Церковный календарь
Новости


2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 27.
Церковная письменность

Архіеп. Никонъ (Рождественскій) († 1918 г.)

Вл. Никонъ (въ мірѣ Николай Ивановичъ Рождественскій) (1851-1918), архіеп. Вологодскій и Тотемскій, одинъ изъ ярчайшій церковныхъ и общественныхъ дѣятелей Россіи нач. XX вѣка, духовный писатель, богословъ, издатель, членъ Святѣйшаго Сѵнода, монархистъ, ревностный проповѣдникъ народнаго единства и противникъ революціи. Родился 4 (17) апрѣля 1851 г. въ с. Чашниково Верейскаго уѣзда Московской губерніи въ многодѣтной семьѣ сельскаго дьячка. Окончилъ Московскую Духовную Академію (1874). Поступилъ вначалѣ послушникомъ въ Новоіерусалимскій монастырь (1874), а затѣмъ — въ Свято-Троицкую Сергіеву Лавру. Съ января 1879 г. — въ теченіе послѣдующихъ 25 лѣтъ — редакторъ знаменитыхъ «Троицкихъ листковъ». (Въ 1900 г. за ихъ изданіе былъ удостоенъ Макарьевской преміи). Постриженъ въ монашество (1880). Іеромонахъ (1882). В 1885 г. издалъ книгу «Житіе и подвиги преп. Сергія, иг. Радонежскаго». Архимандритъ (1892). Епископъ Муромскій (1904). Епископъ Серпуховской (1904). Дѣятельный участникъ монархическихъ организацій. Выступалъ противъ бунта 1905 г.; обвинялъ «жидовъ» и «жидовскія газеты» въ сознательныхъ издѣвательствахъ надъ религіозными святынями и народной нравственностью. Епископъ Вологодскій и Тотемскій (1906). Почетный предсѣдатель вологодскаго отдѣла Союза Русскаго Народа. Членъ Государственнаго Совѣта (1907) и членъ Святѣйшаго Сѵнода (1908). Членъ Совѣта Русскаго Собранія (1911-1912). Архіепископъ (1913) и предсѣдатель Издательскаго Совѣта при Святѣйшемъ Сѵнодѣ. Въ 1916 г. отошелъ отъ активной дѣятельности и сосредоточился на служеніи въ Лаврѣ. Въ концѣ жизни издалъ книгу Сергѣя Нилуса «Близъ есть, при дверехъ» (съ «Протоколами Сіонскихъ Мудрецовъ»). Февральскій переворотъ 1917 г. расцѣнилъ какъ «торжество сатаны». Въ посланіи къ Всероссійскому церковному Собору (въ августѣ 1917 г.) писалъ, что если не спасетъ Россію «особенное чудо Божія милосердія, то она въ качествѣ великой державы должна сойти въ могилу всеобщей исторіи, опозоренная клеймомъ измѣны Божію призванію». Скончался 30 декабря 1918 г. (12 января 1919 г.) и былъ погребенъ въ Троице-Сергіевой лаврѣ. По преданію, владыка подвергся нападенію «революціонной черни», былъ жестоко изуродованъ и убитъ. Это случилось за воротами Лавры.

Сочиненія архіеп. Никона (Рождественскаго)

Архіеп. Никонъ (Рождественскій) († 1918 г.)
ЖИТІЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНАГО И БОГОНОСНАГО ОТЦА НАШЕГО СЕРГІЯ,
ИГУМЕНА РАДОНЕЖСКАГО И ВСЕЯ РОССІИ ЧУДОТВОРЦА.
Изданіе 5-е. Сергіевъ Посадъ, 1904.

ГЛАВА I. СЫНЪ РАДОСТИ.
Родина Богоноснаго Сергія. — Его родители. — Ихъ семейство. — Чудное предзнаменованіе. — Размышленія блаженнаго Епифанія. — Молитвы святой матери. — Урокъ родителямъ. — Рожденіе благословеннаго дитяти. — Младенецъ-постникъ. (1319-1326).

Радуйся, отъ чрева матерня освященный,

Радуйся, въ рожденіи твоемъ сыномъ радости нареченный (Акаѳ. 2, Ик. 1) [8].

Радуйся, яко прежде рожденія проглашеніемъ прославивый Святую Троицу (Ик. Минеи).

Радуйся, пречудное въ младенчествѣ постничество намъ явивый (Акаѳ. 1, Ик. 3).

ВЕРСТАХЪ въ четырехъ отъ славнаго въ древности, но смиреннаго нынѣ Ростова Великаго, на ровной открытой мѣстности по пути въ Ярославль, уединенно расположилась небольшая обитель во имя Пресвятыя Троицы: это заштатный Варницкій монастырь [9]. По древнему преданію, почти шестьсотъ лѣтъ тому назадъ, тутъ была нѣкая весь, имя которой забылось въ исторіи, но которая всегда была и будетъ именита и дорога сердцу православныхъ Русскихъ людей, потому что весь эта была благословенною родиною великаго печальника и заступника Русской земли, Преподобнаго и Богоноснаго отца нашего Сергія, Игумена Радонежскаго и всея Россіи Чудотворца. Здѣсь было помѣстье его родителей, благородныхъ и знатныхъ /с. 2/ бояръ Ростовскихъ Кирилла и Маріи [10]; тутъ былъ ихъ домъ; тутъ и жили они, предпочитая уединеніе сельской природы суетѣ городской жизни при княжескомъ дворѣ, Впрочемъ Кириллъ состоялъ на службѣ сначала у Ростовскаго князя Константина II Борисовича, а потомъ у Константина III Васильевича [11]; онъ не разъ сопровождалъ ихъ въ орду, какъ одинъ изъ самыхъ близкихъ къ нимъ людей; владѣлъ достаточнымъ по своему положенію состояніемъ; но по простотѣ тогдашнихъ нравовъ, живя въ деревнѣ, онъ не пренебрегалъ и обычными сельскими трудами; мы увидимъ потомъ, что Кириллъ посылалъ, напримѣръ, своего малолѣтняго сына за конями такъ же, какъ и теперь посылаютъ своихъ малютокъ простые поселяне.

