Церковный календарь
Новости


2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 17 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность

Архіеп. Никонъ (Рождественскій) († 1918 г.)

Вл. Никонъ (въ мірѣ Николай Ивановичъ Рождественскій) (1851-1918), архіеп. Вологодскій и Тотемскій, одинъ изъ ярчайшій церковныхъ и общественныхъ дѣятелей Россіи нач. XX вѣка, духовный писатель, богословъ, издатель, членъ Святѣйшаго Сѵнода, монархистъ, ревностный проповѣдникъ народнаго единства и противникъ революціи. Родился 4 (17) апрѣля 1851 г. въ с. Чашниково Верейскаго уѣзда Московской губерніи въ многодѣтной семьѣ сельскаго дьячка. Окончилъ Московскую Духовную Академію (1874). Поступилъ вначалѣ послушникомъ въ Новоіерусалимскій монастырь (1874), а затѣмъ — въ Свято-Троицкую Сергіеву Лавру. Съ января 1879 г. — въ теченіе послѣдующихъ 25 лѣтъ — редакторъ знаменитыхъ «Троицкихъ листковъ». (Въ 1900 г. за ихъ изданіе былъ удостоенъ Макарьевской преміи). Постриженъ въ монашество (1880). Іеромонахъ (1882). В 1885 г. издалъ книгу «Житіе и подвиги преп. Сергія, иг. Радонежскаго». Архимандритъ (1892). Епископъ Муромскій (1904). Епископъ Серпуховской (1904). Дѣятельный участникъ монархическихъ организацій. Выступалъ противъ бунта 1905 г.; обвинялъ «жидовъ» и «жидовскія газеты» въ сознательныхъ издѣвательствахъ надъ религіозными святынями и народной нравственностью. Епископъ Вологодскій и Тотемскій (1906). Почетный предсѣдатель вологодскаго отдѣла Союза Русскаго Народа. Членъ Государственнаго Совѣта (1907) и членъ Святѣйшаго Сѵнода (1908). Членъ Совѣта Русскаго Собранія (1911-1912). Архіепископъ (1913) и предсѣдатель Издательскаго Совѣта при Святѣйшемъ Сѵнодѣ. Въ 1916 г. отошелъ отъ активной дѣятельности и сосредоточился на служеніи въ Лаврѣ. Въ концѣ жизни издалъ книгу Сергѣя Нилуса «Близъ есть, при дверехъ» (съ «Протоколами Сіонскихъ Мудрецовъ»). Февральскій переворотъ 1917 г. расцѣнилъ какъ «торжество сатаны». Въ посланіи къ Всероссійскому церковному Собору (въ августѣ 1917 г.) писалъ, что если не спасетъ Россію «особенное чудо Божія милосердія, то она въ качествѣ великой державы должна сойти въ могилу всеобщей исторіи, опозоренная клеймомъ измѣны Божію призванію». Скончался 30 декабря 1918 г. (12 января 1919 г.) и былъ погребенъ въ Троице-Сергіевой лаврѣ. По преданію, владыка подвергся нападенію «революціонной черни», былъ жестоко изуродованъ и убитъ. Это случилось за воротами Лавры.

Сочиненія архіеп. Никона (Рождественскаго)

Архіеп. Никонъ (Рождественскій) († 1918 г.)
ЖИТІЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНАГО И БОГОНОСНАГО ОТЦА НАШЕГО СЕРГІЯ,
ИГУМЕНА РАДОНЕЖСКАГО И ВСЕЯ РОССІИ ЧУДОТВОРЦА.
Изданіе 5-е. Сергіевъ Посадъ, 1904.

ГЛАВА VIII. ВЛАСТЬ ЗА ПОСЛУШАНІЕ.
Нужда въ игуменѣ. — Черная смерть. — Желанія братіи. — Скорбь смиренія Сергіева. — Просьбы братіи. — Угроза любви. — Братолюбіе побѣждаетъ. — Святитель Аѳанасій. — «Ты не имѣешь послушанія!» — Сергій іеродіаконъ, іеромонахъ и игуменъ. — Святительское поученіе (1354).

