Церковный календарь
Новости


2018-02-19 / russportal
"Тріодь Постная". Служба въ пятокъ 1-я седмицы поста (1864)
2018-02-19 / russportal
"Тріодь Постная". Служба въ четвертокъ 1-я седмицы поста (1864)
2018-02-19 / russportal
Свт. Василій Великій. Бесѣда 24-я, противъ Савелліанъ, Арія и Аномеевъ (1846)
2018-02-19 / russportal
Свт. Василій Великій. Бесѣда 23-я, на святаго мученика Маманта (1846)
2018-02-18 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 10-е, во вторникъ 1-й недѣли поста (1910)
2018-02-18 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 9-е, въ понедѣльникъ 1-й недѣли поста (1910)
2018-02-18 / russportal
Свт. Григорій Палама. Бесѣда 7-я, иная о постѣ (1968)
2018-02-18 / russportal
Свт. Григорій Палама. Бесѣда 6-я, увѣщательная къ посту (1968)
2018-02-17 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. «Бесѣды о покаяніи». Бесѣда 7-я (2006)
2018-02-17 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. «Бесѣды о покаяніи». Бесѣда 6-я (2006)
2018-02-17 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 8-е, въ недѣлю сыропустную (1910)
2018-02-17 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 7-е, въ субботу сырную (1910)
2018-02-16 / russportal
"Тріодь Постная". Служба въ среду 1-я седмицы поста (1864)
2018-02-16 / russportal
"Тріодь Постная". Служба во вторникъ 1-я седмицы поста (1864)
2018-02-16 / russportal
Дѣянія 2-го Всезаруб. Собора 1938 г. Докладъ Б. Р. Гершельмана (1939)
2018-02-16 / russportal
Дѣянія 2-го Всезаруб. Собора 1938 г. Докладъ игумена Филиппа (1939)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 20 февраля 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 75.
Церковная письменность

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій (1829-1908), знаменитый пастырь, проповѣдникъ и чудотворецъ, «пророкъ», возвѣщавшій православному русскому народу о грядущемъ судѣ Божіемъ надъ Россіей. Родился 19 октября (1 ноября) 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губ. въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка. Получилъ образованіе въ Архангельской духовной семинаріи (1851) и С.-Петербургской духовной академіи (1855). Окончивъ курсъ академіи, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Елисаветою, съ которой всю жизнь прожилъ какъ братъ и сестра. Велъ строгій аскетическій образъ жизни, ежедневно совершалъ Божественную литургію. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей вновь обрѣтали человѣческій образъ. Скоро открылся въ о. Іоаннѣ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и далеко за ея предѣлами. Св. Іоаннъ предчувствовалъ тяжкія испытанія для Россіи. 19 февраля 1908 г. въ проповѣди во время Божественной литургіи сказалъ, обращаясь къ молящимся: «Что-то будетъ съ тобою, Матушка-Русь»; потомъ послѣ долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте вѣрны и мужайтесь!» Но онъ пророчествовалъ и о грядущемъ возрожденіи Россіи: «Я предвижу возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей. На костяхъ вотъ такихъ мучениковъ, какъ на крѣпкомъ фундаментѣ, будетъ воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крѣпкая своею вѣрою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій». 10 декабря 1908 г. о. Іоаннъ совершилъ послѣднюю литургію, а утромъ 20 декабря тихо предалъ духъ свой Богу. Память прав. Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября (1 ноября) и 20 декабря (2 января).

Сочиненія св. прав. Іоанна Кронштадтскаго

НОВЫЯ ГРОЗНЫЯ СЛОВА ОТЦА ІОАННА (КРОНШТАДТСКАГО)
«О Страшномъ поистинѣ Судѣ Божіемъ грядущемъ и приближающемся».
1906-1907 года.

СЛОВО XII [XXXIV].
На день памяти Св. славнаго всехвальнаго Апостола Андрея Первозваннаго. 30-го ноября 1907 г.

Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаилъ сіе (дѣло воплощенія Бога Слова) отъ премудрыхъ и разумныхъ (т. е. мнящихъ себя таковыми), но открылъ то младенцамъ (т. е. простосердечнымъ и не мудрствующимъ лукаво). Ей, Отче, ибо таково было Твое благоволеніе (Матѳ. 11, 25-26).

Православная Церковь сегодня торжественно празднуетъ день преставленія Св. Первозваннаго Апостола Андрея, единокровнаго брата Св. Апостола Петра.

За начало слова Божія на сей день, я взялъ знаменательныя слова Господа Іисуса Христа, обращенныя имъ молитвенно къ Отцу небесному, въ коихъ Онъ, Іисусъ Христосъ, благодаритъ и славитъ Его за то, что величайшее таинство воплощенія Сына Божія, требующее для воспріятія его — простоты и чистоты сердца человѣческаго, — Онъ утаилъ отъ лукавыхъ и гордыхъ мудрецовъ вѣка сего, — книжниковъ и фарисеевъ, а открылъ простымъ сердцамъ апостоловъ, — и вообще простымъ и смиреннымъ сердцамъ.

И я хочу говорить вамъ сегодня, именно о томъ, что Богъ гордымъ противится, а смиреннымъ даетъ благодать (1 Петр. 5, 5) и открываетъ имъ величайшія тайны божественныя для спасенія многихъ.

