Церковный календарь
Новости


2017-03-23 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на кн. Бытія. Бесѣда 16-я (1898)
2017-03-23 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на кн. Бытія. Бесѣда 15-я (1898)
2017-03-22 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 18-е (1882)
2017-03-22 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 17-е (1882)
2017-03-22 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 2-е о скончавшихся отцахъ (1895)
2017-03-22 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 1-е о скончавшихся отцахъ (1895)
2017-03-22 / russportal
Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій. Огласительное слово 9-е (1855)
2017-03-22 / russportal
Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій. Огласительное слово 8-е (1855)
2017-03-22 / russportal
Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій. Огласительное слово 7-е (1855)
2017-03-22 / russportal
Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій. Огласительное слово 6-е (1855)
2017-03-21 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 16-е (1882)
2017-03-21 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 15-е (1882)
2017-03-21 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 14-е (1882)
2017-03-21 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 13-е (1882)
2017-03-21 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 12-е (1882)
2017-03-21 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 11-е (1882)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 24 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій (1829-1908), знаменитый пастырь, проповѣдникъ и чудотворецъ, «пророкъ», возвѣщавшій православному русскому народу о грядущемъ судѣ Божіемъ надъ Россіей. Родился 19 октября (1 ноября) 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губ. въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка. Получилъ образованіе въ Архангельской духовной семинаріи (1851) и С.-Петербургской духовной академіи (1855). Окончивъ курсъ академіи, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Елисаветою, съ которой всю жизнь прожилъ какъ братъ и сестра. Велъ строгій аскетическій образъ жизни, ежедневно совершалъ Божественную литургію. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей вновь обрѣтали человѣческій образъ. Скоро открылся въ о. Іоаннѣ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и далеко за ея предѣлами. Св. Іоаннъ предчувствовалъ тяжкія испытанія для Россіи. 19 февраля 1908 г. въ проповѣди во время Божественной литургіи сказалъ, обращаясь къ молящимся: «Что-то будетъ съ тобою, Матушка-Русь»; потомъ послѣ долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте вѣрны и мужайтесь!» Но онъ пророчествовалъ и о грядущемъ возрожденіи Россіи: «Я предвижу возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей. На костяхъ вотъ такихъ мучениковъ, какъ на крѣпкомъ фундаментѣ, будетъ воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крѣпкая своею вѣрою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій». 10 декабря 1908 г. о. Іоаннъ совершилъ послѣднюю литургію, а утромъ 20 декабря тихо предалъ духъ свой Богу. Память прав. Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября (1 ноября) и 20 декабря (2 января).

Сочиненія св. прав. Іоанна Кронштадтскаго

ПОЛНОЕ СОБРАНІЕ СОЧИНЕНІЙ ПРОТОІЕРЕЯ ІОАННА ИЛЬИЧА СЕРГІЕВА.
Томъ 2-й. Изданіе 2-е. СПб., 1894.

ПОЛНЫЙ ГОДОВОЙ КРУГЪ СЛОВЪ, ПОУЧЕНІЙ И БЕСѢДЪ.

Слово въ недѣлю Крестопоклонную.

Иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе, и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ (Марк. 8, 34).

