Церковный календарь
Новости


2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 20-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 19-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 18-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 17-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 16-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 15-я (1904)
2017-12-14 / russportal
Архіеп. Аверкій. Чего мы еще не потеряли и что должны хранить? (1975)
2017-12-14 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 16-17. (1/14-15/28 ноября) 1922 года
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 14-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 13-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 12-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 11-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 10-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 9-я (1904)
2017-12-13 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово въ день св. ап. Андрея Первозваннаго (1908)
2017-12-13 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 14-15. (1/14-15/28 октября) 1922 года
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 14 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность

Архіеп. Никонъ (Рождественскій) († 1918 г.)

Вл. Никонъ (въ мірѣ Николай Ивановичъ Рождественскій) (1851-1918), архіеп. Вологодскій и Тотемскій, одинъ изъ ярчайшій церковныхъ и общественныхъ дѣятелей Россіи нач. XX вѣка, духовный писатель, богословъ, издатель, членъ Святѣйшаго Сѵнода, монархистъ, ревностный проповѣдникъ народнаго единства и противникъ революціи. Родился 4 (17) апрѣля 1851 г. въ с. Чашниково Верейскаго уѣзда Московской губерніи въ многодѣтной семьѣ сельскаго дьячка. Окончилъ Московскую Духовную Академію (1874). Поступилъ вначалѣ послушникомъ въ Новоіерусалимскій монастырь (1874), а затѣмъ — въ Свято-Троицкую Сергіеву Лавру. Съ января 1879 г. — въ теченіе послѣдующихъ 25 лѣтъ — редакторъ знаменитыхъ «Троицкихъ листковъ». (Въ 1900 г. за ихъ изданіе былъ удостоенъ Макарьевской преміи). Постриженъ въ монашество (1880). Іеромонахъ (1882). В 1885 г. издалъ книгу «Житіе и подвиги преп. Сергія, иг. Радонежскаго». Архимандритъ (1892). Епископъ Муромскій (1904). Епископъ Серпуховской (1904). Дѣятельный участникъ монархическихъ организацій. Выступалъ противъ бунта 1905 г.; обвинялъ «жидовъ» и «жидовскія газеты» въ сознательныхъ издѣвательствахъ надъ религіозными святынями и народной нравственностью. Епископъ Вологодскій и Тотемскій (1906). Почетный предсѣдатель вологодскаго отдѣла Союза Русскаго Народа. Членъ Государственнаго Совѣта (1907) и членъ Святѣйшаго Сѵнода (1908). Членъ Совѣта Русскаго Собранія (1911-1912). Архіепископъ (1913) и предсѣдатель Издательскаго Совѣта при Святѣйшемъ Сѵнодѣ. Въ 1916 г. отошелъ отъ активной дѣятельности и сосредоточился на служеніи въ Лаврѣ. Въ концѣ жизни издалъ книгу Сергѣя Нилуса «Близъ есть, при дверехъ» (съ «Протоколами Сіонскихъ Мудрецовъ»). Февральскій переворотъ 1917 г. расцѣнилъ какъ «торжество сатаны». Въ посланіи къ Всероссійскому церковному Собору (въ августѣ 1917 г.) писалъ, что если не спасетъ Россію «особенное чудо Божія милосердія, то она въ качествѣ великой державы должна сойти въ могилу всеобщей исторіи, опозоренная клеймомъ измѣны Божію призванію». Скончался 30 декабря 1918 г. (12 января 1919 г.) и былъ погребенъ въ Троице-Сергіевой лаврѣ. По преданію, владыка подвергся нападенію «революціонной черни», былъ жестоко изуродованъ и убитъ. Это случилось за воротами Лавры.

Сочиненія архіеп. Никона (Рождественскаго)

Архіеп. Никонъ (Рождественскій) († 1918 г.)
ЖИТІЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНАГО И БОГОНОСНАГО ОТЦА НАШЕГО СЕРГІЯ,
ИГУМЕНА РАДОНЕЖСКАГО И ВСЕЯ РОССІИ ЧУДОТВОРЦА.
Изданіе 5-е. Сергіевъ Посадъ, 1904.

XII. ПРОРОЧЕСКОЕ ВИДѢНІЕ И ДАЛЬНІЕ ПОСЛАНЦЫ.
Избранники Божіи. — Птицы небесныя. — Радость о Господѣ. — Гости съ Востока. — «Патріаршіе поминки». — Недумѣніе старца. — Патріаршее посланіе. — Благословеніе святительское. — Начало общежитія. — Новыя должности и послушанія. — Списаніе книжное. — Библіотека. — Число братіи возрастаетъ. — Завѣтъ страннопріимства и обѣтованіе старца. (1372).

