Церковный календарь
Новости


2017-10-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 22-я (1939)
2017-10-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 21-я (1939)
2017-10-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Что намъ необходимо знать и помнить? (1975)
2017-10-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). День Святой Троицы (1975)
2017-10-23 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Обрѣтеніе мощей прав. Іуліаніи, кн. Ольшанской (1967)
2017-10-23 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Поликарпа, архим. Печерскаго (1967)
2017-10-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Правда о Русской Церкви..." Глава 10-я (1961)
2017-10-22 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 5-я (1991)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 20-я (1939)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 19-я (1939)
2017-10-21 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Симона, еп. Владимірскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Нестора, лѣтописца Россійскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Христосъ Воскресе! (1975)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Есть ли у насъ покаяніе? (1975)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 15-я (1925)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 14-я (1925)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 24 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій (1829-1908), знаменитый пастырь, проповѣдникъ и чудотворецъ, «пророкъ», возвѣщавшій православному русскому народу о грядущемъ судѣ Божіемъ надъ Россіей. Родился 19 октября (1 ноября) 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губ. въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка. Получилъ образованіе въ Архангельской духовной семинаріи (1851) и С.-Петербургской духовной академіи (1855). Окончивъ курсъ академіи, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Елисаветою, съ которой всю жизнь прожилъ какъ братъ и сестра. Велъ строгій аскетическій образъ жизни, ежедневно совершалъ Божественную литургію. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей вновь обрѣтали человѣческій образъ. Скоро открылся въ о. Іоаннѣ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и далеко за ея предѣлами. Св. Іоаннъ предчувствовалъ тяжкія испытанія для Россіи. 19 февраля 1908 г. въ проповѣди во время Божественной литургіи сказалъ, обращаясь къ молящимся: «Что-то будетъ съ тобою, Матушка-Русь»; потомъ послѣ долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте вѣрны и мужайтесь!» Но онъ пророчествовалъ и о грядущемъ возрожденіи Россіи: «Я предвижу возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей. На костяхъ вотъ такихъ мучениковъ, какъ на крѣпкомъ фундаментѣ, будетъ воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крѣпкая своею вѣрою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій». 10 декабря 1908 г. о. Іоаннъ совершилъ послѣднюю литургію, а утромъ 20 декабря тихо предалъ духъ свой Богу. Память прав. Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября (1 ноября) и 20 декабря (2 января).

Сочиненія св. прав. Іоанна Кронштадтскаго

ПОЛНОЕ СОБРАНІЕ СОЧИНЕНІЙ ПРОТОІЕРЕЯ ІОАННА ИЛЬИЧА СЕРГІЕВА.
Томъ 2-й. Изданіе 2-е. СПб., 1894.

ПОЛНЫЙ ГОДОВОЙ КРУГЪ СЛОВЪ, ПОУЧЕНІЙ И БЕСѢДЪ.

Бесѣда во вторую недѣлю Великаго поста.

Вниде Іисусъ въ Капернаумъ: и слышано бысть, яко въ дому есть; и абіе собрашася мнози, якоже ктому не вмѣщатися ни при дверехъ: и глаголаше имъ слово. И пріидоша къ Нему, носяще разслабленна жилами, носима четырми (Марк. 2, 1-3).

