Церковный календарь
Новости


2017-08-19 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе (6-е) на Преображеніе Господне (1965)
2017-08-19 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе (5-е) на Преображеніе Господне (1965)
2017-08-19 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Плачъ Русскаго народа (1924)
2017-08-19 / russportal
Митр. Анастасій. Похв. слово новымъ священномученикамъ Русской Церкви (1973)
2017-08-19 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Поученіе (3-е) въ день Преображенія Господня (1900)
2017-08-19 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Поученіе (2-е) въ день Преображенія Господня (1900)
2017-08-19 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Поученіе (1-е) въ день Преображенія Господня (1900)
2017-08-18 / russportal
Митр. Арсеній (Москвинъ). Слово (3-е) въ день Преображенія Господня (1874)
2017-08-18 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 2-я. Глава 14-я (1943)
2017-08-18 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 2-я. Глава 13-я (1943)
2017-08-18 / russportal
Мон. Варвара (Суханова). О чудотв. созданіи церкви въ Кіево-Печерской обители (1963)
2017-08-18 / russportal
Архим. Серафимъ (Вербинъ). Ко дню 90-лѣтняго юбилея митр. Анастасія (1963)
2017-08-18 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе (4-е) на Преображеніе Господне (1965)
2017-08-18 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе (3-е) на Преображеніе Господне (1965)
2017-08-18 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (56-е) къ клиру и народу испанскому (1879)
2017-08-18 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (55-е) къ Стефану о Макріанѣ Арелатскомъ (1879)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій (1829-1908), знаменитый пастырь, проповѣдникъ и чудотворецъ, «пророкъ», возвѣщавшій православному русскому народу о грядущемъ судѣ Божіемъ надъ Россіей. Родился 19 октября (1 ноября) 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губ. въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка. Получилъ образованіе въ Архангельской духовной семинаріи (1851) и С.-Петербургской духовной академіи (1855). Окончивъ курсъ академіи, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Елисаветою, съ которой всю жизнь прожилъ какъ братъ и сестра. Велъ строгій аскетическій образъ жизни, ежедневно совершалъ Божественную литургію. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей вновь обрѣтали человѣческій образъ. Скоро открылся въ о. Іоаннѣ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и далеко за ея предѣлами. Св. Іоаннъ предчувствовалъ тяжкія испытанія для Россіи. 19 февраля 1908 г. въ проповѣди во время Божественной литургіи сказалъ, обращаясь къ молящимся: «Что-то будетъ съ тобою, Матушка-Русь»; потомъ послѣ долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте вѣрны и мужайтесь!» Но онъ пророчествовалъ и о грядущемъ возрожденіи Россіи: «Я предвижу возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей. На костяхъ вотъ такихъ мучениковъ, какъ на крѣпкомъ фундаментѣ, будетъ воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крѣпкая своею вѣрою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій». 10 декабря 1908 г. о. Іоаннъ совершилъ послѣднюю литургію, а утромъ 20 декабря тихо предалъ духъ свой Богу. Память прав. Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября (1 ноября) и 20 декабря (2 января).

Сочиненія св. прав. Іоанна Кронштадтскаго

ПОЛНОЕ СОБРАНІЕ СОЧИНЕНІЙ ПРОТОІЕРЕЯ ІОАННА ИЛЬИЧА СЕРГІЕВА.
Томъ 2-й. Изданіе 2-е. СПб., 1894.

ПОЛНЫЙ ГОДОВОЙ КРУГЪ СЛОВЪ, ПОУЧЕНІЙ И БЕСѢДЪ.

Слово въ пятую недѣлю Великаго поста.

Сынъ человѣческій не пріиде, да послужатъ Ему, но да послужитъ, и дастъ душу Свою избавленіе за многи (Марк. 10, 45).

Скоро наступятъ достопамятные дни міроспасительныхъ страданій Господа нашего Іисуса Христа, и въ нынѣшній воскресный день Церковь положила читать Евангеліе, въ которомъ Господь предсказалъ о будущихъ Своихъ страданіяхъ, какъ о настоящихъ. Именно, Онъ сказалъ: «вотъ, мы восходимъ въ Іерусалимъ, и Сынъ человѣческій преданъ будетъ первосвященникамъ и книжникамъ, и осудятъ Его на смерть, и предадутъ Его язычникамъ; и поругаются надъ Нимъ, и будутъ бить Его, и оплюютъ Его, и убьютъ Его; и въ третій день воскреснетъ» (Марк. 10, 33-34). Такъ Господь напередъ зналъ все, что съ Нимъ будетъ въ Іерусалимѣ, — всѣ подробности Своего уничиженія, Своихъ страданій и смерти, и не уклонялся отъ нихъ, но бодро и весело шелъ испить горькую /с. 134/ чашу страданій за міръ и за самихъ неблагодарныхъ и распявшихъ Его іудеевъ, чтобы послужить общему всѣхъ спасенію. О, безмѣрная любовь! О, безмѣрное снисхожденіе! О, дивное долготерпѣніе!