Радуйся, преблагій и добрый наставниче иноковъ, Радуйся, образе пустынножителей и устроителю общаго житія (Ак. 1-й, Ик. 12-й).

ДИВЕНЪ Богъ во святыхъ Своихъ! Прославляя Своихъ избранниковъ, Онъ чрезъ нихъ же устрояетъ и наше спасеніе. Въ исторіи Церкви Божіей мы постоянно видимъ примѣры такого попечительнаго промышленія Божія; а въ трудныя для Церкви времена, когда благотребна была особенная помощь Божія къ укрѣпленію вѣры Православной въ сердцахъ людскихъ, или когда нечестіе людское грозило подавить собою благочестіе и вѣру Православную, — въ такія трудныя времена Богъ нарочито посылалъ особыхъ избранниковъ Своихъ, которые, будучи преисполнены благодати Божіей, своею дивною жизнію, своимъ смиреніемъ привлекали къ себѣ сердца людей и дѣлались наставниками и руководителями въ духовной жизни для всѣхъ, кто искалъ очищенія отъ страстей и спасенія души своей. Цѣлые тысячи монашествующихъ воспитывались подъ ихъ духовнымъ руководствомъ, и /с. 123/ потомъ расходились въ разныя стороны, основывали свои обители, — въ свою очередь дѣлались также наставниками другихъ въ иноческой жизни, дѣлились добрымъ совѣтомъ духовнаго опыта и съ мірянами, были избираемы въ санъ святительскій, или же выходили на проповѣдь Евангелія къ невѣрующимъ въ истиннаго Бога. Каково же было ихъ смиреніе, когда имъ и на мысль не приходило, что они совершаютъ великое дѣло Божіе, что изъ ихъ уединенія, изъ ихъ пустынь обильнымъ потокомъ разливается свѣтъ благодатный по лицу ихъ родной земли!.. А между тѣмъ именно чрезъ нихъ-то благодать Божія и отбирала чистую пшеницу отъ плевелъ, выдѣляя и привлекая ко Хрісту Спасителю всѣхъ, способныхъ воспріять въ свое сердце благодатное сѣмя слова Божія и содѣлаться сынами Царствія Божія.

Однимъ изъ такихъ великихъ избранниковъ Божіихъ былъ и Преподобный отецъ нашъ Сергій. Ему суждено было обновить духъ подвижничества на землѣ Русской, зажечь благодатный огонекъ во многихъ отдаленныхъ предѣлахъ Русской земли, и чрезъ то содѣлаться духовнымъ родоначальникомъ безчисленнаго лика монашествующихъ. Справедливо поэтому говорятъ, что онъ былъ для сѣверной, Московской Руси, тѣмъ же, чѣмъ были для южной, Кіевской Руси — Преподобные Антоній и Ѳеодосій.

И Богу угодно было утѣшить еще при жизни смиреннаго подвижника Радонежскаго пророческимъ откровеніемъ о будущемъ многочисленномъ духовномъ его потомствѣ. Это было не задолго до введенія въ его обители устава общежительнаго, который справедливо почитается образомъ совершеннѣйшаго иноческаго житія во всѣхъ православныхъ обителяхъ.

Святому игумену было уже за пятьдесятъ лѣтъ. Около тридцати лѣтъ онъ уже подвизался на «Маковицѣ». Отовсюду стекались къ нему искатели безмолвія, подъ его кровъ, и монашествующіе, покидая свои прежнія обители, считали для себя болѣе полезнымъ жить въ послушаніи У такого аввы. Таковъ былъ Смоленскій архимандритъ /с. 124/ Симонъ, таковъ былъ и братъ Преподобнаго Стефанъ, который оставилъ игуменство въ Богоявленскомъ монастырѣ и жилъ теперь въ обители Сергіевой вмѣстѣ съ своимъ сыномъ Ѳеодоромъ. И Преподобный Сергій, видя надъ своею обителью благословеніе Божіе, еще съ большимъ усердіемъ и дерзновеніемъ молился о преуспѣяніи братіи. И вотъ, однажды, въ глубокій вечеръ, когда онъ совершалъ свое обычное молитвенное правило и весь былъ погруженъ въ сердечную молитву за духовныхъ чадъ своихъ, вдругъ онъ слышитъ голосъ, который звалъ его по имени: «Сергій!» Удивился Преподобный столь необычному зову въ тишинѣ ночной; сотворивъ молитву, онъ открываетъ оконце своей келліи и видитъ дивное видѣніе: въ высотѣ небесъ сіяетъ чудный свѣтъ и разгоняетъ тьму ночную такъ, что стало свѣтлѣе дня; а невѣдомый голосъ снова говоритъ ему: «Сергій! Ты молишься о дѣтяхъ твоихъ духовныхъ: Господь принялъ твою молитву. Посмотри кругомъ — видишь, какое множество иноковъ собрано тобою подъ твое руководство во имя Живоначальныя Троицы!»...

