Церковный календарь
Новости


2017-08-23 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (60-е) къ Юбаяну о крещеніи еретиковъ (1879)
2017-08-23 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (59-е) къ папѣ Стефану о соборѣ (1879)
2017-08-23 / russportal
Cвт. Іоаннъ Шанхайскій. Какъ Правосл. Церковь чтила и чтитъ Божію Матерь (1992)
2017-08-23 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). Православное богословіе свт. Іоанна (Максимовича) (1992)
2017-08-22 / russportal
Завѣщаніе блаженнѣйшаго митрополита Анастасія (Грибановскаго) (1985)
2017-08-22 / russportal
Рѣчь студента Грибановскаго (буд. митр. Анастасія) при погреб. проф. Смирнова (1897)
2017-08-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 3-я. Глава 2-я (1943)
2017-08-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 3-я. Глава 1-я (1943)
2017-08-21 / russportal
"Книга Правилъ". Канон. посланіе свт. Григорія, архіеп. Неокесарійскаго (1974)
2017-08-21 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила свт. Петра, архіеп. Александрійскаго (1974)
2017-08-21 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (58-е) къ Квинту о крещеніи еретиковъ (1879)
2017-08-21 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (57-е) къ Януарію о крещеніи еретиковъ (1879)
2017-08-20 / russportal
Архіеп. Виталій. Слово при закладкѣ Владимірскаго Храма-Памятника (1973)
2017-08-20 / russportal
Архіеп. Виталій. Правила благоповеденія молящимся въ св. храмѣ (1973)
2017-08-20 / russportal
Архіеп. Виталій (Максименко). Напомин. духовнаго отца говѣющимъ (1973)
2017-08-20 / russportal
Архіеп. Виталій (Максименко). Догматъ о Церкви Христовой (1973)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 24 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій (1829-1908), знаменитый пастырь, проповѣдникъ и чудотворецъ, «пророкъ», возвѣщавшій православному русскому народу о грядущемъ судѣ Божіемъ надъ Россіей. Родился 19 октября (1 ноября) 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губ. въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка. Получилъ образованіе въ Архангельской духовной семинаріи (1851) и С.-Петербургской духовной академіи (1855). Окончивъ курсъ академіи, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Елисаветою, съ которой всю жизнь прожилъ какъ братъ и сестра. Велъ строгій аскетическій образъ жизни, ежедневно совершалъ Божественную литургію. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей вновь обрѣтали человѣческій образъ. Скоро открылся въ о. Іоаннѣ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и далеко за ея предѣлами. Св. Іоаннъ предчувствовалъ тяжкія испытанія для Россіи. 19 февраля 1908 г. въ проповѣди во время Божественной литургіи сказалъ, обращаясь къ молящимся: «Что-то будетъ съ тобою, Матушка-Русь»; потомъ послѣ долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте вѣрны и мужайтесь!» Но онъ пророчествовалъ и о грядущемъ возрожденіи Россіи: «Я предвижу возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей. На костяхъ вотъ такихъ мучениковъ, какъ на крѣпкомъ фундаментѣ, будетъ воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крѣпкая своею вѣрою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій». 10 декабря 1908 г. о. Іоаннъ совершилъ послѣднюю литургію, а утромъ 20 декабря тихо предалъ духъ свой Богу. Память прав. Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября (1 ноября) и 20 декабря (2 января).

Сочиненія св. прав. Іоанна Кронштадтскаго

ПОЛНОЕ СОБРАНІЕ СОЧИНЕНІЙ ПРОТОІЕРЕЯ ІОАННА ИЛЬИЧА СЕРГІЕВА.
Томъ 2-й. Изданіе 2-е. СПб., 1894.

ПОЛНЫЙ ГОДОВОЙ КРУГЪ СЛОВЪ, ПОУЧЕНІЙ И БЕСѢДЪ.

Поученіе предъ плащаницею въ Великій пятокъ.