Вообще, дѣло христіанской проповѣди, по своему величію и премудрости таково, что, прежде всего, требуетъ отъ слушателя простоты вѣры и совершенной преданности ему, какъ дѣлу — Божію истинному, спасительному, непреложному. Лукавое невѣріе не терпимо въ дѣлѣ Божіемъ, — ибо если человѣкъ усумнится, при слышаніи его, не благоволитъ Богъ къ нему; сомнѣвающійся подобенъ волнѣ морской, вѣтромъ поднимаемой и разбиваемой, да не думаетъ такой человѣкъ, что получитъ что-либо отъ Бога.

Вотъ, обратите особенное вниманіе на первое слово проповѣди Божіей, возвѣщенное Архангеломъ Гавріи/с. 95/ломъ Дѣвѣ Маріи о воплощеніи отъ Нея Сына Божія: и подумайте — какой оно требовало смиренной простоты и довѣрія отъ Пречистой Дѣвы, — и Она ни единымъ словомъ не усумнилась и не воспрекословила небесному благовѣстнику, несмотря на всю необычайность словъ благовѣщенія. Архангелъ услышалъ отъ Нея только слово послушанія и преданности Господу: се раба Господня, да будетъ Мнѣ по слову твоему (Лк. 1, 38). И дѣло воплощенія Божія совершилось по слову послушанія Маріи. А что, если бы Она не повѣрила и стала мудрствовать и сомнѣваться, какъ Захарія, отецъ Предтечи, услышавши отъ Архангела о рожденіи отъ него сына? Тогда и дѣло не совершилось бы. Но и Захарія увѣровалъ, наказанный глухотою за невѣріе и удостоился родить сына бóльшаго между всѣми рожденными женами. — Такъ и Апостолы, призываемые къ великому апостольскому подвигу, нимало не прекословили призывающему Господу, а являли тотчасъ полное послушаніе и на всю жизнь остались вѣрными своему Спасителю. — Сопоставьте книжниковъ и фарисеевъ съ Апостолами и съ Самою Ипостасною вѣчною Премудростію — Христомъ: сколько вы тотчасъ замѣтите въ этихъ ученыхъ вѣка сего лукавства, гордости и злобы, зависти, самолюбія, неправды, лицемѣрія, корыстолюбія, мести, упорства!

Можно ли было, скажите, ввѣрить имъ дѣло проповѣди Евангельской и откровенія величайшихъ истинъ царствія Божія? Душевный человѣкъ, — а таковы были всѣ книжники и фарисеи съ первосвященниками, — не принимаетъ того, что отъ Духа Божія, — потому, что почитаетъ это безуміемъ и не можетъ разумѣть, потому что о семъ надобно судить духовно (1 Кор. 2, 14).

Только такіе божественные простецы и вмѣстѣ мудрецы, духовные философы и витіи, какъ апостолы, могли воспринять отъ Самого Бога Слова, Самой Ипостасной Премудрости Божественную проповѣдь объ обновленіи людей черезъ воплощеніе Сына Божія.

И какъ старались книжники и фарисеи погубить въ самомъ началѣ великое дѣло Христово чрезъ всевозможныя гоненія и посягательство на Его чудную жизнь Христову, и мечтали уже, что совсѣмъ погубили Его дѣло, когда умертвили Его на крестѣ! Но тутъ-то, /с. 96/ когда Онъ вознесенъ былъ на крестъ, и началось истинное искупленіе человѣчества, по слову Господа: когда Я буду вознесенъ отъ земли, всѣхъ привлеку къ Себѣ (Іоан. 12, 82). Апостолы, разсѣявшіеся было во время страданій, по воскресеніи Христовомъ особенно утвердились въ вѣрѣ въ Него, и съ великою силою свидѣтельствовали всѣмъ о воскресеніи Христовомъ, и совершившемся дѣлѣ искупленія человѣческаго рода. Ничто и никто не могъ погубить или помрачить великаго дѣла Христова; и дѣло Апостоловъ торжествовало больше и больше. — Вотъ что дѣлаетъ простота вѣры въ Бога, всецѣлое довѣріе и преданность Ему.

Господь ввѣрилъ намъ, Русскимъ, великій спасительный талантъ православной вѣры, чрезъ которую спаслось множество вѣрныхъ въ предшествовавшіе намъ вѣка, да и въ наше время.

Спрошу васъ и себя: умножаемъ ли мы ввѣренный намъ талантъ вѣры православной? Стараемся ли жить по вѣрѣ? Стараемся ли оправдывать добрыми дѣлами свое христіанское званіе? Творимъ ли плоды покаянія? Стараемся ли украшать себя всякою христіанскою добродѣтелью? — Все дремлетъ и спитъ. Вздремашася вся и спаху (Мѳ. 25, 5). Нужно ли говорить, напоминать, что творится вокругъ насъ въ обществѣ, въ высшихъ учебныхъ заведеніяхъ, въ печати, въ законодательныхъ учрежденіяхъ и т. д.

Востань же, русскій человѣкъ, воскресни отъ мертвыхъ и освѣтитъ тя Христосъ (Ефес. 5, 14). Аминь.

Источникъ: Новыя грозныя слова отца Іоанна (Кронштадтскаго) «О Страшномъ поистинѣ Судѣ Божіемъ грядущемъ и приближающемся». 1906-1907 года. — СПб.: «Отечественная Типографія», 1908. — С. 94-96. [Безплатное приложеніе къ журналу «Кронштадтскій Маякъ» № 27 1908 г.].

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.