Церковный календарь
Новости


2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 20-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 19-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 18-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 17-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 16-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 15-я (1904)
2017-12-14 / russportal
Архіеп. Аверкій. Чего мы еще не потеряли и что должны хранить? (1975)
2017-12-14 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 16-17. (1/14-15/28 ноября) 1922 года
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 14-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 13-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 12-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 11-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 10-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 9-я (1904)
2017-12-13 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово въ день св. ап. Андрея Первозваннаго (1908)
2017-12-13 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 14-15. (1/14-15/28 октября) 1922 года
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 14 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность

«СВЯТЫЙ ІОАННЪ КРЕСТИТЕЛЬ».
Изъяснительныя письма преосвященнѣйшаго Іереміи (въ схимонасѣхъ Іоанна), бывшаго епископа Нижегородскаго.

Письмо 1-е о томъ, какія празднества установлены святою Церковію въ честь святаго Іоанна Предтечи и Крестителя Христова.

По дванадесяти великихъ Господскихъ праздникахъ святой Церкви, посвятимъ нѣсколько строкъ тому изъ земнородныхъ, кто по Господѣ нашемъ Іисусѣ Христѣ и по Пресвятой Матери Его, Госпожѣ Богородицѣ, первое занимаетъ мѣсто, кого нѣтъ болѣе и досточтимѣе между всѣми земнородными, по слову Самого Господа, и кто, какъ святая Церковь именуетъ его, «есть и ангелъ, и апостолъ, и мученикъ, и пророкъ, и свѣчникъ, и другъ Христовъ, и пророковъ печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и въ рожденныхъ пречестнѣйшій, и свѣтлый Слова гласъ», т. е. святому, великому Іоанну Предтечѣ Христову.

По истинѣ великъ въ Церкви Божіей Іоаннъ, ибо ни о комъ, кромѣ Господа Іисуса Христа и Его Преблагословенной Матери, не предсказано за нѣсколько вѣковъ до рожденія, какъ токмо о немъ. Пророкъ Исаія такъ воззвалъ: утѣшайте, утѣшайте люди моя... гласъ вопіющаго въ пустыни: уготовайте путь Господень, правы сотворите стези Бога нашего (40, 1). Сей гласъ есть святый Іоаннъ Предтеча (Мѳ. 3, 3). Пророкъ Малахія вѣщаетъ отъ лица Господа Бога: се Азъ посылаю Ангела Моего, и призритъ на путь предъ лицемъ Моимъ (3, 1). Сей Ангелъ есть святый Іоаннъ Предтеча Христовъ (Мѳ. 11, 10).

По истинѣ великъ Іоаннъ. Ибо кромѣ Господа Іисуса Христа и Преблагословенной Матери Его, ни чье не празднуется зачатіе и рожденіе, какъ токмо его. Зачатіе святаго Іоанна празднуетъ святая Церковь 23 сентября, и вотъ какъ она воспѣваетъ его:

Весели́тся тва́рь въ зача́тіи твое́мъ, Проро́че и Предте́че, Крести́телю Іоа́нне, боже́ственное бо твое́ рожде́ніе предзнамену́етъ на́мъ Влады́чнее Рождество́. Богоустро́енный свѣти́льникъ присносу́щнаго Свѣ́та, Жениха́ дру́гъ, Со́лнца сла́вы вели́кій свѣтоно́сецъ, живы́й гла́съ Бо́жія Сло́ва, Предте́ча прише́ствія Госпо́дня, а́нгельскимъ приглаше́ніемъ ны́нѣ зачина́ется. Весели́тся свѣ́тло За/с. 1178/ха́рія вели́кій со всесла́вною Елисаве́тію сопру́жницею, досто́йно зачина́юще Іоа́нна Предте́чу, его́же арха́нгелъ благовѣсти́, ра́дуяся, и человѣ́цы достодо́лжно почти́мъ, я́ко таи́нника благода́ти.

Рожденіе святаго Іоанна Предтечи Христова празднуетъ святая Церковь 24-го іюня, вотъ какъ оное воспѣвая:

Дне́сь гла́съ Сло́ва, гла́съ, за невѣ́ріе держи́мый, разрѣша́етъ оте́чь и Це́ркви явля́етъ благоча́діе, соу́зы непло́дствія разрѣша́я ма́терни. Свѣти́льникъ Свѣ́та предгряде́тъ, заря́ Со́лнца пра́вды возвѣща́етъ прише́ствіе въ созда́ніе всѣ́хъ и спасе́ніе ду́шъ на́шихъ. Бо́жію Сло́ву хотя́щу отъ Дѣ́вы роди́тися, а́нгелъ отъ ста́рческихъ чре́слъ происхо́дитъ, вели́кій въ рожде́нныхъ жена́ми и проро́ковъ превы́шшій. Яви́ся дне́сь вели́кій Предте́ча, отъ непло́дныхъ ложе́снъ Елисаве́ти произше́дъ, бо́лій всѣ́хъ проро́ковъ проро́къ. Покая́ніе отве́рзеся твои́мъ рождество́мъ, Предте́че и проповѣ́дниче. Ты́ бо еди́нъ проповѣ́далъ еси́, взыва́я: пока́йтеся, Ца́рство небе́сное прибли́жися.

