Церковный календарь
Новости


2017-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 4-я (1991)
2017-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 3-я (1991)
2017-10-19 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Эразма Печерскаго (1967)
2017-10-19 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Ареѳы Печерскаго (1967)
2017-10-18 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 16-я (1939)
2017-10-18 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 15-я (1939)
2017-10-18 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 2-я (1991)
2017-10-18 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 1-я (1991)
2017-10-18 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Николая Святоши, кн. Черниговскаго (1967)
2017-10-18 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Житіе препод. Аѳанасія, затворника Печерскаго (1967)
2017-10-17 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 14-я (1939)
2017-10-17 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 13-я (1939)
2017-10-17 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Введеніе (1991)
2017-10-17 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Предисловіе (1991)
2017-10-17 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе препп. Кукши и Пимена постника (1967)
2017-10-17 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преподобного Никона сухаго (1967)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.)
Нѣкоторыя черты житія Преподобнаго и Богоноснаго Отца нашего Сергія Радонежскаго
послѣ смерти, то есть, нѣкоторыя сказанія о его явленіяхъ и чудодѣйствіяхъ,
выписаны изъ книгъ и рукописей въ 1834 году.

Житіе Преподобнаго и Богоноснаго Отца нашего Сергія описано неоднократно, и должно быть довольно извѣстно чтущимъ святую память его. Но поелику Праведницы во вѣки живутъ, какъ говоритъ Премудрый (Прем. 5, 15), то житіе ихъ на землѣ до временной смерти есть только первая и малая часть житія ихъ; и если чудно и поучительно житіе ихъ до временной смерти, когда они еще подвизаются достигнуть въ чинъ Праведниковъ, и утвердиться въ немъ: то колико чуднѣе и полнѣе премудрости должно быть житіе ихъ по смерти, когда они, какъ говоритъ тотъ же Премудрый, пріимутъ Царствіе благолѣпія и вѣнецъ доброты отъ руки Господни (Стих. 16)! Тѣло тлѣнное отягощающее душу, и земное жилище обременяющее умъ многопопечителенъ (Прем. 9, 15), не позволяетъ намъ прозрѣвать въ свѣтъ сего Царствія: однако свѣтъ сей долженъ болѣе или менѣе проникать изъ невидимаго въ видимое, изъ духовнаго въ тѣлесное, съ неба на землю, когда Праведники, какъ еще говоритъ Премудрый, судятъ языкомъ, и обладаютъ /с. 36/ людьми (Прем. 3, 8), — обладаютъ посредствомъ силы чудесъ и знаменій, — судятъ судомъ благодати, милостей, благодѣяній, избавленія, наставленія ко спасенію, а иногда и благодѣтельнаго наказанія для побужденія ко благочестію.

Посему да не покажется страннымъ, если скажемъ, что мы желаемъ теперь представить нѣкоторыя немногія изъ безчисленныхъ черты житія Преподобнаго Сергія послѣ смерти, не въ томъ недовѣдомомъ для насъ отношеніи, какъ душа его есть съ прочими душами Праведныхъ въ руцѣ Божіей (Прем. 3, 1), но поколику сей равноангельный мужъ, по подобію Ангеловъ, въ служеніе посылается за хотящихъ наслѣдовати спасеніе (Евр. 1, 14), и такимъ образомъ его небесное житіе по необходимости касается земли.

Одно изъ первыхъ открывшихся общеній Преподобнаго Сергія съ братіею Обители его по блаженной кончинѣ его, было видѣніе достойнаго инока сей Обители, Игнатія, что святый Сергій во время всенощнаго бдѣнія стоялъ на своемъ мѣстѣ, и участвовалъ съ братіею въ церковномъ пѣніи, (См. печат. Сказан. о жит. и чуд. Пр. Сер., гл. 35).

Братія того времени возрадовались, услышавъ о семъ видѣніи. Да возрадуются и нынѣ подвизающіеся въ молитвахъ о таковомъ участникѣ и споспѣшникѣ въ оныхъ; а побѣждаемые невниманіемъ и лѣностію да возчувствуютъ важность церковнаго Богослуженія, на которое и съ неба приходятъ молитвенники.