Радуйся, образе истиннаго смиренія... (Акаѳ. 1-й, Ик. 6-й).

Радуйся, иноковъ наставниче предивный! (Ик. 7-й).

Радуйся, Духу Святому подклонивыйся со всякимъ смиреніемъ... (Ик. 8-й).

ОКОЛО двѣнадцати лѣтъ протекло со времени прихода къ Преподобному Сергію его первыхъ сподвижниковъ, а игумена въ новой обители все еще не было. Правда, въ средѣ отшельниковъ царило полное единодушіе и братская любовь; каждый готовъ былъ, еслибы оказалось нужнымъ, пожертвовать самою жизнію, не говоря уже объ удобствахъ, для сохраненія мира и спокойствія остальныхъ братій, и такое безначаліе, конечно, было крѣпче всякаго порядка, существующаго въ міру; тѣмъ болѣе, что одно слово любимаго наставника могло прекратить всякое несогласіе и побудить къ подчиненію уставамъ монашескимъ; но таковъ ужь Самимъ Богомъ изначала установленный законъ для обществъ /с. 75/ человѣческихъ, чтобъ во главѣ ихъ непремѣнно стояла власть, въ послушаніи коей выражалось бы послушаніе людей Самому Богу — Творцу и Владыкѣ всяческихъ. Правда, что Сергій на дѣлѣ былъ истиннымъ руководителемъ въ духовной жизни своихъ учениковъ; но все же онъ не былъ еще и, безъ сана священнаго, не могъ быть ихъ духовнымъ отцемъ въ таинствѣ покаянія; а эта должность въ древнихъ обителяхъ нерѣдко соединялась съ должностью игумена или настоятеля обители. Притомъ неудобно было каждый разъ для Богослуженія призывать сосѣдняго священника, — нельзя было не имѣть въ обители лица, облеченнаго священною властію вязать и рѣшить согрѣшающихъ.

Особенно должна была сказаться нужда въ священнослужителѣ въ то время, когда надъ Русскою землей разразилось тяжкое бѣдствіе — моровая язва, извѣстная въ исторіи подъ именемъ черной смерти; она появилась въ предѣлахъ Россіи около 1348 года и опустошала ее въ продолженіи нѣсколькихъ лѣтъ, переходя изъ края въ край, изъ города въ городъ. Справедливо говоритъ одинъ историкъ: «Ангелъ смерти никогда не губилъ вдругъ столько людей съ самаго Ноева потопа, сколько погибло ихъ съ 1348 по 1350 и въ слѣдующіе годы». Страхъ и ужасъ объялъ всѣхъ и каждаго; уныніе распространилось повсюду. Ничѣмъ нельзя было остановить грознаго шествія «черной смерти», не было отъ нея никакого спасенія. Въ одномъ Китаѣ легло въ могилу до 13 милліоновъ народа; вымирали цѣлые города, становились безлюдными цѣлыя области. Въ Кіевѣ, Черниговѣ, Смоленскѣ и Суздалѣ едва уцѣлѣла одна третья часть населенія; въ Глуховѣ и Бѣлозерскѣ не осталось ни одного человѣка. Не успѣвали хоронить умершихъ: отпѣвали по тридцати — по сорока человѣкъ заразъ, клали по три, по пяти человѣкъ въ одинъ гробъ... Въ короткое время умерли: Митрополитъ Ѳеогностъ, два сына Великаго Князя и самъ Великій Князь Симеонъ Ивановичъ... [73]