Кириллъ и Марія были люди добрые и богоугодные. Говоря о о нихъ, блаженный Епифаній замѣчаетъ, что Господь, благоволившій возсіять въ землѣ Русской великому свѣтильнику, не попустилъ родиться ему отъ неправедныхъ родителей, ибо такому дѣтищу, которое, по устроенію Божію должно было въ послѣдствіи послужить духовной пользѣ и спасенію многихъ, подобало имѣть, и родителей святыхъ, дабы доброе произошло отъ добраго, и лучшее приложилось къ лучшему, — дабы взаимно умножилась похвала и рожденнаго и самихъ родившихъ во славу Божію. И праведность ихъ была извѣстна не одному Богу, но и людямъ. Строгіе блюстители всѣхъ уставовъ церковныхъ, они помогали и бѣднымъ; но особенно свято хранили они заповѣдь Апостола: страннолюбія не забывайте: тѣмъ бо не вѣдяще нѣціи стран/с. 3/нопріяша Ангелы (Евр 13, 2). Тому же учили они и дѣтей своихъ, строго внушая имъ не опускать случая позвать къ себѣ въ домъ путешествующаго инока или иного усталаго странника. До насъ не дошло подробныхъ свѣдѣній о благочестивой жизни сей блаженной четы; за то мы можемъ, вмѣстѣ съ святителемъ Платономъ, сказать, что «самый произшедшій отъ нихъ плодъ показалъ, лучше всякихъ краснорѣчивыхъ похвалъ, доброту благословеннаго древа. Счастливы родители, коихъ имена прославляются вѣчно въ ихъ дѣтяхъ и потомствѣ! Счастливы и дѣти, которые не только не посрамили, но и пріумножили, и возвеличили честь и благородство своихъ родителей и славныхъ предковъ, ибо истинное благородство состоитъ въ добродѣтели!»

Кириллъ и Марія имѣли уже сына Стефана, когда Богъ даровалъ имъ другаго сына — будущаго основателя Троицкой Лавры, красу Церкви Православной и несокрушимую опору родной земли. Задолго до рожденія сего святаго младенца, дивный Промыслъ Божій уже далъ о немъ знаменіе, что это будетъ великій избранникъ Божій и святая отрасль благословеннаго корня. Въ одинъ воскресный день [12] его благочестивая мать пришла въ церковь къ Божественной литургіи и смиренно стала, по тогдашнему обычаю, въ притворѣ церковномъ, вмѣстѣ съ прочими женами. Началась литургія; пропѣли уже трисвятую пѣснь, и вотъ, не за долго предъ чтеніемъ святаго Евангелія, вдругъ, среди общей тишины и благоговѣйнаго молчанія, младенецъ вскрикнулъ у нея во чревѣ, такъ что многіе обратили вниманіе на этотъ крикъ. — Когда начали пѣть Херувимскую пѣснь, младенецъ вскрикнулъ въ другой разъ, и притомъ уже столь громко, что голосъ его былъ слышенъ по всей церкви. Понятно, что мать его испугалась, а стоявшія близь нея женщины стали между собою переговариваться, чтó бы могъ означать этотъ необыкновенный крикъ младенца? — Между тѣмъ литургія продолжалась. Священникъ возгласилъ: вонмемъ! святая святымъ! При этомъ возглашеніи /с. 4/ младенецъ вскрикнулъ въ третій разъ, и смущенная мать едва не упала отъ страха: она начала плакать... Тутъ ее окружили женщины и, можетъ быть, желая помочь ей успокоить плачущее дитя, стали спрашивать: «гдѣ же у тебя младенецъ? Отъ чего онъ кричитъ такъ громко?» Но Марія, въ душевномъ волненіи, обливаясь слезами, едва могла вымолвить имъ: «нѣтъ у меня младенца; спросите еще у кого-нибудь». Женщины стали озираться кругомъ, и не видя нигдѣ младенца, снова пристали къ Маріи съ тѣмъ же вопросомъ. Тогда она принуждена была сказать имъ откровенно, что на рукахъ у нея, дѣйствительно, нѣтъ младенца, но она носитъ его во чревѣ...

Какъ же можетъ кричать младенецъ, когда онъ еще въ утробѣ матери? — возражали ей удивленныя женщины.

— «Я и сама удивляюсь этому», отвѣчала имъ Марія: «и нахожусь въ немаломъ недоумѣніи и страхѣ»...

