Церковный календарь
Новости


2017-08-23 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (60-е) къ Юбаяну о крещеніи еретиковъ (1879)
2017-08-23 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (59-е) къ папѣ Стефану о соборѣ (1879)
2017-08-23 / russportal
Cвт. Іоаннъ Шанхайскій. Какъ Правосл. Церковь чтила и чтитъ Божію Матерь (1992)
2017-08-23 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). Православное богословіе свт. Іоанна (Максимовича) (1992)
2017-08-22 / russportal
Завѣщаніе блаженнѣйшаго митрополита Анастасія (Грибановскаго) (1985)
2017-08-22 / russportal
Рѣчь студента Грибановскаго (буд. митр. Анастасія) при погреб. проф. Смирнова (1897)
2017-08-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 3-я. Глава 2-я (1943)
2017-08-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 3-я. Глава 1-я (1943)
2017-08-21 / russportal
"Книга Правилъ". Канон. посланіе свт. Григорія, архіеп. Неокесарійскаго (1974)
2017-08-21 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила свт. Петра, архіеп. Александрійскаго (1974)
2017-08-21 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (58-е) къ Квинту о крещеніи еретиковъ (1879)
2017-08-21 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (57-е) къ Януарію о крещеніи еретиковъ (1879)
2017-08-20 / russportal
Архіеп. Виталій. Слово при закладкѣ Владимірскаго Храма-Памятника (1973)
2017-08-20 / russportal
Архіеп. Виталій. Правила благоповеденія молящимся въ св. храмѣ (1973)
2017-08-20 / russportal
Архіеп. Виталій (Максименко). Напомин. духовнаго отца говѣющимъ (1973)
2017-08-20 / russportal
Архіеп. Виталій (Максименко). Догматъ о Церкви Христовой (1973)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 23 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Церковная письменность

«СВЯТЫЙ ІОАННЪ КРЕСТИТЕЛЬ».
Изъяснительныя письма преосвященнѣйшаго Іереміи (въ схимонасѣхъ Іоанна), бывшаго епископа Нижегородскаго.

Письмо 3-е, въ коемъ предлагается краткое поясненіе чтеній Евангельскихъ, слышимыхъ нами въ праздникъ рождества святаго Іоанна Предтечи и усѣкновенія его главы.

