Церковный календарь
Новости


2017-10-20 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 18-я (1939)
2017-10-20 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 17-я (1939)
2017-10-20 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преподобнаго Нифонта (1967)
2017-10-20 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Тита пресвитера (1967)
2017-10-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Боже, милостивъ буди намъ, грѣшнымъ" (1975)
2017-10-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Слова и рѣчи. Томъ II. (1961-1968). Вступленіе (1975)
2017-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 4-я (1991)
2017-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 3-я (1991)
2017-10-19 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Эразма Печерскаго (1967)
2017-10-19 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Ареѳы Печерскаго (1967)
2017-10-18 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 16-я (1939)
2017-10-18 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 15-я (1939)
2017-10-18 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 2-я (1991)
2017-10-18 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 1-я (1991)
2017-10-18 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Николая Святоши, кн. Черниговскаго (1967)
2017-10-18 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Житіе препод. Аѳанасія, затворника Печерскаго (1967)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Церковная письменность

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій (1829-1908), знаменитый пастырь, проповѣдникъ и чудотворецъ, «пророкъ», возвѣщавшій православному русскому народу о грядущемъ судѣ Божіемъ надъ Россіей. Родился 19 октября (1 ноября) 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губ. въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка. Получилъ образованіе въ Архангельской духовной семинаріи (1851) и С.-Петербургской духовной академіи (1855). Окончивъ курсъ академіи, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Елисаветою, съ которой всю жизнь прожилъ какъ братъ и сестра. Велъ строгій аскетическій образъ жизни, ежедневно совершалъ Божественную литургію. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей вновь обрѣтали человѣческій образъ. Скоро открылся въ о. Іоаннѣ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и далеко за ея предѣлами. Св. Іоаннъ предчувствовалъ тяжкія испытанія для Россіи. 19 февраля 1908 г. въ проповѣди во время Божественной литургіи сказалъ, обращаясь къ молящимся: «Что-то будетъ съ тобою, Матушка-Русь»; потомъ послѣ долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте вѣрны и мужайтесь!» Но онъ пророчествовалъ и о грядущемъ возрожденіи Россіи: «Я предвижу возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей. На костяхъ вотъ такихъ мучениковъ, какъ на крѣпкомъ фундаментѣ, будетъ воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крѣпкая своею вѣрою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій». 10 декабря 1908 г. о. Іоаннъ совершилъ послѣднюю литургію, а утромъ 20 декабря тихо предалъ духъ свой Богу. Память прав. Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября (1 ноября) и 20 декабря (2 января).

Сочиненія св. прав. Іоанна Кронштадтскаго

ПОЛНОЕ СОБРАНІЕ СОЧИНЕНІЙ ПРОТОІЕРЕЯ ІОАННА ИЛЬИЧА СЕРГІЕВА.
Томъ 2-й. Изданіе 2-е. СПб., 1894.

ПОЛНЫЙ ГОДОВОЙ КРУГЪ СЛОВЪ, ПОУЧЕНІЙ И БЕСѢДЪ.

Бесѣда въ Великій понедѣльникъ.

Сегодня, возлюбленные братія, на утреннемъ богослуженіи читаны были три притчи: первая — о безплодной смоковницѣ, вторая — объ отцѣ, имѣвшемъ два сына; одинъ на просьбу отца: «чадо, иди сегодня, работай въ виноградникѣ моемъ», отвѣчалъ: «не хочу», а потомъ одумался и пошелъ; другой на ту же просьбу сказалъ: «иду», и не пошелъ; и, наконецъ, третья притча — о домовитомъ человѣкѣ, который, имѣя виноградникъ, обнесъ его оградою, ископалъ въ немъ точило, устроилъ башню, отдалъ его дѣлателямъ и ушелъ, а потомъ, когда пришло время собранія плодовъ, послалъ рабовъ своихъ къ дѣлателямъ виноградника принять плоды. Дѣлатели въ ожесточеніи иныхъ изъ рабовъ били, другихъ убивали, и, наконецъ, убили и Сына Его Единороднаго (Мѳ. 21, 17-44). Побесѣдуемъ на нынѣшній разъ о первой притчѣ.

«Проведши ночь въ селеніи Виѳаніи, поутру /с. 144/ Господь, — говоритъ евангелистъ Матѳей, — возвращаясь въ городъ Іерусалимъ, взалкалъ; и увидѣвъ при дорогѣ одну смоковницу, подошелъ къ ней и, ничего не найдя на ней, кромѣ листьевъ однихъ, говоритъ ей: да не будетъ же впредь отъ тебя плода во вѣкъ. И смоковница тотчасъ засохла. Увидѣвъ это, ученпки удивились и говорили: какъ это вдругъ засохла смоковница? Іисусъ же сказалъ имъ въ отвѣтъ: истинно говорю вамъ: если будете имѣть вѣру и не усомнитесь, не только сдѣлаете то, что сдѣлано со смоковницею, но если и горѣ сей скажете: поднимись и ввергнись въ море, — будетъ; и все, чего ни попросите въ молитвѣ съ вѣрою, получите».