Въ эту тяжкую годину многіе православные Русскіе /с. 76/ люди шли въ монастыри; подъ благодатнымъ кровомъ святыхъ обителей не такъ страшно было и умереть, какъ въ средѣ мірской суеты; здѣсь каждый могъ съ мирною душею совершенно предать себя въ волю Божію и приготовиться къ смерти по хрістіански. Можно ли сомнѣваться, что и къ Преподобному Сергію, въ его пустынную обитель, въ это время особенно много приходило людей, искавшихъ у сего благодатнаго инока-подвижника утѣшенія въ горестяхъ жизни, въ тяжкой потерѣ близкихъ сердцу, мирнаго приготовленія къ переходу въ будущую жизнь? И могъ ли онъ, любвеобильный отецъ, отвергать сихъ несчастныхъ пришельцевъ? Но принимая ихъ, онъ долженъ былъ заботиться и объ удовлетвореніи ихъ духовныхъ нуждъ, о напутствіи приготовляющихся къ смерти — таинствами Церкви. Такъ самыя обстоятельства, а лучше сказать — Промыслъ Божій располагалъ эти обстоятельства къ тому, чтобы въ обители Сергіевой былъ свой совершитель таинъ Божіихъ, а съ умноженіемъ братіи и свой игуменъ...

Преподобный Сергій, по своему смиренію, и слышать не хотѣлъ, чтобы ему принять эту должность; онъ всегда говорилъ, что «желаніе игуменства есть начало и корень властолюбія»; тѣмъ не менѣе и самъ онъ сознавалъ нужду въ духовномъ пастырѣ для своей обители. Одного боялся онъ, чтобы братія не стала настаивать на своемъ желаніи имѣть его своимъ игуменомъ; и потому усердно молилъ Господа, чтобы Самъ Онъ далъ имъ наставника, который могъ бы управить душевный корабль ихъ отъ волнъ потопленія къ пристанищу спасенія. И Господь, всегда готовый исполнить волю боящихся Его, услышалъ молитву Своего угодника, и поелику никто, лучше самого просившаго, не могъ послужить на семъ мѣстѣ къ славѣ имени Его, благоволилъ его самого и дать игуменомъ братіи. Вотъ какъ это было.

Въ сердцахъ братіи уже давно сложилось желаніе поставить на игуменство своего возлюбленнаго авву, а при столь скорбныхъ обстоятельствахъ, о коихъ мы сейчасъ /с. 77/ упомянули, еще болѣе усилилось это единодушное желаніе. «И въ самомъ дѣлѣ», — замѣчаетъ святитель Платонъ: «на комъ прежде всего могли они остановиться мыслію? Каждый, сравнивая свои подвиги съ его подвигами и добродѣтелями, съ его опытностію и заслугами предъ Богомъ, и въ мысляхъ стыдился присвоивать себѣ такое преимущество, чтобы затмить собою свѣтъ столь ясно горящаго свѣтильника». Сообщая свои чувства одинъ другому, они рѣшились наконецъ обратиться съ своимъ желаніемъ къ Преподобному. Укрѣпивъ себя надеждою на Бога, братія пришли къ нему всѣ вмѣстѣ и сказали: «отче! мы не можемъ долѣе жить безъ игумена; исполни наше сердечное желаніе; будь намъ игуменомъ, будь наставникомъ душъ нашихъ; мы будемъ каждый день приходить къ тебѣ съ покаяніемъ и открывать предъ тобою нашу совѣсть; а ты будешь подавать намъ прощеніе, благословеніе и молитву. Мы желали бы видѣть тебя совершающимъ ежедневно Божественную литургію, и отъ твоихъ честныхъ рукъ причащаться Святыхъ Хрістовыхъ Таинъ. Ей, честный отче, таково наше общее сердечное желаніе; не откажи намъ въ этой милости!»