Если царь земной или сынъ царскій посѣтитъ какой-либо городъ или селеніе и остановится въ какомъ-либо домѣ, тогда собираются около того дома огромныя толпы народа, потому что всѣмъ хочется видѣть ясныя царскія очи, заботливо обращаемыя на все обширное царство и на всѣ подвластные народы, всѣмъ хочется слышать милостивое царское слово. Столь высокъ санъ царя, столь важно на землѣ его служеніе Богу и людямъ, что всякій чувствуетъ къ его особѣ невольное благоговѣніе; и нерѣдко одинъ видъ его приводитъ въ восторгъ. Но вотъ было время, когда Самъ Царь небесный, Царь /с. 89/ всего міра, безначальный Богъ, Творецъ неба и земли, Царь царей земныхъ явился на землѣ и пожилъ съ человѣками, странствуя изъ града во градъ, изъ селенія въ селеніе. О, какое счастіе, какое блаженство было видѣть Самого Царя небеснаго; эти пресвѣтлыя, недремлющія очи, призирающія на всю вселенную, этотъ взоръ, веселящій Ангеловъ и страшный для демоновъ, и слышать изъ сладчайшихъ устъ Его слова, дарующія жизнь, покой, отраду, веселіе всякой искренней, прямой душѣ! Вы завидуете этимъ счастливымъ людямъ, которые жили во время пребыванія Іисуса Христа на землѣ. Не завидуйте. Онъ и нынѣ съ нами неотлучно Своимъ Божествомъ, Своею благодатію, Своими животворящими Тайнами, божественнымъ Своимъ тѣломъ и пречистою кровію: мы нисколько не обижены въ этомъ отношеніи сравнительно съ современниками Іисуса Христа; ничего не лишены, даже получили больше ихъ: потому что они не имѣли блаженства вкушать животворящее Его Тѣло и Кровь, а мы вкушаемъ ихъ и обожаемся. Литургія, во время которой совершается это таинство, живописуетъ предъ нами всю жизнь Іисуса Христа отъ колыбели Его и до вознесенія на небо; — а святыя Тайны являютъ личное Его присутствіе, безмѣрную любовь Господа къ Своему разумному созданію; а высокое явленіе Бога во плоти и въ образѣ человѣка показываетъ, братія мои, достоинство природы человѣческой, сотворенной по образу Божію, но униженной, обезображенной, разслабленной и умерщвленной грѣхомъ. Оно удостовѣряетъ насъ, что если человѣкъ будетъ жить на землѣ праведно и свято, то онъ будетъ равенъ Ангеламъ и будетъ съ ними вѣчно жить и ликовать безконечные вѣки; что у Бога, послѣ Божіей Матери и святыхъ Ангеловъ, нѣтъ болѣе никого выше и /с. 90/ дороже человѣка, — человѣка, коему Онъ уподобился, за котораго пострадалъ, умеръ и воскресъ; что все небо и царство небесное есть наслѣдіе человѣка, и кромѣ его нѣтъ больше наслѣдниковъ, коимъ было бы сказано: пріидите благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ царствіе отъ сложенія міра (Мѳ. 26, 34). Но обратимся къ тому, что говорится въ Евангеліи. Вниде, сказано, Іисусъ въ Капернаумъ, и слышано бысть яко въ дому есть, и абіе собрашася мнози, яко ктому не вмѣщатися ни при дверехъ. Еврейскій городъ Капернаумъ находился при Геннисаретскомъ озерѣ недалеко отъ впаденія въ него рѣки Іордана и былъ однимъ изъ цвѣтущихъ и многолюдныхъ городовъ Галилеи при Іисусѣ Христѣ. Господь, во время Своего трехлѣтняго общественнаго служенія спасенію человѣческаго рода, неоднократно имѣлъ Свое пребываніе въ Капернаумѣ, проповѣдывалъ въ іудейскихъ синагогахъ и совершалъ многія чудеса. Между прочими, здѣсь былъ исцѣленъ разслабленный, не имѣвшій возможности ходить, о которомъ сегодня читалось въ Евангеліи. Здѣсь исцѣлены: слуга одного римскаго сотника, теща апостола Петра со многими другими, кровоточивая женщина, два слѣпца, бѣсноватый, и — воскрешена дочь Іаира, начальника синагоги. Счастливы, стократъ счастливы, скажете, жители этого города, въ коемъ имѣлъ Свое частое пребываніе Іисусъ Христосъ. — Но я этого не скажу. Нѣтъ, я не могу назвать жителей Капернаума счастливыми потому только, что у нихъ часто останавливался Сынъ Божій; не могу потому, что жители Капернаума, много разъ видѣвшіе Его чудеса, Его благодѣянія своимъ согражданамъ, остались неблагодарными предъ своимъ Благодѣтелемъ /с. 91/ и Чудотворцемъ — невѣрными, нераскаянными грѣшниками. Самъ Господь обличилъ этотъ городъ въ нераскаянности, сказавъ ему: и ты, Капернаумъ, до неба вознесшійся, до ада низвергнешься; ибо если бы въ Содомѣ явлены были силы, т. е. чудеса, явленныя въ тебѣ, то онъ оставался бы до сего дня, т. е. покаялся бы; но говорю вамъ, что землѣ Содомской отраднѣе будетъ въ день суда, нежели тебѣ (Мѳ. 11, 23. 24). Теперь видите, что жители Капернаума — несчастные люди, потому что, видя часто чудеса Господа и слыша ученіе Его, они остались нераскаянными грѣшниками и осуждены во адъ.