Въ игуменство Преподобнаго Никона, одинъ ученикъ его, рубивъ лѣсъ на построеніе келліи, по нечаянности получилъ рану топоромъ въ лице. Въ /с. 37/ глубокій вечеръ, сидя въ келліи какъ бы въ изступленіи, слышитъ онъ у окна обычную молитву приходящаго; и пришедшій объявилъ себя Игуменомъ, хотя Игумена въ то время не было дома. Братъ хотѣлъ бы отворить: но не могъ встать, потому что изнемогъ отъ теченія крови. Вдругъ двери отворились сами собою. Вошелъ свѣтоносный старецъ, и другой въ одеждѣ Архіерейской. Свѣтъ осіялъ келлію, и болящій братъ мысленно просилъ отъ пришедшихъ благословенія. Свѣтоносный старецъ показывалъ Святителю основанія келліи; а сей благословлялъ всѣ мѣста. Обошедъ келлію, они стали невидимы. Болящій, пришедъ въ себя, не нашелъ ниже слѣда своей раны. Въ одномъ изъ явившихся онъ узналъ Преподобнаго Сергія, а о другомъ заключилъ, что то былъ другъ Преподобнаго Сергія во время земной жизни, Святитель Алексій (гл. 36).

Одинъ Тверскій вельможа, именемъ Захарій, страдалъ болѣзнію чрева, которое росло у него такъ, что угрожало ему смертію. Имѣя вѣру къ Преподобному Сергію, онъ съ вѣрою вкушалъ по нѣскольку хлѣба изъ Обители Сергіевы прежде своей обыкновенной пищи, и въ короткое время выздоровѣлъ. Посему онъ обѣщался идти въ Обитель Преподобнаго для благодаренія: но сперва отложилъ, а потомъ и забылъ свое обѣщаніе.

Дабы вразумить его, Богъ посѣтилъ его вновь болѣзнію зубною, столь жестокою, что ему представлялось, будто челюсти его сокрушались, и многіе дни онъ не имѣлъ сна и не принималъ пищи. Въ одинъ вечеръ онъ возложилъ себѣ на голову скуфію Преподобнаго Сергія, которую имѣлъ у себя /с. 38/ въ домѣ, и, получивъ нѣкоторое облегченіе, началъ погружаться въ тонкую дремоту, впрочемъ такъ, что въ умѣ еще молился о своемъ исцѣленіи предстательствомъ Преподобнаго. Вдругъ видитъ его предъ собою; хочетъ встать, или говорить, но не можетъ. Святый вопрошаетъ: хочешь ли идти въ монастырь мой и тамъ получить исцѣленіе? Больной отвѣтствуетъ: хочу, но не могу. На сіе Святый сказалъ: я отнесу тебя; и больному представилось, что онъ взятъ, отнесенъ въ обитель Святаго и положенъ у раки мощей его. Съ плачемъ и радостію цѣлуетъ онъ раку, чувствуетъ внутренно свое исцѣленіе, паки относится въ домъ свой; и, пришедъ въ себя, не чувствуетъ никакого остатка своей болѣзни. Тогда съ радостію исполнилъ онъ прежній обѣтъ благодарственнаго молебствія въ обители Преподобнаго Сергія (гл. 39, 40).

Московскій купецъ именемъ Симеонъ, родившійся по предсказанію Преподобнаго Сергія, былъ боленъ такъ, что многіе дни лежалъ на одрѣ безъ пищи и безъ сна, и не могъ двинуться. Въ одну ночь, помянувъ Преподобнаго Сергія, множество исцѣленій, которыя Богъ ради его совершаетъ, и любовь, которую Преподобный во время земной жизни своей имѣлъ къ родителямъ Симеона, сей болящій долго молился Преподобному о помощи. Въ поздній вечеръ, во время сна домашнихъ при свѣтильникѣ, явился болящему Преподобный въ великомъ свѣтѣ, въ сопровожденіи Преподобнаго Никона, котораго больной тотчасъ узналъ, потому что лично зналъ его во время его жизни; а по нему заключилъ, что первый явившійся былъ Преподоб/с. 39/ный Сергій. Святый Сергій осѣнилъ больнаго крестомъ, который имѣлъ въ своей рукѣ; а ученику своему велѣлъ осѣнить его стоявшею близъ одра иконою, которую ему далъ нѣкогда самъ Преподобный Никонъ. Потомъ больному казалось, что они взяли его за волосы, и содрали съ него всю кожу отъ головы до ногъ, и стали невидимы. Въ ту минуту Симеонъ ощутилъ себя облегченнымъ отъ болѣзни такъ, что всталъ и земными поклоненіями изъявилъ Преподобнымъ свою благодарность предъ ихъ иконами (гл. 41).