Вся жизнь Іисуса Христа, — съ младенчества до крестной смерти и воскресенія, — есть чудное, любвеобильнѣйшее Его служеніе спасенію рода человѣческаго. Но и съ вознесенія Его на небеса, когда Онъ возсѣлъ одесную Бога Отца, доселѣ Господь, воцарившійся надъ всѣми языки, служитъ спасенію рода человѣческаго, особенно — рода христіанскаго, какъ Онъ Самъ сказалъ: се, Азъ съ вами есмь во вся дни до скончанія вѣка (Мѳ. 28, 20), или — въ нынѣ чтенномъ Евангеліи: Сынъ человѣческій не пріиде, да послужатъ Ему, но да послужитъ, и дастъ душу Свою избавленіе за многи. Онъ доселѣ очищаетъ, возраждаетъ и обновляетъ насъ въ святомъ крещеніи; освящаетъ и утверждаетъ бдагодатію Святаго Духа въ мѵропомазаніи; священнодѣйствуетъ въ литургіи, какъ вѣчный Первосвященникъ по чину Мелхиседекову, и преподаетъ пречистое Тѣло и Кровь Свою подъ образомъ хлѣба и вина; въ покаяніи — Самъ внимаетъ нашему покаянію и разрѣшаетъ грѣхи искренно кающимся; въ священствѣ, іерархіи или пастырствѣ, Онъ Самъ просвѣщаетъ, пасетъ, руководствуетъ, судитъ и наказуетъ духовно словесныхъ овецъ Своихъ; въ бракѣ — благословляетъ супружескій союзъ мужа и жены къ благословенному рожденію и воспитанію дѣтей; въ елеосвященіи, какъ Врачъ душъ и тѣлесъ, врачуетъ немощи духовныя и тѣлесныя. Каждую службу Онъ присутствуетъ съ нами невидимо, по собственному Его обѣтованію: гдѣ двое или трое собрались во имя Мое, тамъ Я посреди нихъ (ср. Мѳ. 18, 20), и при/с. 135/нимаетъ наше служеніе и Самъ чудно, дѣйственно, ощутительно служитъ нашему спасенію, производя въ насъ дивныя божественныя силы, разрушающія желѣзныя узы и путы грѣха и смерти духовной, врачуя немощи, искупляя насъ всякій день за покаяніе и вѣру отъ безмѣрныхъ согрѣшеній, сладостно оживотворяя души, пресыщенныя горечью грѣха. У насъ теперь великій постъ, продолжающійся сорокъ дней. Что такое этотъ великій постъ? Онъ есть драгоцѣнный даръ намъ Спасителя нашего, Который Самъ постился сорокъ дней и ночей, не ѣлъ и не пилъ, даръ поистинѣ драгоцѣнный для всѣхъ, ищущихъ спасенія, какъ умертвитель душевныхъ страстей. Словомъ и примѣромъ Своимъ Господь узаконилъ его Своимъ послѣдователямъ. И съ какою любовію, какими божественными благодатными силами служитъ Господь всѣмъ истинно постящимся! Онъ ихъ просвѣщаетъ, очищаетъ, обновляетъ, укрѣпляетъ въ борьбѣ со страстями и съ невидимыми врагами, — съ начальствами и властями и міродержителями тьмы вѣка сего (Ефес. 6, 12); научаетъ всякой добродѣтели и возводитъ къ совершенству, къ нетлѣнію и горнему блаженству. Испытали и испытываютъ это на себѣ всѣ, истинно постящіеся. Постъ съ молитвою есть вѣрное оружіе противъ діавола и многострастной плоти. Пусть же никто не умничаетъ, что не нуженъ постъ. — Но вотъ наступаютъ дни страданій нашего сладчайшаго Спасителя. Что такое страданія, страсти Господа? — Это — послѣдняя совершительная жертва нашего Спасителя за грѣхи міра, завершившаяся смертію Его на крестѣ, предъ которою Онъ воскликнулъ: совершилось (Іоан. 19, 30)! Это послѣднее окончательное служеніе Его на землѣ нашему /с. 136/ спасенію, чтобы мы чрезъ Его страданія и смерть могли избавиться отъ праведнаго, вѣчнаго мученія за грѣхи наши, — чтобы Онъ могъ дать намъ въ пищу и питіе пречистое, многострадальное тѣло Свое и пречистую, за насъ изліянную кровь Свою — для очищенія, освященія, оживотворенія и обновленія нашего, — чтобы облечь насъ правдою Своею, заслугами Своими, обожить и облаженствовать насъ на вѣки. О, если бы такъ и было! Если бы такъ всѣ всегда взирали на Его страданія и такъ ихъ усвояли себѣ вѣрою и любовію! Если бы сраспинались съ Нимъ, распинаясь міру и страстямъ! Или, вотъ совершается литургія почти круглый годъ. Что такое литургія? Она есть ежедневное служеніе Господа нашему спасенію и спасенію міра — о всѣхъ и за вся. Онъ Самъ служитъ для насъ и съ нами въ литургіи, совершая Таинство тѣла и крови Своей. Онъ доселѣ закалается за насъ, пребывая Самъ незакалаемымъ въ нетлѣнной обоженной плоти Своей; изливаетъ кровь Свою, преломляетъ тѣло Свое и преподаетъ ихъ намъ въ оставленіе грѣховъ, въ освященіе и въ жизнь вѣчную; доселѣ дымится живая и животворящая кровь Его на жертвенникахъ православныхъ христіанскихъ храмовъ! О, чудный, божественный даръ любви! О, блаженство истинныхъ христіанъ! Такъ Господь доселѣ служитъ многообразно и животворно нашему спасенію.

