Церковный календарь
Новости


2017-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 4-я (1991)
2017-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 3-я (1991)
2017-10-19 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Эразма Печерскаго (1967)
2017-10-19 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Ареѳы Печерскаго (1967)
2017-10-18 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 16-я (1939)
2017-10-18 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 15-я (1939)
2017-10-18 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 2-я (1991)
2017-10-18 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 1-я (1991)
2017-10-18 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Николая Святоши, кн. Черниговскаго (1967)
2017-10-18 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Житіе препод. Аѳанасія, затворника Печерскаго (1967)
2017-10-17 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 14-я (1939)
2017-10-17 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 13-я (1939)
2017-10-17 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Введеніе (1991)
2017-10-17 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Предисловіе (1991)
2017-10-17 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе препп. Кукши и Пимена постника (1967)
2017-10-17 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преподобного Никона сухаго (1967)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность

Прот. Константинъ Никольскій († 1910 г.)
ЧИНЪ ПРАВОСЛАВІЯ.

Особенность чина Православія составляетъ произнесеніе анаѳемы — отлученія отъ церкви. Отлученіе отъ церкви сперва не составляло богослужебнаго чина, совершалось не ежегодно, въ извѣстное опредѣленное время, а въ разные дни и года, смотря по обстоятельствамъ и нуждамъ церкви. Основанія же для отлученій, внесенныхъ въ чинъ Православія, тѣ же, которыя были для отлученій и до составленія этого чина, до IX вѣка. Отлученіе въ Христіанской церкви основывается на словахъ Господа нашего Іисуса Христа: «аще и церковь преслушаетъ, буди тебѣ якоже язычникъ и мытарь» (Матѳ. 18, 15-17). Господъ этими словами указалъ Апостоламъ быть въ такомъ же положеніи къ непокорнымъ, къ неслушающимъ церкви, въ какомъ находились іудеи къ язычнику и мытарю. Апостолы, слѣдуя наставленію Господа, отлучали недостойныхъ людей отъ общества вѣрныхъ. Такъ апостолъ Павелъ отлучилъ отъ церкви коринѳскаго кровосмѣшника. Апостолъ говоритъ объ отлученіи, какъ объ извѣстномъ наказаніи людей, виновныхъ въ большихъ преступленіяхъ, и указывалъ, кромѣ кровосмѣшника, и на другихъ нечестивцевъ, подлежащихъ отлученію (1 Кор. 5, 13). Отлученіе приносило наказуемымъ пользу. Оно привело нечестивца коринѳскаго къ раскаянію во грѣхѣ и исправленію. Пробывъ нѣсколько времени въ состояніи отлученія, онъ снова былъ соединенъ съ церковью, по слову Апостола (2 Кор. 2, 5-16). Упомянутаго коринѳянина апостолъ Павелъ отлучилъ за дурную порочную жизнь, но онъ же тому наказанію подвергалъ и за ложное нечестивое ученіе (1 Тимоѳ. 1, 20).

Въ апостольскій вѣкъ было много еретиковъ и нечестивцевъ, но изъ исторіи Апостоловъ и изъ писаній ихъ не видимъ многихъ отлученныхъ отъ церкви, сравнительно съ числомъ заблудшихся. Апостолъ Павелъ своимъ примѣромъ показалъ, что онъ употреблялъ отлученіе, какъ послѣднюю мѣру строгости къ вразумленію виновныхъ, когда къ исправленію ихъ испыталъ всѣ средства и когда провидѣлъ пользу отъ отлученія и для отлучаемаго, и для церкви (1 Кор. 5, 5).

