Церковный календарь
Новости


2019-04-25 / russportal
23 Мая. Служба преп. Михаилу Исповѣднику, еп. Синадскому (1893)
2019-04-25 / russportal
21 Мая. Служба свв. благ. кн. Константину, Михаилу и Ѳеодору (1893)
2019-04-22 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 45, на Святую Пасху (1844)
2019-04-22 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 44, въ недѣлю новую (1844)
2019-04-20 / russportal
Октоихъ. Троичны на Полунощницѣ (1898)
2019-04-20 / russportal
Октоихъ. Ексапостиларіи седмичные (1898)
2019-04-20 / russportal
Октоихъ. Свѣтильны дневные (1898)
2019-04-20 / russportal
Октоихъ. Троичны седмичные (1898)
2019-04-19 / russportal
Митр. Антоній. Слово на молебнѣ о побѣдѣ на супостатовъ (1986)
2019-04-19 / russportal
Митр. Антоній (Храповицкій). Слово въ Великій четвергъ (1986)
2019-04-18 / russportal
Воскресная служба Октоиха 8-го гласа (1898)
2019-04-18 / russportal
Воскресная служба Октоиха 7-го гласа (1898)
2019-04-17 / russportal
Митр. Антоній. Слово въ день открытія мощей свт. Ѳеодосія (1986)
2019-04-17 / russportal
Митр. Антоній. Слово въ день Священнаго Коронованія (1986)
2019-04-16 / russportal
Митр. Антоній (Храповицкій). Рѣчь на молебнѣ безплотнымъ силамъ (1986)
2019-04-16 / russportal
Митр. Антоній (Храповицкій). Слово въ день Богоявленія Господня (1986)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 25 апрѣля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій (1829-1908), знаменитый пастырь, проповѣдникъ и чудотворецъ, «пророкъ», возвѣщавшій православному русскому народу о грядущемъ судѣ Божіемъ надъ Россіей. Родился 19 октября (1 ноября) 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губ. въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка. Получилъ образованіе въ Архангельской духовной семинаріи (1851) и С.-Петербургской духовной академіи (1855). Окончивъ курсъ академіи, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Елисаветою, съ которой всю жизнь прожилъ какъ братъ и сестра. Велъ строгій аскетическій образъ жизни, ежедневно совершалъ Божественную литургію. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей вновь обрѣтали человѣческій образъ. Скоро открылся въ о. Іоаннѣ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и далеко за ея предѣлами. Св. Іоаннъ предчувствовалъ тяжкія испытанія для Россіи. 19 февраля 1908 г. въ проповѣди во время Божественной литургіи сказалъ, обращаясь къ молящимся: «Что-то будетъ съ тобою, Матушка-Русь»; потомъ послѣ долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте вѣрны и мужайтесь!» Но онъ пророчествовалъ и о грядущемъ возрожденіи Россіи: «Я предвижу возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей. На костяхъ вотъ такихъ мучениковъ, какъ на крѣпкомъ фундаментѣ, будетъ воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крѣпкая своею вѣрою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій». 10 декабря 1908 г. о. Іоаннъ совершилъ послѣднюю литургію, а утромъ 20 декабря тихо предалъ духъ свой Богу. Память прав. Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября (1 ноября) и 20 декабря (2 января).

Сочиненія св. прав. Іоанна Кронштадтскаго

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Полное собраніе сочиненій. Томъ 1-й.

Отдѣленіе IV. Слова и поученія на праздники Божіей Матери.
Поученіе на день Введенія во храмъ Пресвятыя Богородицы.

Днесь бо вводится Пресвятая Дѣва во Святая Святыхъ воспитатися Господу (Икосъ на утрени).