Отрокъ Леонтій, сынъ одного изъ старѣйшинъ въ Вышгородѣ, въ продолженіи осми лѣтъ имѣлъ сухую руку, прикорченную къ ребрамъ; и по сей причинѣ Христа ради странствовалъ по многимъ мѣстамъ. Въ одной веси Сергіева монастыря явился ему Преподобный, и повелѣлъ идти въ свою обитель, если хочетъ получить исцѣленіе. Отрокъ пришелъ въ обитель, вошелъ въ церковь, сталъ у раки Преподобнаго, и началъ молиться. Что за симъ послѣдовало, то перескажемъ собственными словами древняго повѣствователя.

«Всѣмъ братіямъ предстоящимъ, и мнѣ недостойному Пахомію, писавшему въ то время житіе Святаго, ужасно видѣша чудо вси. Яко бо сотвори третій поклонъ, припаде ко гробу отрокъ, и возопи веліимъ гласомъ, глаголя: се здрава сухая моя рука! И сіе рекъ, воздвиже ю горѣ, глаголя: се зрю Святаго Сергія стояща у гроба своего, и повелѣвающа маніемъ простерти руку мою сухую. Благодареніе же тебѣ воздаю, великому въ чудѣсахъ!» (гл. 46).

/с. 40/ Ограничась немногими, доселѣ изъ древнихъ сказаній приведенными примѣрами благотворныхъ чудодѣйствій Преподобнаго Сергія надъ частными лицами, обратимъ особенное вниманіе на тѣ случаи, въ которыхъ его чудодѣйственное служеніе имѣло болѣе обширное направленіе къ утвержденію Православныя вѣры, ко благу Церкви и Отечества.

Не надлежало бы дивиться, если бы мы не сказали, что сей великій пустынножитель былъ высокій Богословъ: ибо Духъ Святый раздѣляетъ (1 Кор. 12, 11) дарованія духовныя, а не каждому даетъ всѣ; но, чего, можетъ быть, не ожидаютъ отъ пустыннаго подвижника, мы должны сказать на основаніи опытовъ, что Преподобный Сергій былъ высокій и проницательный Богословъ. Скажу мимоходомъ: не Богословскій ли духъ являлся въ немъ еще тогда, когда онъ избиралъ наименованіе созидаемому имъ храму? Его умъ устремился тогда къ высочайшему Христіанскому догмату, дабы привлечь за собою умы даже младенцевъ вѣры. Посвятивъ храмъ сей имени Пресвятыя Троицы, онъ сдѣлалъ то, что здѣсь, по самому напоминанію имени храма, каждый поклонникъ богословствуетъ, исповѣдуетъ и славитъ Живоначальную Троицу, и богословствуя приноситъ свою молитву.

Другой опытъ Богословскаго духа и защиты Православія Преподобный Сергій явилъ въ слѣдующемъ происшествіи.

