Церковный календарь
Новости


2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 17 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій (1829-1908), знаменитый пастырь, проповѣдникъ и чудотворецъ, «пророкъ», возвѣщавшій православному русскому народу о грядущемъ судѣ Божіемъ надъ Россіей. Родился 19 октября (1 ноября) 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губ. въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка. Получилъ образованіе въ Архангельской духовной семинаріи (1851) и С.-Петербургской духовной академіи (1855). Окончивъ курсъ академіи, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Елисаветою, съ которой всю жизнь прожилъ какъ братъ и сестра. Велъ строгій аскетическій образъ жизни, ежедневно совершалъ Божественную литургію. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей вновь обрѣтали человѣческій образъ. Скоро открылся въ о. Іоаннѣ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и далеко за ея предѣлами. Св. Іоаннъ предчувствовалъ тяжкія испытанія для Россіи. 19 февраля 1908 г. въ проповѣди во время Божественной литургіи сказалъ, обращаясь къ молящимся: «Что-то будетъ съ тобою, Матушка-Русь»; потомъ послѣ долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте вѣрны и мужайтесь!» Но онъ пророчествовалъ и о грядущемъ возрожденіи Россіи: «Я предвижу возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей. На костяхъ вотъ такихъ мучениковъ, какъ на крѣпкомъ фундаментѣ, будетъ воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крѣпкая своею вѣрою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій». 10 декабря 1908 г. о. Іоаннъ совершилъ послѣднюю литургію, а утромъ 20 декабря тихо предалъ духъ свой Богу. Память прав. Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября (1 ноября) и 20 декабря (2 января).

Сочиненія св. прав. Іоанна Кронштадтскаго

НОВЫЯ ГРОЗНЫЯ СЛОВА ОТЦА ІОАННА (КРОНШТАДТСКАГО)
«О Страшномъ поистинѣ Судѣ Божіемъ грядущемъ и приближающемся».
1906-1907 года.

СЛОВО X (XXXII).
Въ недѣлю 15 по Пятидесятницѣ.

Евангеліе нынѣшняго дня начинается такъ: Одинъ изъ фарисеевъ законникъ, искушая Іисуса Христа спросилъ Его: Учитель, какая наибольшая заповѣдь въ законѣ? Іисусъ сказалъ ему: возлюби Господа Бога твоего всѣмъ сердцемъ твоимъ и всею душою твоею и всѣмъ разумѣніемъ твоимъ. Сія есть первая и наибольшая заповѣдь. Вторая же подобная ей: возлюби ближняго твоего, какъ самого себя. На сихъ двухъ заповѣдяхъ утверждается весь законъ и пророки (Матѳ 22, 35-46).

Законникъ изъ фарисеевъ спрашиваетъ вѣчнаго законодателя Христа, не признавая Его однако же таковымъ: Учитель, какая наибольшая заповѣдь въ законѣ? — Вопросъ весьма важный, потому что правильное рѣшеніе его крайне нужно всѣмъ намъ знать и исполнять, такъ какъ отъ исполненія его зависитъ вѣчная жизнь человѣка, — и Господь разрѣшилъ его самымъ положительнымъ образомъ: возлюби Бога и ближняго (Мѳ. 22, 37. 39). Но, предлагая Христу столь важный вопросъ, іудейскій законникъ не вѣруетъ въ Іисуса Христа, какъ истиннаго законодателя, признавая Его только учителемъ. Поэтому въ концѣ нынѣшняго Евангелія Господь спрашиваетъ его и фарисеевъ: что вы думаете о Христѣ? Чей Онъ Сынъ? Фарисеи отвѣчали, что Онъ Сынъ Давидовъ. Говоритъ имъ: какъ же Давидъ, по вдохновенію, называетъ Его Господомъ? Если Давидъ называетъ Его Господомъ, какъ же Онъ Сынъ Ему? И никто не могъ отвѣчать Ему ни слова, и съ того дня никто уже не смѣлъ спрашивать Его (Мѳ. 22, 42. 46).

Такъ рѣшительно подѣйствовало праведное слово Господа на фарисеевъ, что они, пораженные явною истиною, не смѣли больше спрашивать Его. А нынѣшніе наши ученые фарисеи, чиновники, профессора, учителя высшихъ и среднихъ учебныхъ заведеній, толстовцы, убѣждаются ли явною истиною евангельскою и безчисленными чудесами Христа Спасителя, что Онъ /с. 90/ есть истинно Господь, Творецъ и Спаситель міра? — Нѣтъ, не убѣждаются. Почему? Потому что обезумѣли, повѣрили толстовской и жидовской лжи; если Ваалу повѣрили, какъ Богу, то истинному Богу могутъ ли вѣрить? Нѣтъ, потому что лукавый помрачилъ ихъ душевныя очи. Но вотъ придетъ въ страшной славѣ Своей Господь во второе свое пришествіе, — и тогда всѣ увѣруютъ, но уже будетъ поздно. Тогда будетъ воздаяніе, а не состязаніе.