Востокъ и западъ прославляютъ рождество святаго Іоанна Предтечи. И вотъ какъ западный учитель блаженный Августинъ бесѣдовалъ въ день праздника рождества Іоанна: «Нынѣ празднуемъ мы, возлюбленные братіе, рождество святаго Іоанна. Такая честь не оказывается ни одному святому... О величіи Іоанна, засвидѣтельствовалъ Самъ Спаситель нашъ... Онъ всѣхъ превосходитъ, предъ всѣми имѣетъ преимущество; всякъ, кто токмо рожденъ отъ жены, ниже Іоанна».

«Скажетъ кто-либо, если Іоаннъ болѣе всѣхъ рожденныхъ женами, то онъ болѣе и Спасителя? Да не будетъ! Іоаннъ сынъ жены: Христосъ Сынъ Дѣвы. Рожденіе Господа для того только сравнивается съ рождествомъ Іоанна, чтобы Господь чрезъ сравненіе съ человѣкомъ явился не чуждымъ природы человѣческой... Іоаннъ человѣкъ, а Христосъ Богъ. Да уничижится человѣкъ, Іоаннъ родился тогда, когда дни начинаютъ уменьшаться. Да превознесенъ будетъ Богъ, Христосъ родился, когда дни начинаютъ возрастать. Здѣсь великое таинство: потому то мы и празднуемъ рожденіе Іоанна, какъ и рожденіе Іисуса Христа, что то и другое рожденіе есть тайна: одно — тайна уничиженія, другое — тайна возвышенія нашего. Итакъ умалимся въ человѣкѣ, дабы возвеличиться въ Богѣ: уничижимся въ себѣ самихъ, да превознесемся въ Немъ. Пусть смирится человѣческая гордость, да возвеличится Божіе милосердіе. Оному подобаетъ расти, намъ же малитися. То же самое таинство открылось и въ страданіи обоихъ. Да умалится человѣкъ, Іоанну отсѣкается глава, да превознесется Богъ — Іисусъ возносится на древо...»

«Итакъ, продолжаетъ блаженный Августинъ, если хотимъ праздновать сей священный день не въ плотской только, но въ духовной радости, то предуготовимъ, сколько можно, сердцá наши ко подаянію милостыни и къ сохраненію мира со всѣми. Ибо тогда только святый Іоаннъ можетъ получить для насъ то, чего будемъ просить у него, когда увидитъ, что мы совершаемъ празднество его въ мирѣ, воздержаніи, непорочности и цѣломудріи».

Да даруетъ намъ сіе Господь Іисусъ Христосъ, живущій со Отцемъ и Святымъ Духомъ и царствующій во вѣки!

Письмо 2-е о томъ же.

Кромѣ празднованія зачатію и рождеству святаго Іоанна Крестителя, святая Церковь празднуетъ Соборъ его 7-го января, Усѣкновеніе главы его 29-го августа и Обрѣтеніе главы его /с. 1079/ двукратно въ годъ. Никому изъ святыхъ Божіихъ нѣтъ столько празднествъ, какъ ему. Побесѣдуемъ о сихъ празднествахъ.

1) Въ день собора святаго Іоанна Предтечи, первѣе и главнымъ образомъ святая Церковь воспѣваетъ Крещеніе Господа нашего Іисуса Христа отъ Іоанна, потомъ и Крестителя.

Во пло́ти свѣти́льниче, Предте́че Спа́совъ, прозябе́ніе непло́дныя, дру́же Су́щаго отъ Дѣ́вы, Ему́же взыгра́ньми во утро́бѣ поклони́лся еси́ и крести́лъ еси́ въ вода́хъ Іорда́нскихъ. Сего́ моли́, мо́лимся, проро́че, бу́дущихъ избѣжа́ти треволне́ній. Бо́гъ Сло́во яви́ся пло́тію ро́ду человѣ́ческому, стоя́ше крести́тися во Іорда́нѣ, и глаго́лаше къ Нему́ Предте́ча: ка́ко простру́ ру́ку и прикосну́ся верху́ Держа́щаго вся́ческая? Аще и отъ Марі́и еси́ Младе́нецъ, но вѣ́мъ Тя́, Бо́га Превѣ́чнаго, по земли́ хо́диши, пѣва́емый отъ серафи́мъ, и ра́бъ Влады́ку креща́ти не научи́хся. Непостижи́ме Го́споди, сла́ва Тебѣ́!