Братія мои! подумаемъ о себѣ: меньше ли мы жителей Капернаума облагодѣтельствованы Господомъ? Мы отрождены въ крещеніи водою и Духомъ Святымъ и усыновлены Богу; въ мѵропомазаніи освящены Духомъ Святымъ; — въ причащеніи удостоиваемся вкушать самаго пречистаго тѣла и самой пречистой крови Господней; въ покаяніи сподобляемся прощенія грѣховъ послѣ чистосердечнаго въ нихъ раскаянія; въ священствѣ имѣемъ мы всегдашнихъ учителей вѣры и жизни христіанской, совершителей спасительныхъ таинствъ и руководителей къ Богу и къ вѣчной жизни; въ елеосвященіи имѣемъ врачевство отъ болѣзней тѣлесныхъ чрезъ покаяніе во грѣхахъ. Что же мы воздаемъ Господу за всѣ Его милости къ намъ, за всѣ чудеса Его долготерпѣнія къ намъ? — Неблагодарностью, злонравіемъ, жестокосердіемъ, невѣріемъ, разсѣянностію, косненіемъ и нераскаянностію во грѣхахъ. Но такъ ли и всегда будетъ? Не исполнится ли скоро мѣра долготернѣнія Божія къ намъ? Не виситъ ли уже мечъ Божій надъ головами нашими? Не простерта ли уже сѣкира смертная къ корню древа, къ сердцу /с. 92/ нашему? Адъ кромѣшній не раскрылъ ли зѣва своего, чтобы поглотить насъ? Опомнимся, очнемся, покаемся отъ души, пока имѣемъ еще время для покаянія. Будемъ поучаться въ словѣ Божіемъ, съ усердіемъ посѣщая храмъ Божій, и — заниматься благотвореніемъ и милостынею. Правда, и у насъ въ великій постъ храмъ наполняется иногда молящимися, какъ тотъ домъ, въ коемъ былъ Іисусъ Христосъ, — и народъ едва помѣщается въ немъ. Слава Богу! о, если бы почаще онъ наполнялся христіанами! Но все же театръ наполняется гораздо чаще.

Но продолжимъ объясненіе Евангелія. И глаголаше имъ слово. Вездѣ Господь являлся съ словомъ, — и это слово было сладко паче меда изъ сота; оно врачевало души и тѣла; преклоняло и претворяло сердца, какъ въ Савлѣ; оживляло мертвыхъ, прогоняло демоновъ, повергало на землю дерзновенныхъ, поведѣвало всѣмъ стихіямъ: и онѣ слушались гласа Всемогущаго; претворяло во мгновеніе тварь; это слово раздается въ храмѣ и теперь. Отъ чего же мало слушающихъ и исполняющихъ? Отъ нашей разсѣянности, отъ любви къ міру, къ суетнымъ благамъ и удовольствіямъ. Не можете, сказалъ Господь разъ навсегда, работати Богу и мамонѣ (Мѳ. 6, 24), т. е. міру. Но помните: это слово будетъ судить насъ въ послѣдній день. Будемъ же лишше внимати слышаннымъ, да не когда отпадемъ (Евр. 2, 1) внутренно отъ Бога. Для того святая Церковь и требуетъ нашего вниманія, когда читается Евангеліе.

