Церковный календарь
Новости


2017-12-14 / russportal
Архіеп. Аверкій. Чего мы еще не потеряли и что должны хранить? (1975)
2017-12-14 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 16-17. (1/14-15/28 ноября) 1922 года
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 14-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 13-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 12-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 11-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 10-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 9-я (1904)
2017-12-13 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово въ день св. ап. Андрея Первозваннаго (1908)
2017-12-13 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 14-15. (1/14-15/28 октября) 1922 года
2017-12-12 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 8-я (1904)
2017-12-12 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 7-я (1904)
2017-12-12 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 6-я (1904)
2017-12-12 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 5-я (1904)
2017-12-12 / russportal
Указъ Архіер. Сѵнода РПЦЗ отъ 30 авг. 1938 г. о порядкѣ произнесенія поминовеній
2017-12-12 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 12-13. (1/14-15/28 сентября) 1922 года
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 14 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность

Архіеп. Никонъ (Рождественскій) († 1918 г.)

Вл. Никонъ (въ мірѣ Николай Ивановичъ Рождественскій) (1851-1918), архіеп. Вологодскій и Тотемскій, одинъ изъ ярчайшій церковныхъ и общественныхъ дѣятелей Россіи нач. XX вѣка, духовный писатель, богословъ, издатель, членъ Святѣйшаго Сѵнода, монархистъ, ревностный проповѣдникъ народнаго единства и противникъ революціи. Родился 4 (17) апрѣля 1851 г. въ с. Чашниково Верейскаго уѣзда Московской губерніи въ многодѣтной семьѣ сельскаго дьячка. Окончилъ Московскую Духовную Академію (1874). Поступилъ вначалѣ послушникомъ въ Новоіерусалимскій монастырь (1874), а затѣмъ — въ Свято-Троицкую Сергіеву Лавру. Съ января 1879 г. — въ теченіе послѣдующихъ 25 лѣтъ — редакторъ знаменитыхъ «Троицкихъ листковъ». (Въ 1900 г. за ихъ изданіе былъ удостоенъ Макарьевской преміи). Постриженъ въ монашество (1880). Іеромонахъ (1882). В 1885 г. издалъ книгу «Житіе и подвиги преп. Сергія, иг. Радонежскаго». Архимандритъ (1892). Епископъ Муромскій (1904). Епископъ Серпуховской (1904). Дѣятельный участникъ монархическихъ организацій. Выступалъ противъ бунта 1905 г.; обвинялъ «жидовъ» и «жидовскія газеты» въ сознательныхъ издѣвательствахъ надъ религіозными святынями и народной нравственностью. Епископъ Вологодскій и Тотемскій (1906). Почетный предсѣдатель вологодскаго отдѣла Союза Русскаго Народа. Членъ Государственнаго Совѣта (1907) и членъ Святѣйшаго Сѵнода (1908). Членъ Совѣта Русскаго Собранія (1911-1912). Архіепископъ (1913) и предсѣдатель Издательскаго Совѣта при Святѣйшемъ Сѵнодѣ. Въ 1916 г. отошелъ отъ активной дѣятельности и сосредоточился на служеніи въ Лаврѣ. Въ концѣ жизни издалъ книгу Сергѣя Нилуса «Близъ есть, при дверехъ» (съ «Протоколами Сіонскихъ Мудрецовъ»). Февральскій переворотъ 1917 г. расцѣнилъ какъ «торжество сатаны». Въ посланіи къ Всероссійскому церковному Собору (въ августѣ 1917 г.) писалъ, что если не спасетъ Россію «особенное чудо Божія милосердія, то она въ качествѣ великой державы должна сойти въ могилу всеобщей исторіи, опозоренная клеймомъ измѣны Божію призванію». Скончался 30 декабря 1918 г. (12 января 1919 г.) и былъ погребенъ въ Троице-Сергіевой лаврѣ. По преданію, владыка подвергся нападенію «революціонной черни», былъ жестоко изуродованъ и убитъ. Это случилось за воротами Лавры.

Сочиненія архіеп. Никона (Рождественскаго)

Архіеп. Никонъ (Рождественскій) († 1918 г.)
«МОИ ДНЕВНИКИ».

1913.
166. Наше Солнце — Хрістосъ!

Хрістосъ воскресе!

Что произошло бы съ нашею землею, если бы погасло солнце?

Безъ сомнѣнія, что всякая жизнь на ней исчезла бы, погибли бы не только всѣ живыя существа, но и растенія, океаны обратились бы въ сплошныя льдины, все погрузилось бы въ совершенную тьму, все стало бы достояніемъ царства смерти и ужаса...