Такое единодушное заявленіе всей братіи, конечно, не было неожиданнымъ для угодника Божія; тѣмъ не менѣе его глубокому смиренію не легко было выслушать его. «Не труда и подвига убѣгалъ онъ», говоритъ святитель Платонъ, «а считалъ себя недостойнымъ такого сана, и разсуждалъ, что, будучи подначальнымъ, онъ удобнѣе устроитъ дѣло своего спасенія, нежели тогда, когда приметъ на себя нелегкое бремя попеченія о спасеніи другихъ». Съ другой стороны, онъ хорошо понималъ, что /с. 78/ его рѣшительный отказъ глубоко опечалитъ всю братію, столь горячо имъ любимую, и будетъ имѣть скорбныя послѣдствія для самой обители. Поставленный въ такое затруднительное положеніе, подвижникъ вздохнулъ изъ глубины сердечной и смиренно отвѣчалъ просителямъ: «братіе мои! у меня и помысла никогда не было объ игуменствѣ; одного желаетъ душа моя — умереть здѣсь простымъ чернецомъ. Не принуждайте же меня и вы, братія! Оставьте меня Богу: пусть Онъ, чтó хочетъ, тó и творитъ со мною».

Но братія настаивала на своемъ. — «Зачѣмъ ты, отче, отказываешься исполнить наше общее желаніе? Вѣдь ты основатель обители сей; будь же ей и настоятель. Твоя добродѣтель собрала насъ сюда: она же пусть и управляетъ нами. Ты насадилъ виноградъ сей: ты и питай насъ своимъ ученіемъ и плодами примѣра твоего. Вотъ наше послѣднее слово: или самъ будь намъ игуменомъ, или, если не хочешь, иди, испроси намъ игумена у святителя; если же не такъ, то мы всѣ разойдемся отсюда».

Мысль объ иномъ игуменѣ лично для смиреннаго Сергія, конечно, была пріятна: онъ готовъ былъ сдѣлаться послѣднимъ послушникомъ у кого бы то ни было, лишь бы самому не быть начальникомъ. Но любовь къ ближнему требовала на этотъ разъ забыть о себѣ и подумать о пользѣ братіи; а духовный опытъ указывалъ опасность, что новый, чуждый по духу обители игуменъ задумаетъ вводить новые порядки, что эти порядки могутъ смутить братію, которая привыкла смотрѣть на порядки, установленные самимъ основателемъ пустынножительства, какъ на неизмѣнный законъ; а отсюда можетъ возникнуть не мало искушеній и нестроеній въ юной обители. Посему, не рѣшая вопроса окончательно, но желая по возможности отдалить это рѣшеніе, Преподобный кротко сказалъ братіи: «идите пока съ Богомъ каждый въ свою келлію; лучше помолимся всѣ поусерднѣе Господу Богу, чтобы Онъ Самъ открылъ намъ волю Свою; и тогда увидимъ, чтó намъ дѣлать».

/с. 79/ Братія послушалась любимаго аввы и разошлась; но не надолго. Прошло нѣсколько дней и старцы опять пришли къ Преподобному и стали умолять его — принять санъ игумена. «Вѣдь ради тебя мы и сошлись-то сюда, въ это мѣсто пустынное», говорили они, «мы слышали о твоихъ подвигахъ, знаемъ труды твои; вѣдь ты своими руками построилъ и эту церковь во имя Живоначальныя Троицы. И мы вѣруемъ, что въ тебѣ обитаетъ благодать Ея, и потому вотъ пришли сюда, возложивъ упованіе на Господа, и желаемъ совершенно предать себя твоему руководству. И такъ, будь нашимъ игуменомъ и духовнымъ отцемъ и, предстоя престолу Божію, возноси за насъ свои теплыя молитвы. Вѣдай, отче», присовокупляли къ сему старѣйшіе изъ нихъ, «мы шли сюда въ надеждѣ, что ты упокоишь нашу старость и похоронишь наши кости».