И Сергій видитъ предъ собою множество прекрасныхъ птицъ, никогда дотолѣ имъ невиданныхъ; онѣ летаютъ не только по всему монастырю, но и вокругъ ограды его, — летаютъ и поютъ несказанно-сладостно...

А онъ опять слышитъ таинственный голосъ съ высоты небесъ: «такъ умножится стадо учениковъ твоихъ, и послѣ тебя не оскудѣютъ они; такъ чудно они будутъ украшены разными добродѣтелями, если только захотятъ послѣдовать стопамъ твоимъ!»..

Небесная радость наполнила сердце смиреннаго Сергія; пророческое видѣніе касалось не его одного, но и всего возлюбленнаго его братства, всѣхъ дорогихъ чадъ его по духу, и онъ пожелалъ раздѣлить свою духовную радость съ кѣмъ-нибудь изъ присныхъ учениковъ своихъ. Въ сосѣдней съ нимъ келліи жилъ Смоленскій архимандритъ Симонъ: его и пригласилъ Преподобный бытъ участникомъ чуднаго видѣнія.

/с. 125/ Удивленный нечаяннымъ зовомъ игумена въ ночное время, Симонъ поспѣшилъ на его голосъ; но не сподобился полнаго видѣнія, и только успѣлъ видѣть нѣкую часть чуднаго свѣта. Тогда Преподобный повѣдалъ ему все, что самъ видѣлъ и слышалъ, и оба они, по слову Псалмопѣвца, возрадовались о Господѣ съ трепетомъ...

Читая этотъ разсказъ, невольно оглянешься на теперешнія окрестности Лавры; вотъ — Виѳанія, вотъ — Геѳсиманія, Пещеры, Киновія, а тамъ, въ чащѣ лѣсной — уединенная пустынь Святаго Духа — Утѣшителя; всѣ эти обители, какъ дѣти, на виду у своей матери — славной Лавры Сергіевой; но не забудемъ, что это — дѣти младшіе; сто лѣтъ назадъ ихъ еще не было; а сколько обителей было основано въ теченіи 500 лѣтъ сынами обители Сергіевой! Ниже мы увидимъ, что еще при жизни угодника Божія, его учениками было основано до 25 монастырей, а потомъ число ихъ возрасло до 70-ти.

Но для высшаго духовнаго преуспѣянія самихъ учениковъ Сергіевыхъ, ихъ святому наставнику нужно было сдѣлать нѣчто очень важное въ устройствѣ монастырской жизни. До сего времени каждый братъ самъ заботился о всемъ необходимомъ для жизни, а потому каждый имѣлъ свою собственность, и, можетъ быть нѣкоторые, подобно архимандриту Симону и схимникамъ-воинамъ Пересвѣту и Ослябѣ, приносили изъ міра средства для жизни. Такой порядокъ открывалъ путь зависти, любостяжанію и превозношенію однихъ передъ другими; чтобъ устранить всѣ поводы къ усиленію въ средѣ братіи такихъ пороковъ, нужно было ввести въ обители общежитіе. Впервые въ русскихъ обителяхъ было введено общежитіе Преподобнымъ Ѳеодосіемъ Печерскимъ; но ко времени Преподобнаго Сергія мало-по-малу общежительные порядки въ нашихъ обителяхъ ослабѣли и забылись. Иноки того времени, по недостаточному разсужденію духовному, не любили общежитія. Много стоило трудовъ пастырямъ Церкви и послѣ того устроять жизнь апостольской общины въ обителяхъ. Вотъ, можетъ быть, причина, почему /с. 126/ Преподобный Сергій, всегда кроткій и смиренный сердцемъ, всегда склонный снизойти немощамъ братіи, сколько можно это сдѣлать безъ ущерба основнымъ требованіямъ иноческой жизни, не рѣшался самъ, своею личною волею, безъ особеннаго указанія свыше, ввести общежитіе въ своей обители. Тѣмъ не менѣе именно ему, а не кому другому судилъ Господь возстановить строгіе общежительные уставы въ монастыряхъ сѣверной Руси. И дѣйствительно, мы видимъ, что въ тѣхъ обителяхъ, которые основаны были его учениками, какъ-то: Пѣшношской, Андрониковой, Симоновской, общежитіе было введено при самомъ учрежденіи сихъ обителей и, это сдѣлано, конечно, по заповѣди Преподобнаго Сергія. Промыслъ Божій помогъ ему ввести общежительный уставъ и въ его Лаврѣ, — помогъ совсѣмъ неожиданнымъ образомъ.