Ве́ліимъ гла́сомъ въ пусты́ни вопіе́тъ Предте́ча: Христу́ угото́вайте пути́ и стези́ Бо́гу на́шему пра́вы содѣ́лайте. Стези́ предугото́вивъ Госпо́дни, ше́ствовалъ еси́ предъ лице́мъ Его́, проро́че, я́ко свѣти́льникъ бо, всѣ́мъ явля́яй сла́вы Отчее сія́ніе, я́вльшееся пло́тію на́съ ра́ди, показа́лся еси́ всѣ́хъ изя́щнѣйшій. Возсія́лъ еси́, я́ко у́тро, пра́вды Со́лнце возвѣща́я су́щимъ во тмѣ́: всѣ́хъ бо спасе́нія ты́ бы́лъ еси́ проповѣ́дникъ и Предте́ча и всѣ́мъ глаго́лалъ еси́: ко Христу́ приступи́те вѣ́рою и спасе́теся.

2) Страшны и отвратительны обстоятельства усѣкновенія главы святаго Іоанна Предтечи Христова: «Нынѣ, говоритъ святый Іоаннъ Златоустъ, Евангеліе возвѣстило намъ о злодѣяніи Ирода, о неистовствѣ женъ, о безумномъ веселіи мужей, о нечестивомъ пирѣ, о беззаконномъ дарѣ, о преступномъ дѣлѣ и о погребеніи честнѣйшаго тѣла. Я ужасаюсь, возлюбленные мои, когда взору моему представляются совершенныя Иродомъ дѣла.... Срамно и говорить, но срамно не говорящему, а совершившему убійство».

Святая Церковь, такъ окаевая Ирода, ублажаетъ Іоанна:

Рождеству́ сотворя́ему безсту́днаго Ирода, скве́рныя пляса́вицы исполня́шеся сложе́ніе кля́твы: Предте́чева бо глава́, отсѣ́кшися, я́ко снѣ́дь, ноша́шеся на блю́дѣ возлежа́щимъ. О, пи́ру ме́рзкій, непреподо́бна дѣя́нія и убі́йства испо́лнь! Но мы́ Крести́теля, я́ко въ рожде́нныхъ жена́ми бо́льша, досто́йно чту́ще, ублажа́емъ. Проро́че Бо́жій и Предте́че благода́ти! Отсѣ́ченѣй бы́вшей твое́й главѣ́, зе́млю освяти́лъ еси́ и беззако́нія потреби́лъ еси́. Яко предстоя́ престо́лу небе́снаго Царя́ Христа́, Того́ моли́ поми́ловати ду́ши на́ша.

3) Чудесное обрѣтеніе главы Іоанна Крестителя святая Церковь празднуетъ (первое и второе) 24-го февраля и (третіе) 25-го мая, воспѣвая:

Отъ земли́ возсія́вши, Предте́чева глава́, лучи́ испуща́етъ нетлѣ́нія вѣ́рнымъ исцѣле́ній: свы́ше собира́етъ мно́жество а́нгелъ, до́лѣ же созыва́етъ человѣ́ческій ро́дъ, единогла́сную возсыла́ти сла́ву Христу́ Бо́гу. Проро́че Бо́жій и Предте́че благода́ти, главу́ твою́, я́ко шипо́къ свяще́ннѣйшій, отъ земли́ обрѣ́тше, исцѣле́нія всегда́ пріе́млемъ, и́бо па́ки, я́коже пре́жде, въ мі́рѣ проповѣ́дуеши покая́ніе. (Февр. 24).

Яко боже́ственное сокро́вище, сокрове́нное въ земли́, Христо́съ откры́ главу́ твою́ на́мъ, Проро́че и Предте́че. Вси́ у́бо, соше́дшеся въ сея́ обрѣ́теніе, пѣ́сньми богоглаго́ливыми Спа́са воспои́мъ, спаса́юща на́съ отъ тлѣ́нія моли́твами твои́ми. (25 Мая).

Источникъ: «Святый Іоаннъ Креститель». Изъяснительныя письма преосвященнѣйшаго Іереміи (въ схимонасѣхъ Іоанна), бывшаго епископа Нижегородскаго. // «Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ», издаваемымъ при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженедѣльное изданіе. № 33. – 11 Августа 1890 года. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1890. — С. 1077-1079.

Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.