Я вижу человѣка замученнаго, убитаго, обвитаго полотномъ и положеннаго во гробъ. Но кто это? Кто эта жертва злобы и мщенія? Не человѣкъ только, но Богочеловѣкъ, Сынъ Бога живаго, Іисусъ Христосъ. За что же убитъ неповинный, безгрѣшный, праведный и любящій безмѣрно Богочеловѣкъ? Кѣмъ убитъ и гдѣ убійцы? Убитъ за то, что Онъ любилъ людей такъ, какъ никто и никогда, а кому нужно было понять эту любовь, тѣ не хотѣли понять; за то, что Онъ сдѣлалъ имъ много, безъ числа много благодѣяній, какихъ никто не сдѣлалъ, а между тѣмъ, эти благодѣянія толковались превратно; за то, что сотворилъ много величайшихъ, благотворныхъ чудесъ, какихъ никто не сотворилъ, а на эти чудеса смотрѣли люди лукаво; за то, что Онъ называлъ Себя, когда было нужно, — Тѣмъ, что Онъ есть, т. е. Сыномъ Божіимъ, пришедшимъ спасти погибающихъ; за то, что обличалъ вопіющія неправды; за то, что по Немъ шелъ весь міръ, весь народъ — зритель Его чудесъ и участ/с. 160/никъ въ Его благодѣяніяхъ, впрочемъ, скоро позабывшій эти благодѣянія и чудеса: вотъ за что убитъ Богочеловѣкъ. Кѣмъ убитъ? Іудеями, тѣми, кои убили и пророковъ, обличавшихъ ихъ неправду и беззаконія прежде пришествія Спасителя; іудеями, народомъ Божіимъ избраннымъ, коему явлено отъ Бога безчисленное множество благодѣяній; чудесъ поразительныхъ, до нынѣ воспѣваемыхъ ежедневно православною Церковію. Но, впрочемъ, здѣсь величайшее таинство, въ которое нынѣ особенно надобно всѣмъ намъ вникнуть: мучителями и убійцами Сына Божія были не одни іудеи и римляне-язычники: въ этихъ мученіяхъ и въ этомъ убійствѣ, весьма — весьма много виноваты и всѣ мы. Почему? Потому что Сынъ Божій, Іисусъ Христосъ, какъ Спаситель міра, былъ жертвою нашихъ грѣховъ; страдая и умирая, Онъ принималъ отъ всеправеднаго Отца небеснаго, по человѣчеству, наказаніе за грѣхи всѣхъ насъ. Іудеи сдѣлали надъ Богочеловѣкомъ то, что, можетъ быть, сдѣлали бы и мы нашими страстями, бывши на ихъ мѣстѣ, да, вправду сказать, дѣлаемъ въ меньшемъ только размѣрѣ и въ иномъ видѣ надъ иными ближними и теперь. Итакъ, взирайте пристальнѣе на этого божественнаго Страдальца и Мертвеца трехдневнаго. Это — жертва нашихъ грѣховъ. Это — жертва безконечной любви Божіей къ міру, погибающему во грѣхахъ, и, слѣдовательно, ко мнѣ и къ тебѣ, возлюбленный братъ. Сынъ Божій принялъ на Себя вмѣсто меня и вмѣсто тебя ужасы правосудія вѣчнаго, наказанія вѣчнаго, предлежавшаго мнѣ и тебѣ, испилъ чашу праведнаго гнѣва и ярости Бога Вседержителя, которую надлежало бы пить мнѣ и тебѣ; Онъ принялъ на Себя всѣ раскаленныя острыя стрѣлы изъ Божьяго колчана, уготованныя для грѣшниковъ, которыя должны бы бы/с. 161/ли вѣчно разить и палить меня и тебя, грѣшника неблагодарнаго и злонравнаго. Вѣчная правда и премудрость Божія чрезъ людей же наказала Богочеловѣка за человѣковъ. Въ ужасѣ и благоговѣніи склоняюсь предъ правосудіемъ Божіимъ, предъ святостію тріѵпостаснаго Божества, которое въ отметаніе неправды грѣха и въ освященіе человѣка грѣшника, созданнаго по образу и подобію Божію, — въ лицѣ Отца благоволило наказать за человѣковъ святѣйшаго Богочеловѣка, въ лицѣ Сына благоволило воплотиться и принять на Себя наказаніе за всѣ человѣческія неправды, а въ лицѣ Духа Святаго — освятить грѣшниковъ кающихся, обновнть ихъ, — изліяться нѣжнѣйшею и святѣйшею любовію въ сердца ихъ. Братія! внимайте таинству. Размыслите, сколь ужасенъ, отвратителенъ, ненавистенъ Богу грѣхъ, вошедшій въ человѣковъ, сколь ужасно наказаніе за грѣхъ, когда всесвятый и праведный Господь не пощадилъ возлюбленнаго Сына Своего, но предалъ Его за насъ на такія страданія и смерть. Если съ зеленѣющимъ деревомъ, т. е. съ Богочеловѣкомъ, такъ поступила правда Божія, то что будетъ съ сухимъ, безплоднымъ, какъ мы грѣшники? Итакъ, собраты грѣшники! бойтесь еще прилагать грѣхи ко грѣхамъ, беззаконія къ беззаконіямъ. Взирая на сего божественнаго Страдальца, научитесь возненавидѣть и омерзить отнынѣ и навсегда всякій грѣхъ и возлюбить правду и добродѣтель. Если же будемъ прилагать и еще грѣхи ко грѣхамъ намѣренно и съ сознаніемъ и такимъ образомъ распинать Сына Божія въ себѣ часто и многократно; если будемъ каяться лицемѣрно и причащаться божественныхъ Таинъ недостойно; если, исповѣдавшись и пріобщившись святыхъ Таинъ во очищеніе и освященіе, будемъ жить безстрашно, по прихотямъ развращеннаго /с. 162/ сердца, — то эти самыя язвы на рукахъ и на ногахъ и въ ребрѣ нашего Спасителя будутъ намъ не во спасеніе, а въ осужденіе, и уже тогда никто во вѣки вѣковъ не избавитъ насъ отъ геенскихъ мукъ.

Братія мои! принесемъ Господу, за насъ пострадавшему и умершему, слезы искренняго покаянія и умиленія и будемъ жить въ непрестанномъ покаяніи и добродѣланіи. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Іоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С. 159-162.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.