Церковный календарь
Новости


2017-04-24 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила Карѳагенскаго Собора (1974)
2017-04-24 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила Сардикійскаго Собора (1974)
2017-04-24 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ понедѣльникъ 3-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-24 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ недѣлю 3-ю по Пасхѣ (женъ мѵроносицъ) (1864)
2017-04-23 / russportal
«Слѣдованная Псалтирь». Каѳисма 6-я (1874)
2017-04-23 / russportal
«Слѣдованная Псалтирь». Каѳисма 5-я (1874)
2017-04-23 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Пять поученій въ недѣлю Ѳомину (1894)
2017-04-23 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Восемь поученій въ недѣлю Антипасхи (1900)
2017-04-22 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 16-е)
2017-04-22 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 15-е)
2017-04-22 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 14-е)
2017-04-22 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 13-е)
2017-04-22 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 69-е, въ недѣлю 3-ю по Пасхѣ (1910)
2017-04-22 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 68-е, въ недѣлю новую Антипасхи (1910)
2017-04-21 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ субботу 2-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-21 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ пятокъ 2-й седмицы по Пасхѣ (1864)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій (1829-1908), знаменитый пастырь, проповѣдникъ и чудотворецъ, «пророкъ», возвѣщавшій православному русскому народу о грядущемъ судѣ Божіемъ надъ Россіей. Родился 19 октября (1 ноября) 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губ. въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка. Получилъ образованіе въ Архангельской духовной семинаріи (1851) и С.-Петербургской духовной академіи (1855). Окончивъ курсъ академіи, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Елисаветою, съ которой всю жизнь прожилъ какъ братъ и сестра. Велъ строгій аскетическій образъ жизни, ежедневно совершалъ Божественную литургію. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей вновь обрѣтали человѣческій образъ. Скоро открылся въ о. Іоаннѣ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и далеко за ея предѣлами. Св. Іоаннъ предчувствовалъ тяжкія испытанія для Россіи. 19 февраля 1908 г. въ проповѣди во время Божественной литургіи сказалъ, обращаясь къ молящимся: «Что-то будетъ съ тобою, Матушка-Русь»; потомъ послѣ долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте вѣрны и мужайтесь!» Но онъ пророчествовалъ и о грядущемъ возрожденіи Россіи: «Я предвижу возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей. На костяхъ вотъ такихъ мучениковъ, какъ на крѣпкомъ фундаментѣ, будетъ воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крѣпкая своею вѣрою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій». 10 декабря 1908 г. о. Іоаннъ совершилъ послѣднюю литургію, а утромъ 20 декабря тихо предалъ духъ свой Богу. Память прав. Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября (1 ноября) и 20 декабря (2 января).

Сочиненія св. прав. Іоанна Кронштадтскаго

ПОЛНОЕ СОБРАНІЕ СОЧИНЕНІЙ ПРОТОІЕРЕЯ ІОАННА ИЛЬИЧА СЕРГІЕВА.
Томъ 2-й. Изданіе 2-е. СПб., 1894.

ПОЛНЫЙ ГОДОВОЙ КРУГЪ СЛОВЪ, ПОУЧЕНІЙ И БЕСѢДЪ.

Слово въ недѣлю Крестопоклонную.

Такъ какъ предъ очами нашими предлежитъ для благоговѣйнаго поклоненія и лобызанія крестъ Господень, коего сила часто прославляется въ церковныхъ молитвахъ и пѣснопѣніяхъ; то я хочу, возлюбленные, сказать вамъ нынѣ нѣсколько словъ о силѣ его, или о чудесахъ его. Намѣреваясь объ этомъ говорить, я — съ одной стороны — вездѣ вижу чудодѣйствующую силу его и не знаю, на чемъ остановиться, какой случай взять для примѣра животворящей силы креста; вижу и то великое благоговѣніе, которое воздавалось животворящему кресту людьми древними; съ другой стороны — увы! — вижу очень мало опытовъ силы его въ людяхъ нынѣшняго времени — и тутъ же сейчасъ вижу и причину, — отчего онъ такъ мало оказываетъ чудотворной силы своеи: — именно — оттого, отчего мало творилъ Господь чудесъ въ отечествѣ своемъ, т. е. отъ невѣжества, отъ беззаконной, нехристіанской жизни христіанъ. Такъ, возлюбленные братія, исторія христіанской Церкви представляетъ весьма много опытовъ чудотворной силы креста — оттого, что тогда /с. 114/ было больше вѣры въ людяхъ, — больше истинныхъ христіанъ; славно прославляется и нынѣ крестъ животворящій, но нынѣ гораздо меньше мы видимъ примѣровъ его чудотворности, — именно, видимъ примѣры его животворящей силы только въ тѣхъ немногихъ людяхъ, которые живутъ вѣрою.