Тронутый до глубины души такою любовію братіи, смиренный подвижникъ открылъ предъ ними все свое сердце; онъ сталъ говорить имъ о своемъ недостоинствѣ, всячески упрашивалъ и умолялъ не принуждать его къ принятію священнаго сана и игуменства. «Простите меня, отцы мои и господіе», такъ говорилъ онъ: «кто я грѣшный, чтобы быть мнѣ іереемъ Божіимъ? Какъ дерзну я на такое служеніе, предъ которымъ со страхомъ и трепетомъ преклоняются и самые Ангелы? Нѣтъ, это выше мѣры моей, отцы мои; я еще не начиналъ жить по монашески: какъ же я осмѣлюсь коснуться святыни Божіей? Вотъ мое дѣло: плакать о грѣхахъ моихъ, чтобы вашими же святыми молитвами достигнуть онаго края желаній, къ которому стремится отъ юности моя грѣшная душа».

Сказалъ сіе Преподобный, и, чтобы не продолжать болѣе сего тяжкаго для его смиренія спора, ушелъ въ свою келлію...

Тогда сподвижники его поняли, что имъ не склонить его къ своему желанію кроткимъ словомъ сыновней любви, — оставалось употребить средства болѣе рѣшитель/с. 80/ныя. Уже не со слезами только, но и съ горькимъ словомъ упрека и даже угрозы приступили они теперь къ своему аввѣ. «Мы не желаемъ спорить съ тобою, отче честный», сказали они: «мы вѣруемъ, что Самъ Богъ привелъ насъ сюда; мы сердечно желали подражать твоему житію и подвигамъ, и чрезъ то надѣялись достигнуть вѣчнаго блаженства. Но если ужь ты не хочешь, пещись о душахъ нашихъ и быть нашимъ пастыремъ, то мы всѣ принуждены будемъ оставить это мѣсто, — мы уйдемъ отъ храма Пресвятыя Троицы, и будемъ невольными нарушителями нашего обѣта, — будемъ блуждать какъ овцы безъ пастыря, и расхититъ насъ мысленный волкъ; а ты дашь за насъ отвѣтъ нелицепріятному Судіи — Богу!»

Еще разъ попытался было угодникъ Божій отклонить отъ себя высокую честь; еще разъ сказалъ братіи: «отцы мои! вы излишне понуждаете меня, я излишне отрицаюся: къ чему это?»... — но все было напрасно: братія стояла на своемъ, и братолюбіе побѣдило.

— «Желаю», — сказалъ Преподобный, — «лучше учиться, нежели учить; лучше повиноваться, нежели начальствовать; но боюсь суда Божія; не знаю, чтó угодно Богу; святая воля Господня да будетъ!»

Это значило, что онъ болѣе спорить не будетъ, и предаетъ все дѣло въ волю Божію.

«Какая прекрасная распря!» замѣчаетъ святитель Филаретъ Московскій, — «распря едва ли не превосходнѣйшая, нежели самое согласіе. Здѣсь смиреніе старшаго сражается съ любовію и покорностію младшихъ — единственная брань, въ которой ни одна сторона не теряетъ, а обѣ пріобрѣтаютъ въ каждомъ сраженіи! Какъ благополучны былибы общества, еслибы члены ихъ такъ же препирались между собою за сохраненіе подчиненности, а не за домогательство власти!»

«Въ мірскихъ обществахъ», говоритъ другой святитель, Филаретъ Черниговскій, — «люди сражаются другъ съ другомъ за власть, и чрезъ то производятъ разстрой/с. 81/ство въ дѣлахъ, разстройство въ сердцахъ, и губятъ себя и другихъ жаждою власти. А тутъ — все совершенно обратно: какъ благотворенъ законъ Твой, Господи!»



Побѣжденъ былъ смиренный Сергій любовію къ братіи, однакоже не хотѣлъ выступить изъ обычнаго порядка; а можетъ быть не терялъ еще надежды, что высшая церковная власть не соизволитъ на поставленіе его во игумена. «Отцы и братія», сказалъ онъ сотрудникамъ своимъ въ подвигѣ пустынномъ: «не хочу болѣе прекословить вамъ; но не намъ рѣшать это дѣло: пусть рѣшитъ его святитель; и такъ, пойдемте же къ нему».

