Церковный календарь
Новости


2018-06-21 / russportal
Архіеп. Аверкій. Возможно ли един. христіанъ внѣ благодати и истины? (1975)
2018-06-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Слово новопострижен. иноку Игнатію (1975)
2018-06-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Романъ "Амазонка пустыни". Глава 31-я (1922)
2018-06-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Романъ "Амазонка пустыни". Глава 30-я (1922)
2018-06-20 / russportal
Сводъ Основныхъ Госуд. Законовъ Россійской Имперіи (1912)
2018-06-20 / russportal
Предисловіе къ изданію Свода Законовъ Россійской Имперіи (1912)
2018-06-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Романъ "Амазонка пустыни". Глава 29-я (1922)
2018-06-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Романъ "Амазонка пустыни". Глава 28-я (1922)
2018-06-19 / russportal
Слова свт. Ѳеофана Затворника. Слово 14-е (1859)
2018-06-19 / russportal
Слова свт. Ѳеофана Затворника. Слово 13-е (1859)
2018-06-18 / russportal
В. О. Ключевскій. "Курсъ Русской Исторіи". Лекція 26-я (1908)
2018-06-18 / russportal
В. О. Ключевскій. "Курсъ Русской Исторіи". Лекція 25-я (1908)
2018-06-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Романъ "Амазонка пустыни". Глава 27-я (1922)
2018-06-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Романъ "Амазонка пустыни". Глава 26-я (1922)
2018-06-17 / russportal
Слова свт. Ѳеофана Затворника. Слово 12-е (1859)
2018-06-17 / russportal
Слова свт. Ѳеофана Затворника. Слово 11-е (1859)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 21 iюня 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій (1829-1908), знаменитый пастырь, проповѣдникъ и чудотворецъ, «пророкъ», возвѣщавшій православному русскому народу о грядущемъ судѣ Божіемъ надъ Россіей. Родился 19 октября (1 ноября) 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губ. въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка. Получилъ образованіе въ Архангельской духовной семинаріи (1851) и С.-Петербургской духовной академіи (1855). Окончивъ курсъ академіи, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Елисаветою, съ которой всю жизнь прожилъ какъ братъ и сестра. Велъ строгій аскетическій образъ жизни, ежедневно совершалъ Божественную литургію. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей вновь обрѣтали человѣческій образъ. Скоро открылся въ о. Іоаннѣ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и далеко за ея предѣлами. Св. Іоаннъ предчувствовалъ тяжкія испытанія для Россіи. 19 февраля 1908 г. въ проповѣди во время Божественной литургіи сказалъ, обращаясь къ молящимся: «Что-то будетъ съ тобою, Матушка-Русь»; потомъ послѣ долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте вѣрны и мужайтесь!» Но онъ пророчествовалъ и о грядущемъ возрожденіи Россіи: «Я предвижу возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей. На костяхъ вотъ такихъ мучениковъ, какъ на крѣпкомъ фундаментѣ, будетъ воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крѣпкая своею вѣрою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій». 10 декабря 1908 г. о. Іоаннъ совершилъ послѣднюю литургію, а утромъ 20 декабря тихо предалъ духъ свой Богу. Память прав. Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября (1 ноября) и 20 декабря (2 января).

Сочиненія св. прав. Іоанна Кронштадтскаго

НОВЫЯ ГРОЗНЫЯ СЛОВА ОТЦА ІОАННА (КРОНШТАДТСКАГО)
«О Страшномъ поистинѣ Судѣ Божіемъ грядущемъ и приближающемся».
1906-1907 года.

СЛОВО XIX (XLI).
На день преславнаго Рождества по плоти Господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, 25 декабря 1907 г.

Пойте Господу родшемуся отъ Дѣвы, воспойте пѣснь воинства небесная земнородные, восплещите руками: ибо Богъ въ человѣцѣхъ (Стихира малой вечерни).

Да не покажется страннымъ, если въ нынѣшнее безбожное время я предложу сегодня всѣмъ такой вопросъ: кто изъ христіанъ, интеллигентовъ называемыхъ, живо интересуется, съ духовной точки зрѣнія, нынѣшнимъ великимъ праздникомъ Рождества Христова? А вѣдь событіе, которое совершилось близъ 2000 лѣтъ тому назадъ, было единственное по своему величію и спасительности для рода человѣческаго, единственное, говорю, въ судьбахъ Божіихъ и въ исторіи человѣчества: только однажды Богъ вочеловѣчился, однажды /с. 116/ приходилъ на землю для нашего спасенія и второй разъ придетъ уже судить живыхъ и мертвыхъ.

Задаю я всѣмъ такой вопросъ потому, что нынѣ многіе, многіе перестали интересоваться этимъ событіемъ (а интересуются только ради праздности), мы, служители вѣры, искренно вѣрующіе и пользующіеся спасительными плодами вѣры Христовой, и должны воскрешать и пробуждать высокій интересъ вѣры въ это событіе и въ Виновника его, Господа нашего Іисуса Христа. Невѣріе людское не упразднитъ и не поколеблетъ еще ревностнѣе къ ней и къ защитѣ ея отъ невѣрующихъ. Оно пробуждаетъ въ насъ безмѣрное удивленіе къ невѣрнымъ и безконечную жалость о ихъ легкомысліи, тупоуміи, безхарактерности и развращеніи. Человѣкъ-христіанинъ, получившій съ рожденіемъ въ сердцѣ своемъ сѣмя вѣры въ Бога и воспитанный въ вѣрѣ, никогда не отпадетъ отъ вѣры, сладость которой онъ испыталъ на себѣ тысячекратно.