И пріидоша къ Нему, носяще разслабленна жилами, носима четырми: и не могущимъ приближитися къ Нему народа ради, открыша покровъ идѣже бѣ, и прокопавше свѣсиша одръ, на немже разслабленный лежаше (Марк. 2, 3. 4).

/с. 93/ Какъ жалокъ человѣкъ, когда онъ, будучи въ полномъ сознаніи, самъ ходить не можетъ по причинѣ крайней слабости и долженъ пользоваться постоянно услугами другихъ: онъ въ тягость и себѣ и другимъ. Таковъ былъ упоминаемый въ сегодняшнемъ евангеліи разслабленный, таковы у насъ одержимые параличемъ и нѣкоторыми другими болѣзнями. Но есть разслабленіе духовное отъ грѣховъ, отъ страстей, несравненно опаснѣйшее и болѣе достойное сожалѣнія, чѣмъ разслабленіе тѣла, потому что влечетъ за собою нерѣдко вѣчную смерть. Въ этомъ отношеніи всякій грѣшникъ есть разслабленный. Всякому грѣху сопутствуетъ разслабленіе души, какъ слѣдствіе отпаденія отъ Бога, въ Коемъ наша жизнь и сила, какъ паденіе въ смерть. И какъ мы всѣ грѣшимъ, то всѣ — разслабленные. Какъ исцѣлиться отъ этого разслабленія, отъ этого предначатія вѣчной смерти? — Чрезъ искреннее, глубокое, полное раскаяніе во грѣхахъ. Потому, конечно, и положено нынѣ чтеніе евангелія о разслабленномъ, чтобы его положеніемъ, которое было слѣдствіемъ грѣховъ, тронуть наши сердца и расположить и насъ къ усердному покаянію. Потому-то Іисусъ Христосъ исцѣлилъ разслабленнаго, даровавъ ему напередъ прощеніе грѣховъ. Видѣвъ же вѣру ихъ, т. е. носильщиковъ, глагола разслабленному: чадо, отпущаются тебѣ грѣси твои (Марк. 2, 5). Отсюда явно, что больной страдалъ за грѣхи свои.