Когда Латины, пользуясь бѣдственнымъ временемъ Греческой Имперіи, домогались подчинить Восточную Церковь Римской, на Флорентинскомъ соборѣ: тогда съ Россійскимъ Митрополитомъ Иси/с. 41/доромъ былъ на семъ соборѣ нѣкій пресвитеръ Симеонъ. Не согласясь съ Исидоромъ покориться Латинству, сей пресвитеръ много пострадалъ отъ него за сіе, и, съ Тверскимъ посломъ Ѳомою, рѣшился бѣжать отъ него въ Россію. Не имѣя ни средствъ, ни защиты, ни знанія путей, они пристали было къ путешествующимъ купцамъ, но сіи, приближаясь къ одному грозно укрѣпленному городу, отгнали ихъ отъ себя, опасаясь потерпѣть за нихъ, какъ за людей неизвѣстныхъ и сомнительныхъ. На одной горѣ, утомясь и недоумѣвая о пути, Симеонъ и Ѳома легли и задремали. Вдругъ видитъ пресвитеръ Старца, который, взявъ его за правую руку, сказалъ: благословился ли ты отъ послѣдовавшаго стопамъ Апостольскимъ Марка, Епископа Ефесскаго? Онъ отвѣчалъ: да! я видѣлъ сего чуднаго и крѣпкаго мужа, и благословился отъ него. Тогда явившійся говорилъ далѣе: благословенъ отъ Бога Человѣкъ сей, потому что никто изъ суетнаго Латинскаго собора не преклонилъ его ни имѣніемъ, ни ласкательствомъ, ни угрозами мукъ. Ты сіе видѣлъ, не склонился на прелесть, и за то пострадалъ. Проповѣдуй же заповѣданное тебѣ отъ святаго Марка ученіе, куда ни придешь, всѣмъ Православнымъ, которые содержатъ преданія Святыхъ Апостолъ и Святыхъ Отецъ седми соборовъ; и имѣющій истинный разумъ да не уклоняется отъ сего. О путешествіи же вашемъ не скорбите; я неотступно съ вами, и чрезъ сей непроходимый городъ проведу васъ безопасно. Теперь воставъ, идите; прошедъ немного, увидите мѣсто, гдѣ двѣ палаты, и подлѣ нихъ жену, именемъ Ев/с. 42/генію, которая приметъ васъ въ домъ свой и упокоить; а потомъ вскорѣ и чрезъ городъ пройдете безъ задержанія. Пресвитеръ спросилъ старца, кто онъ? И явившійся отвѣтствовалъ: я Сергій Маковскій, котораго ты нѣкогда призывалъ въ молитвѣ. Ты обѣщался придти въ Обитель мою, но не пришелъ; и теперь обѣщанія не исполнишь, но по неволѣ тамъ будешь. Пробудясь, Пресвитеръ разсказалъ видѣніе своему спутнику, и они пошли съ радостію. Все случилось по предсказанію: Евгенія пригласила ихъ для упокоенія; потомъ прошли они чрезъ городъ среди множества вооруженныхъ людей, не бывъ никѣмъ задержаны. Достигнувъ Россіи, Пресвитеръ гдѣ-то замедлилъ, и не поспѣшилъ въ Обитель Преподобнаго Сергія. Между тѣмъ пришелъ въ Москву Исидоръ, поймалъ его, и, какъ непокорнаго, заключилъ въ оковы. Но Богъ, молитвами Святыхъ, просвѣтилъ Великаго Князя Василія: Исидоръ не принятъ Россійскою Церковію, какъ отступившій отъ нея: Симеонъ разрѣшенъ отъ оковъ, и отданъ Игумену Сергіева монастыря Зиновію, и такимъ образомъ, точно по предсказанію Преподобнаго Сергія, поневолѣ привезенъ въ Обитель его, гдѣ со слезами разсказывалъ братіи свои приключенія (гл. 47).

Слѣдующее происшествіе сдѣлалъ извѣстнымъ Іоасафъ, Митрополитъ Всероссійскій, слышавъ оное непосредственно изъ устъ Великаго Князя Іоанна Васильевича.

Супруга сего Государя Софія, родивъ три дщери, желала имѣть сына; и съ молитвою о семъ предприняла путешествіе изъ Москвы въ обитель /с. 43/ Преподобнаго Сергія пѣшкомъ. Прошедъ подъ монастырское село Клементьево, и спускаясь подъ гору къ самой Обители, нечаянно увидѣла она идущаго ей на встрѣчу священнолѣпнаго инока, видомъ подобнаго изображенію Преподобнаго Сергія. Онъ имѣлъ въ рукахъ своихъ младенца, и приближась, внезапно положилъ его въ нѣдро Великой Княгинѣ. Она вострепетала и упала бы, если бы не была поддержана бывшими съ нею женами вельможъ. Сѣла, и стала искать у себя въ пазухѣ, но ничего не нашла. Тогда уразумѣла она, что то было посѣщеніе Преподобнаго Сергія, укрѣпилась, и съ упованіемъ принесла въ Обители свою молитву. Послѣ сего зачала она, и родила сына Великаго Князя Василія (гл. 54).