Московскаго первосвятителя, Митрополита Алексія, въ то время не было въ Россіи: въ 1354 году онъ путешествовалъ въ Царьградъ по дѣламъ церковнымъ [74], а управленіе дѣлами митрополіи, на время своего отсутствія, поручилъ Волынскому Епископу Аѳанасію, который жилъ въ Переяславлѣ Залѣсскомъ, въ Нагорномъ Борисоглѣбскомъ монастырѣ [75]. Туда и отправился Преподобный Сергій, взявъ съ собою двухъ старѣйшихъ иноковъ.

Раннимъ утромъ, предъ самою литургіею явился Преподобный къ святителю. Онъ палъ къ ногамъ его и просилъ благословенія. Епископъ спросилъ его: кто онъ и откуда?

— «Грѣшный инокъ Сергій — мое имя», смиренно отвѣчалъ пришедшій.

Имя Сергія давно было извѣстно Аѳанасію: онъ раньше много слышалъ о его пустынныхъ подвигахъ, объ основанной имъ обители и о постройкѣ церкви, и теперь очень радъ былъ видѣть у себя такого гостя. Онъ съ любовію принялъ его, отечески поцѣловалъ, и долго бесѣдовалъ съ нимъ о спасеніи души.

Въ заключеніе сей бесѣды гость смиренно поклонился хозяину и сталъ просить у него игумена для новой обители.

«Сынъ и братъ мой!» отвѣчалъ ему, какъ бы по вдох/с. 82/новенію свыше, святитель Божій: «Господь Богъ устами Пророка Давида сказалъ: вознесохъ избраннаго отъ людей Моихъ, ибо рука Моя заступитъ его (Пс. 88, 20. 22); и Апостолъ говоритъ: никтоже самъ о себѣ пріемлетъ честь, но званный отъ Бога, якоже Ааронъ (Евр. 5, 4). А тебя воззвалъ Господь Богъ отъ чрева матери твоей, какъ отъ многихъ слышалъ я о томъ; посему ты и будь отнынѣ отцемъ и игуменомъ для братіи, тобою же собранной въ новой обители Живоначальныя Троицы».

Подвижникъ сталъ было отклонять отъ себя это назначеніе, ссылаясь на свое недостоинство; но блаженный пастырь внушительно остановилъ его, сказавъ: «возлюбленный! ты все стяжалъ, а послушанія не имѣешь», — и симъ словомъ обезоружилъ смиреннаго Сергія, который съ покорностію на это отвѣчалъ: «какъ Господу Богу угодно, такъ и пусть будетъ; благословенъ Господь во вѣки!» И всѣ присутствовавшіе при этомъ единодушно сказали: «аминь!»

Тогда святитель со всѣми священно-служителями пошелъ въ церковь, взявъ съ собою и Преподобнаго; тамъ онъ облачился во всѣ священныя одежды, велѣлъ Сергѣю гласно произнести Сѵмволъ вѣры, и, осѣнивъ крестообразно его преклоненную главу, поставилъ его во ѵподіакона. Началась Божественная литургія и Сергій произведенъ былъ во іеродіакона; а на другой день облеченъ и благодатію священства. Святитель распорядился, /с. 83/ чтобы на слѣдующій день новоблагодатный іеромонахъ Сергій одинъ совершилъ Божественную литургію. Нужно ли говорить, съ какимъ сердечнымъ умиленіемъ впервые приносилъ Преподобный Сергій безкровную жертву собственными руками? Онъ весь исполненъ былъ благоговѣйнаго страха и весь сіялъ неземною радостію...