Нынѣшняя недѣля великаго поста называется крестопоклонною — отъ поклоненія кресту и страстямъ распятаго на немъ насъ ради Господа славы, а также и отъ того, что Церковь положила читать въ этотъ день Евангеліе о ношеніи каждымъ изъ насъ собственнаго креста, или страданій и скорбей, неразлучныхъ въ этомъ мірѣ съ послѣдованіемъ Христу. Кто хочетъ идти за Мною, сказалъ Іисусъ Христосъ народу съ учениками Своими, отвергнись себя, и возьми крестъ, и слѣдуй за Мною. Ибо кто хочетъ душу свою сберечь, тотъ потеряетъ ее; а кто потеряетъ душу свою, т. е. жизнь свою, — т. е. умертвитъ всѣ страсти и вожделѣнія свои, ради Меня и Евангелія, тотъ сбережетъ ее. Ибо какая польза человѣку, если онъ пріобрѣтетъ весь міръ, а душѣ своей повредитъ? Или какой выкупъ дастъ человѣкъ за душу свою? Ибо кто посты/с. 123/дится Меня и Моихъ словъ въ родѣ семъ прелюбодѣйномъ и грѣшномъ, того постыдится и Сынъ человѣческій, когда пріидетъ въ славѣ Отца Своего со святыми Ангелами (Марк. 8, 34-38). Господь Іисусъ Христосъ повелѣваетъ намъ совершенно отречься себя, т. е. отъ сатаны, дѣйствувщаго въ насъ, и отъ всѣхъ дѣлъ его, и отъ всего служенія его, и всей гордыни его, — и взять крестъ свой, т. е. терпѣть неизбѣжныя, тяжкія лишенія, болѣзни, страданія и скорби, посылаемыя намъ для нашего очищенія, вразумленія, укрѣпленія въ добродѣтели, и — искушенія, причиняемыя намъ демонами и людьми. Мы крайне пристрастны къ жизни плотской; мы сжились съ грѣхами, привыкли къ нимъ и боимся объявить имъ рѣшительную войну, разорвать съ ними всякій союзъ; мы принимаемъ противъ нихъ только полумѣры, какъ бы бережемъ себя съ ними, потому что они сдѣлались нашими какъ бы природными удами, и потому всегда остаемся съ ними, и они въ насъ укореняются больше и больше, борьба съ ними дѣлается труднѣе и упорнѣе, мы часто теряемъ себя для Бога и дѣлаемся каждодневною добычею и стяжаніемъ врага. Слова Господа: кто хочетъ душу свою сберечь, тотъ потеряетъ ее, исполняются надъ нами всякій день. Мы ежедневно продаемся врагу нашему всѣми родами грѣховъ, въ насъ живущихъ и дѣйствующихъ; ежедневно умираемъ духовно, и о! если бы ежедневно же возставали, оживали для Бога чрезъ слезное покаяніе. Вѣдь грѣхи наши разлучаютъ насъ временно отъ Господа (ср. Исаіи 59, 2). Они могутъ разлучить насъ и на вѣки безконечные, если не обратимся и не раскаемся отъ всего сердца. Но посмотрите на примѣры многихъ грѣшниковъ, сдѣлавшихся святыми; /с. 124/ посмотрите, вообще, на примѣры святыхъ, какъ они рѣшительно и безповоротно вступали въ борьбу съ грѣхомъ, со страстями, съ діаволомъ; какъ искренно возлюбили Бога и правду Его и, отрекшись отъ плотской жизни для Христа и Евангелія, — сберегли души свои на вѣки безконечные. Отчего же нѣтъ у насъ рѣшительной борьбы съ грѣхомъ? Мы очень любимъ жизнь привременную, боимся огорчать плоть, боимся искушеній сильныхъ, крайне любимъ міръ и его блага, забывая неизбѣжность смерти и перехода въ новую жизнь; расчитываемъ жить долгіе годы въ непремѣняемомъ благополучіи; въ погонѣ за удовольствіями чувственными забываемъ божественное благородіе своей души, предназначеніе ея къ безсмертію и вѣчному блаженству; забываемъ, что она безконечно дороже цѣлаго міра со всѣми его сокровищами, которыя, какъ тѣнь, пройдутъ. Обличая такое безумное поведеніе наше, Господь говоритъ: какая польза человѣку, если онъ пріобрѣтетъ весь міръ, а душѣ своей повредитъ? Или какой выкупъ дастъ человѣкъ за душу свою? Есть и еще причина, почему мы рѣшительно не оставляемъ своего грѣшнаго образа жизни и остаемся рабами міра и его привычекъ, обычаевъ и всего склада свѣтской, суетной жизни: — потому что многіе изъ насъ тайно стыдятся своей вѣры, стыдятся исповѣдывать Господа, жить по Его заповѣдямъ, по Его Евангелію, слѣдовать за Нимъ, чтобы не потерять уваженія въ свѣтѣ, почета въ мірѣ прелюбодѣйномъ и грѣшномъ, — и вотъ они позволяютъ себѣ увлекаться потокомъ мірской, грѣшной, суетной, часто преглупой и вредной жизни. Они и сознаютъ, что безразсудно, во вредъ себѣ, проводятъ время столь драгоцѣнное; знаютъ и высшую цѣль жизни человѣка на землѣ, знаютъ и о жертвѣ искупленія, принесенной за нихъ на крестѣ, — /с. 125/ но сложившійся образъ жизни, понятія свѣта, своеобразные, превратные взгляды товарищей на жизнь, на вѣру, на Церковь, не позволяютъ имъ сойти съ того распутія, на которомъ они себя поставили, и не даютъ имъ опомниться и придти въ себя, размыслить о своей судьбѣ. Они — жалкіе рабы своей среды, рабы міра грѣшнаго, во злѣ лежащаго. Но если хочешь, христіанинъ, идти за Христомъ и войти въ славу Его, то ты долженъ непремѣнно сдѣдовать за Нимъ, исполнять Его заповѣди, смиряться, молиться, любить Его, страдать и терпѣть. Терпѣніемъ вашимъ спасайте души ваши (Лук. 21, 19). Ужасное возмездіе ожидаетъ невѣрныхъ христіанъ за то, что они отвергли великое попеченіе о себѣ Божіе и жертву Господа Іисуса Христа, принесенную и за нихъ на крестѣ. Они стыдились Его, Его Евангелія, жизни по Евангелію. Постыдится и Онъ ихъ, когда придетъ судить міръ во славѣ Отца Своего, не признáетъ ихъ Своими и на вѣки отринетъ ихъ отъ лица Своего. Кто постыдится Меня, говоритъ Господь, въ родѣ семъ прелюбодѣйномъ и грѣшномъ, и Сынъ человѣческій постыдится его, когда пріидетъ въ славѣ Отца Своего со святыми Ангелами. Ужасная участь! Итакъ, пока имѣемъ время, отвергнемъ страсти, похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую, не убоимся креста, вводящаго въ вѣчную славу, и невозвратно послѣдуемъ за Христомъ, куда бы Онъ ни повелѣлъ, ибо гдѣ Онъ, тамъ и слуга Его будетъ (ср. Іоан. 12, 26). Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Іоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С. 122-125.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.