Когда по повелѣнію Царя и Великаго Князя Ивана Васильевича, для способствованія завоеванію Казани, основанъ былъ въ лѣто 7059 Свіяжскъ, и въ немъ созданъ, между прочимъ, монастырь съ храмомъ во имя Преподобнаго Сергія: тогда отъ образа Чудотворца Сергія совершились въ семъ монастырѣ многія чудесныя исцѣленія. Вскорѣ явились въ Свіяжскъ старѣйшины Горнихъ Черемисъ, и покорились Царю Россійскому. И вотъ что они при семъ случаѣ разсказывали:

«Лѣтъ за пять до основанія сего города, когда мѣсто сіе было пусто, когда Казань была спокойна, мы часто слыхали здѣсь Русскій церковный звонъ. Удивляясь, и приходя въ страхъ, мы посылали легкихъ молодыхъ людей къ сему мѣсту посмотрѣть, что такое происходитъ; и они слышали голоса прекрасно поющихъ, какъ будто въ церкви, /с. 44/ а никого не видали, кромѣ одного вашего стараго инока, который ходилъ съ крестомъ, благословлялъ на всѣ стороны, какъ будто размѣрялъ то мѣсто, гдѣ теперь городъ; и все то мѣсто наполнялось благоуханіемъ. Когда посланные нами покушались ловить его: онъ становился невидимъ. Когда пускали въ него стрѣлы: стрѣлы не ранили его, а летѣли вверхъ, падали на землю и ломались. Мы сказывали о семъ нашимъ князьямъ, а они царицѣ и вельможамъ въ Казани» (гл. 56).

Мы же, братія, поставимъ теперь себя въ мысленное видѣніе промысла Божія, и почудимся, какъ Онъ полагаетъ прежде видимаго невидимое основаніе дѣламъ человѣческимъ чрезъ благословеніе Святыхъ, и такимъ образомъ даетъ онымъ свыше чаянія восходящее благопоспѣшество.

Когда, по причинѣ оскудѣнія царскаго племени, отечество наше подверглось неустройствамъ и тяжкимъ бѣдствіямъ; когда ревность по вѣрѣ и отечествѣ, во время опасности, побудила Обитель Преподобнаго Сергія принять дѣятельное участіе въ отечественной брани и выдерживать осаду отъ Поляковъ и Литвы: тогда Преподобный Сергій преимущественно явился въ чинѣ Взбраннаго Воеводы, который приписуется ему въ церковномъ пѣснопѣніи. Онъ ободрялъ и охранялъ подвизающихся за вѣру и отечество, устрашалъ враговъ и умножалъ свои чудеса, дабы, при умноженіи опасностей, не изнемогла надежда спасенія.

Въ одинъ воскресный день, по утрени, явился онъ пономарю Иринарху, во время его дремоты, и предсказалъ нападеніе враговъ. Потомъ тотъ же /с. 45/ старецъ видѣлъ его ходящимъ по оградѣ и по службамъ монастырскимъ, и окропляющимъ зданія святою водою. Въ слѣдующую ночь дѣйствительно послѣдовало нападеніе: но враги, думая сдѣлать нечаянный приступъ, встрѣтили нечаянный отпоръ, и понесли пораженіе (гл. 58).

Такъ въ древности Пророкъ Елисей возвѣщалъ Царю Израильскому о готовящихся нападеніяхъ Сирійскаго войска изъ сокровенныхъ мѣстъ, и соблюдеся оттуду не единою ниже дважды (4 Цар. 6, 10).

Въ другое время, когда осажденные почти потеряли надежду избавленія и скорбѣли, что нельзя послать въ Москву, чтобы просить помощи отъ Царя, является Преподобный тому же Иринарху, и говоритъ: скажи братіи и всѣмъ ратнымъ людямъ: для чего скорбятъ, что нельзя послать вѣсть въ Москву? Я послалъ отъ себя въ Москву, въ домъ Пречистыя Богородицы и ко всѣмъ Московскимъ Чудотворцамъ, совершить молебствіе, трехъ учениковъ моихъ: Михея, Варѳоломея и Наума, въ третьемъ часу ночи. И враги ваши ихъ видѣли. Выдьте изъ ограды, и скажете врагамъ: видѣли вы старцевъ; для чего не поймали ихъ? Вотъ будетъ отъ нихъ на васъ великая побѣда, и въ Москвѣ всему городу вѣсть отъ нихъ будетъ.