Слѣдуя апостоламъ, св. церковь въ послѣдующія времена не всѣхъ еретиковъ и не всегда предавала анаѳематствованію. Она находила болѣе полезнымъ и для лицъ, вызывающихъ осужденіе ея, и для общества христіанъ оставлять безъ огласки тѣхъ, кои сами себя своимъ ложнымъ ученіемъ и своею порочною жизнію отлучали отъ тѣла церкви. Но когда являлись такія обстоятельства, при которыхъ еретическое ученіе явно начинало наносить вредъ чадамъ церкви и пріобрѣтать силу, съ дерзостью попирать ученіе Православной церкви, тогда и церковь была вынуждаема для защищенія и утвержденія истиннаго ученія вѣры и охраны чадъ ея отъ заразы, открыто изрекать судъ надъ еретиками и ученіемъ ихъ анаѳематствовать ихъ. Такъ было съ иконоборствомъ. Неуваженіе къ святымъ иконамъ, непочтеніе ихъ, ложное ученіе противъ поклоненія имъ являлось съ глубокой древности въ Христовой церкви. Но нѣсколько вѣковъ это не вызывало со стороны церкви анаѳематствованій. /с. 285/ Когда же воздвигнуто было гоненіе на иконы, когда за почитаніе святыхъ иконъ стали неправо обвинять христіанъ въ идолопоклонствѣ, когда иконы не только были отбираемы отъ чтителей ихъ, но съ ними такъ обращались, что жестоко оскорбляли христіанское чувство, когда многихъ православныхъ за то только, что они почитали иконы, преслѣдовали, мучили, умерщвляли; когда, наконецъ, собранъ былъ противъ почитанія иконъ лже-соборъ изъ 338 епископовъ, и на немъ осуждено было иконопочитаніе, а чтители иконъ преданы публично анаѳематствованію; тогда Православная церковь принуждена была собрать соборъ Вселенскій въ 787 году изъ православныхъ епископовъ и, изложивъ на немъ правильное ученіе о почитаніи иконъ, осудивъ ученіе иконоборцевъ, произнести анаѳему на еретиковъ. Но такъ какъ и послѣ того, около 30 лѣтъ опять продолжалось иконоборство, то св. церковь, по умиротвореніи, нашла нужнымъ ежегодно анаѳематствовать иконоборцевъ. По смерти императора-иконоборца Ѳеофила, супруга его, вдовая императрица Ѳеодора, созвала соборъ, 18 февраля 842 года, для возстановленія иконопочитанія. Возстановленіе совершилось при торжественномъ богослуженіи съ крестнымъ ходомъ по улицамъ Константинополя. Тогда же установлено совершать ежегодно чинъ Православія, на которомъ возглашали бы анаѳему еретикамъ, возмутителямъ церкви.

Отлученіе въ первыя времена церкви происходило безъ особыхъ обрядовъ. Оно совершалось, такъ сказать, самымъ дѣломъ. Епископъ съ клиромъ, или соборъ, составлялъ опредѣленіе, которымъ отлучалъ отъ церкви извѣстное лицо и объ этомъ опредѣленіи сообщалъ другимъ церквамъ, т. е. епископамъ, клиру и мірянамъ, чтобы и они не допускали отлученнаго до богослуженія и таинствъ и не имѣли общенія съ нимъ и въ житейскомъ быту. Затѣмъ исключали отлученнаго изъ диптиховъ и по смерти его лишали погребенія по христіанскому обряду. На Вселенскихъ соборахъ отлученіе совершалось съ особымъ, хотя и краткимъ, но торжественнымъ обрядомъ: тамъ въ общемъ собраніи членовъ произносилась анаѳема отлученнымъ. На ѴII-мъ же Вселенскомъ соборѣ совершилось анаѳематствованіе съ нѣкоторыми особенностями. Тамъ въ засѣданіяхъ были вынесены на середину собранія св. иконы и присутствующіе на соборѣ лобызали ихъ; затѣмъ воздали благодареніе Богу за торжество церкви надъ еретиками, выразили свое послушаніе церкви и произнесли исповѣданіе вѣры. Послѣ того возгласили анаѳематствованіе еретикамъ и многолѣтіе царствующимъ лицамъ — покровителямъ церкви, а отшедшимъ изъ міра поборникамъ православія — вѣчную память. Эти дѣйствія отцевъ ѴII Вселенскаго собора послужили основаніемъ для состава, богослужебнаго чина Православія. Въ чинѣ Православія, при всѣхъ его измѣненіяхъ въ разныя времена, указывалось: 1) выносить для поклоненія и цѣлованія иконы на средину храма или внѣ его, если чинъ совершался не въ храмѣ; 2) возносить благодареніе Богу за торжество церкви надъ ересями; 3) изъявлять послушаніе церкви и произносить исповѣданіе истинной вѣры; 4) еретикамъ произносить анаѳему; 5) защитникамъ и покровителямъ церкви, живымъ — возглашать многолѣтіе, а умершимъ — вѣчную память. Посему чинъ Православія, какъ всегда состоялъ, такъ и нынѣ состоитъ изъ молебнаго пѣнія и изъ возглашенія сѵнодика, заключающаго въ себѣ произнесеніе анаѳемы еретикамъ, пѣнія /с. 286/ вѣчной памяти умершимъ вѣрнымъ чадамъ церкви и провозглашенія многолѣтія правовѣрующимъ.