А что сталось бы съ родомъ человѣческимъ, если бы не воскресъ Хрістосъ? если бы это живоносное и животворное Солнце наше осталось бы во мракѣ гробовой пещеры Іосифа Аримаѳейскаго, если бы не возсіяло оттуда во славѣ Божества?..

О, конечно, родъ человѣческій всецѣло погрузился бы въ совершенную тьму безбожія, сталъ бы игралищемъ страстей, люди уподобились бы скотамъ несмысленнымъ, превратились бы въ лютыхъ, неукротимыхъ звѣрей, а затѣмъ, извращая остатки образа Божія въ своей духовной природѣ, грубѣя нравственно, тупѣя умственно, выраждаясь физически и истощая себя въ гнуснѣйшихъ порокахъ, и совсѣмъ истребили бы сами себя...

Разъ это уже едва и не совершилось въ исторіи. О допотопномъ мірѣ Самъ Богъ свидѣтельствовалъ, что всѣ люди стали плотью... И волны потопа смыли нечестивцевъ съ лица земли и только тѣмъ остановили конечную гибель міра. Но допотопные люди, повидимому, еще не дошли до полнаго физическаго вырожденія: по крайней мѣрѣ, Библія говоритъ, что тогда были люди исполины, слѣдовательно, еще сильные физически. А то безбожіе, то развращеніе, къ коему толкаютъ родъ людской современные проповѣдники всяческихъ свободъ, всяческихъ модныхъ нынѣ антихрістіанскихъ ученій, грозитъ намъ нравственнымъ развращеніемъ до одичанія, умственнымъ потемнѣніемъ — до безумія, физическимъ вы/с. 66/рожденіемъ — до жалкаго состоянія идіотовъ — полумертвецовъ, а затѣмъ, повторяю — всеобщею гибелью человѣка на землѣ... И пусть не обманываютъ себя тѣ безумцы, которые мечтаютъ, погасивъ вѣру въ Бога, обративъ людей въ животныхъ, господствовать надъ ними: непреложный законъ правды Божіей, о которой они не хотятъ и слышать, совершитъ свой судъ и надъ ними, какъ было нѣкогда съ Навуходоносоромъ, царемъ Вавилонскимъ, который возгордился противъ Бога и превращевъ былъ въ звѣря, питался травою, какъ волъ, пока не смирился, пока не исповѣдалъ Божію правду и Божіе всемогущество...

Не допустилъ Господь и древнему міру дохрістіанскихъ временъ дойти до такого состоянія: милосердый Творецъ видѣдъ, что человѣчество гибнетъ, и поспѣшилъ послать Сына Своего Единороднаго, да спасется Имъ міръ... Видѣлъ Всевѣдущій, что въ грѣшномъ человѣчествѣ, погруженномъ во тьму вдолопоклонства, еще таятся зачатки вѣры, еще не совсѣмъ померкла совѣсть, еще люди, по крайней мѣрѣ лучшіе изъ людей, какъ бы ощупью ищутъ Бога, ставятъ жертвенникъ невѣдомому Богу, ждутъ Примирителя, смотрятъ на небо, ожидая свѣтлой звѣзды, которая должна указать имъ Желаннаго и Ожидаемаго... И вотъ Онъ, Избавитель міра, Надежда рода человѣческаго, Онъ, Обѣтованный Владыка Хрістосъ, явился въ міръ, какъ Сынъ Дѣвы изъ Назарета, смиренно пожилъ среди людей, принесъ Себя, яко агнецъ, въ жертву искупленія рода человѣческаго, умеръ на крестѣ, положенъ во гробѣ яко смертный, — Онъ, Солнце правды, зашелъ подъ землю, снисшелъ до глубинъ адовыхъ... Что сталось бы съ нами, если бы Онъ остался тамъ?.. Но — слава Ему, ада Побѣдителю и смерти Умертвителю! — Онъ извелъ оттуда узниковъ, Онъ Себѣ взялъ ключи ада и смерти, и торжественно, яко Владыка жизни, яко Живоносецъ, возсіялъ изъ гроба, яко Женихъ отъ чертога — весь Радость, весь Благость, весь Любовь... и ликующая Церковь, привѣтствуя Его, восклицаетъ: гдѣ ти, смерте, жало? Гдѣ ти, аде, побѣда? Взошло наше Солнце красное, Солнце правды, Солнце жизни вѣчной, незаходимое, взошло, обогрѣло міръ Своими лучами, влило жизнь въ умирающее человѣчество, разогнало тьму невѣдѣнія, идолослуженія, тьму всяческихъ заблужденій и пороковъ, бросило свои свѣтлые лучи на лице земли, и увидѣли люди всѣ сѣти сатанины, для нихъ раскинутыя, и ужаснулись ихъ, и побѣжали отъ нихъ, но ужаснулся и врагъ Бога и людей отъ славы Креста Хрістова, и убѣжалъ въ свою преисподнюю, и разлилась повсюду радость всемірная, ликованіе, торжество воскресенія, побѣды надъ смертью...