Святые подвижники Христовы удивлялись постоянной, животворной силѣ креста Господня, дѣйствовавшей въ ихъ жизни, — и въ смиреніи сердца, боясь, чтобы такая сила не оставила ихъ, самихъ по себѣ немощныхъ и грѣшныхъ, всегда окруженныхъ врагами невидимыми, а часто и видимыми, молились только: непобѣдимая, непостижимая, божественная сило честнаго и животворящаго креста, не остави насъ грѣшныхъ [1]. Съ полною увѣренностію въ его чудотворности и въ удивленіи его силѣ — прогонять невидимыхъ враговъ, радуясь сердцемъ, взывали они ко кресту: радуйся, пречестный и животворящій кресте Господень, прогоняяй бѣсы силою на тебѣ пропятаго Господа нашего Іисуса Христа... и даровавшаго намъ тебе, крестъ Свой честный, на прогнаніе всякаго супостата... и безъ всякаго сомнѣнія говорили къ нему, какъ къ живому: о, пречестный и животворящій кресте Господень! помогай ми со Пресвятою Госпожею Дѣвою Богородицею и со всѣми святыми во вѣки [2].

Невольно умиляешься сердцемъ, когда читаешь, какими похвалами величали они крестъ животворящій: они называли его четвероконечною силою, — крестомъ всесильнымъ, славою апостоловъ, крѣпостію мучениковъ, твердыней мужей преподобныхъ, немощныхъ — здравіемъ, воскресеніемъ — мертвыхъ, исправленіемъ — падающихъ, умерщвленіемъ — страстей, отгнаніемъ — помысловъ нечистыхъ, основаніемъ благочестія, губителемъ бѣсовъ, погибелью лю/с. 115/дей нечестивыхъ, посрамленіемъ враговъ въ страшный день суда. Какъ живому, говорили они ему: «кресте, ты будь для меня сила, крѣпость и держава, избавитель и передовой воитель на борющихъ меня враговъ, щитъ и охранитель, побѣда и твердыня моя, всегда соблюдая и покрывая меня» [3].

Вообще, они называли образъ креста неописаннымъ по его силѣ, освященіемъ водъ, очищеніемъ воздуха, освященіемъ и просвѣщеніемъ для всякаго вѣрнаго христіанина, знáкомъ мужества и Христовымъ скипетромъ, попирающимъ въ землю противниковъ. Не зная, какъ достойно прославить его силу, они взываютъ: «кто перечислитъ всѣ твои дѣйствія, крестъ, міру любезный, — силы и чудеса и возстаніе отъ твоей силы мертвецовъ? Ты вознесъ съ собою и весь міръ, — т. е. избранныхъ христіанъ, — самъ вознесшись къ Богу» [4].

Нахóдите ли вы, возлюбленные, крестъ Господень для себя такимъ, какимъ онъ былъ для святыхъ мужей? Нѣтъ, отвѣчу я за большинство ваше. Крестъ не дѣлаетъ чудесъ въ вашей жизни. Почему? По невѣрію вашему. Крестъ самъ въ себѣ всегда чудесенъ и животворенъ. Для христіанъ, вѣрныхъ ему и нынѣ своею вѣрою и благоговѣніемъ, вѣренъ и онъ, какъ самый вѣрный и постоянный другъ. О! кто мнѣ дастъ ревность Божію и силу слова возбудить въ христіанахъ нынѣшняго времени живую вѣру и должное благоговѣніе ко кресту и Распятому на немъ! Знаю, что многіе невнимательны ко кресту и къ крестному знаменію. Иногда невниманіе и неуваженіе ко кресту простирается до того, что не принимаютъ идущаго въ домъ со крестомъ и во имя креста служителя Христова; другіе не хотятъ, /с. 116/ какъ должно, изображать на своемъ грѣшномъ тѣлѣ знаменія креста, или пренебрегаютъ священническимъ благословеніемъ, или же и сами священники пренебрегаютъ имъ; иногда это дѣлаютъ по невниманію, а иногда — о ужасъ! — отъ ложнаго, проклятаго стыда. Креста ли стыдишься, возлюбленный, который есть похвала и слава наша? Предостерегаю тебя благовременно: и Сынъ человѣческій постыдится тебя, егда пріидетъ во славѣ Отца Своего со Ангелы святыми (ср. Марк. 8, 38).

Возлюбленные! будемъ всегда чтить крестъ Господень вѣрою и любовію: и онъ будетъ нашимъ другомъ, спасителемъ не по себѣ, а силою Распятаго на немъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Ср. мол. на вел. повечеріи.
[2] Мол. веч. св. честн. кресту.
[3] Ср. кан. честн. и животв. кресту, п. 1.
[4] Ср. тамъ же, п. 9.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Іоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С. 113-116.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.