Церковный календарь
Новости
2019-02-21 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ аввѣ Орсисію (1903) 2019-02-21 / russportal Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Максиму философу (1903) 2019-02-20 / russportal Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда на псаломъ 140-й (1899) 2019-02-20 / russportal Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда на псаломъ 139-й (1899) 2019-02-19 / russportal Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "За все благодарите" (1985) 2019-02-19 / russportal Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "Слава Богу за все!" (1985) 2019-02-19 / russportal Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). День Благодаренія (1985) 2019-02-19 / russportal Еп. Митрофанъ. Слово на крещеніи А. В. Алферьевой (1985) 2019-02-19 / russportal Еп. Митрофанъ. Два слова новобрачнымъ (1985) 2019-02-19 / russportal Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "Я Свѣтъ міру" (1985) 2019-02-18 / russportal Еп. Митрофанъ Бостонскій. Память св. Апостола Андрея Первозваннаго (1985) 2019-02-18 / russportal Еп. Митрофанъ Бостонскій. Воздвиженіе Честнаго и Животвор. Креста (1985) 2019-02-18 / russportal Блаж. Августинъ. "О жизни блаженной", одна книга (1879) 2019-02-18 / russportal Блаж. Августинъ. "Противъ академиковъ", книга 3-я (1879) 2019-02-18 / russportal Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ епископу Аделфію (1903) 2019-02-18 / russportal Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ епископу Эпиктету (1903) Новости въ видѣ RSS-канала: ![]() |
Церковная письменность
Сочиненія архіеп. Никона (Рождественскаго)
ЖИТІЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНАГО И БОГОНОСНАГО ОТЦА НАШЕГО СЕРГІЯ, ИГУМЕНА РАДОНЕЖСКАГО И ВСЕЯ РОССІИ ЧУДОТВОРЦА. Изданіе 5-е. Сергіевъ Посадъ, 1904. ![]() Родина Богоноснаго Сергія. — Его родители. — Ихъ семейство. — Чудное предзнаменованіе. — Размышленія блаженнаго Епифанія. — Молитвы святой матери. — Урокъ родителямъ. — Рожденіе благословеннаго дитяти. — Младенецъ-постникъ. (1319-1326).
ВЕРСТАХЪ въ четырехъ отъ славнаго въ древности, но смиреннаго нынѣ Ростова Великаго, на ровной открытой мѣстности по пути въ Ярославль, уединенно расположилась небольшая обитель во имя Пресвятыя Троицы: это заштатный Варницкій монастырь [9]. По древнему преданію, почти шестьсотъ лѣтъ тому назадъ, тутъ была нѣкая весь, имя которой забылось въ исторіи, но которая всегда была и будетъ именита и дорога сердцу православныхъ Русскихъ людей, потому что весь эта была благословенною родиною великаго печальника и заступника Русской земли, Преподобнаго и Богоноснаго отца нашего Сергія, Игумена Радонежскаго и всея Россіи Чудотворца. Здѣсь было помѣстье его родителей, благородныхъ и знатныхъ /с. 2/ бояръ Ростовскихъ Кирилла и Маріи [10]; тутъ былъ ихъ домъ; тутъ и жили они, предпочитая уединеніе сельской природы суетѣ городской жизни при княжескомъ дворѣ, Впрочемъ Кириллъ состоялъ на службѣ сначала у Ростовскаго князя Константина II Борисовича, а потомъ у Константина III Васильевича [11]; онъ не разъ сопровождалъ ихъ въ орду, какъ одинъ изъ самыхъ близкихъ къ нимъ людей; владѣлъ достаточнымъ по своему положенію состояніемъ; но по простотѣ тогдашнихъ нравовъ, живя въ деревнѣ, онъ не пренебрегалъ и обычными сельскими трудами; мы увидимъ потомъ, что Кириллъ посылалъ, напримѣръ, своего малолѣтняго сына за конями такъ же, какъ и теперь посылаютъ своихъ малютокъ простые поселяне. Кириллъ Кириллъ и