Главную мысль молебнаго пѣнія составляетъ прошеніе о сохраненіи мира въ церкви и объ обращеніи заблуждшихъ на путь истины. Въ начальной ектеніи просимъ Господа «о еже милостивымъ окомъ призрѣти на святую свою церковь, и соблюсти ее невредиму и непоколебиму отъ ересей и суевѣрій и миромъ своимъ оградити; о еже утишити раздираніе ея (церкви), и силою Святаго Духа обратити всѣхъ отступльшихъ къ познанію истины; о еже вѣрныхъ своихъ укрѣпити и непоколебимыхъ въ правовѣріи соблюсти; о еже просвѣтити мысли невѣріемъ помраченныхъ свѣтомъ своего благоразумія; вѣрныхъ же своихъ укрѣпити и непоколебимыхъ въ правовѣріи соблюсти». О томъ же просимъ и въ концѣ молебнаго пѣнія въ сугубой ектеніи: «Обрати всѣхъ отступльшихъ къ святой Твоей церкви; сотвори, да и противящіяся Твоему слову обратятся и вкупѣ со всѣми вѣрными истинною вѣрою и благочестіемъ Бога прославятъ; сотвори, да ненависти, вражды, обиды, мздоимства, клятвопреступства и прочая беззаконія прекратятся, истинная же любовь да царствуетъ въ сердцахъ вѣрныхъ». И Архипастырь въ молитвѣ, возблагодаривъ Бога за милосердіе Его, явленное особенно во избавленіи людей чрезъ Сына Его Господа нашего Іисуса Христа и чрезъ благодать Святаго Духа, молитъ Бога, чтобы онъ укрѣпилъ насъ въ правовѣріи силою Своею, просвѣтилъ заблуждающимъ разумныя очи свѣтомъ Своимъ Божественнымъ, да уразумѣютъ истину, чтобы далъ пастырямъ Перкви святую ревность, и растворилъ попеченія ихъ о спасеніи и обращеніи заблуждающихъ духомъ евангельскимъ. Послѣ молитвы начинается возглашеніе такъ называемаго сѵнодика. Протодіаконъ поетъ трижды: «Кто Богъ велій яко Богъ нашъ? Ты еси Богъ творяй чудеса единъ», затѣмъ прославляетъ Бога, многочастнѣ и многообразнѣ древле глаголавшаго отцемъ во пророцѣхъ, въ послѣдокъ дній сихъ глаголавшаго намъ въ Сынѣ, Который открылъ таинства небесная и увѣрилъ силою Святаго Духа о истинѣ благовѣстія. Сего благовѣстія держащеся, продолжаетъ протодіаконъ, — вѣруемъ во единаго Бога Отца — и читаетъ Сѵмволъ вѣры; послѣ чтенія его возглашаетъ: «Сія вѣра апостольская, сія вѣра отеческая, сія вѣра православная, сія вѣра вселенную утверди», и засимъ противящіеся Божественной истинѣ и не раскающіеся еретики и возмутители церкви предаются анаѳемѣ.