Тогда женщины оставили ее въ покоѣ, не переставая, впрочемъ, удивляться этому необыкновенному случаю.

«Въ наше время», говоритъ святитель московскій Филаретъ, «свидѣтели подобнаго происшествія, вѣроятно, имѣли бы немало заботы объ изысканіи причины, произведшей сіе необыкновенное явленіе. Болѣе проницательные, можетъ быть, осмѣлились бы догадываться, что молитвенный восторгъ благочестивой матери, въ три важные періода священнодѣйствія, сообщилъ необыкновенное возбужденіе жизни плоду, который носила она во чревѣ. Но въ то время любили не столько любопытныя умствованія, сколько благоговѣйное наблюденіе путей Провидѣнія, и народъ выходилъ изъ церкви, повторяя написанное въ Евангеліи объ Іоаннѣ Предтечѣ: что убо отроча сіе будетъ? (Лук. 1, 66). Да будетъ надъ нимъ воля Господня!»

Благоговѣйный списатель житія Сергіева, преподобный Епифаній, сопровождаетъ свое повѣствованіе о семъ необыкновенномъ происшествіи такимъ размышленіемъ: «достойно удивленія», говоритъ онъ, «что младенецъ, будучи во чревѣ матери, не вскрикнулъ гдѣ-либо внѣ /с. 5/ церкви, въ уединенномъ мѣстѣ, гдѣ никого не было, — но именно при народѣ, какъ бы для того, чтобы многіе его услышали и сдѣлались достовѣрными свидѣтелями сего обстоятельства. Замѣчательно еще и то, что прокричалъ онъ не какъ-нибудь тихо, но на всю церковь, какъ бы давая понять, что по всей землѣ распространится слава о немъ, — и не тогда возгласилъ онъ, когда мать его была гдѣ-нибудь на пиршествѣ, или почивала, но когда была она въ церкви, и именно во время молитвы, какъ бы указывая на то, что онъ будетъ крѣпкимъ молитвенникомъ предъ Богомъ; — не прокричалъ онъ въ какомъ-либо иномъ мѣстѣ, но именно въ церкви, въ мѣстѣ чистомъ, въ мѣстѣ святомъ, гдѣ пребываютъ святыни Господни и совершаются священнодѣйствія, знаменуя тѣмъ, что и самъ онъ будетъ совершенною святынею Господа въ страхѣ Божіемъ. Достойно замѣчанія также и то обстоятельство, что не возгласилъ онъ однажды или дважды, но именно трижды, являя тѣмъ, что онъ будетъ истиннымъ ученикомъ Святыя Троицы, такъ какъ троичное число предпочитается всякому другому числу, потому что вездѣ и всегда сіе число является источникомъ и началомъ всего добраго и спасительнаго». — Послѣ сего, приведя изъ ветхозавѣтной и новозавѣтной исторіи примѣры и указанія, свидѣтельствующія о важномъ знаменованіи троичнаго числа, и воспомянувъ страшную тайну Тріѵпостаснаго Божества, блаженный Епифаній продолжаетъ: «подобало и сему младенцу трижды провозгласить еще во чревѣ матери, прежле рожденія на свѣтъ, въ предзнаменованіе того, что онъ будетъ нѣкогда служителемъ Святыя Троицы и многихъ приведетъ къ познанію Бога, научая словесныхъ овецъ своихъ вѣровать во Святую Троицу, единосущную во единомъ Божествѣ. И дѣйствительно, — разсуждаетъ далѣе Епифаній: не служило ли все это явнымъ указаніемъ на все дивное и досточудное въ послѣдующей его жизни? Не сбылось ли все это самымъ дѣломъ въ его чудесныхъ дѣяніяхъ? И кто видѣлъ и слышалъ о первыхъ пред/с. 6/знаменованіяхъ, тотъ долженъ былъ потомъ вѣрить и тому, что послѣдовало за ними, ибо не просто, не безъ особенной цѣли были даны эти предзнаменованія: они были предвѣстниками и началомъ всего, что совершилось въ послѣдствіи. Вспомнимъ древнихъ святыхъ, просіявшихъ въ ветхомъ и новомъ завѣтѣ: какъ зачатіе, такъ и рожденіе многихъ изъ нихъ предваряемо было особеннымъ откровеніемъ отъ Бога; такъ пророка Іеремію Богъ отъ чрева матери предъизбралъ и освятилъ; то же свидѣтельствуетъ о себѣ другой Пророкъ — Исаія, а святый и великій Пророкъ и Предтеча Хрістовъ Іоаннъ, еще будучи во утробѣ матери, позналъ Господа, носимаго въ ложеснахъ Пречистой Приснодѣвы Маріи: и взыграся младенецъ радощами во чревѣ (Лук. 1, 44) матери своей Елисаветы, и ея же устами пророчески возопилъ: откуду мнѣ сіе, да пріиде Мати Господа моего ко мнѣ? (ст. 43). О святомъ Пророкѣ Иліи есть сказаніе, что родители его видѣли, какъ свѣтлые и благообразные мужи повивали сего младенца огненными пеленами и питали его Пламенемъ огненнымъ»... Далѣе Епифаній приводитъ подобные же разсказы о святыхъ: Николаѣ Чудотворцѣ, Ефремѣ Сиринѣ, Алипіѣ и Сѵмеонѣ столпникахъ, Ѳеодорѣ Сукеотѣ, Евѳиміи Великомъ, Ѳеодорѣ Едесскомъ и Петрѣ, Митрополитѣ Московскомъ, — разсказы, которые мы опускаемъ, дабы, по выраженію самого блаженнаго Епифанія, «долготою слова послушателемъ слухи лѣнивы не сотворити», и приводимъ здѣсь только заключительныя его мысли: «досточудно, — говоритъ онъ, — было это возглашеніе младенца во чревѣ матери; досточудно было его воспитаніе отъ младенческихъ пеленъ; досточудна была и вся жизнь этого поистинѣ досточуднаго мужа! Господь еще до рожденія отмѣтилъ его Своею благодатію и необычнымъ случаемъ предъуказалъ Свое особенное Божественное о немъ промышленіе».