Марія имѣли уже сына Стефана, когда Богъ даровалъ имъ другаго сына — будущаго основателя Троицкой Лавры, красу Церкви Православной и несокрушимую опору родной земли. Задолго до рожденія сего святаго младенца, дивный Промыслъ Божій уже далъ о немъ знаменіе, что это будетъ великій избранникъ Божій и святая отрасль благословеннаго корня. Въ одинъ воскресный день [12] его благочестивая мать пришла въ церковь къ Божественной литургіи и смиренно стала, по тогдашнему обычаю, въ притворѣ церковномъ, вмѣстѣ съ прочими женами. Началась литургія; пропѣли уже трисвятую пѣснь, и вотъ, не за долго предъ чтеніемъ святаго Евангелія, вдругъ, среди общей тишины и благоговѣйнаго молчанія, младенецъ вскрикнулъ у нея во чревѣ, такъ что многіе обратили вниманіе на этотъ крикъ. — Когда начали пѣть Херувимскую пѣснь, младенецъ вскрикнулъ въ другой разъ, и притомъ уже столь громко, что голосъ его былъ слышенъ по всей церкви. Понятно, что мать его испугалась, а стоявшія близь нея женщины стали между собою переговариваться, чтó бы могъ означать этотъ необыкновенный крикъ младенца? — Между тѣмъ литургія продолжалась. Священникъ возгласилъ: вонмемъ! святая святымъ! При этомъ возглашеніи /с. 4/ младенецъ вскрикнулъ въ третій разъ, и смущенная мать едва не упала отъ страха: она начала плакать... Тутъ ее окружили женщины и, можетъ быть, желая помочь ей успокоить плачущее дитя, стали спрашивать: «гдѣ же у тебя младенецъ? Отъ чего онъ кричитъ такъ громко?» Но Марія, въ душевномъ волненіи, обливаясь слезами, едва могла вымолвить имъ: «нѣтъ у меня младенца; спросите еще у кого-нибудь». Женщины стали озираться кругомъ, и не видя нигдѣ младенца, снова пристали къ Маріи съ тѣмъ же вопросомъ. Тогда она принуждена была сказать имъ откровенно, что на рукахъ у нея, дѣйствительно, нѣтъ младенца, но она носитъ его во чревѣ... — Какъ же можетъ кричать младенецъ, когда онъ еще въ утробѣ матери? — возражали ей удивленныя женщины. — «Я и сама удивляюсь этому», отвѣчала имъ Марія: «и нахожусь въ немаломъ недоумѣніи и страхѣ»... Тогда женщины оставили ее въ покоѣ, не переставая, впрочемъ, удивляться этому необыкновенному случаю. «Въ наше время», говоритъ святитель московскій Филаретъ, «свидѣтели подобнаго происшествія, вѣроятно, имѣли бы немало заботы объ изысканіи причины, произведшей сіе необыкновенное явленіе. Болѣе проницательные, можетъ быть, осмѣлились бы догадываться, что молитвенный восторгъ благочестивой матери, въ три важные періода священнодѣйствія, сообщилъ необыкновенное возбужденіе жизни плоду, который носила она во чревѣ. Но въ то время любили не столько любопытныя умствованія, сколько благоговѣйное наблюденіе путей Провидѣнія, и народъ выходилъ изъ церкви, повторяя написанное въ Евангеліи объ Іоаннѣ Предтечѣ: что убо отроча сіе будетъ? (Лук. 1, 66). Да будетъ надъ нимъ воля Господня!» Благоговѣйный списатель житія Сергіева, преподобный Епифаній, сопровождаетъ свое повѣствованіе о семъ необыкновенномъ происшествіи такимъ размышленіемъ: «достойно удивленія», говоритъ онъ, «что младенецъ, будучи во чревѣ матери, не вскрикнулъ гдѣ-либо внѣ /с. 5/ церкви, въ уединенномъ мѣстѣ, гдѣ никого не было, — но именно при народѣ, какъ бы для того, чтобы многіе его услышали и сдѣлались достовѣрными свидѣтелями сего обстоятельства. Замѣчательно еще и то, что прокричалъ онъ не какъ-нибудь тихо, но на всю церковь, какъ бы давая понять, что по всей землѣ распространится слава о немъ, — и не тогда возгласилъ онъ, когда мать его была гдѣ-нибудь на пиршествѣ, или