Церковный календарь
Новости


2017-04-23 / russportal
«Слѣдованная Псалтирь». Каѳисма 6-я (1874)
2017-04-23 / russportal
«Слѣдованная Псалтирь». Каѳисма 5-я (1874)
2017-04-23 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Пять поученій въ недѣлю Ѳомину (1894)
2017-04-23 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Восемь поученій въ недѣлю Антипасхи (1900)
2017-04-22 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 16-е)
2017-04-22 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 15-е)
2017-04-22 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 14-е)
2017-04-22 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 13-е)
2017-04-22 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 69-е, въ недѣлю 3-ю по Пасхѣ (1910)
2017-04-22 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 68-е, въ недѣлю новую Антипасхи (1910)
2017-04-21 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ субботу 2-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-21 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ пятокъ 2-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-20 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 12-е)
2017-04-20 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 11-е)
2017-04-20 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ четвертокъ 2-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-20 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ среду 2-й седмицы по Пасхѣ (1864)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 27.
Церковная письменность

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій (1829-1908), знаменитый пастырь, проповѣдникъ и чудотворецъ, «пророкъ», возвѣщавшій православному русскому народу о грядущемъ судѣ Божіемъ надъ Россіей. Родился 19 октября (1 ноября) 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губ. въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка. Получилъ образованіе въ Архангельской духовной семинаріи (1851) и С.-Петербургской духовной академіи (1855). Окончивъ курсъ академіи, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Елисаветою, съ которой всю жизнь прожилъ какъ братъ и сестра. Велъ строгій аскетическій образъ жизни, ежедневно совершалъ Божественную литургію. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей вновь обрѣтали человѣческій образъ. Скоро открылся въ о. Іоаннѣ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и далеко за ея предѣлами. Св. Іоаннъ предчувствовалъ тяжкія испытанія для Россіи. 19 февраля 1908 г. въ проповѣди во время Божественной литургіи сказалъ, обращаясь къ молящимся: «Что-то будетъ съ тобою, Матушка-Русь»; потомъ послѣ долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте вѣрны и мужайтесь!» Но онъ пророчествовалъ и о грядущемъ возрожденіи Россіи: «Я предвижу возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей. На костяхъ вотъ такихъ мучениковъ, какъ на крѣпкомъ фундаментѣ, будетъ воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крѣпкая своею вѣрою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій». 10 декабря 1908 г. о. Іоаннъ совершилъ послѣднюю литургію, а утромъ 20 декабря тихо предалъ духъ свой Богу. Память прав. Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября (1 ноября) и 20 декабря (2 января).

Сочиненія св. прав. Іоанна Кронштадтскаго

ПОЛНОЕ СОБРАНІЕ СОЧИНЕНІЙ ПРОТОІЕРЕЯ ІОАННА ИЛЬИЧА СЕРГІЕВА.
Томъ 2-й. Изданіе 2-е. СПб., 1894.

ПОЛНЫЙ ГОДОВОЙ КРУГЪ СЛОВЪ, ПОУЧЕНІЙ И БЕСѢДЪ.

Слово во святый и Великій пятокъ.

Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставилъ? (Матѳ. 27, 46).