Около 1372 года въ его обитель прибылъ одинъ греческій митрополитъ, въ сопровожденіи нѣсколькихъ грековъ, изъ Царьграда. Они объявили святому игумену, что «Вселенскій Патріархъ Константинопольскій Киръ Филоѳей благословляетъ его и посылаетъ ему поминки: крестъ, парамандъ и схиму, вмѣстѣ съ своимъ писаніемъ».

Смутился смиренный Сергій; думалъ ли онъ, чтобы имя его было извѣстно Вселенскому Первосвятителю? Цѣлыя три тысячи верстъ отдѣляли его скромную пу/с. 127/стыню отъ Царьграда; да и кто онъ, чтобы удостоиться такой великой чести отъ Патріарха Вселенскаго?

— «Смотрите», сказалъ онъ патріаршимъ посланцамъ: «не къ другому ли кому вы посланы? Кто я грѣшный, чтобъ мнѣ получать поминки отъ святѣйшаго Патріарха?»

— «Нѣтъ, отче святый», — отвѣчали они: «мы не ошиблись. Мы хорошо знаемъ, что къ тебѣ посланы, а не къ иному кому: вѣдь ты — Сергій Радонежскій?»

— «Да, я — грѣшный чернецъ Сергій», сказалъ онъ.

— «Тебя-то вотъ и благословляетъ святѣйшій Филоѳей, Вселенскій Патріархъ», подтвердили пришельцы [95].

Тогда игуменъ поклонился имъ до земли. Онъ угостилъ ихъ пустыннымъ обѣдомъ, и пригласивъ отдохнуть въ обители, приказалъ братіи успокоить дальнихъ гостей; а самъ, не раскрывая посланія патріаршаго, поспѣшилъ въ Москву, къ Святителю Алексію: смиренный пустынникъ не рѣшился принять даровъ Патріарха безъ благословенія своего святаго друга и Архипастыря. Явившись къ нему, Преподобный разсказалъ о пришельцахъ и подалъ ему Патріаршую грамоту. Митрополитъ велѣлъ прочитать ее и было читано слѣдующее:

«Божію милостію Архіепископъ Константинограда Вселенскій Патріархъ Киръ Филоѳей, о Святѣмъ Дусѣ сыну и сослужебнику нашего смиренія Сергію: благодать и миръ, и наше благословеніе да будетъ съ вами. Слышахомъ убо еже по Бозѣ житіе твое добродѣтельно, и зѣло похвалихомъ, и прославихомъ Бога, якоже рече Господь: да возсіяетъ свѣтъ вашъ предъ человѣки, яко да видятъ ваша добрая дѣла, и прославятъ Отца вашего, Иже на небесѣхъ [96]. Но едина главизна (правило) еще не достаточествуетъ ти: яко не общее житіе стяжасте. Понеже вѣси, Преподобне, и самый Богоотецъ Пророкъ Давидъ, иже вся обсязавый (изслѣдовавшій) разумомъ, ничтоже ино возможе тако похвалити, точію: се нынѣ, что добро, или что красно, но еже жити братіи вкупѣ. Потому же и азъ совѣтъ благъ даю вамъ: послушайте убо смиренія нашего, яко да со/с. 128/ставите общее житіе, и милость Божія на васъ и Пречистыя Богородицы, и всѣхъ святыхъ, и наше благословеніе и молитва да есть съ вами» [97].

— «Ты чтó повелишь, владыко святый?» — спросилъ Преподобный Сергій Святителя Алексія, когда было прочтено это посланіе.

— «Самъ Богъ прославляетъ славящихъ Его», — отвѣчалъ Митрополитъ: «Онъ сподобилъ и тебя такого блага, что имя твое и твоя святая жизнь стали извѣстны въ такой далекой странѣ, и даже самъ Вселенскій Патріархъ шлетъ тебѣ совѣты на общую пользу. Можемъ ли мы предложить тебѣ лучшій совѣтъ? Мы очень благодарны Святѣйшему Патріарху за такой совѣтъ, и что онъ повелѣваетъ и благословляетъ, то благословляемъ и мы».

Для смиреннаго игумена этихъ словъ было довольно, чтобы знать волю Божію. Возвратившись изъ Москвы, онъ объявилъ братіи желанія Патріарха и Митрополита. Пустынники съ радостію согласились на введеніе въ обители общежитія. Правда, и между ними нашлись недовольные: но они не стали возражать потому, что невозможно же было итти противъ воли Патріарха и Митрополита; ихъ было немного, и нѣкоторые изъ нихъ вскорѣ оставили обитель [98].

