями и всею землею.

Вотъ наши лишенія! Кто, скажемъ съ Соломономъ, можетъ исчислить ихъ и взвѣсить (Еклез. 1, 1)?

Не меньшее зло угрожаетъ намъ отъ грѣха, по свидѣтельству того же слова Божія, и въ будущемъ, ибо угрожаетъ совершенное разобщеніе съ Богомъ и небомъ, совершенное лишеніе всѣхъ благъ небесныхъ; угрожаетъ всеконечная потеря всякой истинной жизни и радости; угрожаетъ ужасное, невольное, вѣчное пребываніе съ духами /с. 562/ отверженными во адѣ, среди мученій некончаемыхъ. Что можетъ быть ужаснѣе сей участи?

Отважимся ли подозрѣвать небеснаго свидѣтеля въ невѣрности и неточности его свидѣтельствъ о пагубныхъ дѣйствіяхъ грѣха? Но какая ему нужда вводить насъ въ заблужденіе? А съ другой стороны, свидѣтельство слова Божія въ семъ случаѣ разительно подтверждается свидѣтельствомъ всего первобытнаго человѣчества. Ибо, что говорятъ намъ всѣ самыя древнія преданія о нашемъ первобытномъ состояніи? Всѣ они, не смотря на разность народовъ и странъ свѣта, говорятъ одно, — что первые люди наслаждались величайшими совершенствами и самымъ блаженнымъ состояніемъ, и что всѣ сіи совершенства и блаженство погибли отъ преступленія заповѣди Божіей; что всѣ бѣдствія, покрывающія лице земли, покрыли ее именно съ того времени, какъ воцарился въ людяхъ грѣхъ.

Иначе и быть не могло, по самому обыкновенному и вмѣстѣ неизмѣнному порядку вещей. Каждое твореніе имѣетъ законъ своего бытія, начертанный для него Творцемъ премудрымъ и всемогущимъ. Уклоненіе отъ сего закона жизни и совершенства неминуемо портитъ и губитъ все уклоняющееся, какъ это можно видѣть во всѣхъ царствахъ природы. Драгоцѣнный камень, когда въ немъ отразился въ точности законъ его бытія, крѣпокъ, свѣтелъ, прозраченъ и многоцѣненъ, въ противномъ случаѣ безобразенъ, тусклъ, ломокъ и малоцѣненъ. Древо, соотвѣтствующее образцу своей породы, стройно, крѣпко, долговѣчно, плодоносно, а уклоняющееся отъ него — криво, безобразно, безплодно и негодно къ употребленію. То же въ царствѣ животныхъ: неправильное и, можно сказать, беззаконное смѣшеніе породъ въ животныхъ, разлученныхъ отъ сожитія самою природою, если и даетъ бытіе, то существамъ уродливымъ, слабымъ, кои притомъ не могутъ продолжать своего рода.

Такъ отмщаетъ за себя всякое уклоненіе отъ законовъ бытія въ природѣ, насъ окружающей! Тѣмъ разрушительнѣе это уклоненіе должно быть для человѣка, ибо глубина паденія и разрушенія, имъ произведеннаго, всегда соотвѣтствуетъ высотѣ и огромности зданія, а человѣкъ есть владыка и вѣнецъ всего видимаго. Въ тваряхъ неразумныхъ грѣхъ не можетъ оказать во всей силѣ своего яда, ибо са/с. 563/мое бытіе ихъ временно и преходяще; онъ только портитъ и разрушаетъ ихъ. А въ человѣкѣ, какъ существѣ безсмертномъ, для него пища вѣчная, неистощимая. Здѣсь вселившись, грѣхъ можетъ жить всегда, вѣчно мучить и терзать, губить и разрушать безъ конца.

Какъ ни закрыто отъ насъ это будущее тиранство грѣха надъ существомъ человѣка по смерти, въ родѣ человѣческомъ всегда было глубокое предчувствіе того, и постоянное, всеобщее желаніе предупредить это тиранство. Ибо пересмотрите преданія всѣхъ народовъ, самыхъ просвѣщенныхъ и самыхъ грубыхъ: въ каждомъ изъ нихъ найдете вѣрованіе въ будущее ужасное состояніе грѣшниковъ по смерти. И что значатъ всѣ жертвы за грѣхи, приносимыя божеству въ разныхъ видахъ всѣми народами, какъ не покушеніе примириться съ небомъ, избавиться отъ грѣха и предупредить его ужасныя дѣйствія на человѣковъ за гробомъ, въ мірѣ будущемъ? — Не станемъ входить въ разсмотрѣніе дѣйствительности сихъ жертвъ (что могло примирить насъ съ небомъ и освободить отъ грѣха и проклятія, кромѣ единой божественной Жертвы, принесенной на крестѣ?), для насъ довольно видѣть, что родъ человѣческій, всегда и вездѣ, признавалъ въ грѣхѣ зло для человѣка самое ужасное, коего разрушительныя слѣдствія простираются на цѣлую вѣчность.

Запасшись сими мыслями, обратимся теперь въ слѣдующихъ собесѣдованіяхъ нашихъ къ разсмотрѣнію пагубныхъ дѣйствій грѣха, по отношенію ко всѣмъ силамъ и способностямъ человѣка, къ состоянію его настоящему — на землѣ, и будущему — по смерти. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ III. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 559-563.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.