Церковный календарь
Новости


2019-04-25 / russportal
23 Мая. Служба преп. Михаилу Исповѣднику, еп. Синадскому (1893)
2019-04-25 / russportal
21 Мая. Служба свв. благ. кн. Константину, Михаилу и Ѳеодору (1893)
2019-04-22 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 45, на Святую Пасху (1844)
2019-04-22 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 44, въ недѣлю новую (1844)
2019-04-20 / russportal
Октоихъ. Троичны на Полунощницѣ (1898)
2019-04-20 / russportal
Октоихъ. Ексапостиларіи седмичные (1898)
2019-04-20 / russportal
Октоихъ. Свѣтильны дневные (1898)
2019-04-20 / russportal
Октоихъ. Троичны седмичные (1898)
2019-04-19 / russportal
Митр. Антоній. Слово на молебнѣ о побѣдѣ на супостатовъ (1986)
2019-04-19 / russportal
Митр. Антоній (Храповицкій). Слово въ Великій четвергъ (1986)
2019-04-18 / russportal
Воскресная служба Октоиха 8-го гласа (1898)
2019-04-18 / russportal
Воскресная служба Октоиха 7-го гласа (1898)
2019-04-17 / russportal
Митр. Антоній. Слово въ день открытія мощей свт. Ѳеодосія (1986)
2019-04-17 / russportal
Митр. Антоній. Слово въ день Священнаго Коронованія (1986)
2019-04-16 / russportal
Митр. Антоній (Храповицкій). Рѣчь на молебнѣ безплотнымъ силамъ (1986)
2019-04-16 / russportal
Митр. Антоній (Храповицкій). Слово въ день Богоявленія Господня (1986)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 25 апрѣля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій (1829-1908), знаменитый пастырь, проповѣдникъ и чудотворецъ, «пророкъ», возвѣщавшій православному русскому народу о грядущемъ судѣ Божіемъ надъ Россіей. Родился 19 октября (1 ноября) 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губ. въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка. Получилъ образованіе въ Архангельской духовной семинаріи (1851) и С.-Петербургской духовной академіи (1855). Окончивъ курсъ академіи, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Елисаветою, съ которой всю жизнь прожилъ какъ братъ и сестра. Велъ строгій аскетическій образъ жизни, ежедневно совершалъ Божественную литургію. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей вновь обрѣтали человѣческій образъ. Скоро открылся въ о. Іоаннѣ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и далеко за ея предѣлами. Св. Іоаннъ предчувствовалъ тяжкія испытанія для Россіи. 19 февраля 1908 г. въ проповѣди во время Божественной литургіи сказалъ, обращаясь къ молящимся: «Что-то будетъ съ тобою, Матушка-Русь»; потомъ послѣ долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте вѣрны и мужайтесь!» Но онъ пророчествовалъ и о грядущемъ возрожденіи Россіи: «Я предвижу возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей. На костяхъ вотъ такихъ мучениковъ, какъ на крѣпкомъ фундаментѣ, будетъ воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крѣпкая своею вѣрою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій». 10 декабря 1908 г. о. Іоаннъ совершилъ послѣднюю литургію, а утромъ 20 декабря тихо предалъ духъ свой Богу. Память прав. Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября (1 ноября) и 20 декабря (2 января).

Сочиненія св. прав. Іоанна Кронштадтскаго

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Полное собраніе сочиненій. Томъ 1-й.

Отдѣленіе III. Поученія и слова на праздники Господа нашего Іисуса Христа.
Поученіе въ недѣлю св. Отецъ.

Той (Іисусъ Христосъ) есть миръ нашъ (Ефес. 2, 14).

Приближается великій праздникъ для всѣхъ христіанъ — праздникъ Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа отъ пречистыя, безневѣстныя Дѣвы Маріи; праздникъ величайшаго, дивнаго и всеспасительнаго событія, много разъ предреченнаго пророками, предначертаннаго различными образами и подобіями людямъ ветхозавѣтнымъ. Скоро св. Церковь съ Ангелами воспоетъ: слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе (Лук. 2, 14). Но гдѣ же, спроситъ кто либо, благодѣянія мира Божія, тишины небесной на землѣ, когда на ней отъ начала и до нынѣ не прекращались войны, когда земля такъ часто была и нынѣ бываетъ страшнымъ позорищемъ бойни и кровопролитія; когда страсти человѣческія и во время войны и въ мирное время, то и дѣло производятъ бури и смятенія и въ массахъ и въ отдѣльныхъ личностяхъ человѣческихъ?