Такъ возопилъ пригвожденный ко кресту за грѣхи міра, слѣдовательно, и за наши съ вами, братія и сестры, Агнецъ Божій, Господь Іисусъ. Боже Мой, Боже Мой! почто Ты Меня оставилъ? возопилъ по человѣческому Своему естеству, имѣющему немощи, а не грѣхи. Но какъ же могъ оставить Своего единороднаго, Своего возлюбленнаго Сына Богъ Отецъ, пославшій Его въ міръ для спасенія міра? Божество было неразлучно и во вѣки безконечные пребудетъ неразлучнымъ съ человѣческою природою Іисуса Христа. Это оставленіе значитъ, возлюбленные братія, то, что человѣческая природа въ Іисусѣ Христѣ была предоставлена всей мучительности, всему ужасу страданій крестныхъ, всей ужасной, смертельной скорби, которую Онъ испытывалъ еще въ саду Геѳ/с. 167/симанскомъ предъ взятіемъ Его шайкою злодѣевъ во главѣ съ Іудою Искаріотскимъ. Онъ тогда еще началъ ужасаться и тужить и говорилъ ученикамъ: душа Моя скорбитъ смертельно, побудьте здѣсь и бодрствуйте со Мною (Мѳ. 26, 38). Вообразите же, каковы были мученія тѣлесныя, какова была скорбь всеправедной и вселюбящей, чувствительной души Богочеловѣка, претерпѣвшаго казнь за всѣ грѣхи человѣческіе, за грѣхи Адама и Евы и всѣхъ безъ изъятія потомковъ ихъ, а значитъ — и за наши съ вами! И мы съ вами, братія, большіе грѣшники и повинны безчисленнымъ наказаніямъ за свои безчисленныя беззаконія. Судите, говорю, судите, какова же была острота, горечь и жгучесть мученій крестныхъ, — какова скорбь душевная Агнца Божія, принявшаго на Себя грѣхи міра, какъ тяжко было оставленіе Его Богомъ, т. е. предоставленіе Его человѣчества всей жгучести страданій, души Его — всей подавляющей, безпредѣльной, ужасной скорби. Послѣ этого вы поймете, въ какомъ состояніи была душа Богочеловѣка, висѣвшаго на крестѣ, когда Онъ возопилъ: Боже Мой, почто Ты Меня оставилъ? Да, она была вмѣстѣ съ Его пречистымъ тѣломъ въ состояніи ужасныхъ, невообразимыхъ и неизобразимыхъ страданій. Познай же отсюда, человѣкъ, кто бы ты ни былъ, горечь, нелѣпость, безобразіе, мерзость, безумство, отвратительность, мучительность, смертоносность грѣха; познай, какъ онъ противуестественъ намъ, несвойственъ нашей божественной природѣ, созданной по образу Божію; и какъ гнушается имъ всесвятое, всесовершенное, всеблагое Божество, — и послѣ этого судите всѣ, какъ мы должны поступать съ грѣхомъ, насъ прельщающимъ и оскверняющимъ и извращающимъ /с. 168/ нашу природу, — растлѣвающимъ ее, повергающимъ ее въ вѣчное безчестіе, въ вѣчную скорбь, въ вѣчную муку, если мы его, т. е. грѣха не возненавидимъ отъ всей души, если не покаемся въ беззаконіяхъ, если не отвратимся совершенно отъ грѣха. Представьте, вообразите, что было бы съ нами, если бы за наши грѣхи не пострадалъ и не удовлетворилъ правдѣ Божіей единородный Сынъ Божій, — и если бы Богъ оставилъ насъ на вѣки Своею благодатію? О, одно воображеніе, одно легкое представленіе о томъ леденитъ кровь и повергаетъ въ трепетъ душу. О, если бы и я и всѣ грѣшники помнили всегда это оставленіе грѣшниковъ нераскаянныхъ Богомъ, особенно, когда искушаетъ насъ грѣхъ, и — всѣ бѣжали бы отъ грѣха больше, чѣмъ отъ змѣи, — чѣмъ отъ звѣря кровожаднаго, — чѣмъ отъ непріятеля жестокаго! О, тогда было бы гораздо болѣе спасающихся; тогда земля не была бы поражаема страшными бѣдствіями за грѣхи человѣка: неурожаями, наводненіями, разрушительными землетрясеніями, поражающими тысячи жизней человѣческихъ, повальными болѣзнями, поврежденіемъ плодовъ, истребительными пожарами. Тогда она была бы раемъ Божіимъ, изобиловала бы правдою и всякими естественными дарами Божіими. Тогда бы былъ миръ и безопасность на землѣ; не было бы этихъ страшныхъ злодѣяній, между коими мы видѣли недавно самое ужасное изъ ужасныхъ, — наглое и злобное убійство царя миролюбиваго и любящаго, кроткаго, среди бѣлаго дня. О, какъ міръ переполненъ теперь беззаконниками и беззаконіями! Но долго ли еще существовать ему, этому міру грѣшному, этой землѣ — жилищу грѣха, обагренной кровію неповинныхъ и невинныхъ жертвъ, этому скопищу всякихъ мерзостей? Не наступаетъ ли уже время всемірнаго огнен/с. 169/наго очищенія? Да, оно, конечно, уже близко. Если апостолы въ свое время говорили о близости его, то мы тѣмъ болѣе рѣшительно можемъ говорить о близости кончины вѣка.

Братія и сестры! доколѣ время еще есть у насъ, будемъ съ горячимъ покаяніемъ приступать къ Спасителю міра и съ любовію и слезами цѣловать Его язвы, претерпѣнныя за насъ. Возлюбимъ правду, возлюбимъ милость, да помилованы будемъ. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Іоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С. 166-169.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.