Церковный календарь
Новости


2018-08-19 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 6-я (1991)
2018-08-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 45-е (18 ноября 1917 г.)
2018-08-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 5-я (1991)
2018-08-18 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 44-е (17 ноября 1917 г.)
2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 20 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій (1829-1908), знаменитый пастырь, проповѣдникъ и чудотворецъ, «пророкъ», возвѣщавшій православному русскому народу о грядущемъ судѣ Божіемъ надъ Россіей. Родился 19 октября (1 ноября) 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губ. въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка. Получилъ образованіе въ Архангельской духовной семинаріи (1851) и С.-Петербургской духовной академіи (1855). Окончивъ курсъ академіи, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Елисаветою, съ которой всю жизнь прожилъ какъ братъ и сестра. Велъ строгій аскетическій образъ жизни, ежедневно совершалъ Божественную литургію. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей вновь обрѣтали человѣческій образъ. Скоро открылся въ о. Іоаннѣ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и далеко за ея предѣлами. Св. Іоаннъ предчувствовалъ тяжкія испытанія для Россіи. 19 февраля 1908 г. въ проповѣди во время Божественной литургіи сказалъ, обращаясь къ молящимся: «Что-то будетъ съ тобою, Матушка-Русь»; потомъ послѣ долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте вѣрны и мужайтесь!» Но онъ пророчествовалъ и о грядущемъ возрожденіи Россіи: «Я предвижу возстановленіе мощной Россіи, еще болѣе сильной и могучей. На костяхъ вотъ такихъ мучениковъ, какъ на крѣпкомъ фундаментѣ, будетъ воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крѣпкая своею вѣрою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русскіе люди, что такое Русь: она есть подножіе престола Господня! Русскій человѣкъ долженъ понять это и благодарить Бога за то, что онъ русскій». 10 декабря 1908 г. о. Іоаннъ совершилъ послѣднюю литургію, а утромъ 20 декабря тихо предалъ духъ свой Богу. Память прав. Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября (1 ноября) и 20 декабря (2 января).

Сочиненія св. прав. Іоанна Кронштадтскаго

НОВЫЯ ГРОЗНЫЯ СЛОВА ОТЦА ІОАННА (КРОНШТАДТСКАГО)
«О Страшномъ поистинѣ Судѣ Божіемъ грядущемъ и приближающемся».
1906-1907 года.

СЛОВО,
произнесенное 6 декабря 1907 г. въ Кронштадтскомъ Андреевскомъ соборѣ.

Повѣствуется въ одномъ древнемъ житійномъ сказаніи, что къ нѣкоему благочестивому старцу-подвижнику приходили со всѣхъ сторонъ слушатели и почитатели, прося молитвъ, совѣта, благословенія. Многіе и о многомъ спрашивали его, и всѣмъ и каждому онъ отвѣчалъ въ мѣру Духа, ему даннаго. Только одинъ юноша, всегда посѣщая старца, сидѣлъ у ногъ его молча и ни о чемъ его не спрашивалъ. Однажды старецъ, замѣтивъ это, наконецъ обратился къ юношѣ съ вопросомъ: почему онъ молчитъ и ни о чемъ его не спрашиваетъ? Юноша отвѣтилъ: «Отецъ мой! Для меня довольно только слушать и смотрѣть на тебя!»

Старецъ Кронштадтскій — вы знаете, о комъ я говорю — развѣ не напоминаетъ намъ и не повторяетъ ли на нашихъ глазахъ въ теченіе десятковъ лѣтъ этого древняго старца? Неистребимо живетъ въ душѣ человѣка потребность найти и облобызать святыню, поклониться ей, побыть въ ея освящающемъ и поднимающемъ духъ общеніи. У русскаго православнаго народа потребность эта является особенно повышенною, она заполняетъ и потрясаетъ всю душу народную, господствуя надъ всѣми другими ея интересами и запросами. И вотъ сюда, къ чудному старцу, столько лѣтъ обращаетъ свои взоры святая и святолюбивая Русь. Одни къ нему являлись лично, съ нимъ молились и молятся, получаютъ совѣтъ и благословеніе, получали нерѣдко и даръ чудодѣйственной помощи. Какъ ихъ ни много, они, сравнительно со всею Русью, едва примѣтная часть народа. Всѣ прочіе, какъ юноша передъ древнимъ старцемъ, только созерцали это дивное видѣніе нашего времени и радовались Божьей благодати, въ немъ почивающей, и возгрѣвали вѣру и упованіе, и насыщались его обильною /с. 119/ духовною трапезою слова, молитвы, непрестаннаго поученія, — поученія его жизни, подвига, любви, щедродательности, горящей вѣры и горящаго слова, исходящаго изъ устъ его. Отъ страны глубокой полунощи, гдѣ въ борьбѣ съ суровой природою, спасаясь отъ враговъ, нашелъ себѣ русскій человѣкъ пристанище свободы и училище крѣпости духа и характера, возсіялъ нашъ свѣтильникъ. Тамъ нѣкогда возросли великіе духомъ преподобные Трифонъ и Ѳеодоритъ, Зосима и Савватій, Германъ и Кириллъ и многіе другіе. Ихъ духомъ напоенный, стоитъ здѣсь болѣе полувѣка великій въ простотѣ вѣры и смиреніи пастырь-молитвенникъ, — на грани русскаго царства, у полунощной столицы, на концѣ земли русской, у самаго моря, свѣтя, какъ маякъ, разбиваемымъ житейскимъ кораблямъ среди мірскихъ бурь и тревогъ житейскихъ.