Теперь Преподобный Сергій со всѣмъ усердіемъ занялся устройствомъ полнаго общежитія въ своемъ монастырѣ. Немало новыхъ трудовъ и заботъ легло на него при введеніи новыхъ порядковъ въ обители. До сего времени онъ могъ не заботиться о житейскихъ потребностяхъ всего братства, потому что каждый заботился самъ для себя; къ нему приходили больше за духовнымъ совѣтомъ, для откровенія ему своихъ помысловъ, своихъ скорбей и нуждъ духовныхъ; теперь приходилось заботиться и о пищѣ, и объ одеждѣ, и обо всемъ, необходимомъ для братіи. Имѣть свою собственность, или называть что-нибудь своимъ было строго запрещено, и потому каждый шелъ съ своею нуждою къ игумену. Трудиться должны были всѣ способные къ труду, исключая, ко/с. 129/нечно, престарѣлыхъ и больныхъ, къ которымъ были приставлены послушники; но примѣръ трудолюбія подавалъ всѣмъ святой игуменъ.

Общежитіе потребовало устройства особыхъ помѣщеній для трапезы, хлѣбопекарни, амбаровъ, кладовыхъ и под. И все это было построено.

Соотвѣтственно общежительному уставу распредѣлены были и должности между старѣйшею братіею. Самый почтенный изъ братіи, пользовавшійся всеобщимъ уваженіемъ, былъ поставленъ келаремъ. Эта должность извѣстна съ самаго основанія монашества въ Россіи: она учреждена Преподобнымъ Ѳеодосіемъ Печерскимъ. Келарь въ нашихъ древнихъ монастыряхъ исполнялъ должности казначея, эконома и благочиннаго; онъ былъ въ монастырѣ вторымъ лицомъ послѣ настоятеля, а въ то время, когда монастырь имѣлъ вотчины, келарь завѣдывалъ оными, и всѣмъ хозяйствомъ, и судебными дѣлами. Однимъ изъ первыхъ келарей въ обители Преподобнаго Сергія былъ Преподобный Ніконъ. Списатель житія его говоритъ: «и умысли Сергій сего пастыря обители оныя поставити вмѣсто себе, еже и бысть, и устрояетъ его въ служеніи, яко быти ему вторымъ по настоятели. Блаженный же Ніконъ милосердіе на всѣхъ просто имѣя, и еже до конца тихо и человѣколюбиво; о всѣхъ бо всегда печашеся, благоразумнѣ же и великодушнѣ тѣмъ служа, и премудрѣ ихъ утѣшая, и коего же лишеніе подаяніемъ исполняя. Никтоже имъ отъ братіи презираемъ бываше, и толико, яко ни отъ родитель нѣкимъ удобно таковая къ чадамъ сотворити, елика онъ къ братіи творяше». Такое усердіе преподобнаго Нікона много радовало его великаго старца — игумена.

Наиболѣе опытный въ духовной жизни, отличавшійся смиренномудріемъ и кротостію старецъ былъ назначенъ духовникомъ для всей братіи. Изъ первыхъ духовниковъ Троицкой Лавры извѣстенъ былъ Преподобный Савва, въ послѣдствіи основатель Сторожевскаго Богородичнаго, близь города Звенигорода, монастыря. Позднѣе духовни/с. 130/комъ былъ преподобный Епифаній, «премудрый» списатель житія Сергіева.

Для соблюденія порядка и благочинія въ церкви во время Богослуженія былъ избранъ экклесіархъ. На его обязанности лежало наблюденіе за точнымъ выполненіемъ церковнаго устава, онъ испрашивалъ у игумена благословеніе начинать благовѣстъ къ Богослуженію, и вообще проходилъ послушаніе нынѣшняго уставщика и отчасти — ризничаго. Такимъ экклесіархомъ былъ, напримѣръ, преподобный Симонъ, одинъ изъ приближенныхъ учениковъ Преподобнаго Сергія.

У экклесіарха подъ рукою былъ параэкклесіархъ, или пономарь, который назывался также кандиловжигателемъ. На его обязанности лежало, какъ видно изъ самого названія, соблюдать въ церкви безукоризненную чистоту; онъ зажигалъ и гасилъ лампады и свѣчи, приготовлялъ кадило, завѣдывалъ звономъ по указанію экклесіарха и под.

Въ подчиненіи тому же экклесіарху былъ и канонархъ, которому поручено было вѣдать клиросное послушаніе и хранить Богослужебныя книги. Пѣть на клиросѣ обязаны были всѣ, къ тому способные.

Что касается до устава Богослужебнаго, то, вѣроятно, въ началѣ употреблялся въ обители Сергіевой уставъ Студійскій, какъ болѣе простой и несложный. Но съ учрежденіемъ общежитія въ Троицкой обители введенъ былъ уставъ Іерусалимскій, (обители преподобнаго Саввы Освященнаго), такъ какъ въ это время въ ней было уже достаточное число священниковъ, которые могли безъ нужды совершать Богослуженіе, хотя бы ежедневно, съ большею торжественностію по Іерусалимскому уставу.