Всегда преданные волѣ Божіей и внимательные къ путямъ Провидѣнія, Кириллъ и Марія поняли указанія Промысла Божія, и сообразно съ этими указаніями /с. 7/ должны были вести дѣло воспитанія дитяти. Послѣ описаннаго происшествія особенно мать сдѣлалась необыкновенно внимательна къ своему состоянію. Всегда имѣя въ мысляхъ, что она носитъ во чревѣ младенца, который будетъ избраннымъ сосудомъ Святаго Духа, Марія, во все остальное время беременности, готовилась встрѣтить въ немъ будущаго подвижника благочестія и воздержанія; а потому и сама, подобно матери древняго судіи Израильскаго Сампсона (Суд. 13, 4), тщательно соблюдала душу и тѣло въ чистотѣ и строгомъ воздержаніи во всемъ. «Заботливо храня носимый ею во чревѣ Божій даръ, она желала», какъ говоритъ святитель Платонъ, «чрезъ свое воздержаніе дать тѣлесному составу дитяти чистое и здравое питаніе, хорошо понимая добрымъ сердцемъ своимъ ту истину, что добродѣтель, сіяющая въ здравомъ и прекрасномъ тѣлѣ, становится чрезъ то еще прекраснѣе». Всегда благоговѣйная и усердная молитвенница, праведная мать теперь чувствовала особенную потребность сердца въ молитвѣ; поэтому она часто удалялась отъ людскаго взора и въ тишинѣ уединенія со слезами изливала предъ Богомъ свою горячую материнскую молитву о будущей судьбѣ своего младенца. «Господи!» говорила она тогда: «спаси и сохрани меня, убогую рабу Твою; спаси и соблюди и сего младенца, носимаго во утробѣ моей, Ты бо еси — храняй младенцы Господь (Псал. 114, 5); да будетъ воля Твоя, Господи, на насъ, и буди имя Твое благословенно во вѣки!» Такъ, въ строгомъ постѣ и частой сердечной молитвѣ пребывала богобоязненная мать святаго дитяти; такъ и самое дитя, благословенный плодъ ея чрева, еще до появленія своего на свѣтъ, нѣкоторымъ образомъ уже предъочищался и освящался постомъ и молитвою.

«О, родители», замѣчаетъ при повѣствованіи о семъ святитель Филаретъ: «еслибы вы знали, сколько добра, или, напротивъ, сколько зла можете вы сообщить вашимъ дѣтямъ, еще до ихъ рожденія! Вы удивились бы точно/с. 8/сти суда Божія, который благословляетъ дѣтей въ родителяхъ и родителей въ дѣтяхъ и отдаетъ грѣхи отцевъ на чада (Числ. 14, 18); и, помышляя о семъ, съ благоговѣніемъ проходили бы служеніе, ввѣренное вамъ отъ Того, изъ Негоже всяко отечество на небесѣхъ и на земли именуется (Ефес. 3, 15)».

Кириллъ и Марія видѣли на себѣ великую милость Божію; ихъ благочестіе требовало, чтобы одушевлявшія ихъ чувства благодарности къ благодѣющему Богу были выражены въ какомъ-либо внѣшнемъ подвигѣ благочестія, въ какомъ-либо благоговѣйномъ обѣтѣ; а чтó могло быть пріятнѣе Господу въ такихъ обстоятельствахъ, въ какихъ они находились, какъ не крѣпкое сердечное желаніе и твердая рѣшимость оказаться вполнѣ достойными милости Божіей? И вотъ, праведная Марія, подобно святой Аннѣ, матери Пророка Самуила, вмѣстѣ съ своимъ мужемъ дала такое обѣщаніе: если Богъ дастъ имъ сына, то посвятить его на служеніе Богу. Это значило, что они, съ своей стороны, обѣщали сдѣлать все, что могли, чтобы на ихъ будущемъ дитяти исполнилась воля Божія, совершилось тайное о немъ предопредѣленіе Божіе, на которое они уже имѣли нѣкоторое указаніе. Немного, конечно, такихъ родителей, да едвали и найдутся въ наше грѣшное время такіе счастливцы, которые могли бы такъ рѣшительно, и притомъ — непогрѣшительно опредѣлить судьбу своихъ дѣтей еще до ихъ рожденія: опасно и не разумно давать обѣты, исполненіе коихъ не зависитъ отъ воли обѣщающихъ; праведные родители Сергіевы могли сдѣлать это потому, что имѣли уже таинственное указаніе на будущую судьбу ихъ дитяти; но кто изъ хрістіанскихъ родителей не желалъ бы видѣть въ дѣтяхъ своихъ будущихъ гражданъ царства небеснаго? А если всѣ желаютъ, то пусть же всѣ и полагаютъ въ сердцѣ своемъ твердый и неизмѣнимый обѣтъ — дѣлать, съ своей стороны, все, что отъ нихъ зависитъ, чтобы ихъ дѣти были истинными чадами Божіими по благодати, чтобы они были покорными сынами нашей общей /с. 9/ матери — святой Церкви Православной, чтобы ни дѣти, ни родители не испытали потомъ горькой участи сыновъ царствія, которые будутъ изгнаны, по слову Господню, во тьму кромѣшнюю. — Для чего человѣкъ созданъ отъ Бога? спросили одного простаго старца. — Чтобы быть наслѣдникомъ царствія Божія, отвѣчалъ онъ...