Здѣсь, въ этомъ святомъ храмѣ, полвѣка трепеталъ самый воздухъ его отъ гласа молитвъ и воздыханій всероссійскаго пастыря и молитвенника; здѣсь пролились его первыя слезы священнической молитвы; здѣсь возносились къ Богу его пастырскія скорби и радости; здѣсь около него было столько духовныхъ восторговъ вѣры, упованій, столько событій и случаевъ возрожденія, покаянія, спасенія, отрадъ и утѣшенія, столько чудесъ божественной благодати, — что по истинѣ должно сказать словами Господа къ Моисею у купины неопалимой: «иззуй сапоги съ ногъ твоихъ, мѣсто, на которомъ ты стоишь, свято...» Столько лѣтъ неизмѣнно и непрестанно днемъ, глубокою ночью и утру глубоку, еще сущей тьмѣ, онъ стоялъ здѣсь и училъ, и молился, — и далъ ему Богъ радость видѣть, какъ городъ, извѣстный въ прежнее время только блудомъ и порокомъ, обратился во всероссійское чтимое мѣсто, въ мѣсто паломничества, какъ дѣйствіе его служенія сказывалось все шире и шире.

Долго и постепенно разгорался его свѣтильникъ, пока не засіялъ на всю Россію и далеко за ея предѣлами правиломъ вѣры, образомъ кротости и воздержанія, учителемъ, пока не стяжалъ нашъ пастырь всероссійскій смиреніемъ высокая и нищетою — богатая. Вздымались гордо волны невѣрія въ 60-хъ годахъ, были жестокія бури въ церкви: поднимались ереси; возросъ и /с. 120/ палъ Толстой... Отецъ Іоаннъ безтрепетно и непрестанно увѣщевалъ, наставлялъ, бичевалъ, обличалъ порокъ и гордыню невѣрія и ереси; онъ стоялъ несокрушимымъ столпомъ православной церковности, на себѣ самомъ, въ живомъ примѣрѣ показывая и доказывая силу, живность и дѣйственность святой церкви, которая способна возрастить въ своихъ нѣдрахъ такого благодатнаго пастыря. Онъ зажегъ священный огонь въ тысячахъ душъ; онъ спасъ отъ отчаянія тысячи опустошенныхъ сердецъ; онъ возвратилъ Богу и въ ограду церкви тысячу гибнущихъ чадъ; онъ увлекъ на служеніе пастырское столько выдающихся людей, которые именно въ личности о. Іоанна успѣли увидѣть, оцѣнить и полюбить до самозабвенія красоту священства... Теперь они, нерѣдко уже стоящіе на высокихъ ступеняхъ іерархіи, пріѣзжаютъ къ старцу Божію и предъ нимъ смиреннымъ склоняются до праха земного. Вчера и сегодня мы были тому свидѣтелями [1].