За исполненіемъ правилъ общежитія строго наблюдалъ самъ Преподобный Сергій. Отъ начальствующихъ онъ требовалъ быть кроткими и милостивыми къ подчиненнымъ; а братіи заповѣдывалъ быть въ безпрекословномъ послушаніи у начальствующихъ. Поступь у всѣхъ должна быть тихая и спокойная, съ наклоненною головою, чтобы наружность соотвѣтствовала внутреннему смиренію [99]. Въ /с. 131/ свободное время братія должны были находиться въ своихъ келліяхъ, а чтобы руки ихъ не были праздны, должны были заниматься рукодѣліемъ, или, какъ говорятъ иноки — «подѣліемъ» потому что настоящее «дѣло» инока — спасеніе своей души. Однимъ изъ важныхъ келейныхъ послушаній, судя по оставшимся въ Лаврской библіотекѣ и ризницѣ памятникамъ, было «списаніе книжное» и переплетъ рукописей въ кожу [100]. Жизнеописатель ученика Сергіева Аѳанасія, впослѣдствіи основателя Высоцкаго монастыря, говоритъ, что Сергій особенно любилъ Аѳанасія за его трудолюбіе въ переписаніи книгъ [101]. И теперь въ Лаврской ризницѣ можно видѣть: Евангеліе Преподобнаго Нікона на пергаменѣ, малой мѣры, съ надписью на немъ: «Евангеліе четвертное, на харатьѣ, Нікона чудотворца. А не отдати его никому». Служебникъ, писанный, можетъ быть, для Преподобнаго Сергія, рукою Преподобнаго Нікона въ 1381 году, на пергаменѣ, въ 12 долю. Въ библіотекѣ Лавры также сохранилось нѣсколько драгоцѣнныхъ рукописей отъ временъ Преподобнаго Сергія. Нѣкоторыя изъ нихъ принесены изъ Ростова, гдѣ въ то время процвѣтало книжное ученіе въ обители Григорія Богослова, и откуда пришелъ къ Преподобному списатель житія его — Епифаній премудрый, а другія рукописи писаны въ самой обители Сергіевой, или же относятся къ болѣе раннему времени и драгоцѣнны для насъ потому, что они бывали въ рукахъ угодника Божія, по нимъ онъ молился, читалъ братіи поученія и самъ поучался въ словѣ Божіемъ. Таковы: на пергаменѣ Пятокнижіе Моvсеево (№ 1), собраніе нѣкоторыхъ книгъ Ветхаго Завѣта (№ 2), «Паремейникъ» (№ 4), Евангеліе (№ 5), Поученія Ефрема Сирина (№ 7), 16 словъ святаго Григорія Богослова (№ 8), съ искусною заглавною заставкою изъ перевитыхъ фигуръ съ красками, и съ надписью: «Елисеевъской» — можетъ быть эта рукопись принадлежала преподобному Елисею, ученику Преподобнаго Сергія; Іоанна Златоуста (№ 9), «Златая Цѣпь» (№ 11), два Сборника (№№ 12 и 13), — Пандекты Нікона Черногорца (№ 14), /с. 132/ «Мѣрило Праведное» (№ 15); — изъ Богослужебныхъ на пергаменѣ замѣчательны: «Кондакарь» XII вѣка съ крюковыми нотами, по которымъ пѣли при Преподобномъ Сергіѣ и «Стихирарь», писанный преподобнымъ Епифаніемъ, какъ видно изъ его подписи на первой страницѣ:

то есть: «многогрѣшный рабъ Божій Епифанъ недостойный»... далѣе трудно прочитать. Подъ 12 мая, на память святаго Епифанія Кипрскаго подписано:

то есть: «господине святый Епифаніе Кипрскій, съименинниче мой, елеисон ми». Изъ рукописей на бумагѣ упомянемъ: «Потребникъ», по которому тогда постригали иноковъ (№ 229), и «Слова Постническія Преподобнаго Исаака Сирина», писанныя при Преподобномъ Сергіѣ въ 1381 году (№ 172). Нѣкоторыхъ драгоцѣнныхъ рукописей сохранились одни заглавія въ описяхъ древнихъ; таковы: два служебника на харатьѣ; свертки на деревцѣ Чудотворца Сергія; Евангеліе въ десть на бумагѣ Исаковское Молчальниково; Псалтирь въ полдесть на бумагѣ, письмо Исаака Молчальника, ученика Преподобнаго Сергія. — Отъ временъ Преподобнаго Нікона тоже сохранилось нѣсколько рукописей, изъ коихъ здѣсь упомянемъ только двѣ: «Лѣствицу», списанную «рукою грубаго и худаго, страннаго и послѣдняго въ иноцѣхъ, смѣреннаго многыми грѣхы Варлаама», — въ концѣ книги смиренный инокъ приписалъ: «о лѣнивый Варлааме, готовися къ ранамъ. Близь есть конецъ». Но особенно замѣчательна изъ числа сохранившихся отъ времени Преподобнаго Нікона — другая рукопись: Псалтирь съ послѣдованіями писанная около 1428 года: изобрѣтательность писца въ почеркахъ и художественное выполненіе красками съ золотомъ разныхъ заставокъ — изумительны! Съ характеромъ этихъ прекрасныхъ заставокъ читатель можетъ ознакомиться по застав/с. 133/камъ, какія видитъ въ этой книгѣ... [102] Но обращаемся къ правиламъ общежитія въ пустынѣ Сергіевой.