3 мая 1319 года въ домѣ боярина Кирилла была общая радость и веселіе: Маріи Богъ далъ сына [13]. Праведные родители пригласили своихъ родныхъ и добрыхъ знакомыхъ раздѣлить съ ними радость по случаю рожденія новаго члена семьи, и всѣ благодарили Бога за сію новую милость, явленную Имъ на домѣ благочестиваго боярина. Въ сороковой день по рожденіи родители принесли младенца въ церковь, чтобы совершить надъ нимъ святое крещеніе [14], и въ то же время исполнить свое обѣщаніе представить дитя въ непорочную жертву Богу, Который далъ его. Благоговѣйный іерей, по имени Михаилъ, нарекъ младенцу во святомъ крещеніи имя Варѳоломей, конечно потому, что въ этотъ день (11 іюня) праздновалась память святаго Апостола Варѳоломея, ибо сего требовалъ тогдашній церковный обычай; но это имя и по самому значенію своему — сынъ радости было особенно утѣшительно для родителей сего младенца, ибо можно ли описать ту радость, которая переполняла ихъ сердца, когда они видѣли предъ собою начало исполненія тѣхъ свѣтлыхъ надеждъ, которыя почивали на семъ младенцѣ со дня его чудеснаго проглашенія во чревѣ матери? [15] Кириллъ и Марія разсказали этотъ случай священнику, и онъ, какъ свѣдущій въ Священномъ Писаніи, — указалъ имъ много примѣровъ изъ ветхаго и новаго завѣтовъ, когда избранники Божіи еще отъ чрева матери были пред/с. 10/назначаемы на служеніе Богу; привелъ имъ слова Пророка Давида о совершенномъ предвѣдѣніи Божіемъ: несодѣянная моя видѣстѣ очи Твои (Пс. 138, 16), и Апостола Павла: Богъ воззвавый мя отъ чрева матере моея явити Сына Своего во мнѣ, да благовѣствую Его въ языцѣхъ (Гал. 1, 16), и другія подобныя мѣста Священнаго Писанія, и утѣшилъ ихъ благодатною надеждою относительно ихъ новорожденнаго: «не смущайтесь», говорилъ онъ имъ, «а паче радуйтесь, что сынъ вашъ будетъ избраннымъ сосудомъ Духа Божія и служителемъ Святыя Троицы». И благословивъ дитя и его родителей, служитель алтаря Хрістова отпустилъ ихъ съ миромъ.

Между тѣмъ мать, а потомъ и другіе стали примѣчать въ младенцѣ опять нѣчто необыкновенное: когда матери случалось насыщаться мясною пицею, то младенецъ не бралъ сосцевъ ея; то же повторялось, и уже безъ всякой причины, по средамъ и пятницамъ: такъ что у въ эти дни младенецъ вовсе оставался безъ пищи. И это повторялось не разъ, не два, а постоянно; мать, конечно, безпокоилась, думала, что дитя нездорово. совѣтовалась съ другими женщинами, которыя тщательно осматривали дитя, но на немъ не было примѣтно никакихъ признаковъ болѣзни, ни внутренней, ни наружной; напротивъ: малютка не только не плакалъ, но и весело смотрѣлъ на нихъ, улыбался и игралъ ручками... Наконецъ обратили вниманіе на время, когда младенецъ не принималъ сосцевъ матернихъ, и тогда всѣ убѣдились, что въ этомъ дѣтскомъ постѣ «ознаменовались», какъ выражается святитель Филаретъ, «предшествовавшія расположенія матери и проявлялись сѣмена будущихъ его расположеній». Возращенный постомъ во чревѣ матери, младенецъ и по рожденіи какъ будто требовалъ отъ матери поста. И мать, дѣйствительно, стала еще строже /с. 11/ соблюдать постъ: она совсѣмъ оставила мясную пищу, и младенецъ, кромѣ среды и пятницы, всегда послѣ того питался молокомъ матери.

Однажды Марія отдала младенца на руки другой женщинѣ, чтобы та покормила его своею грудью; но дитя не захотѣло взять сосцевъ чужой матери; то же самое было съ другими кормилицами... «Добрая отрасль добраго корня», говоритъ блаженный Епифаній, «питалась только чистымъ млекомъ родившей его. Такъ сей младенецъ отъ чрева матери познавалъ Бога, въ самыхъ пеленахъ поучался истинѣ, въ самой колыбели привыкъ къ посту и, вмѣстѣ съ молокомъ матери, навыкалъ воздержанію... Будучи по естеству еще младенцемъ, онъ выше естества уже предначиналъ пощеніе; съ младенчества онъ былъ питомецъ чистоты, питаемый не столько млекомъ, сколько благочестіемъ, и предъизбранный Богомъ еще до рожденія»...