почивала, но когда была она въ церкви, и именно во время молитвы, какъ бы указывая на то, что онъ будетъ крѣпкимъ молитвенникомъ предъ Богомъ; — не прокричалъ онъ въ какомъ-либо иномъ мѣстѣ, но именно въ церкви, въ мѣстѣ чистомъ, въ мѣстѣ святомъ, гдѣ пребываютъ святыни Господни и совершаются священнодѣйствія, знаменуя тѣмъ, что и самъ онъ будетъ совершенною святынею Господа въ страхѣ Божіемъ. Достойно замѣчанія также и то обстоятельство, что не возгласилъ онъ однажды или дважды, но именно трижды, являя тѣмъ, что онъ будетъ истиннымъ ученикомъ Святыя Троицы, такъ какъ троичное число предпочитается всякому другому числу, потому что вездѣ и всегда сіе число является источникомъ и началомъ всего добраго и спасительнаго». — Послѣ сего, приведя изъ ветхозавѣтной и новозавѣтной исторіи примѣры и указанія, свидѣтельствующія о важномъ знаменованіи троичнаго числа, и воспомянувъ страшную тайну Тріѵпостаснаго Божества, блаженный Епифаній продолжаетъ: «подобало и сему младенцу трижды провозгласить еще во чревѣ матери, прежле рожденія на свѣтъ, въ предзнаменованіе того, что онъ будетъ нѣкогда служителемъ Святыя Троицы и многихъ приведетъ къ познанію Бога, научая словесныхъ овецъ своихъ вѣровать во Святую Троицу, единосущную во единомъ Божествѣ. И дѣйствительно, — разсуждаетъ далѣе Епифаній: не служило ли все это явнымъ указаніемъ на все дивное и досточудное въ послѣдующей его жизни? Не сбылось ли все это самымъ дѣломъ въ его чудесныхъ дѣяніяхъ? И кто видѣлъ и слышалъ о первыхъ пред/с. 6/знаменованіяхъ, тотъ долженъ былъ потомъ вѣрить и тому, что послѣдовало за ними, ибо не просто, не безъ особенной цѣли были даны эти предзнаменованія: они были предвѣстниками и началомъ всего, что совершилось въ послѣдствіи. Вспомнимъ древнихъ святыхъ, просіявшихъ въ ветхомъ и новомъ завѣтѣ: какъ зачатіе, такъ и рожденіе многихъ изъ нихъ предваряемо было особеннымъ откровеніемъ отъ Бога; такъ пророка Іеремію Богъ отъ чрева матери предъизбралъ и освятилъ; то же свидѣтельствуетъ о себѣ другой Пророкъ — Исаія, а святый и великій Пророкъ и Предтеча Хрістовъ Іоаннъ, еще будучи во утробѣ матери, позналъ Господа, носимаго въ ложеснахъ Пречистой Приснодѣвы Маріи: и взыграся младенецъ радощами во чревѣ (Лук. 1, 44) матери своей Елисаветы, и ея же устами пророчески возопилъ: откуду мнѣ сіе, да пріиде Мати Господа моего ко мнѣ? (ст. 43). О святомъ Пророкѣ Иліи есть сказаніе, что родители его видѣли, какъ свѣтлые и благообразные мужи повивали сего младенца огненными пеленами и питали его Пламенемъ огненнымъ»... Далѣе Епифаній приводитъ подобные же разсказы о святыхъ: Николаѣ Чудотворцѣ, Ефремѣ Сиринѣ, Алипіѣ и Сѵмеонѣ столпникахъ, Ѳеодорѣ Сукеотѣ, Евѳиміи Великомъ, Ѳеодорѣ Едесскомъ и Петрѣ, Митрополитѣ Московскомъ, — разсказы, которые мы опускаемъ, дабы, по выраженію самого блаженнаго Епифанія, «долготою слова послушателемъ слухи лѣнивы не сотворити», и приводимъ здѣсь только заключительныя его мысли: «досточудно, — говоритъ онъ, — было это возглашеніе младенца во чревѣ матери; досточудно было его воспитаніе отъ младенческихъ пеленъ; досточудна была и вся жизнь этого поистинѣ досточуднаго мужа! Господь еще до рожденія отмѣтилъ его Своею благодатію и необычнымъ случаемъ предъуказалъ Свое особенное Божественное о немъ промышленіе». Всегда преданные волѣ Божіей и внимательные къ путямъ Провидѣнія, Кириллъ и Марія поняли указанія Промысла Божія, и сообразно съ этими указаніями /с. 7/ должны были вести дѣло воспитанія дитяти. Послѣ описаннаго