Евангеліе въ день рождества святаго Іоанна Предтечи сіе — Лук. 1, 5-25: Бысть во дни Ирода, царя Іудейска, іерей нѣкій именемъ Захаріа и жена его отъ дшерей Аароновыхъ. Знаменито было происхожденіе родителей Іоанна — отъ Аарона первосвященника, Самимъ Богомъ призваннаго на служеніе Ему, но честь своего происхожденія они возвысили своими добродѣтелями. Бѣста же оба праведна... не предъ очами только человѣковъ, которые зрятъ на лице, но и предъ очами Самого Бога, Который зритъ на сердце и видитъ тайная его. Они въ чистотѣ совѣсти и вѣрно исполняли не только всѣ десять заповѣдей Божіихъ, но и всѣ наружные обряды церкви израильской, какъ Богомъ установленные. Вотъ примѣръ всѣмъ намъ! И не бѣ има чада... Богъ, безъ сомнѣнія, любилъ ихъ, но по особенному строенію Промысла Своего, отлагалъ даровать имъ чадо до старости ихъ, чтобы болѣе обрадовать ихъ, а паче, чтобы зачатіе Іоанна было не столько исчадіемъ плоти, сколько плодомъ молитвы. Бысть же служащу ему въ чину чреды своея предъ Богомъ... явися ему Ангелъ Господень. Такъ Господь посѣщаетъ милосердіемъ Своимъ вѣрныхъ Ему рабовъ наиболѣе въ тѣ минуты, когда они бываютъ въ молитвенномъ духѣ. Ангелъ является одесную алтаря кадильнаго, какъ вѣстникъ радости, вѣстникъ Искупителя человѣковъ. Кажденіе ѳиміамомъ, и нынѣ употребляемое, есть знакъ внутренней молитвы, подобно благовонію, возносящейся къ Богу. — И смутися Захарія... Необычайное явленіе и величественный видъ небожителя, естественно, долженствовали привести въ страхъ каждаго изъ смертныхъ. Рече къ нему Ангелъ: не бойся, Захаріе, зане услышана бысть молитва твоя, и жена твоя Елисаветъ родитъ сына тебѣ. О чемъ молился Захарія въ это время? Израильтяне, стеня подъ бременемъ чуждой власти — Римской, приносили теплыя молитвы свои къ Богу о посланіи обѣтованнаго отцамъ ихъ Избавителя... Вѣруя обѣтованію Божію и участвуя въ горестномъ положеніи своихъ соотечественниковъ, благочестивый іерей, стоя предъ алтаремъ Господнимъ, вмѣстѣ съ благовоніемъ кадила возносилъ отъ сердца молитву свою къ Богу о посланіи Избавителя Израилю, — и сію-то молитву Богъ услышалъ теперь. И будетъ тебѣ радость, и мнози... возрадуются. Ты возрадуешься о немъ, какъ о сынѣ, рожденномъ въ старости твоей, а всѣ, чающіе утѣхи Израилевой, какъ о вѣстникѣ радости и спасенія. Будетъ бо велій... въ чемъ сіе величіе? Это показываетъ Ангелъ: вина винограднаго и сикера — питія изъ всѣхъ другихъ плодовъ, имѣющихъ силу упоенія, не имать пити, какъ проповѣдникъ покаянія не только словомъ, но еще болѣе примѣромъ совершенно строгой и воздержной жизни. И Духа Святаго исполнится еще изъ чрева матере. Никто изъ святыхъ не былъ исполненъ Духа Святаго, будучи еще во чревѣ матери. Одинъ Предтеча получилъ сію благодать. И многихъ силою сего Духа обратитъ ко Господу Богу ихъ, т. е. къ Іисусу Христу. И той предъидетъ предъ Нимъ духомъ и силою Иліиною, т. е. Іоаннъ явится прежде Мессіи, и прежде Его начнетъ проповѣдь покаянія съ такимъ же духомъ ревности и силы, съ какимъ проповѣдывалъ пророкъ Илія. Обратити сердца отцемъ на чада, т. е. цѣлъ проповѣди Іоанновой будетъ состоятъ въ томъ, чтобы /с. 1081/ іудеевъ, уклонившихся отъ вѣры и благочестія Авраама, Исаака, Іакова, обратить къ добродѣтели сихъ отцевъ и прочихъ патріарховъ и этимъ духовнымъ союзомъ соединить сердца предковъ съ сердцами потомковъ. И противныя въ мудрости праведныхъ, т. е. чтобы іудеевъ, противящихся проповѣди евангельской, обратить къ вѣрѣ въ Іисуса Христа, которая составляетъ истинную премудрость праведныхъ. Уготовати Господеви люди совершены, т. е. чтобы такимъ образомъ приготовить къ пришествію Господа Іисуса Христа людей способныхъ къ принятію Евангелія. И рече Захарія: по чесому разумѣю сіе... И отвѣщавъ Ангелъ: Азъ есмь Гавріилъ предстояй предъ Богомъ и посланъ есмь. Для увѣренія Захаріи въ истинѣ словъ своихъ, Ангелъ открываетъ ему свое имя: Гавріилъ, которое означаетъ крѣпость Бога, для силы Коего нѣтъ ничего невозможнаго; открываетъ служеніе свое: предстою предъ Богомъ и пришелъ не самъ собою, но посланъ отъ Бога. Поелику ты не повѣрилъ однимъ словамъ моимъ и просилъ знаменія, то вотъ тебѣ и знаменіе и вмѣстѣ наказаніе: ты будешь нѣмъ до самаго того времени, пока сбудутся слова мои. И съ тѣхъ поръ Захарія пребывалъ нѣмъ, пока рожденіе Іоанна не отверзло ему устъ. По сихъ днехъ зачатъ Елисаветъ. Но пять мѣсяцевъ не открывала она никому сего дара Божія, а съ благоговѣніемъ ожидала времени, пока Богу Самому благоугодно будетъ открыть его.

Какое нравоученіе изъ сего чтенія евангельскаго? Сіе: всѣмъ вамъ, родители, желательно имѣть таковыхъ дѣтей, которыя были бы радостію для васъ, утѣшеніемъ для Церкви и веселіемъ для отечества. Чтобы имѣть ихъ, подражайте благочестію и добродѣтели родителей Іоанна. Ваше благочестіе низведетъ благословеніе Божіе въ самомъ рожденіи ихъ. Ваши добродѣтели на юныхъ сердцахъ посѣютъ сѣмена святыхъ склонностей къ дѣламъ благимъ! По молитвѣ вашей Отецъ небесный послетъ ангеловъ Своихъ, которые сохранятъ неопытную юность ихъ отъ соблазновъ міра и отъ гибельныхъ внушеній духа злобы.

Письмо 4-е о томъ же.

Чтеніе изъ Евангелія въ день Усѣкновенія главы святаго Іоанна Предтечи Матѳ. 14, 1-13: Въ то время услышавъ Иродъ четвертовластникъ слухъ Іисусовъ и рече отрокомъ своимъ: Сей есть Іоаннъ Креститель, его же азъ усѣкнухъ (Лук. 9, 9). Той воскресе... Такимъ образомъ, Иродъ самъ сознается о убійствѣ, котораго скрыть не можетъ, и въ томъ, что убитый имъ есть пророкъ и мужъ праведный. Ибо если бы онъ не созналъ сего, то не сказалъ бы, что онъ воскресъ и что потому силы дѣются о немъ. За что же Иродъ убилъ пророка? За то, что пророкъ былъ проповѣдникъ истины и посредствомъ обличенія хотѣлъ воспрепятствовать беззаконному дѣлу его, убилъ онъ мужа праведнаго, болѣе котораго не было изъ всѣхъ рожденныхъ женами. Иродъ емь, связа его... Іоаннъ обличая, хотѣлъ разрѣшить душу Ирода, связанную грѣхомъ, а Иродъ связываетъ того, кто хотѣлъ разрѣшить его. Но Іоаннъ и связанный не преставалъ говорить, и заключенный въ темницу продолжалъ обличать, исполняя сказанное: глаголахъ предъ цари и не устыдѣхся. Іоаннъ, не боялся смерти, но боялся не говорить истины. Въ какое время Иродъ убилъ Іоанна? срамно и говорить. — Это: дню бывшу рождества Иродова, пляса дщи Иродіадина посредѣ и угоди...