По окончаніи литургіи святитель Аѳанасій произнесъ надъ нимъ молитвы, совершающія его поставленіе во игумена. За тѣмъ онъ пригласилъ новаго игумена въ свои келліи, и тамъ, въ отеческой съ нимъ бесѣдѣ наединѣ, наставилъ его въ правилахъ апостольскихъ и святоотеческомъ ученіи о спасеніи души и руководствѣ подчиненныхъ ему иноковъ. «Чадо», говорилъ онъ, «вотъ, ради святаго послушанія къ намъ, воспріялъ ты теперь санъ священный; знай же, что сіе служеніе дается только вѣрнымъ человѣкомъ, какъ говоритъ Апостолъ Хрістовъ, иже довольни будутъ и иныхъ научити (2 Тим. 2, 2). Посему надлежитъ тебѣ, возлюбленный, по заповѣди великаго Апостола, немощи немощныхъ носити и не себѣ угождати (Рим. 15, 1). Помни слово его: другъ друга тяготы носите, и тако исполните законъ Хрістовъ (Гал. 6, 2). Если будешь такъ поступать, то и себя спасешь, и живущихъ съ тобою».

Такъ заключилъ свое поученіе святитель и, благословивъ новопосвященнаго, отпустилъ его съ миромъ. И пошелъ онъ, новый игуменъ, облеченный теперь свыше благодатію и властію іерейскою, въ свою родную обитель, чтобы прилагать тамъ труды къ трудамъ, и восходя на небо по лѣствицѣ хрістоподражательнаго смиренія, вести туда же за собою и всѣхъ присныхъ учениковъ своихъ...

Примѣчанія:
[73] Душ. Чт. 1890 г., ноябрь, стр. 323 и д.
[74] Профессоръ Е. Голубинскій полагаетъ, — см. его прим. 21, — что Преподобный Сергій былъ поставленъ въ игумена въ 1340-1341 году, въ то время, когда митрополитъ Ѳеогностъ предпринималъ поѣздки въ Новгородъ и въ Орду. Но блаженный Епифаній положительно говоритъ, что это было не при Ѳеогностѣ, а при Алексіи, и именно во время путешествія Алексія въ Константинополь. Ужели Епифаній даже этого не зналъ: когда преподобный сталъ игуменомъ? Ужели онъ могъ такъ перепутать имена — съ одной стороны Ѳеогноста и Алексія, съ другой — Константинополь и Новгородъ съ Ордой?.. Дѣлать такія предположенія относительно близкаго ученика Сергіева намъ представляется по меньшей мѣрѣ оскорбительно... Вѣдь нѣтъ сомнѣнія въ томъ, что Епифаній слышалъ разсказъ объ этомъ важномъ событіи отъ самого угодника Божія. И ради чего такія предположенія, когда такъ легко улаживается хронологія житія Преподобнаго болѣе простымъ предположеніемъ, что пустынники, живя единственно для Бога и спасенія души, обходились безъ оффиціальнаго, такъ сказать, открытія монастыря, пока «черная смерть» не заставила ихъ такъ настойчиво искать — игумена-священнослужителя...?
[75] Монастырь Борисоглѣбскій находился тамъ, гдѣ теперь городское кладбище. Онъ упоминается въ лѣтописяхъ /с. 247/ подъ 1155 годомъ. — Фил. Черн. май, прим. 377. — Это былъ домовый монастырь митрополитовъ и патріарховъ. — Строевъ, Списки іерарх. 712. — Здѣсь же постриженъ и принялъ посвященіе и другъ Преподобнаго Сергія, св. Димитрій Прилуцкій, основатель Никольскаго Переславскаго монастыря, что на Болотѣ. Моск. Вѣд. 1892, № 250.

Источникъ: Житіе и подвиги Преподобнаго и Богоноснаго отца нашего Сергія, Игумена Радонежскаго и всея Россіи чудотворца. Составлено С. Іеромонахомъ, нынѣ Архимандритомъ Нікономъ. — Изданіе пятое, исправленное и дополненное. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1904. — С. 74-83, 246-247.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.