Иринархъ объявилъ видѣніе, и изъ показанія стража, изъ переговоровъ съ осаждающими, особенно же изъ допроса плѣнника открылось, что осаждающіе въ ту ночь видѣли и преслѣдовали трехъ старцевъ, ѣдущихъ на худыхъ коняхъ, но не могли догнать ихъ.

/с. 46/ То же видѣніе подтвердилось еще другими необыкновенными обстоятельствами. Одинъ больной старецъ, услышавъ объ ономъ, вошелъ о истинѣ онаго въ дѣтское сомнѣніе: на какихъ коняхъ послалъ Святый Сергій трехъ учениковъ своихъ? Внезапно явился ему Преподобный Сергій, и сказавъ, что послалъ на слѣпыхъ коняхъ, которые, за недостаткомъ корма, выгнаны изъ каменной монастырской ограды, исцѣлилъ его отъ болѣзни и вмѣстѣ отъ невѣрія. Повелѣвъ объявить сіе всѣмъ, Святый заключилъ свою бесѣду съ исцѣленнымъ слѣдующимъ и утѣшительнымъ и грознымъ предреченіемъ и поученіемъ: не такъ гнусенъ мнѣ смрадъ мірянъ, согрѣшающихъ блудомъ, какъ иноковъ, нерадящихъ о своемъ обѣщаніи; и подъ стѣнами Обители моея всѣхъ пришедшихъ враговъ истреблю, и во Обители моей нечисто и двоесмысленно живущихъ погублю же, и со осквернившимися управлю (гл. 64, 65. Сказан. объ осад. Т. С. М., гл. 50).

Примѣтимъ здѣсь, какъ многообразно вдругъ дѣйствовалъ Чудотворецъ Сергій: и враговъ устрашалъ, и находящихся въ опасности ободрялъ, и измѣну предупреждалъ, и болящихъ врачевалъ, и маловѣрныхъ исправлялъ, и всѣхъ иноковъ поучалъ такимъ поученіемъ, которое и нынѣ, братія, должно еще звучать въ ушахъ нашихъ.

Между прочимъ въ семъ сказаніи достойны примѣчанія имена Варѳоломея и Наума, церковію не православныхъ, но, видно, также Святыхъ, потому что иначе не были бы они способны исполнить святое порученіе Святаго Сергія.

/с. 47/ Въ тотъ самый день, въ который было въ Обители Преподобнаго Сергія видѣніе о посольствѣ учениковъ его въ Москву, въ Москвѣ, которая также была въ осадѣ, многіе видѣли идущаго въ городъ сѣдовласаго старца, и за нимъ двѣнадцать возовъ, наполненныхъ печенымъ хлѣбомъ. Кто вы, — вопрошали жители Москвы, — и какъ прошли сквозь такое множество войска? — Старецъ отвѣтствовалъ: мы всѣ изъ дома Пресвятыя и Живоначальныя Троицы. И когда еще спросили его: какъ стоитъ домъ Пресвятыя Троицы? Онъ присовокупилъ: не предастъ Господь имени Своего въ поношеніе языкомъ; только сами, братія, не колеблитесь прилогами земными. Слухъ о прибывшихъ изъ Обители Сергіевой не только привлекъ множество народа къ Богоявленскому Монастырю, какъ ея подворью, но и отъ Царя Василія прислано было спросить Келаря Аврамія, для чего онъ не представилъ Царю прибывшихъ. Но на подворьѣ никто не видалъ ихъ. Оставалось заключить, что то было видѣніе, котораго послѣдствіе оказалось обиліемъ хлѣба на подворьѣ Чудотворца, сверхъ ожиданія (гл. 66).