«Многія матери», замѣчаетъ по сему случаю святитель Платонъ, «не почитаютъ важнымъ дѣломъ кормить дитя своею грудью, но на самомъ дѣлѣ это очень важно. Для чего же Творецъ естества наполняетъ молокомъ сосцы матерніе, если не для того, чтобы приготовить въ нихъ для младенца питательную пищу? А съ этою пищею, то-есть съ молокомъ, вливаются въ младенца его будущія склонности и нравы». — «Чужое молоко», разсуждаетъ въ одномъ мѣстѣ святитель Димитрій Ростовскій, «не такъ полезно для младенца, какъ молоко его родной матери. Если кормилица больна, то будетъ больное и дитя; если она гнѣвлива, невоздержна, сварлива, таково же будетъ и дитя, которое она кормитъ. Дитя, воспитанное чужимъ, не матернимъ млекомъ, не будетъ имѣть къ матери такой любви и привязанности, какую имѣютъ дѣти, вскормленныя ея собственнымъ млекомъ. Да пристыдятъ такихъ матерей безсловесныя животныя: ни одно изъ нихъ не довѣряетъ другому питать собственныхъ дѣтей»... [16] «Лучше бы подумать доброй матери», говоритъ святитель Чиларетъ Московскій, «отнимать ли мать вдругъ у двухъ /с. 12/ младенцевъ: у младенца кормилицы и у своего собственнаго, и заставлять ли своего младенца пить изъ груди кормилицы можетъ быть тоску по оставленномъ ею собственномъ дѣтищѣ, вмѣсто того, чтобы онъ пилъ любовь изъ груди своей матери»... [17] «Бываютъ матери», говоритъ святый Златоустъ, «которыя своихъ дѣтей отдаютъ кормилицамъ. Хрістосъ не попустилъ сего. Онъ питаетъ насъ собственнымъ тѣломъ и напояетъ собственною кровію»... [18]

Окончилось время кормленія грудью Варѳоломея; дитя покинуло колыбель; возрастая тѣломъ, оно укрѣплялось и духомъ, исполняясь разума и страха Божія; благодать Божія почивала на святомъ младенцѣ и добрые люди утѣшались имъ.