И такъ повторяю вопросъ: кто изъ христіанъ искренно интересуется нынѣшнимъ праздникомъ Рождества Христова? Земля сегодня удостоилась принять на себя Бога воплотившагося; пречистая Дѣва родила по плоти предвѣчнаго Творца неба и земли, содержащаго всесильною рукою всю тварь — видимую и невидимую, родила Іисуса Христа, Спасителя человѣческаго рода, Агнца Божія, принявшаго на себя грѣхи міра.

Но чѣмъ знаменуется на землѣ рожденіе безмѣрно великаго, несозданнаго Существа? Безмѣрнымъ смиреніемъ и безмѣрною нищетою, въ обличеніе человѣческой гордости. Гордостію палъ Денница, гордостію пали Адамъ и Ева, возмечтавшіе быть богами и дерзновенно преслушавшіе заповѣдь Божію.

Іисусъ Христосъ, какъ всемогущій Врачъ падшаго гордыней человѣческаго рода, чрезъ самыя обстоятельства своего рожденія въ убогихъ ясляхъ, отъ чистой, но бѣдной Дѣвы, царскаго рода, хочетъ исцѣлить насъ отъ недуга гордости и преподать урокъ смиренія. Да и всею Своею жизнію Онъ поучилъ насъ смиренію и самоотверженію. Онъ пеленается не златотканными или легкими одеждами, а рубищемъ, которое могла приготовить бѣдная Дѣва, Онъ водворяется въ ясляхъ, а не въ великолѣпныхъ чертогахъ, свойственныхъ царямъ /с. 117/ земнымъ. О, вольное убожество, о добровольная нищета Того, Кто обладаетъ всѣми сокровищами земли, всѣми свѣтилами неба, Кому съ трепетомъ предстоятъ на небѣ ангельскіе соборы! Вотъ чѣмъ и какъ врачуетъ Врачъ человѣчества нашу злѣйшую болѣзнь — гордость, начало всякаго грѣха.

Цари земные, окруженные блескомъ вашего сана, пріидите мысленно въ Виѳлеемъ, наклоните свои вѣнценосныя главы къ этимъ яслямъ, въ коихъ возлежитъ истинвый и вѣчный Царь царей, — и сложите ваши вѣнцы къ подножію ихъ, смиритесь и признайте, что вы сложены изъ праха и въ прахъ обратитесь, — и исповѣдуйте предъ Нимъ, смиреннымъ Младенцемъ, что отъ Него дана вамъ держава и власть надъ народами, что вы Его помощники и Имъ держатся ваши престолы; что безъ вѣры въ Него и правители ваши расщепинившіеся рожны, на которыхъ нельзя опереться вамъ.

Ученые міра сего, разглагольствующіе съ каѳедръ въ высокихъ учрежденіяхъ государства и всякихъ другихъ; вы, учащіе и учащіеся, особенно въ высшихъ учебныхъ заведеніяхъ, но для Бога самыхъ послѣднихъ и отверженныхъ по духу мятежа и непокорности властямъ, посылаю я и васъ къ яслямъ Виѳлеемскимъ, отбросьте вашу гордость предъ Вашимъ Творцомъ и Спасителемъ и единственнымъ истиннымъ учителемъ и смиритесь передъ Тѣмъ, Кто принесъ на землю миръ отъ Отца Небеснаго и благоволеніе человѣкамъ, кто повиненъ земному кесарю. Не забудьте, что Онъ говоритъ о мятежныхъ гордецахъ, что Онъ есть Камень, на Который кто упадетъ, того раздавитъ (Мѳ. 21, 44).

Кто васъ научилъ непокорности и мятежамъ безсмысленнымъ, коихъ не было прежде въ Россіи и въ другихъ государствахъ?

Возвратитесь къ смиренной вѣрѣ, къ Евангелію мира, къ Церкви, отъ коихъ вы безумно отпали, какъ нѣкогда сатана съ падшими ангелами отъ Бога.

Горе мятежникамъ и непокорнымъ, какъ Корею, Дафану и Авирону.

Къ вамъ обращаю мою священническую рѣчь, хотите слушайте, хотите не слушайте, — но я говорю вамъ, какъ искренно вѣрующій собратъ. Перестаньте безум/с. 118/ствовать. Довольно! Довольно пить горькую, полную яда, чашу — и вамъ и Россіи.

Съ праздникомъ! Аминь.

Источникъ: Новыя грозныя слова отца Іоанна (Кронштадтскаго) «О Страшномъ поистинѣ Судѣ Божіемъ грядущемъ и приближающемся». 1906-1907 года. — СПб.: «Отечественная Типографія», 1908. — С. 115-118. [Безплатное приложеніе къ журналу «Кронштадтскій Маякъ» № 27 1908 г.].

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.