Но Онъ оставилъ намъ образъ, примѣръ, чтобы и мы служили другъ другу съ любовію. Онъ сказалъ: кто хочетъ быть большимъ между вами, да будетъ вамъ слугою; и кто хочетъ быть первымъ между вами, да будетъ всѣмъ рабомъ (Марк. 10, 43. 44). Такъ каждый изъ насъ, братія мои, долженъ служить другъ другу своими та/с. 137/лантами, способностями, силами, своимъ служебнымъ положеніемъ, имуществомъ, образованіемъ, — и не себѣ только угождать. Такъ, царь и правительство служатъ народу, заботясь о его просвѣщеніи, направленіи его нравственныхъ и физическихъ силъ, о его земледѣльческомъ и экономическомъ бытѣ. Пастыри служатъ своимъ пасомымъ, или должны служить добрымъ примѣромъ христіанскихъ добродѣтелей, словомъ ученія и назиданія, благоговѣйнымъ совершеніемъ таинствъ, — спасительнымъ руководствомъ пасомыхъ къ жизни добродѣтельной и ко спасенію въ Богѣ; люди образованные, начальники и наставники, сочинители, писатели, вообще, печать, — должны служить къ славѣ Божіей и пользамъ народа или ввѣренныхъ ихъ руководству — своимъ просвѣтительнымъ вліяніемъ на началахъ христіанской православной Церкви. Люди богатые должны служить бѣднымъ, не тунеядцамъ, конечно, которые не хотятъ трудиться, а хотятъ даромъ ѣсть хлѣбъ, ибо, если кто не хочетъ трудиться, тотъ и не ѣшь (2 Солун. 3, 10), говоритъ Апостолъ, — но тѣмъ бѣднымъ, которые и хотѣли бы, но не могутъ трудиться, или у которыхъ трудъ нисколько не спорится, трудъ изнурительный и неблагодарный, или — тѣмъ, коимъ нигдѣ нельзя добыть дѣла. Мы всѣ во Христѣ члены другъ другу и по вѣрѣ, и по долгу, и по убѣжденію разума и сердца должны служить другъ другу, чѣмъ кто можетъ; — да, братія, — служить ближнимъ, а не для себя только жить, не для своихъ только удовольствій, — не себѣ только собирать, не въ праздности и лѣности время проводить, не почитать жизнь игрушкой или только — цѣпью игръ и наслажденій. Это было бы не христіанство, а язычество. Мы, силь/с. 138/ные, должны сносить немощи безсильныхъ, и не себѣ угождать. Каждый изъ насъ долженъ угождать ближнему, во благо, къ назиданію (Римл. 15, 1. 2). Служеніе ближнимъ, конечно, не можетъ быть безъ самоотверженія и креста, и чѣмъ иногда больше, выше доставляемое нами ближнимъ добро, тѣмъ часто труднѣе крестъ, напр. крестъ неблагодарности и злобы отъ облагодѣтельствованныхъ. Таковъ крестъ у нашего добраго и возлюбленнаго Государя. Но отъ этого не сдѣдуетъ унывать, огорчаться безъ мѣры и бросать дѣло служенія. Ибо чей крестъ былъ тяжелѣе креста Христова, за насъ претерпѣннаго? Примѣръ Господа Іисуса Христа, ужасно для насъ истощившаго Себя, да послужитъ намъ сильнымъ побужденіемъ — не бояться и не убѣгать самоотверженія и для общаго блага. А оно, это самоотверженіе и это благо такъ нужно особенно теперь, въ виду столь многихъ и великихъ невзгодъ и бѣдъ нашего народа, хотя вѣрующаго и добраго, но необразованнаго, подъ часъ суевѣрнаго, разгульнаго, неосторожнаго, часто недальновиднаго, — свободнаго, но еще не научившагося понимать и цѣнить дара истинной свободы. Но, чтобы искренно служить ближнимъ, для этого надобно неотмѣнно перестать служить своимъ страстямъ, нужно самоотверженіе; ибо страсти не допускаютъ искренно, усердно служить ближнимъ, а учатъ угождать только самимъ себѣ. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Іоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С. 133-138.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.