О гибельный день рожденія! въ сей день слѣдовало бы позаботиться о вдовахъ, оказать состраданіе сирымъ, /с. 1082/ обезопасить свою жизнь. Но Иродъ, вмѣсто сего пиршествуя съ невоздержными мужами и безчестными женами, упившись виномъ и обольстившись лукавою женщиною, убиваетъ Предтечу, денницу дня, Іоанна, и чрезъ сіе убійство угасаетъ яркій свѣтильникъ вѣры, свѣтъ цѣлаго міра. Но хотя бренный сосудъ Іоанна поверженъ на землю, но немерцающій свѣтильникъ духа его облисталъ яркимъ свѣтомъ вѣры находившихся во адѣ. Пляса дщи Иродіадина. Забава достойная таковаго пиршества! Ибо гдѣ женоподобныя нѣга и роскошь, гдѣ піянство и всякія забавы, тамъ ничего твердаго, но все шатко и непостоянно, все обличаетъ безуміе. Слушайте сіе вы, которые любите смотрѣть на пляшущихъ, вы, которые такъ внимательно слѣдите своими взорами разнообразное движеніе ногъ вѣтренныхъ юношей и вмѣстѣ растлѣваете сердца ихъ растлѣнными и изнѣженными тѣлами. Слушайте, какой плодъ принесло искусное плясаніе — убійство. Она же наваждена матерію своею, даждь ми, рече, здѣ на блюдѣ главу Іоанна Крестителя. О, жестокосердое исчадіе свирѣпой львицы! Не проситъ ни золота, ни сребра, ни камней драгоцѣнныхъ, но главу Іоанна. И печаленъ бысть царь, услышавъ сіе, не потому, впрочемъ, что у него просятъ убіенія пророка, но потому, что боялся народа. Душа Иродова была въ то время подобна кораблю, среди моря волнуемому и обращаемому то въ ту, то въ другую сторону. Совершить убійство ему препятствовалъ страхъ народа. Не совершить убійства онъ не могъ по причинѣ данной клятвы и по причинѣ пировавшихъ съ нимъ. И пославъ усѣкну Іоанна въ темницѣ, — Іоанна, предъ которымъ въ пустынѣ благоговѣли звѣри, котораго трепетали львы, страшились змѣи, котораго, по причинѣ святости жизни его, питали пчелы дивія. Я думаю, что спекуляторъ, посланный Иродомъ, былъ упоенъ и, имѣя мечъ въ рукахъ, очей не имѣлъ. И такимъ образомъ глава Іоанна была отсѣчена и принесена на блюдѣ; но и въ то время она произносила: не достоитъ ти имѣти жены брата твоего. Такъ праведникъ жилъ и по смерти и по отсѣченіи главы, гласъ его не умолкалъ. О, Иродъ нечестивый! Неужели не довольно было для тебя того убійства младенцевъ, которое совершилъ твой предшественникъ въ Виѳлеемѣ, когда совокупные вошли отцевъ и матерей были пронзительнѣе самыхъ острыхъ стрѣлъ.

Клятвы ради — не восхотѣ отрещися. Это мѣсто даетъ случай предложить нѣчто о клятвѣ, которую многіе ни за что почитаютъ! Нѣтъ, не думайте, чтобы клятва и сама по себѣ была дѣломъ маловажнымъ; ложныя же клятвы есть столь тяжкій грѣхъ, что для избѣжанія онаго Господь училъ не клятися всяко (Мѳ. 5, 33-37).

Трудно отстать отъ застарѣлой привычки, если кто пріобрѣлъ ее, но страхъ Господень да положитъ твердое охраненіе устамъ и сердцу нашему во всемъ, чѣмъ нарушается истина, уязвляется совѣсть наша и нарушается святѣйшая воля Божія.

Источникъ: «Святый Іоаннъ Креститель». Изъяснительныя письма преосвященнѣйшаго Іереміи (въ схимонасѣхъ Іоанна), бывшаго епископа Нижегородскаго. // «Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ», издаваемымъ при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженедѣльное изданіе. № 33. – 11 Августа 1890 года. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1890. — С. 1080-1082.

Назадъ / Къ оглавленію


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.