Примѣчаніе:
[8] Эпиграфы въ каждой главѣ подобраны изъ двухъ Акаѳістовъ Пр. Сергію. Первый изъ нихъ составленъ въ 1650 году княземъ Сѵмеономъ Шаховскимъ, — см. Рукоп. о новоявл. чудесахъ Пр. Сергія, чудо 33, — въ благодарность угоднику Божію, какъ взбранному воеводѣ Русской земли, когда еще у всѣхъ была въ памяти Знаменитая Осада Лавры. Митрополитъ Филаретъ говорилъ А. Н. Муравьеву, что этотъ Акаѳістъ «послужилъ основаніемъ другихъ Акаѳістовъ въ честь св. угодниковъ, ибо и у насъ прежде, какъ въ церкви Греческой, существовало только два Акаѳіста: Господу Іисусу и Богоматери. Но поелику Акаѳістъ въ честь Богоматери составленъ былъ въ благодарность за избавленіе Царьграда отъ нашествія враговъ, то и Пр. Сергію, какъ избранному воеводѣ, освободившему Лавру свою отъ долгой осады, долгомъ почли составить такую же побѣдную службу». Пут. къ Св. М. Русс. ч. I, стр. 235. Собр. мн. и отз. м. Филарета, т. V, ч. I. 1887 г., стр. 246. — Второй Акаѳістъ составленъ въ прошломъ [XIX] столѣтіи и приписывается митрополиту Платону, — Ист. Слов. Дух. Пис. изд. 2, т. 2, стр. 187, — но не позже 1761 г. — Рук. Доп. Описи Библ. Лавры, № 143. — Описаніе Слав. Рук. Библіотеки Св. Тр. Серг. Лавры, т. 3, стр. 174, подъ № 764.
[9] Варницкимъ монастырь названъ по находившимся близь него и, можетъ быть, принадлежавшимъ ему солянымъ варницамъ. Время основанія его съ точностію неизвѣстно. Изъ жалованной грамоты Царя Михаила Ѳеодоровича 1624 года видно, что монастырь сей существовалъ еще при Царѣ Іоаннѣ Грозномъ и при отцѣ его Василіи Ивановичѣ. По мѣстному преданію, онъ построенъ вскорѣ послѣ открытія св. мощей Пр. Сергія въ 1422 году. При учрежденіи штатовъ въ 1764 году монастырь сей не былъ обращенъ въ приходскую церковь единственно по уваженію къ мѣсту рожденія Пр. Сергія. Соборная церковь его построена въ 1770 году на собственное иждивеніе Ростовскаго епископа Аѳанасія. Въ ней главный престолъ во имя Живоначальныя Троицы, а придѣльные — одинъ во имя Преподобнаго Сергія и Нікона, а другой — Святителей Аѳанасія (тезоименитаго самому строителю) и Кирилла (тезоименитаго родителю Пр. Сергія).
[10] Исторія не сохранила намъ фамильнаго прозванія родителей Сергіевыхъ; но старшаго брата Пр. Сергія — Стефана считаетъ своимъ родоначальникомъ родъ Иванчиныхъ. Жизнеоп. Угодн. Б., живш. въ предѣлахъ нын. Яросл. Епархіи гр. М. В. Толстаго. Яросл., 1885, стр. 10.
[11] Константинъ Борисовичъ преемствовалъ брату своему Дмитрію по его кончинѣ въ 1294 году. — Святыни и Древности Ростова Великаго, гр. М. В. Толстаго, изд. 3, стр. 21.
[12] «Дневи сущи недѣли». Епифаній.
[13] Такъ опредѣляютъ, приблизительно, годъ рожденія Пр. Сергія: митрополитъ Макарій въ «своей «Исторіи Русской церкви», т. IV, стр. 352, — профессоръ В. О. Ключевскій, въ изслѣдованіи о «Древне-русск. житіяхъ Святыхъ» стр. 102-108. — Д. И. Иловайскій въ «Исторіи Россіи», т. II, стр. 101, — о. архим. Леонидъ въ своемъ предисловіи къ древнѣйшему тексту житія Пр. Сергія, написаннаго Епифаніемъ и др. — Но архіепископъ Филаретъ Черниговскій, въ книгѣ «Русскіе Святые», — изд. 3-е, сентябрь, стр. 126, — полагаетъ годъ рожденія Преп. Сергія 1313 г.; м. Филаретъ Московскій, въ отдѣльномъ житіи, и П. С. Казанскій въ неоконченномъ и потому неизданномъ «Житіи Пр. Сергія Радонежскаго», полагаютъ 1314 годъ. — Причина такого разногласія въ томъ, что самъ Епифаній не указываетъ съ точностію года, а говоритъ неопредѣленно: «въ княженіе великое Тверское, при Великомъ Князѣ Дмитріѣ Михаиловичѣ, При Архіепископѣ Петрѣ Митрополитѣ всея Руси, егда рать Ахмулова бысть». Тверской Князь Димитрій Михаиловичъ сдѣлался Великимъ Княземъ осенью 1322 года, — П. Собр. Лѣт. III, 72; V, 216; VII, 198; XV, 414; въ томъ же году, лѣтомъ, приходилъ посолъ Ордынскій Ахмылъ, причинившій много зла низовымъ городамъ. Св. Петръ былъ Митрополитомъ съ 1308 по 1326 годъ. Эти указанія, очевидно, ближе подходятъ къ принятому нами 1319 году, чѣмъ къ 1313 или 1314 г. Всего бы легче опредѣлить годъ рожденія простымъ ариѳметическимъ вычитаніемъ числа лѣтъ жизни Преподобнаго изъ того года, въ которомъ онъ скончался. Митрополитъ Филаретъ и профессоръ П. С. Казанскій такъ и дѣлаютъ, принимая за годъ кончины 1392 вмѣсто 1391, — равно и преосвященный Филаретъ Черниговскій, хотя сей послѣдній и полагаетъ годъ кончины — 1391. Всѣ они полагаютъ число лѣтъ жизни Преподобнаго — 78. «Опредѣленное показаніе годовъ жизни Сергія», говоритъ Казанскій, «гораздо вѣрнѣе неопредѣленнаго указанія на время его рожденія. Старецъ Сергій, въ послѣдніе годы своей жизни, конечно, не разъ говорилъ своимъ ученикамъ о томъ, сколько ему лѣтъ. Особенно понятно это указаніе при сдачѣ имъ должности игумена, за нѣсколько мѣсяцевъ до кончины, пр. Нікону. Ссылаясь, безъ сомнѣнія, на свою старость, онъ передавалъ управленіе своему ученику. Епифаній жилъ при Пр. Сергіи въ послѣдніе годы его жизни и много разъ самъ могъ слышать отъ него, сколько