Первоначально въ чинѣ Православія находились анаѳематствованія только иконоборцамъ. Впослѣдствіи вновь возникавшія ереси, возмущавшія общество христіанъ, подвергались анаѳемѣ вмѣстѣ съ иконоборцами, и затѣмъ новыя анаѳематствованія вносились въ чинъ. Когда же ереси ослабѣвали, или, повидимому, исчезали, тогда анаѳематствованія имъ сокращались или даже совсѣмъ были исключаемы изъ чина.

Въ прежнихъ чинахъ Православія кромѣ анаѳемы 1) иконоборцамъ, возглашалась анаѳема: 2) древнимъ еретикамъ — Арію, Македонію, Несторію и другимъ, бывшимъ до VII вселенскаго собора, затѣмъ, еретикамъ 11 и 12 столѣтій, 3) не право объясняющимъ слова: «Приносяй и Приносимый» [1], 4) дер/с. 287/жащимся ученія Итала [2], 5) не монаху Нилу [3], 6) не право объясняющимъ слова: «Отецъ мой болій Мене есть», Константину Болгарису и Иринику [4], еретикамъ XIV столѣтія: 7) Варлааму и Акиндину, Геронтію и Исааку Артиру.

Въ XV столѣтіи были анаѳематствованія: 8) обидящимъ церкви, 9) перешедшимъ въ магометанство, 10) еретикамъ богомиламъ, 11) жидовствующимъ.

Въ XVI столѣтіи: 12) хулящимъ праздникъ Благовѣщенія, 13) корчемникамъ, 14) обижающимъ вдовъ и сиротъ.

Въ XVII столѣтіи: 15) русскимъ раскольникамъ, жившимъ въ царствованіе Алексѣя Михаиловича, потомъ бывшимъ во времена Петра Великаго, 16) бунтовщикамъ и измѣнникамъ: Гришкѣ Отрепьеву, Тимошкѣ Акундинову, Стенькѣ Разину, Ивашкѣ Мазепѣ, 17) принимающимъ ученіе, проникшее съ Западныхъ странъ и противное православной вѣрѣ. Нынѣ не произносятся эти анаѳематствованія. Въ нынѣ совершаемомъ чинѣ Православія находится двѣнадцать анаѳематствованій, какъ бы въ соотвѣтствіе двѣнадцати членамъ сѵмвола вѣры, внесеннаго въ чинъ Православія. Анаѳематствованія слѣдующія:

«Отрицающимъ бытіе Божіе, и утверждающимъ, яко міръ сей есть самобытенъ, и вся въ немъ безъ Промысла Божія и по случаю бываютъ.

«Глаголющымъ Бога не быти духъ, но плоть: или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всевѣдуща, и подобная хуленія произносящымъ.

«Дерзающымъ глаголати, яко Сынъ Божій не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Духъ Святый, и исповѣдающымъ Отца, и Сына, и Святаго Духа не единаго быти Бога.

«Безумнѣ глаголющымъ, не нужно быти къ спасенію нашему и ко очищенію грѣховъ, пришествіе въ міръ Сына Божія во плоти, и Его вольное страданіе, смерть и воскресеніе.

«Не пріемлющымъ благодати искупленія евангеліемъ проповѣданнаго, яко единственнаго нашего ко оправданію предъ Богомъ средства.

«Дерзающымъ глаголати, яко пречистая Дѣва Маріа не бысть прежде рождества, въ рождествѣ и по рождествѣ дѣва.

«Не вѣрующымъ, яко Духъ Святый умудри пророковъ и апостоловъ, и чрезъ нихъ возвѣсти намъ истинный путь къ вѣчному спасенію, и утверди сіе чудесами, и нынѣ въ сердцахъ вѣрныхъ и истинныхъ христіанъ обитаетъ, и наставляетъ ихъ на всякую истину.

«Отмещущымъ безсмертіе души, кончину вѣка, судъ будущій, и воздаяніе вѣчное за добродѣтели на небесѣхъ и за грѣхи осужденіе.

«Отмещущымъ вся таинства святая, церковію Христовою содержимая.