Теперь перейдемъ къ вопросу законника: какая наибольшая заповѣдь въ законѣ? Господь отвѣчаетъ: возлюби Господа Бога твоего всѣмъ сердцемъ твоимъ и всею душою твоею и всѣмъ разумѣніемъ твоимъ. Это первая и наибольшая заповѣдь. Вторая же подобная ей: возлюби ближняго твоего какъ самъ себя.

Совершенно естественная, справедливая и жизненная заповѣдь: люби Бога и ближняго. Господь возлюбилъ насъ прежде, чѣмъ мы Его возлюбили: Онъ возлюбилъ насъ прежде бытія нашего; помыслилъ объ насъ — и сотворилъ насъ; если бы не помыслилъ, — и не было бы насъ. А сколько Онъ даровалъ намъ благъ, сотворивъ насъ? — нѣтъ числа; пройдите мысленно время съ зачатія вашего и донынѣ; переберите, сколько можете, все, чѣмъ вы пользовались и пользуетесь изъ даровъ Божіихъ естественныхъ и общежитейскихъ, воздухомъ, пищею и питьемъ, животворнымъ свѣтиломъ, общественнымъ положеніемъ, развитіемъ вашихъ способностей, кругомъ родства и добрыхъ знакомыхъ, друзей и проч.; но особенно вспомните: сколько вы получили неоцѣненныхъ даровъ черезъ вѣру Христову; имъ по истинѣ нѣтъ числа; и послѣ всего этого — скажите, чувствуете-ли вы потребность сердечную — вѣровать въ Бога, любить и благодарить Его, каяться предъ Нимъ во всѣхъ грѣхахъ вашихъ, коими вы ежеминутно оскорбляете Его? — Господь возлюбилъ насъ любовію вѣчною, праведною и святою, и, давъ намъ столько благъ въ здѣшней жизни, Онъ приготовилъ намъ безконечную жизнь, полную безчисленныхъ неоцѣненныхъ радостей въ будущемъ вѣкѣ вмѣстѣ съ ангелами и святыми угодниками. Скажите, послѣ этого, какъ мы должны любить Его? Именно, всѣмъ сердцемъ, всею душою и всѣмъ разумѣніемъ.

/с. 91/ А что же мы? Мы иногда и разумѣть не хотимъ, сколько безмѣрны Его къ намъ любовь и благость. Мы полюбили безъ мѣры себя, міръ прелюбодѣйный и грѣшный, плоть свою, ея мимолетныя удовольствія, — прилѣпились сердцемъ ко всякой суетѣ. Глупые, мы любимъ, что должны презирать, и не любимъ Господа, Свой вѣчный животъ, своего Спасителя, Промыслителя всещедраго, своего Пищедавца и Свѣтодавца. Оставили Господа, Источникъ воды живой и выкопали себѣ дырявые колодцы, которые не могутъ держать живой воды. Оттого мы и бѣдствуемъ всячески и бѣдствіямъ нашимъ нѣтъ конца.

Что намъ главнымъ образомъ препятствуетъ любить Бога, имѣть всецѣлую къ Нему преданность? Именно — наше самолюбіе, наше пристрастіе къ земнымъ, именуемымъ благомъ. Поэтому главная заповѣдь есть наше самоотверженіе. — Кто хочетъ идти за Мной, отвернись себя и возьми крестъ свой и иди за мной (Лук. 9, 23). Апостоламъ Своимъ Онъ заповѣдалъ: не берите съ собою ни сумы, ни хлѣба, ни при поясѣ мѣди, и не имѣйте по двѣ одежды (Марк. 6, 8), чтобы не имѣть ни къ чему привязанности, а всѣмъ сердцемъ отдать себя Богу и Его промыслу и стремиться къ небу и къ нашему вѣчному отечеству и больше всего заботиться о спасеніи душъ человѣческихъ. И они возлюбили Бога всѣмъ сердцемъ и всю жизнь предали Ему, даже до смерти, пострадавъ за Него съ радостью.

Вотъ образецъ любви къ Богу и ближнему. Постараемся же, дорогіе братія и сестры, такъ возлюбить Его. Аминь.

Источникъ: Новыя грозныя слова отца Іоанна (Кронштадтскаго) «О Страшномъ поистинѣ Судѣ Божіемъ грядущемъ и приближающемся». 1906-1907 года. — СПб.: «Отечественная Типографія», 1908. — С. 89-91. [Безплатное приложеніе къ журналу «Кронштадтскій Маякъ» № 27 1908 г.].

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.