И вотъ въ послѣдніе годы, когда назрѣвала и прорвалась гноемъ и смрадомъ наша пьяная, гнилая и безбожная, безнародная, самоубійственная революція, мы увидѣли страшное зрѣлище. Ничего не пощадили ожесточенные разбойники, не пощадили ни вѣры, ни святынь народныхъ. И старецъ великій, свѣтило нашей церкви, «отецъ — отцовъ славная красота», честь нашего пастырства, человѣкъ, которымъ гордились бы каждая страна и каждый народъ, — этотъ старецъ на глазахъ у всѣхъ возносится на крестъ страданій, предается поруганію и поношеніямъ; его честь, его славу, его вліяніе расклевываютъ черные вороны. Поползла гнусная сплетня; газетные гады, разбойники печати, словесные гіены и шакалы, могильщики чужой чести, вылѣзли изъ грязныхъ норъ. Еврействующая печать обрушилась грязью на о. Іоанна. Нужно имъ разрушить народную вѣру; нужно опустошить совѣсть народа; нужно толкать народъ на путь преступленія; нужно отомстить человѣку, который такъ долго и успѣшно укрѣплялъ вѣру, воспитывалъ любовь къ Царю и ро/с. 121/динѣ, бичевалъ всѣхъ предателей, нашихъ Іудъ и разрушителей родины, начиная отъ Толстого и кончая исчадіями революціи... Его перваго стала травить и безславить разнузданная печать. Помню я, два года назадъ, возвращаясь изъ Сибири къ сѣверной столицѣ, по всей линіи желѣзной дороги эти листки, рисунки, стихи — издѣвательства надъ Іоанномъ Кронштадтскимъ... Потомъ на краткое время травля ослабѣла, но теперь вся эта грязь опять соединяется въ одинъ общій потокъ. Черные вороны тучами собираются надъ Россіей, и первое, что они силятся расклевать хищными клювами — это святыни и святыхъ, подорвать авторитетъ уважаемыхъ лицъ, подорвать благоговѣніе религіозное, на которомъ построенъ всякій долгъ, всякій порядокъ, всякая жизнь, истинно достойная и истинно человѣческая. Намъ нѣтъ дѣла до того, что собственно хотѣлъ выразить авторъ бездарной сценической стряпни, расчитанной на обираніе простодушныхъ людей, — обираніе, которое онъ бичуетъ, однако, не въ себѣ и себѣ подобныхъ, какъ бы слѣдовало, а въ другихъ. Можетъ быть, онъ, какъ увѣряетъ, и въ самомъ дѣлѣ хотѣлъ изобразить въ отталкивающемъ видѣ изувѣрное сектантство и религіозное шарлатанство, хотя бы прикрывающее себя именемъ о. Іоанна: вѣдь зло можетъ прикрываться не только именемъ чтимаго пастыря, но даже именемъ Іеговы (іеговисты) или Іисуса (іезуиты); вѣдь и въ другихъ областяхъ мысли и жизни вообще, сатана нерѣдко преобразуется въ образъ ангела, и развѣ мы не видѣли, какъ разбойники, насильники и предатели народные, служащіе за еврейскія деньги разрушенію Россіи, выступаютъ подъ знаменемъ братства, равенства и особенно «народной свободы» или блага общества (соціализмъ)? Итакъ, мы не говоримъ здѣсь о піесѣ и ея содержаніи, мы говоримъ о томъ, что сдѣлали изъ нея на сценѣ гнусные служители сцены, лакеи, продажные и пресмыкающіеся прислужники низменныхъ инстинктовъ толпы и діавольской революціи. На сценѣ вмѣсто бичеванія сектантскаго, звѣрства или обмана, къ ужасу православныхъ, изображается бытъ и обстановка нашихъ православныхъ обителей и храмовъ, и недвусмысленно выводится въ шутовскомъ видѣ нашъ доблестный пастырь, всенародно чтимый, о которомъ народная вѣра /с. 122/ давно сказала свой приговоръ, что житіе его славно и успеніе будетъ со святыми. И это въ то время, когда онъ, на склонѣ дней, обезсиленный мучительнымъ недугомъ, ослабѣвшій тѣлесными силами, едва двигаясь, совершаетъ среди вѣрующихъ по-прежнему свои, можетъ быть, послѣдніе на землѣ подвиги молитвъ и благочестія, когда онъ не въ силахъ защитить себя, когда мы трепещемъ за каждый день и часъ его жизни, когда еле теплится и вотъ-вотъ погаснетъ эта святая лампада, догоритъ эта чистая Божья свѣча. Неужели ему нѣтъ защиты? Неужели мы оставимъ его одинокимъ посреди нашего многолюдства? Неужели онъ отданъ на растерзаніе духовныхъ псовъ, на пытки и издѣвательства этихъ разбойниковъ?

«Но зачѣмъ ты говоришь объ этомъ намъ?» — можетъ быть, спросите вы въ тоскѣ и горести и въ недоумѣніи. «Зачѣмъ»? Но тогда спросите, зачѣмъ плачетъ любящій сынъ около растерзаннаго отца или матери! Зачѣмъ въ большомъ горѣ, оставивъ плачъ и, невидимому успокоившись, мы, увидя близкихъ, любимыхъ, намъ сочувствующихъ, молчаливые среди чужихъ, здѣсь, среди своихъ, не можемъ сдержать горести и слезъ и воплей? Такъ и нынѣ, въ этомъ храмѣ при видѣ этого множества молящихся, дѣтей и почитателей о. Іоанна, дайте намъ излить свое горе, выплакать свои слезы!

