Церковный календарь
Новости


2017-08-23 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (60-е) къ Юбаяну о крещеніи еретиковъ (1879)
2017-08-23 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (59-е) къ папѣ Стефану о соборѣ (1879)
2017-08-23 / russportal
Cвт. Іоаннъ Шанхайскій. Какъ Правосл. Церковь чтила и чтитъ Божію Матерь (1992)
2017-08-23 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). Православное богословіе свт. Іоанна (Максимовича) (1992)
2017-08-22 / russportal
Завѣщаніе блаженнѣйшаго митрополита Анастасія (Грибановскаго) (1985)
2017-08-22 / russportal
Рѣчь студента Грибановскаго (буд. митр. Анастасія) при погреб. проф. Смирнова (1897)
2017-08-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 3-я. Глава 2-я (1943)
2017-08-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 3-я. Глава 1-я (1943)
2017-08-21 / russportal
"Книга Правилъ". Канон. посланіе свт. Григорія, архіеп. Неокесарійскаго (1974)
2017-08-21 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила свт. Петра, архіеп. Александрійскаго (1974)
2017-08-21 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (58-е) къ Квинту о крещеніи еретиковъ (1879)
2017-08-21 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (57-е) къ Януарію о крещеніи еретиковъ (1879)
2017-08-20 / russportal
Архіеп. Виталій. Слово при закладкѣ Владимірскаго Храма-Памятника (1973)
2017-08-20 / russportal
Архіеп. Виталій. Правила благоповеденія молящимся въ св. храмѣ (1973)
2017-08-20 / russportal
Архіеп. Виталій (Максименко). Напомин. духовнаго отца говѣющимъ (1973)
2017-08-20 / russportal
Архіеп. Виталій (Максименко). Догматъ о Церкви Христовой (1973)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 24 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій (1829-1908), знаменитый пастырь, проповѣдникъ и чудотворецъ, «пророкъ», возвѣщавшій православному русскому народу о грядущемъ судѣ Божіемъ надъ Россіей. Родился 19 октября (1 ноября) 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губ. въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка. Получилъ образованіе въ Архангельской духовной семинаріи (1851) и С.-Петербургской духовной академіи (1855). Окончивъ курсъ академіи, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Елисаветою, съ которой всю жизнь прожилъ какъ братъ и сестра. Велъ строгій аскетическій образъ жизни, ежедневно совершалъ Божественную литургію. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей вновь обрѣтали человѣческій образъ. Скоро открылся въ о. Іоаннѣ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и далеко за ея предѣлами. Св. Іоаннъ предчувствовалъ тяжкія испытанія для Россіи. 19 февраля 1908 г. въ проповѣди во время Божественной литургіи сказалъ, обращаясь къ молящимся: «Что-то будетъ съ тобою, Матушка-Русь»; потомъ послѣ долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте вѣрны и мужайтесь!» Но онъ пророчествовалъ и о грядущемъ возрожденіи Россіи: «Я предвижу возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей. На костяхъ вотъ такихъ мучениковъ, какъ на крѣпкомъ фундаментѣ, будетъ воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крѣпкая своею вѣрою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій». 10 декабря 1908 г. о. Іоаннъ совершилъ послѣднюю литургію, а утромъ 20 декабря тихо предалъ духъ свой Богу. Память прав. Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября (1 ноября) и 20 декабря (2 января).

Сочиненія св. прав. Іоанна Кронштадтскаго

ПОЛНОЕ СОБРАНІЕ СОЧИНЕНІЙ ПРОТОІЕРЕЯ ІОАННА ИЛЬИЧА СЕРГІЕВА.
Томъ 2-й. Изданіе 2-е. СПб., 1894.

ПОЛНЫЙ ГОДОВОЙ КРУГЪ СЛОВЪ, ПОУЧЕНІЙ И БЕСѢДЪ.

Поученіе во святый и Великій пятокъ.

Животе, како умираеши? (Стих. въ вел. суб.).