Братія мои! когда вы бываете больны, то прежде всего приносите Богу покаяніе во грѣхахъ, прибѣгайте къ Врачу всемогущему — вкушайте Его животворящее Тѣло и животворящую Кровь. Между грѣхомъ и болѣзнію есть тайная и тѣсная связь. Бяху /с. 94/ же нѣцыи отъ книжникъ ту сѣдяще, и помышляюще въ сердцахъ своихъ, что сей тако глаголетъ хулы? кто можетъ оставляти грѣхи, токмо единъ Богъ (Марк. 2, 6. 7)? Лукавымъ, завистливымъ и честолюбивымъ книжникамъ, т. е. ученымъ учителямъ еврейскимъ, благодѣяніе Іисуса Христа показалось богохульствомъ и смутило ихъ. Такъ и нынѣ, братія, лукаваго человѣка приводятъ въ соблазнъ и добрыя дѣла: ты ходишь въ церковь молиться Богу, читаешь священныя книги, удаляешься отъ развлеченій, увеселеній, зрѣлищъ, компаній; говорятъ: вотъ ханжа. Ты подаешь милостыню; говорятъ: онъ размножаетъ тунеядцевъ. Но не лучше ли этимъ лукавымъ человѣкамъ на себя оглянуться, каковы они сами, чѣмъ судить и осуждать другихъ? Должно помнить слова праведнаго Судіи: не судите, да не судими будете (Мѳ. 7, 1). Іисусъ Христосъ, какъ Сердцевѣдецъ, обличилъ лукавые помыслы своихъ противниковъ: Онъ сказалъ имъ: что помышляете въ сердцахъ вашихъ? Что есть удобѣе, рещи разслабленному: отпущаются тебѣ грѣси? или рещи: востани, и возми одръ твой, и ходи (Марк. 2, 8. 9)? Въ самомъ дѣлѣ: не равно ли невозможно для простаго человѣка и прощать грѣхи противъ Бога подобному себѣ человѣку и исцѣлять словомъ болѣзни? Само собою разумѣется, что невозможно. Кому же возможно это? — Только Богу; слѣдовательно, если слово Іисуса Христа было дѣломъ, т. е., если оно разрѣшало грѣхи, исцѣляло всякія болѣзни, какъ и видѣли это всѣ люди, а въ томъ числѣ и книжники, то какъ же они могли укорять Господа въ богохульствѣ? Смотря на дѣло просто, они должны были вѣрить, что Іисусъ Христосъ есть Богъ, потому что Онъ прощаетъ грѣхи и исцѣляетъ словомъ всѣ болѣзни; а они гово/с. 95/рятъ: глаголетъ хулы. Что же Господь отвѣтилъ имъ? Но да увѣсте, яко власть имать Сынъ человѣческій на земли отпущати грѣхи, глагола разслабленному: тебѣ глаголю: востани, и возми одръ твой, и иди въ домъ твой. И воста абіе, и вземъ одръ, изыде предъ всѣми: яко дивитися всѣмъ, и славити Бога, глаголющимъ, яже николиже тако видѣхомъ (Марк. 2, 10-12). Вотъ видите, слово стало дѣломъ: грѣхи прощены, разслабленіе прошло, человѣкъ сталъ вполнѣ здоровъ, крѣпокъ; и прощеніе грѣховъ и исцѣленіе болѣзни — то и другое показало, что Іисусъ Христосъ есть Судія, Жизнодавецъ и Богъ, а не богохульникъ, какъ думали книжники. Братія мои! власть прощать грѣхи людямъ принадлежитъ одному Богу, какъ Творцу и Законодателю, и кто же изъ васъ не испыталъ на себѣ, что Іисусъ Христосъ прощаетъ и разрѣшаетъ насъ отъ всякаго грѣха? О, какъ бываетъ легко и покойно и весело на душѣ, когда покаешься отъ всего сердца во грѣхахъ своихъ предъ Господомъ и услышишь слово прощенія: чадо, прощаются тебѣ грѣхи твои. Какъ весело на душѣ, когда съ вѣрою и любовію вкусишь божественнаго Брашна Его — пречистаго тѣла и крови Его! Какъ и теперь часто больные исцѣляются вскорѣ послѣ того, какъ покаются предъ лицемъ священника и пріобщатся святыхъ Таинъ Христовыхъ! Всѣ мы испытали на себѣ безъ числа, что Іисусъ Христосъ есть Судія нашъ, Спаситель, Жизнодавецъ и Богъ: будемъ же усердно всегда прибѣгать къ Нему съ вѣрою, да получимъ отъ Его обычнаго, испытаннаго милосердія — прощеніе грѣховъ, миръ душевный и вмѣстѣ здравіе тѣлу. Сокровищница милосердія всегда открыта для каждаго: почерпай изъ нея всякій хоть тысячу разъ /с. 96/ на день; безчисленные грѣхи наши не побѣдятъ безконечнаго милосердія Владыки, если только мы грѣшники — искренно кающіеся. Да будетъ слава Твоему милосердію, Господи, во вѣки вѣковъ! Но и мы, братія, будемъ милосерды къ ближнимъ. Я обращаюсь опять къ вашей любви съ словомъ о милостынѣ къ бѣднымъ приходскаго нашего попечительства. Благоволите это сдѣлать во имя Божіе: иже даетъ убогимъ, Божіею милостію, не оскудѣетъ (Притч. 28, 27). Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Іоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С. 88-96.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.