Родители Пресвятой Дѣвы Маріи, праведные Іоакимъ и Анна были неплодны, и весьма сокрушались о своей бездѣтности. Но у нихъ была крѣпкая вѣра во всемогущаго Бога Израилева; они молились усердно о разрѣшеніи неплодства и дарованіи имъ чада и творили усердную милостыню. Вѣра, горячая молитва,усердная милостыня, строгое и постоянное благочестіе, ихъ обѣщаніе посвятить Богу дарованное чадо, преклонили благоутробнаго Бога на милость, и Онъ даровалъ имъ благословенный плодъ — Пресвятую Дѣву Марію. Ихъ радость и пламенная благодарность къ Богу за таковый чудный даръ Его милосердія были неописанны. Можно себѣ представить, какъ усердно заботились они о воспитаніи Ея въ духѣ закона Господня, какъ утѣшались лицезрѣ/с. 432/ніемъ будущей Матери Господа, будущей Царицы Ангеловъ и человѣковъ. Теперь, въ этомъ скромномъ жилищѣ Іоакима и Анны почивало все благоволеніе Божіе. До трехъ лѣтъ праведные родители воспитывали свое Чадо дома, а по окончаніи ихъ рѣшились въ точности исполнить свой обѣтъ и посвятить Его Богу, какъ нѣкогда праведная Анна, мать Самуила пророка. Введеніе во храмъ пресвятой Дѣвы Маріи совершено было торжественно, въ сопровожденіи лика чистыхъ дѣвъ, несшихъ свѣтильники, которые знаменовали то, что Она будетъ носить неопально во чревѣ Огнь Божества, будетъ Матерью Свѣта и Сама будетъ чистѣйшій свѣтъ. Первосвященникъ Захарія, бывшій въ то время въ храмѣ Іерусалимскомъ, по внушенію Духа Святаго вмѣстѣ со священниками вышелъ къ Ней на встрѣчу и торжественно ввелъ Ее въ Святая Святыхъ храма, и дозволилъ Ей невозбранно входить въ это неприступное тогда селеніе славы Божіей. Принесши Богухвалебныя и благодарственныя пѣсни, родители пресвятой Дѣвы оставили Ее при храмѣ, подъ надзоромъ старшихъ дѣвственницъ, жившихъ также при храмѣ, и Она скоро научилась молитвѣ, чтенію, письму, рукодѣлью. Живя большею частію во Святая Святыхъ, Она была постоянно подъ осѣненіемъ святыни храма. Духъ Божій почивалъ на Ней, предъочищая и освящая Ее въ храмъ Господу. Скоро родители Ея умерли; теперь Она всѣмъ сердцемъ нераздѣльно предалась Господу, и, занимаясь рукодѣльемъ, болѣе всего предавалась молитвѣ и чтенію св. писанія, а это показываетъ, что Она была постоянно въ святомъ расположеніи духа. Она забывала о пищѣ, и Ангелъ Божій приносилъ Ей небесную пищу. Вотъ что нынѣ воспоминаетъ и прославляетъ торжественно св. Церковь, въ наше назиданіе.

/с. 433/ Чрезъ этотъ святый праздникъ св. Церковь прежде всего преподаетъ урокъ родителямъ вводитъ чаще своихъ дѣтей въ храмъ и вообще воспитывать ихъ въ строго-христіанскомъ духѣ. Почему? Во-первыхъ потому, что дѣти суть достояніе Божіе, чада Божіи, возрожденныя и освященныя Духомъ Святымъ во св. купели, и должны быть воспитываемы въ духѣ св. Церкви, въ благочестіи и святости; и Богъ потребуетъ отъ родителей отчета въ воспитаніи, какъ Отецъ и какъ Богъ ихъ; а во-вторыхъ потому, что нигдѣ такъ хорошо, такъ благодатно и успѣшно дѣти не могутъ научиться искреннему благочестію, искренней любви, хвалѣ и благодаренію Богу и любви къ ближнимъ, какъ въ храмѣ, гдѣ Духъ Святый, истинный Воспитатель, особенно почиваетъ и чрезъ все поучаетъ ихъ: чрезъ взоръ, чрезъ слухъ, чрезъ уста — въ причащеніи св. Таинъ, и прямо и непосредственно дѣйствуетъ на чистую, впечатлительную душу ихъ.