Грѣшны мы, немощны, не умѣемъ, еще неспособны радоваться радостію небесною, какъ подобаетъ, радуются Ангелы и святые Божіи на небесахъ; но и мы, внимая слову великаго Златословеснаго учителя, нынѣ не плачемъ о грѣхахъ своихъ, не оплакиваемъ своего убожества: и мы сегодня чувствуемъ, какъ наше грѣшное сердце, въ мѣру нашего смиренія и вѣры, наполняется этой радостью небесной, и оно, это слабое, измученное суетою житейской сердце ощущаетъ ликованіе съ нами всего міра видимаго и невидимаго, и небожителей на небѣ, и всей твари, каждой былинки на землѣ... Все, все, ликуя, восклицаетъ съ нами: Хрістосъ воскресе! Хрістосъ воскресе! Хрістосъ воскресе!..

/с. 67/ Да иначе и быть не можетъ: какъ не ликовать, когда мы знаемъ, что если бы Хрістосъ не воскресъ, то и вѣра наша потеряла бы всякій смыслъ, и мы, по выраженію Апостола были бы «лжесвидѣтелями о Богѣ, потому что свидѣтельствовали бы о Богѣ, что Онъ воскресилъ Хріста, Котораго Онъ не воскрешалъ», мы были бы «несчастнѣе всѣхъ человѣковъ»... Но — Хрістосъ воскресъ изъ мертвыхъ — и мы радуемся, мы торжествуемъ Его побѣду надъ смертію: вѣдь это — наша побѣда, вѣдь Онъ, нашъ Спаситель, сталъ первенцемъ изъ воскресшихъ въ вѣчную жизнь; Онъ и намъ проложилъ путь къ воскресенію, къ вѣчной жизни. Да и сама тварь, даже неодушевленная тварь, — ибо Богу всемогущему и неодушевленная тварь внемлетъ съ благоговѣніемъ, и неразумная повинуется яко разумная, — и сія тварь, по ученію Апостола Павла, надѣется, что нѣкогда будетъ освобождена отъ рабства тлѣнію въ свободу славы чадъ Божіихъ (Рим. 8, 22). Вотъ почему сердце такъ радостно откликается на радость твари земной въ праздникъ Воскресенія Хрістова: оно знаетъ, что Солнце правды — Хрістосъ Своею благодатію согрѣваетъ весь міръ, Своимъ воскресеніемъ предначинаетъ воскресеніе и обновленіе всего міра, не исключая и неразумной видимой твари...

Братія мои! Чада ликующей Церкви!

Цѣлымъ сердцемъ раздѣляя съ вами свѣтлую радость праздника Воскресенія Хрістова, я не хотѣлъ бы бросать, хотя ничтожную, тѣнь на эту радость. Но долгъ пастыря, но истинная любовь, желающая вамъ всѣхъ благъ отъ воскресшаго Господа, властно повелѣваютъ мнѣ не скрывать отъ васъ той опасности, которая и среди свѣтлой радости Воскресенія постоянно грозитъ намъ въ сей юдоли земной: берегитесь, чтобы врагъ незамѣтно не увлекъ васъ въ искушенія отъ плоти и міра, чтобы потомъ, затемнивъ умъ вашъ служеніемъ страстямъ, отравивъ сердце самоцѣномъ и самооправданіемъ, отвлечь отъ матери — Церкви и погрузить во тьму современныхъ лжеученій и тонкаго язычества...

Воскресшій Господь да осѣнитъ васъ Своею благодатію, да покроетъ и оградитъ отъ такихъ искушеній, да сохранитъ вѣрными и послушными чадами Своей непорочной невѣсты, а нашей матери — Церкви! О Немъ и радуйтесь радостію небесною, неизглаголанною, радуйтесь и носите въ своихъ устахъ, въ своихъ сердцахъ сей глаголъ радости: Хрістосъ воскресе! Хрістосъ воскресе! Аминь.

Источникъ: Епископъ Ніконъ. «Мои дневники». Томъ IV. 1913. (№№ 151-200). — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная типографія, 1913. — С. 65-67. (Оттискъ изъ №№ «Троицкаго Слова» за 1913 г.)

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.