А затѣмъ, въ этотъ день церковно-гражданскаго праздника, хочется черезъ васъ, черезъ все это великое множество народа, изъ этого храма на всю Россію сказать: о, храните святыню и святыхъ! Берегите ваши духовныя сокровища! Защищайте, отстаивайте ихъ отъ тѣхъ свиней, что топчутъ ихъ ногами! Или не знаете, что уста праведныхъ каплютъ премудрость, языкъ же нечестивыхъ погибнетъ? Или не вѣрите, чте идѣже внидетъ досажденіе, тамо и безчестіе — и это мы видѣли на всѣхъ этихъ усиліяхъ свободы и «освободительнаго движенія», полнаго одной злобы и досажденія? Или забываете, что въ благословеніи правыхъ возвысится градъ, а устами нечестивыхъ раскопается? Или перестало быть непреложною истиною, что праведниками держатся царства человѣческія, что сѣмя свято — стоянія ихъ, что правда возвышаетъ народъ, а умаляютъ племена грѣси?

Или думаете, что если вы избиваете пророковъ, по/с. 123/добно богоубійственнымъ евреямъ, то не оставится домъ вашъ пустъ? Или каждый годъ у васъ будетъ новый Іоаннъ Кронштадтскій, что вы не дорожите имъ?

Не унизите вы Бога и святыни, не заплюете неба, — плевки возвратятся на головы плевавшихъ; но сами вы, сами вы — какой отвѣтъ дадите? Что скажутъ о насъ потомки? Какъ справедливо они судятъ насъ за то, что мы не умѣли и не хотѣли уберечь святого, не защитили, не оградили его оградою и стѣною любви, — и это въ то время, когда живы и среди насъ тысячи имъ исцѣленныхъ чудесно, тысячи имъ возрожденныхъ? Тогда, какъ отвѣтимъ мы Богу, и не свершится ли надъ нами Его правый и страшный приговоръ, что если мы Моисея и пророковъ не слушаемъ, то если кто изъ мертвыхъ воскреснетъ, не повѣримъ? Тогда не дошли ли мы до хулы на Духа, за которую одну, по суду даже самой воплощенной любви, объявившей прощеніе всякой хулѣ и всякому грѣху, нѣтъ прощенія ни въ сей жизни, ни въ будущей?

Тогда и на землѣ не устоять нашему царству, и не жить нашему народу. Любовью къ нашему старцу, молитвою за него, проявленіемъ всенароднаго и общественнаго негодованія къ исчадіямъ черныхъ вороновъ и всякой театральной нечисти, мы должны ополчиться въ защиту нашихъ попираемыхъ святынь.

А вамъ, гнусные хулители, готово пророческое слово того самаго праведника, котораго вы теперь обливаете грязью. Какъ бы въ предзрѣніи скорби, всего три года назадъ, о. Іоаннъ писалъ въ своемъ дневникѣ: «Благодарю Тебя, Господи, Боже мой, что Ты призвалъ меня въ общеніе Божественной Трапезы Твоей, сдѣлалъ меня сотрапезникомъ и собесѣдникомъ Твоимъ, чтобы возлежать какъ бы на персяхъ Твоихъ, или точнѣе, имѣть Тебя внутрь персяхъ и въ сердцѣ моемъ. Какой Ты сподобилъ меня чести, какого достоинства, какой любви, какого общенія! Что я Тебѣ за это принесу и что воздамъ, великодаровитый, безсмертный Царь?! Но какое прискорбіе, что служители Твои и сотрапезники Твоей Божественной Трапезы нынѣ въ пренебреженіи и поношеніи у людей вѣка сего; какъ они поносятъ священниковъ Твоихъ и Церковь Твою, и святое слово Твое, которое изрекъ Духъ Святый! И доколѣ Ты терпишь /с. 124/ ихъ, доколѣ не уничижишь ихъ, уничижившихъ Тебя, Бога нашего, и не изгладишь имени ихъ изъ числа живыхъ! Да погибнетъ память ихъ съ шумомъ. Буди»! [2]. Аминь.

Протоіерей Іоаннъ Восторговъ.       

Примѣчанія:
[1] Оба священнослужившіе архипастыри-духовныя дѣти о. Іоанна и имъ призваны къ священству; наканунѣ пріѣзжалъ навѣстить о. Іоанна и выразить ему свою любовь и почитаніе митрополитъ Московскій Владиміръ.
[2] Протоіерей Іоаннъ Сергіевъ «Изъ дновника за 1904 г.», стр. 49.

Источникъ: Новыя грозныя слова отца Іоанна (Кронштадтскаго) «О Страшномъ поистинѣ Судѣ Божіемъ грядущемъ и приближающемся». 1906-1907 года. — СПб.: «Отечественная Типографія», 1908. — С. 118-124. [Безплатное приложеніе къ журналу «Кронштадтскій Маякъ» № 27 1908 г.].

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.