Одежду и обувь иноки получали отъ монастыря. И Епифаній, и Преподобный Іосифъ Волоколамскій свидѣтельствуютъ, что самъ игуменъ Сергій шилъ одежду и обувь для братіи: посему можно думать, что была мастерская для приготовленія ихъ. Безъ особенной нужды выходить за ворота монастырскія запрещалось. Правило строго исполнялось братіею не только при жизни Преподобнаго Сергія, но и по кончинѣ его. Когда Преподобный Пафнутій Боровскій приходилъ въ Троицкій монастырь помолиться Святой Троицѣ и чудотворцу Сергію, и, исполнивъ свое желаніе, намѣренъ былъ возвратиться въ свою обитель: тогда братія вышли было провожать преподобнаго богомольца за ворота монастырскія; но вспомнивъ завѣтъ Преподобнаго отца своего Сергія — не выходить за ворота, тутъ же остановились, и, помолившись, простились съ Преподобнымъ Пафнутіемъ [103].

Когда совершилось благоустройство обители, то еще больше возрасло число ея братства, и она стала всѣмъ изобиловать. А чтобы избытокъ не привелъ съ собою нерадѣнія, или не подалъ повода къ зависти и осужденію, — чтобы, напротивъ, онъ послужилъ къ умноженію благословенія, мудрый распорядитель ввелъ въ обители страннопріимство. Онъ считалъ это учрежденіе столь важнымъ для обители, что въ пророческомъ духѣ подкрѣпилъ свою волю относительно сего особеннымъ обѣщаніемъ Божія покровительства: «если вы, дѣти», — такъ говорилъ онъ братіи, «сію мою заповѣдь сохраните безъ роптанія, то и по отшествіи моемъ отъ житія сего обитель процвѣтетъ, и на многія лѣта неразрушима постоитъ благодатію Хрістовою». — Рука Сергіева простерта была къ нуждающимся, по краснорѣчивому выраженію блаженнаго Епифанія, какъ рѣка многоводная, тихая струями; и если кому приходилось въ зимнее время, отъ сильнаго мороза, или глубокихъ снѣговъ, или бурной метели, умедлить въ обители долѣе обыкновеннаго, то во все время пребыва/с. 134/нія своего въ ней онъ получалъ все необходимое. А странники, нищіе и болящіе подолгу въ ней отдыхали, пользуясь полнымъ довольствомъ и покоемъ по заповѣди старца. Уединенная дотолѣ обитель Сергіева, теперь какъ бы вдругъ выдвинулась изъ дремучихъ лѣсовъ на распутіе жизни людской: мимо ея гостепріимныхъ воротъ часто проходили Князья и воеводы съ своими полками, и всѣхъ она принимала радушно, съ подобающею честію и отпускала съ щедрымъ запасомъ. А бывали годы, отмѣченные въ лѣтописяхъ тяжкими скорбями для всей Русской земли: такъ въ 1357 году «велика была истома Княземъ русскимъ» отъ посла татарскаго Кошана [104], въ 1364 году былъ моръ повсюду, такъ что въ Смоленскѣ осталось отъ него живыми всего 15 человѣкъ [105]; въ 1368 году Москва претерпѣла опустошеніе отъ Олгерда [106]; въ 1382 — земля Русская опустошена Тохтамышемъ. Въ этомъ же году была «великая дань, тяжкая по всему княженію великому — всякому безъ отдатка» (уступки) [107]. Нѣтъ сомнѣнія, что въ такіе годы много нуждающихся приходило въ обитель Сергіеву, и она дѣлилась съ ними всѣмъ, что имѣла. Дѣлится она и по нынѣ, строго исполняя святой завѣтъ гостепріимства, оставленный ей святымъ ея первоначальникомъ, и какъ тогда, такъ и теперь въ обиліи потребныхъ нельзя не видѣть надъ нею особеннаго Божія благословенія за молитвы досточуднаго старца.