происшествія особенно мать сдѣлалась необыкновенно внимательна къ своему состоянію. Всегда имѣя въ мысляхъ, что она носитъ во чревѣ младенца, который будетъ избраннымъ сосудомъ Святаго Духа, Марія, во все остальное время беременности, готовилась встрѣтить въ немъ будущаго подвижника благочестія и воздержанія; а потому и сама, подобно матери древняго судіи Израильскаго Сампсона (Суд. 13, 4), тщательно соблюдала душу и тѣло въ чистотѣ и строгомъ воздержаніи во всемъ. «Заботливо храня носимый ею во чревѣ Божій даръ, она желала», какъ говоритъ святитель Платонъ, «чрезъ свое воздержаніе дать тѣлесному составу дитяти чистое и здравое питаніе, хорошо понимая добрымъ сердцемъ своимъ ту истину, что добродѣтель, сіяющая въ здравомъ и прекрасномъ тѣлѣ, становится чрезъ то еще прекраснѣе». Всегда благоговѣйная и усердная молитвенница, праведная мать теперь чувствовала особенную потребность сердца въ молитвѣ; поэтому она часто удалялась отъ людскаго взора и въ тишинѣ уединенія со слезами изливала предъ Богомъ свою горячую материнскую молитву о будущей судьбѣ своего младенца. «Господи!» говорила она тогда: «спаси и сохрани меня, убогую рабу Твою; спаси и соблюди и сего младенца, носимаго во утробѣ моей, Ты бо еси — храняй младенцы Господь (Псал. 114, 5); да будетъ воля Твоя, Господи, на насъ, и буди имя Твое благословенно во вѣки!» Такъ, въ строгомъ постѣ и частой сердечной молитвѣ пребывала богобоязненная мать святаго дитяти; такъ и самое дитя, благословенный плодъ ея чрева, еще до появленія своего на свѣтъ, нѣкоторымъ образомъ уже предъочищался и освящался постомъ и молитвою. «О, родители», замѣчаетъ при повѣствованіи о семъ святитель Филаретъ: «еслибы вы знали, сколько добра, или, напротивъ, сколько зла можете вы сообщить вашимъ дѣтямъ, еще до ихъ рожденія! Вы удивились бы точно/с. 8/сти суда Божія, который благословляетъ дѣтей въ родителяхъ и родителей въ дѣтяхъ и отдаетъ грѣхи отцевъ на чада (Числ. 14, 18); и, помышляя о семъ, съ благоговѣніемъ проходили бы служеніе, ввѣренное вамъ отъ Того, изъ Негоже всяко отечество на небесѣхъ и на земли именуется (Ефес. 3, 15)». Кириллъ и Марія видѣли на себѣ великую милость Божію; ихъ благочестіе требовало, чтобы одушевлявшія ихъ чувства благодарности къ благодѣющему Богу были выражены въ какомъ-либо внѣшнемъ подвигѣ благочестія, въ какомъ-либо благоговѣйномъ обѣтѣ; а чтó могло быть пріятнѣе Господу въ такихъ обстоятельствахъ, въ какихъ они находились, какъ не крѣпкое сердечное желаніе и твердая рѣшимость оказаться вполнѣ достойными милости Божіей? И вотъ, праведная Марія, подобно святой Аннѣ, матери Пророка Самуила, вмѣстѣ съ своимъ мужемъ дала такое обѣщаніе: если Богъ дастъ имъ сына, то посвятить его на служеніе Богу. Это значило, что они, съ своей стороны, обѣщали сдѣлать все, что могли, чтобы на ихъ будущемъ дитяти исполнилась воля Божія, совершилось тайное о немъ предопредѣленіе Божіе, на которое они уже имѣли нѣкоторое указаніе. Немного, конечно, такихъ родителей, да едвали и найдутся въ наше грѣшное время такіе счастливцы, которые могли бы такъ рѣшительно, и притомъ — непогрѣшительно опредѣлить судьбу своихъ дѣтей еще до ихъ рожденія: опасно и не разумно давать обѣты, исполненіе коихъ не зависитъ отъ воли обѣщающихъ; праведные родители Сергіевы могли сдѣлать это потому, что имѣли уже таинственное указаніе на будущую судьбу ихъ дитяти; но кто изъ хрістіанскихъ родителей не желалъ бы видѣть въ дѣтяхъ своихъ будущихъ гражданъ царства небеснаго? А если всѣ желаютъ, то пусть