Привыкши съ самой ранней юности къ дому Божію, къ дому святыни, молитвы и хвалы Божіей и оглашаясь часто славословіемъ Божіимъ, они мало-по-малу сами напоятся Духомъ святости и благочестія, получатъ отвращеніе ко грѣху и соблазнамъ міра, ихъ душа закалится — выразимся просто — укрѣпится въ святомъ расположеніи, и вотъ изъ дитяти выйдетъ и добрый христіанинъ или христіанка, и семьянинъ, и честный гражданинъ. Разумѣется, не въ одномъ храмѣ дѣти должны учиться благочестію, а и дома, и въ училищѣ, и жилище родителей и школа должны быть для христіанскихъ дѣтей тоже училищемъ благочестія при прочихъ наукахъ и искусствахъ. Божіе Богу, кесарева кесарю (Мѳ. 22, 21). /с. 434/ Христіанское воспитаніе ума, сердца и воли должны быть главною заботою родителей и воспитателей. Это истина несомнѣнная. Христіански-воспитанное дитя не опечалитъ своихъ родителей неблагодарностію, неповиновеніемъ, своеволіемъ, развратомъ, мотовствомъ и разгульною жизнью; не посягнетъ на свою жизнь изъ-за неудачъ въ погонѣ за удовольствіями и корыстью; не будетъ глумиться надъ святыней; не будетъ отвергать вѣчныя истины вѣры и нравственности; не будетъ своими умствованіями и поступками разшатывать основы семейной, религіозной и общественной жизни, какъ это, къ несчастію, бываетъ теперь съ нѣкоторыми юношами и возрастными. Всѣ безпорядки и преступленія въ семьѣ и обществѣ происходятъ отъ недостатка въ преступникахъ вѣры въ Бога, которая есть корень всякаго добра и порядка, и по причинѣ отчужденія ихъ отъ религіи и отъ Церкви. Кто удаляется отъ Церкви, тотъ удаляется отъ свѣта, тотъ удаляется отъ Бога и впадаетъ въ непроглядную тьму страстей человѣческихъ. Но всѣ удаляющіи себе отъ Тебе,погибнутъ (Псал. 72, 27), говоритъ пророкъ. Церковь есть и училище христіанской вѣры и благочестія, и богатая сокровищница благодати и всѣхъ таинствъ, она и домъ пищи духовной, которая есть животворящее тѣло и кровь Христова и слово Божіе съ молитвою, и врачебница душъ и тѣлесъ нашихъ; она — лучшая учительница покаянія, исправленія и совершенства христіанскаго. Ибо въ ней великіе св. мужи оставили намъ въ своихъ поученіяхъ, размышленіяхъ, или въ краткихъ стихахъ, поемыхъ въ церкви, или въ жизнеописаніяхъ наилучшіе образцы покаянія, исправленія и всякихъ добродѣтелей христіанскихъ; она — /с. 435/ лучшая учительница молитвы; въ своихъ ектеніяхъ она учитъ насъ любить всѣхъ, какъ себя, и молиться за всѣхъ, какъ за себя; она расширяетъ сердце наше духомъ любви такъ, чтобы въ немъ было мѣсто для любви всеобъемлющей. Она учитъ молиться за весь міръ, за Государя и его царскій домъ, за всѣ власти — духовныя и гражданскія; за воинство, за плавающихъ, путешествующихъ, недугующихъ, страждущихъ, плѣненныхъ — за всѣхъ; она учитъ испрашивать у Бога дня совершеннаго, мирнаго, безгрѣшнаго, святаго; — ангела мирнаго, прощенія и оставленія грѣховъ, всего добраго и полезнаго для души; — провожденія времени въ мирѣ и покаяніи, христіанскаго конца жизни и добраго отвѣта на страшномъ судѣ. Какъ должно все это спасительно дѣйствовать на внимательнаго юношу или дѣвицу, — и какой прекрасный человѣкъ образовался бы изъ нихъ впослѣдствіи! Такъ, потому что Церковь есть учительница всѣхъ добродѣтелей, уподобляющихъ человѣка Богу.

Но, само собою разумѣется, что если дѣти должны ходитъ часто въ храмъ, то и взрослые — непремѣнно, потому что церковь есть домъ молитвы, а молиться всѣмъ необходимо; она есть богопросвѣщенная учительница и у ней не стыдно учиться ни царямъ, ни философамъ, ни наилучшимъ ораторамъ, никому изъ высокообразованныхъ людей, не говоря о простыхъ смертныхъ. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 1-й. — Изданіе второе. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1893. — С. 431-435.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.