Примѣчанія:
[95] Нік. Лѣт. IV, 223.
[96] Тамъ же, 224.
[97] Приведено по Лѣт. Нік. 224.
[98] Тамъ же, 225. — Разсказъ о посольствѣ патріарха къ преп. Сергію и о введеніи въ его обители общежитія мы изложили такъ, какъ онъ записанъ преподобнымъ Епифаніемъ. Если относить это событіе, какъ мы относимъ, къ 1372 году, то оказывается, что Епифаній прибылъ въ обитель Сергіеву спустя лишь три-четыре года послѣ введенія общежитія, слѣдовательно, слышалъ исторію этого важнаго въ жизни обители событія и отъ братіи, и отъ самого Преподобнаго Сергія во всѣхъ подробностяхъ подъ свѣжимъ впечатлѣніемъ самого событія. Поэтому мы признаемъ необходимымъ не только вѣрить этимъ подробностямъ, но и тому впечатлѣнію, какое произвело это событіе, то есть, посольство вселенскаго патріарха, какъ на смиреннаго игумена, такъ и на братію обители, впечатлѣнію, которое такъ ярко выступаетъ въ разсказѣ Епифанія. А Епифаній именно говоритъ, что это посольство было совершенно неожиданно для самого Преподобнаго Сергія... Вотъ почему мы рѣшительно не можемъ согласиться съ г. Е. Голубинскимъ, который говоритъ, что «необходимо представлять дѣло иначе», что «необходимо думать, что Сергій и Алексѣй (такъ пишетъ это имя г. Голубинскій) лишь прибѣгали къ авторитету патріарха», что «имъ нужно было посланіе патріарха, чтобы при помощи его придать своему /с. 249/ начинанію большую твердость... И вотъ, говоритъ ученый историкъ-профессоръ, чтобы подѣйствовать на большинство (тѣхъ монаховъ, которымъ не могло быть пріятно введеніе общежитія) Алексѣй и Сергій рѣшились прибѣгнуть къ авторитету патріарха, который бы своимъ голосомъ верховнаго пастыря Русской Церкви подтвердилъ и одобрилъ ихъ благое предпріятіе»... Но вѣдь если такъ, то «необходимо предполагать», что Преподобный Сергій ждалъ этого посланія, которое ему «было нужно», а если ждалъ, то что же значитъ это его удивленіе при полученіи посланія, эти вопросы: не ошиблись ли, къ нему ли посланы патріаршіе люди? Что значитъ, что онъ даже не рѣшился самъ вскрыть это посланіе, а пошелъ для этого въ Москву, къ митрополиту Алексію?... Да проститъ намъ ученый профессоръ, но думать такъ, какъ онъ думаетъ, значитъ представлять себѣ Преподобнаго Сергія притворяющимся предъ братіей, а это значило бы считать его «себѣ-наумѣ», что было бы хулою на угодника Божія... Мы не смѣемъ также бросать тѣнь подозрѣнія во лжи и на ученика его, которому мы обязаны столь драгоцѣнными свѣдѣніями о житіи угодника Божія... Повидимому, этого не желаетъ и г. Голубинскій, — стр. 29, — хотя въ данномъ случаѣ противорѣчитъ себѣ, не довѣряя Епифанію въ такомъ показаніи, въ которомъ нельзя ему не вѣрить.
[99] Ист. Пр. Мон. со вр. Пр. Сергія, діакона М. Кудрявцева, ч. I, стр. 57-64.
[100] Подробныя свѣдѣнія о рукописяхъ того времени, хранящихся въ Лаврской ризницѣ и библіотекѣ, можно найти въ полномъ Ист. Опис. Лавры и въ «Описаніи Славяно-русскихъ рукописей Библіотеки Св. Тр. Серг. Лавры», 1879 г. въ трехъ частяхъ.
[101] Русскіе Святые, Фил. Черн., сент. 12, стр. 49.
[102] Она значится подъ № 308. Изслѣдованіе Ѳ. И. Буслаева о сей рукописи съ факсимиле образцовъ ея письма и украшеній издано обществомъ Л. Д. Письм. въ 1881 г. и поднесено авторомъ Государю Императору.
[103] Истор. Р. Іерарх. IV, стр. 446-7. Ср. Посл. царя Грознаго въ Кирилловъ мон. въ Акт. Истор. т. I, стр. 382.
[104] Карамзинъ, Ист. Гос. Росс. т. IV, стр. 384.
[105] Тамъ же, V, пр. 5.
[106] Тамъ же, пр. 15.
[107] Тамъ же, пр. 103.

Источникъ: Житіе и подвиги Преподобнаго и Богоноснаго отца нашего Сергія, Игумена Радонежскаго и всея Россіи чудотворца. Составлено С. Іеромонахомъ, нынѣ Архимандритомъ Нікономъ. — Изданіе пятое, исправленное и дополненное. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1904. — С. 122-134, 248-249.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.