Безплодная смоковница при дорогѣ съ одними листьями — это я и вы, братъ и сестра возлюбленные. Къ намъ съ вами часто приходитъ и рано и поздно Насадитель жизни нашея, Господь Іисусъ Христосъ, алчущій нашего спасенія, приходитъ, чтобъ утолить гладъ души нашей, чтобы стать для ней хлѣбомъ жизни. И — увы, почти всегда находитъ въ насъ только заботы о житейскомъ — одни листья; плодовъ же вѣры, всеусильнаго попеченія о спасеніи душъ нашихъ нѣтъ какъ нѣтъ. Между тѣмъ, каждый изъ насъ съ тѣмъ и посаженъ на землѣ, чтобы приносить духовные плоды. Какіе же это въ частности плоды, которые долженъ приносить каждый человѣкъ, особенно христіанинъ? На это святый Апостолъ отвѣчаетъ такъ: плодъ духовный есть любовь, радость, миръ, долготерпѣніе, милосердіе, вѣра (Галат. 5, 22). Вотъ, братъ и сестра, какіе плоды должны мы непремѣнно приносить Насадителю нашей жизни, Господу Іисусу Христу ежедневно. Теперь смотри каждый: плодовитая ты смоковница или безплодная? /с. 145/ Если плодовитая, хорошо, подвигайся впередъ; приноси Владыкѣ больше и больше плодовъ, да препитаетъ Онъ ими тебя же самого въ вѣчности; если — безплодная, трепещи: тебѣ угрожаетъ проклятіе Владыки твоей жизни, и можетъ быть, очень скоро Онъ скажетъ и тебѣ: да не будетъ же впредь отъ тебя плода во вѣкъ. И ты тотчасъ засохнешь; заглохнутъ всѣ твои духовныя силы; вовсе изсякнетъ у тебя вѣра, надежда и любовь, а всяко древо, еже не творитъ плода добра, посѣкаемо бываетъ и во огнь вѣчный вметаемо (Мѳ. 3, 10). Слова эти — истинны и ясны, какъ день. Они исполнятся непреложно, ибо небо и земля прейдутъ, какъ проходятъ мимо дни, мѣсяцы, годы, а слова Господа не прейдутъ (ср. Марк. 13, 31). Итакъ, братъ и сестра, спроси себя: приносишь ли ты ежедневно Вдадыкѣ живота твоего плоды добрыхъ дѣлъ, и главное, имѣешь ли царицу добродѣтелей — любовь, — горячую любовь къ твоему Создателю и любовь къ ближнему, какъ къ себѣ? Хочешь знать, какими дѣлами оказываетъ себя любовь? Отвѣтитъ тебѣ за меня святый апостолъ Павелъ: любовь долготерпитъ, милосердствуетъ, любовь не завидуетъ, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствуетъ, не ищетъ своего, не раздражается, не мыслитъ зла, не радуется неправдѣ, а сорадуется истинѣ. Все покрываетъ, всему вѣритъ, всего надѣется, все переноситъ. Любовь никогда не перестаетъ. Любовь такъ необходима для христіанина, что если онъ говоритъ на всѣхъ языкахъ человѣческихъ и ангельскихъ, а любви не имѣетъ; то онъ какъ мѣдь звенящая, при всемъ своемъ краснословіи и многословіи, или какъ кимвалъ звучащій. Если онъ имѣетъ даръ пророчества и знаетъ всѣ тайны и смыслъ всѣхъ писаній и даже, что /с. 146/ всего удивительнѣе, если онъ имѣетъ всю вѣру, такъ что отъ его словъ будутъ переходить съ мѣста на мѣсто горы, а любви не имѣетъ; то онъ ничто: напрасны всѣ его познанія, всѣ труды безъ любви (1 Кор. 13, 1-8). Почему такъ необходима намъ любовь? Потому что Самъ Богъ есть любовь (1 Іоан. 4, 8), а мы по образу Его сотворены, и въ человѣкѣ-христіанинѣ Богъ пребываетъ. Или не вѣсте, яко Христосъ въ васъ? развѣ точію чимъ неискусни есте (2 Кор. 13, 5). Не вѣсте ли, яко храмъ Божій есте, и Духъ Божій живетъ въ васъ (1 Кор. 3, 16)? Кто имѣетъ горячую любовь къ Богу и ближнему, тотъ имѣетъ въ душѣ своей и прочіе плоды, исчисленные Апостоломъ, радость о Дусѣ Святѣ, миръ, долготерпѣніе, благость, милосердіе, вѣру: ибо въ любви, какъ въ сѣмени, заключаются всѣ добродѣтели: ибо гдѣ любовь, тамъ Богъ, всесовершенное совершенство, источная доброта, безконечная благость, безконечное всемогущество. Кто имѣетъ горячую любовь къ Богу, тотъ имѣетъ и вѣру такую, что горы можетъ переставлять, какъ сказалъ Господь: и все, чего ни попроситъ въ молитвѣ съ вѣрою, получитъ (ср. Мѳ. 21, 22). Итакъ, если не хотимъ сохнуть, какъ проклятая Господомъ смоковница или какъ трава, и въ огонь вѣчный быть брошенными, постараемся, возлюбленные братія, приносить Насадителю нашей жизни плоды добрыхъ дѣлъ, пока имѣемъ время, силы, средства, случай. Можетъ быть, придетъ время, когда и хотѣли бы сдѣлать добро, но это будетъ невозможно. Дондеже время имамы, да дѣлаимъ благое ко всѣмъ, паче же къ приснымъ въ вѣрѣ (Галат. 6, 10). Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Іоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С. 143-146.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.