Гряди, вся тварь: пѣсни исходныя принесемъ Зиждителю. Безчисленные сонмы небесныхъ силъ! всѣ земнородные разумные обитатели! грядите: пѣсни исходныя принесемъ общему Творцу нашему, послѣ лютѣйшихъ страданій мирно почивающему во гробѣ! Приближимся къ Нему и станемъ вопрошать Его: «зачѣмъ Ты въ мертвецѣхъ вмѣняешися, въ вышнихъ живый и невмѣстимый небесами, во гробъ малъ страннопріемлешися?» Какъ это Ты, безсмертный Начальникъ жизни, Самъ вкусилъ смерть и, какъ смертный, положенъ во гробѣ? Какъ это случилось, /с. 163/ что немощныя, но злостныя твари Твои, люди, довели Тебя до гроба? Видно Ты волею благоволилъ плотію взыти на крестъ: иначе, кто бы смѣлъ прикоснуться къ Тебѣ, всемогущій? Видно тутъ есть «великая тайна, которой не знали Твои злодѣи и самъ князь тьмы. И въ самомъ дѣлѣ, люди не вѣдали, что творили съ Іисусомъ. Видно, что отъ этого крайняго снисхожденія Твоего къ людямъ произойдетъ для нихъ много добраго: потому что все Ты дѣлаешь только для умноженія добра и блаженства тварей. Должно быть Ты пострадалъ по великой нуждѣ, съ благостнѣйшею и премудрою цѣлію: Ты вся премудростію сотворилъ (Псал. 103, 24), и Ты благъ всяческимъ (Псал. 144, 9): можетъ ли же быть, что страданія Твои и смерть Твоя не были дѣломъ Твоей безконечной премудрости и благости? Слышите, братія, отвѣтъ на это Самого пострадавшаго за насъ Господа: аще зерно пшенично падъ на земли не умретъ, то едино пребываетъ: аще же умретъ, многъ плодъ сотворитъ (Іоан. 12, 24). Итакъ, вотъ въ чемъ, братія, тайна смерти Іисуса Христа, Бога и человѣка: какъ зерно пшеничное, если не умретъ, упавши въ землю, то остается одно, а если умретъ, то принесетъ много плода; такъ и Спаситель умеръ для того, чтобы принести величайшую пользу для людей Своею смертію, какъ и дѣйствительно принесъ. Христосъ Спаситель, Сынъ Божіи, принялъ на Себя великое дѣло — искупить, оправдать насъ грѣшныхъ Своими страданіями и смертію предъ Отцемъ небеснымъ: Той есть оправданіе наше (Рим. 4, 25), говоритъ апостолъ, и потому смерть Его за насъ съ предшествовавшими страданіями есть дѣло величайшей къ намъ любви и премудрости Божіей, котораго не оцѣнитъ по достоинству никакой сотворенный /с. 164/ умъ; а какъ эта смерть есть дѣло премудрости Божіей, то она есть и величайшая тайна. Какая утѣшительная истина! Смерть Спасителя есть очистительная жертва за грѣхи всего міра. Той очищеніе есть, говоритъ святый апостолъ Іоаннъ Богословъ, о грѣсѣхъ нашихъ, не о нашихъ же точію, но и о всего міра (1 Іоан. 2, 2). Онъ умеръ, и смерть Его на крестѣ уничтожила проклятіе наше, которое мы заслужили у Отца небеснаго своими грѣхами. Онъ умеръ, и смерть вѣчная, которая неминуемо должна была постигнуть насъ безъ Искупителя, теперь нами уже не обладаетъ. Онъ — правда наша среди неправдъ нашихъ; избавленіе наше во время отчаянія нашего; освященіе наше среди нечистотъ нашихъ; Онъ — свѣтъ во тьмѣ нашей, жизнь — въ смерти нашей. Страшитъ ли тебя праведный судъ Божій, когда представляешь неправды свои, и нѣсть мира въ костехъ твоихъ отъ лица грѣховъ (ср. Псал. 37, 4) твоихъ: страданія и смерть Іисуса Христа оправдаютъ тебя предъ Отцемъ небеснымъ. Богъ оправдаяй: кто осуждаяй? Христосъ Іисусъ умерый, паче же и воскресый, Иже и есть одесную Бога, Иже и ходатайствуетъ о насъ (Римл. 8, 34). Отчаяваешься ли ты получить царство небесное, находя себя недостойнымъ его? Точно, никто изъ людей не достоинъ его. Но Христосъ, Господь нашъ, достоинъ; Онъ безцѣнною Своею кровію заслужилъ намъ его. Отъ Его достоинства зависитъ и наше достоинство. Онъ Своимъ достоинствомъ и насъ недостойныхъ сдѣлалъ достойными: а Его-то благодатію, благій и человѣколюбивый Отецъ небесный, по безприкладной Своей милости, удостоиваетъ людей царства небеснаго. Скажешь: я великій грѣшникъ. Но Христосъ Спаситель пришелъ въ міръ грѣшники спасти (ср. 1 Тимоѳ. 1, 16). Только не /с. 165/ грѣши намѣренно и со злобою на будущее время. Ты говоришь: гдѣ мнѣ быть и ликовать со святыми, которые просіяли на землѣ такими добродѣтелями? Но и святые спаслись благодатію Христовою. Если тебѣ кажется много быть вмѣстѣ со святыми, то молись быть, но крайней мѣрѣ, вмѣстѣ съ разбойникомъ, вопія: помяни мя, Господи, во царствіи Твоемъ (ср. Лук. 23, 42), и старайся жить, какъ должно христіанину.

Мы всѣ, братія, грѣшники; но, если вѣруемъ во Христа Господа нашего, распятаго за насъ, и стараемся жить по Его ученію, если противимся грѣху или, хотя и падаемъ, но опять возстаемъ, то смерть Спасителя, язвы Его — защита наша (2 Римл. 3, 25): мы избѣжимъ мученій адскихъ и сподобимся небеснаго царствія. Если мы великодушно переносимъ скорби, болѣзни, лишенія и разныя несчастія въ жизни и почитаемъ ихъ должнымъ воздаяніемъ себѣ же за грѣхи свои, съ вѣрою и любовію воспоминая страшныя страсти Спасителя, ради насъ претерпѣнныя, то блаженны мы: распятый Господь спасетъ насъ. Но горе тѣмъ, которые — христіане только по имени и попираютъ Его спасительное ученіе своимъ пренебреженіемъ къ Нему или дерзкими мудрованіями объ Немъ (Римл. 2, 8), которые живутъ по волѣ сердца своего въ неправдѣ, въ нечистотѣ, въ забвеніи о Богѣ: они должны ужаснуться своего страшнаго положенія: страшно впасти въ руцѣ Бога живаго (Евр. 10, 31). Злыхъ злѣ погубитъ Богъ (Мѳ. 21, 41). Грѣшниковъ нераскаянныхъ смерть Жизнодавца не спасетъ, а осудитъ; но грѣшники, кающіеся искренио въ своихъ грѣхопаденіяхъ, имѣющіе сердечную вѣру въ Господа и надежду на Него и очищающіе себя отъ грѣховъ, спасутся Имъ: Своими крестными страданіями Спаситель прикро/с. 166/етъ грѣхи ихъ, по немощи человѣческой содѣянные. Распныйся, Христе Боже, смертію смерть поправый, — спаси насъ! Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Іоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С. 162-166.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.