ему лѣтъ. О дѣтскихъ годахъ жизни Пр. Сергія Епифаній, его жизнеописатель, не имѣлъ вполнѣ точныхъ свѣдѣній. Онъ не назвалъ даже «веси», въ которой жили родители Пр. Сергія. Епифаній слышалъ отъ старцевъ отъ брата Преподобнаго Сергія — Стефана, или отъ самого Преподобнаго, что родился онъ тогда, когда Великимъ Княземъ былъ Тверской Князь»... «Въ годъ смерти Сергія», замѣчаетъ г. Ключевскій, «едва ли были въ монастырѣ люди, помнившіе его рожденіе (замѣтимъ: кромѣ Стефана брата его; но онъ самъ былъ въ то время дитятею), тѣмъ менѣе можно предположить ихъ чрезъ 26 лѣтъ, когда писалось житіе». И такъ, если Пр. Сергій жилъ 78 лѣтъ, то, конечно, родился онъ въ 1313 году. Но этотъ годъ слишкомъ удалился бы отъ тѣхъ историческихъ событій, какія указываетъ Епифаній, какъ близкія ко времени рожденія Преподобнаго Сергія. «По всѣмъ историческимъ даннымъ», говоритъ м. Макарій, «полагаемъ время рожденія Пр. Сергія между 1318-1322». Остается предположить одно изъ двухъ: что Преподобный Сергій скончался не въ 1391 г., а въ 1397, какъ означено въ нѣкоторыхъ спискахъ его житія, или же, что онъ жилъ 72 г., а не 78 лѣтъ. Но первее предположеніе противорѣчило бы году основанія Саввина монастыря, — см. Ист. Опис. Саввина Сторож. мон. прим. 712 — слич. ниже, пр. 184 — остается признать послѣднее. И дѣйствительно: прежде всего достойно замѣчанія, что самъ Епифаній не воспользовался такимъ простымъ способомъ опредѣленія года рожденія, какъ вычитаніе числа лѣтъ жизни изъ года кончины. И это обстоятельство тѣмъ болѣе заслуживаетъ вниманія, что «Епифаній», по справедливому замѣчанію П. С. Казанскаго, «видимо самъ отыскивалъ хронологическія указанія, но не совсѣмъ удачно. Такъ онъ говоритъ, что Пр. Сергій родился при Патріархѣ Каллистѣ. Но Патріархъ Каллистъ былъ уже въ 1350-1362». Чего бы лучше, вмѣсто такихъ неопредѣленныхъ соображеній, сдѣлать простое вычитаніе и указать годъ? Но онъ этого не дѣлаетъ... А это само собою наводитъ на мысль, что въ первоначальномъ текстѣ житія Епифаніева, кажется, вовсе не было означено числа лѣтъ жизни Пр. Сергія, и что это сдѣлано рукою позднѣйшаго переписчика, можетъ быть Пахомія, — сначала на полѣ, а потомъ внесено и въ текстъ. Такъ полагаютъ В. О. Ключевскій и архим. Леонидъ, указывая въ самомъ граматическомъ построеніи рѣчи древнѣйшихъ списковъ житія въ этомъ мѣстѣ признаки позднѣйшей вставки. О. Леонидъ въ подтвержденіе своего опредѣленія года рожденія Пр. Сергія — 1319 — приводитъ мѣсто изъ похвальнаго слова Епифанія Пр. Сергію (по всѣмъ признакамъ написаннаго много раньше житія), гдѣ онъ, дѣлая краткій очеркъ жизни Преподобнаго, беретъ круглыя числа и говоритъ, что онъ подвизался въ монашествѣ 50 лѣтъ, а умеръ 70 лѣтъ. Такъ въ спискѣ слова по Четь-Минеямъ М. Макарія. Если положимъ, что Пр. Сергій родился въ 1319 г., а постриженъ, какъ извѣстно изъ того же житія, на 23 г., то, дѣйствительно, число лѣтъ его чернечества будетъ безъ 13 дней 50 лѣтъ, а число лѣтъ жизни — 72. Ясно, что для круглаго числа удобнѣе взять 10 вмѣсто 72-хъ, чѣмъ вмѣсто 78; въ послѣднемъ случаѣ ближе бы было взять цифру 80. См. Житіе Пр. Сергія въ Пам. Др. Письм. 1885 г., стр. VII-VIII. — Что же касается цифры 78, имѣющейся во многихъ спискахъ житія, то она легко могла образоваться изъ 72, особенно если принять во вниманіе славянское старинное начертаніе буквы в — въ видѣ квадратика: ҃ѻ и̉ ҃в. Одинъ изъ первыхъ переписчиковъ легко могъ опустить ҃в и принять союзъ и за 8. Мы остановились довольно подробно на опредѣленіи года рожденія Пр. Сергія потому, что безъ такого опредѣленія нельзя установить хронологію важнѣйшихъ событій въ жизни угодника Божія и связать ихъ съ другими событіями времени. — Подтвержденіе нашихъ соображеній находится въ одной изъ рукописей XVII в., именно въ святцахъ, гдѣ прямо сказано, что Пр. Сергій жилъ 72 года. Оп. Рук. гр. Уварова № 685.
[14] По древнему обычаю крещеніе младенцевъ совершалось въ 40-й день по его рожденіи, причемъ нарекали ему имя того святаго, коего память праздновалась въ день его крещенія. Преподобному Сергію при крещеніи дано имя Варѳоломей; память Апостола Варѳоломея празднуется 11 іюня, слѣд. угодникъ Божій родился — за 40 дней — 3 мая. Такъ опредѣляетъ день рожденія Пр. Сергія П. С. Казанскій.
[15] Мысль м. Платона, см. житіе, имъ сост., и Акаѳістъ. Въ «Опытѣ Библейскаго Словаря собств. именъ» пр. Солярскаго, слово Варѳоломей переведено просто: сынъ Ѳоломея.
[16] Лѣтоп. Св. Димитрія М. Рост. ч. II, стр. 104-105, по изд. 1817 г.
[17] Слова и рѣчи м. Филарета, томъ III, стр. 350.
[18] На Матѳея бесѣда 28.

Источникъ: Житіе и подвиги Преподобнаго и Богоноснаго отца нашего Сергія, Игумена Радонежскаго и всея Россіи чудотворца. Составлено С. Іеромонахомъ, нынѣ Архимандритомъ Нікономъ. — Изданіе пятое, исправленное и дополненное. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1904. — С. 1-12.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.