Гдѣ же благодѣянія мира небеснаго, принесеннаго на землю воплотившимся Сыномъ единороднымъ безначальнаго Отца, тихимъ Свѣтомъ святыя славы Его? — Ангелы безъ сомнѣнія возвѣщаютъ истину. Миръ землѣ принесенъ и поданъ; по такъ какъ это небесное, святое, безцѣнное сокровище требуетъ надежнаго стража, хранителя и раздаятеля, чтобы люди въ порывахъ своихъ страстей не изгнали его опять съ земли, то Царь міра Господь Іисусъ Христосъ оставилъ миръ Церкви Своей, или благоустроенному, благодатному обществу вѣрующихъ въ Него, въ особенности вѣрнымъ пастырямъ стада Своего и Церкви поручилъ чрезъ нихъ подавать спасительный миръ всѣмъ ищущимъ его. Въ чемъ же состоитъ миръ, принесенный Іисусомъ Христомъ на землю? Въ томъ, что Богъ чрезъ Сына Своего единороднаго примирился съ людьми, что несокрушимая преграда между Имъ и людьми беззаконными разрушена, проклятіе уничтожено, грѣховное рукописаніе растерзано, смерть поражена на голову; всѣмъ желающимъ подана спасительная благодать, даны, вся божественныя силы къ животу и благочестію (2 Петр. 1, 2-3); всѣмъ открылся свободный доступъ къ Богу, всѣмъ открыласъ полная возможность получить прощеніе грѣховъ, сдѣлаться святыми и среди всѣхъ бурь и треволненій міра грѣшнаго быть спокойными. Пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы (Матѳ. 11, 28), т. е. пріидите ко Мнѣ вѣрою и покаяніемъ всѣ утружденные и обремененные грѣхами, и Я сниму съ васъ бремя грѣховное, прогоню бурю страстей, превращу бурю въ тишину — и вы опытомъ своимъ познаете, что Я принесъ на землю миръ всѣмъ — желающимъ и ищущимъ мира — подъ условіемъ вѣры въ Меня и покаянія нелицемѣрнаго. Иго Мое благо и бремя Мое легко есть (Матѳ 11, 30).

И такъ миръ, принесенный на землю Іисусомъ Христомъ и воспѣтый Ангелами небесными, заключается и сохраняется на землѣ въ благодатномъ царствѣ Христовомъ, или въ Церкви Божіей; здѣсь могутъ почерпать его въ изобиліи всѣ искренно вѣрующіе и искренно кающіеся грѣшники. Не слышите ли, какъ часто Церковь въ лицѣ священнослужителя преподаетъ миръ всѣмъ предстоящимъ, которые, въ свою очередь, посылаютъ благожеланіе мира и ему самому? О, сколько блаженъ и сладокъ миръ Господа Іисуса Христа, дарованный Церкви и всѣмъ вѣрнымъ. Поистинѣ душа, удостоившаяся мира Божія, испытываетъ райское блаженство въ общеніи съ Богомъ. И кто бы изъ насъ не желалъ этого мира? Вѣдь грѣхи и страсти бушуютъ гибельно въ душахъ грѣшниковъ, томятъ, тѣснятъ, палятъ, раздираютъ, такъ сказать, на части бѣдную душу.

Придите же, подобные мнѣ грѣшники, ко Христу Спасителю съ вѣрою и покаяніемъ нелицемѣрнымъ, — и Онъ дастъ вамъ миръ. Я многократно подвергался разрушительному, смертоносному мятежу страстей, и всякій разъ, въ безчисленныхъ по множеству случаяхъ, получалъ отъ Господа скорое избавленіе и свободу отъ бури душевной и благодатный небесный миръ. Вотъ какой миръ принесъ на землю воплотившійся Сынъ Божій! Міръ грѣшный не знаетъ и не ищетъ этого мира, который есть предтеча вѣчнаго мира на небесахъ. Люди міра сего знаютъ миръ земный, прелестный, минутный, — миръ, происходящій отъ успѣховъ корысти и пріобрѣтеній, отъ успѣховъ самолюбія, честолюбія, плотоугодія и сладострастія; миръ, происходящій отъ обаянія зрѣлищъ, отъ удовлетворенія чувства мести и проч. и проч. Это миръ не Божій, а миръ плотскій, грѣшный, діавольскій. Не такой миръ принесъ на землю Сынъ Божій. Потому Онъ и Самъ говоритъ: миръ оставляю вамъ, миръ Мой даю вамъ: не якоже міръ даетъ, Азъ даю вамъ (Іоан. 14, 27), т. е. Я даю вамъ не тотъ миръ, который даетъ міръ во злѣ лежащій (1 Іоан. 5, 19).

И такъ, чтобы всѣмъ намъ радостно, искренно воспѣть скоро съ Ангелами: слава въ вышнихъ Богу и на земли миръ, примиримся съ Богомъ, со своею совѣстію, съ людьми въ покаяніи нелицемѣрномъ; тогда и мы весело прославимъ благодѣянія мира Божія, какъ и сами Ангелы, обладающіе этимъ миромъ. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 1-й. — Изданіе второе. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1893. — С. 244-247.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.