же всѣ и полагаютъ въ сердцѣ своемъ твердый и неизмѣнимый обѣтъ — дѣлать, съ своей стороны, все, что отъ нихъ зависитъ, чтобы ихъ дѣти были истинными чадами Божіими по благодати, чтобы они были покорными сынами нашей общей /с. 9/ матери — святой Церкви Православной, чтобы ни дѣти, ни родители не испытали потомъ горькой участи сыновъ царствія, которые будутъ изгнаны, по слову Господню, во тьму кромѣшнюю. — Для чего человѣкъ созданъ отъ Бога? спросили одного простаго старца. — Чтобы быть наслѣдникомъ царствія Божія, отвѣчалъ онъ... 3 мая 1319 года въ домѣ боярина Кирилла была общая радость и веселіе: Маріи Богъ далъ сына [13]. Праведные родители пригласили своихъ родныхъ и добрыхъ знакомыхъ раздѣлить съ ними радость по случаю рожденія Между тѣмъ Однажды Марія отдала младенца на руки другой женщинѣ, чтобы та покормила его своею грудью; но дитя не захотѣло взять сосцевъ чужой матери; то же самое было съ другими кормилицами... «Добрая отрасль добраго корня», говоритъ блаженный Епифаній, «питалась только чистымъ млекомъ родившей его. Такъ сей младенецъ отъ чрева матери познавалъ Бога, въ самыхъ пеленахъ поучался истинѣ, въ самой колыбели привыкъ къ посту и, вмѣстѣ съ молокомъ матери, навыкалъ воздержанію... Будучи по естеству еще младенцемъ, онъ выше естества уже предначиналъ пощеніе; съ младенчества онъ былъ питомецъ чистоты, питаемый не столько млекомъ, сколько благочестіемъ, и предъизбранный Богомъ еще до рожденія»... «Многія матери», замѣчаетъ по сему случаю святитель Платонъ, «не почитаютъ важнымъ дѣломъ кормить дитя своею грудью, но на самомъ дѣлѣ это очень важно. Для чего же Творецъ естества наполняетъ молокомъ сосцы матерніе, если не для того, чтобы приготовить въ нихъ для младенца питательную пищу? А съ этою пищею, то-есть съ молокомъ, вливаются въ младенца его будущія склонности и нравы». — «Чужое молоко», разсуждаетъ въ одномъ мѣстѣ святитель Димитрій Ростовскій, «не такъ полезно для младенца, какъ молоко его родной матери. Если кормилица больна, то будетъ больное и дитя; если она гнѣвлива, невоздержна, сварлива, таково же будетъ и дитя, которое она кормитъ. Дитя, воспитанное чужимъ, не матернимъ млекомъ, не будетъ имѣть къ матери такой любви и привязанности, какую имѣютъ дѣти, вскормленныя ея собственнымъ млекомъ. Да пристыдятъ такихъ матерей безсловесныя животныя: ни одно изъ нихъ не довѣряетъ другому питать собственныхъ дѣтей»... [16] «Лучше бы подумать доброй матери», говоритъ святитель Чиларетъ Московскій, «отнимать ли мать вдругъ у двухъ /с. 12/ младенцевъ: у младенца кормилицы и у своего собственнаго, и заставлять ли своего младенца пить изъ груди кормилицы можетъ быть тоску по оставленномъ ею собственномъ дѣтищѣ, вмѣсто того, чтобы онъ пилъ любовь изъ груди своей матери»... [17] «Бываютъ матери», говоритъ святый Златоустъ, «которыя своихъ дѣтей отдаютъ кормилицамъ. Хрістосъ не попустилъ сего. Онъ питаетъ насъ собственнымъ тѣломъ и напояетъ собственною кровію»... [18] Окончилось время кормленія грудью Варѳоломея; дитя покинуло колыбель; возрастая тѣломъ, оно укрѣплялось и духомъ, исполняясь разума и страха Божія; благодать Божія почивала на святомъ младенцѣ и добрые люди утѣшались имъ. ![]() Примѣчаніе:
Источникъ: Житіе и подвиги Преподобнаго и Богоноснаго отца нашего Сергія, Игумена Радонежскаго и всея Россіи чудотворца. Составлено С. Іеромонахомъ, нынѣ Архимандритомъ Нікономъ. — Изданіе пятое, исправленное и дополненное. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1904. — С. 1-12.
|