«Отвергающымъ соборы святыхъ отецъ, и ихъ преданія, Божественному откровенію согласная, и православно-каѳолическою церковію благочестно хранимая.

«Помышляющымъ, яко православные Государи возводятся на престолы не по особливому о нихъ Божію благоволенію, и при помазаніи дарованія Святаго Духа къ прохожденію великаго сего званія въ нихъ не изливаются: и тако дерзающымъ противъ ихъ на бунтъ и измѣну.

«Ругающымся и хулящымъ святыя иконы, ихже святая церковь къ воспоминанію дѣлъ Божіихъ и угодниковъ Его, ради возбужденія взирающихъ на оныя къ благочестію, и /с. 288/ къ оныхъ подражанію пріемлетъ, и глаголющымъ оныя быти идолы». — Послѣ каждаго изъ сихъ возглашеній поется анаѳема, трижды.

По совершеніи суда надъ врагами церкви, діаконъ возглашаетъ вѣчную память всѣмъ ревностно подвизавшимся православнымъ христіанамъ, прежде всего — почившимъ царямъ, царицамъ, князьямъ, княгинямъ отъ св. Константина Великаго до св. Владиміра, и отъ Владимріа Великаго до Александра I-го и Николая I-го; также пастырямъ церкви отъ св. Аѳанасія до св. Меѳодія, и отъ св. Меѳодія донынѣ; патріархамъ, митрополитамъ, епископамъ. Послѣ каждаго возглашенія діакона, ликъ поетъ: «вѣчная память», трижды. Затѣмъ возглашается многолѣтіе христіанскаго благочестія ревнителю, защитнику и покровителю Христовой церкви, Благочестивѣйшему Великому Государю Императору, Супругѣ Его, Благочестивѣйшей Государынѣ Императрицѣ, Наслѣднику Его, Благовѣрному Государю Цесаревичу и Великому Князю, и всей Августѣйшей Его фамиліи, Святѣйшему Сѵноду, восточнымъ православнымъ патріархамъ, всему причту, всѣмъ начальствующимъ и всѣмъ православнымъ христіанамъ. Ликъ, послѣ каждаго возглашенія діакона, повторяетъ трижды: «многая лѣта». По окончаніи сего протодіаконъ произноситъ молитву: «Святая Троице сихъ прослави и утверди», которая составляетъ какъ бы повтореніе и заключеніе чина Православія. Въ молитвѣ отъ лица церкви проситъ Господа о вѣрныхъ, «чтобы Онъ прославилъ ихъ, утвердилъ даже до конца въ правовѣріи, а развратниковъ и хульниковъ православной вѣры и церкви Христовой и неповинующихся оной обратилъ и привелъ въ познаніе вѣчныя истины». Послѣ молитвы протодіакона, архіерей взываетъ: «Слава Тебѣ Богу, благодателю нашему, во вѣки вѣковъ». И пѣвцы поютъ: «Тебе Бога хвалимъ». Во время этого пѣнія архіерей и всѣ священнослужители цѣлуютъ святыя иконы на аналогіяхъ, и затѣмъ бываетъ отпустъ.

Пр. К. Н.       

Примѣчанія:
[1] То-есть отвергающимъ, что жертва въ таинствѣ причащенія принимается вмѣстѣ съ Богомъ Отцемъ и Сыномъ Божіимъ. См. «Анаѳематствованіе», соч. Константина Никольскаго, стр. 126.
[2] Увлекшагося ученіемъ языческихъ философовъ о переселеніи душъ, о небѣ и землѣ, отметавшаго воскресеніе мертвыхъ и тому под. (тамъ же, стр. 132).
[3] Т. е. Нилу, лишенному монашества. Нилъ училъ, что человѣчество Христа было по существу Божественное. См. тамъ же, стр. 134-135.
[4] См. тамъ же, стр. 135 и сл.

Источникъ: Пр. К. Н. Чинъ Православія. // «Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ», издаваемымъ при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе. № 11. — 12 Марта 1888 года. — СПб.: Типографія В. В. Комарова, 1888. — С. 284-288.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.