Осажденная Москва нуждалась въ хлѣбѣ. Ни повелѣнія Царя Василія, ни увѣщанія Патріарха Гермогена не могли преклонить купцовъ понизить цѣну онаго. Чтобы достигнуть сего, Царь и Патріархъ убѣдили Келаря Сергіева Монастыря Аврамія продать низкою цѣною часть хлѣба изъ запасовъ подворья. Но когда цѣна хлѣба, возвысилась опять, и Царь съ Патріархомъ хотѣли употребить то же средство къ пониженію ея: Аврамій опасался, что нечѣмъ будетъ пропитать живущихъ /с. 48/ на подворьѣ. Однако, призвавъ въ помощь Преподобнаго Сергія, велѣлъ онъ вторично вывезть хлѣба на продажу пониженною цѣною. Въ сіе время служившій при житницѣ, именемъ Спиридонъ, нагребая въ житницѣ ржи на хлѣбы братіи, видитъ изъ скважины въ стѣнѣ текущую рожь. Онъ огребаетъ: а она течетъ болѣе. Удивясь, онъ показываетъ сіе другому служителю, и оба сказываютъ о семъ Келарю. То же продолжалось и тогда, когда пришелъ Келарь. Симъ хлѣбомъ во все продолженіе осады довольствовались не только находящіеся на подворьѣ Чудотворца, но и многіе приходящіе и просящіе.

По освобожденіи Сергіевой обители отъ большой осады, Архимандритъ Діонисій, видя въ окрестностяхъ народъ погибающій отъ бѣдствій войны, бѣдныхъ безъ помощи, больныхъ и раненыхъ безъ призрѣнія, лежащихъ по дорогамъ, по лѣсамъ, по дебрямъ, со слезами убѣдилъ братію, чтобы призирать ихъ въ Монастырѣ, и на нихъ употребить лучшіе въ обители запасы хлѣба и кваса, а самимъ, въ случаѣ нужды, довольствоваться овсянымъ хлѣбомъ и водою; потому что подвоза нельзя было надѣяться, поелику дороги еще не были безопасны.

Въ сіе время бывшему Старицкому Архимандриту Пимену присуждено было работать въ Сергіевой Обители въ хлѣбнѣ, за то, что сынъ его Амфилохій, бывъ посланъ въ подчиненный сей Обители Казанскій Троицкій Монастырь въ строители, согласился съ неблагонамѣренными людьми, и вышелъ изъ послушанія. Хлѣбные запасы со дня на день умалялись. и остался одинъ небольшой /с. 49/ сусѣчецъ, изъ котораго ежедневно брали муку на братію, на мірянъ и на ратныхъ людей. Пименъ, замѣтивъ, что истощаемый сусѣчецъ вновь наполнялся, сказалъ о семъ бывшему тогда въ Обители Ключарю Ивану Насѣдкину; оба въ продолженіи нѣсколькихъ дней замѣчали то же, и наконецъ вразумились, что то было, по молитвамъ Преподобнаго Сергія, благословеніе свыше на человѣколюбивый подвигъ Архимандрита Діонисія (Рукоп. о новояв. чуд. П. С. гл. 2).

Около сего же времени вышеупомянутый Ключарь Іоаннъ, пребывая въ обители Преподобнаго Сергія, однажды, при келейной молитвѣ о избавленіи отъ належащаго еще гнѣва Божія (потому что еще многіе города были въ возмущеніи, и Поляки по мѣстамъ превозмогали), размышляя о бѣдствіяхъ Церкви, и вспомнивъ написанное въ Апокалипсисѣ о женѣ бѣгущей отъ змія въ пустыню, помыслилъ со слезами, что иновѣрные могутъ совсѣмъ одолѣть Православныхъ, и тогда уже не быть на Руси Православію. Изнемогши отъ плача, онъ забылся, и слышитъ въ окно гласъ: кто ты, который такъ думаешь, будто не быть на Руси Православію, и хочешь испытать судьбы Божіи? А того не знаешь, что за васъ молитъ Бога. Василій Великій, Димитрій Селунскій, да и вашъ Преподобный Сергій чудодѣйствующій; и будетъ Православіе на Руси по прежнему. Пришедъ въ себя, Іоаннъ вострепеталъ и пошелъ сказать о семъ Архимандриту Діонисію.

Онъ нашелъ Архимандрита стоящимъ предъ келліею своею на помостѣ, и къ новому удивленію своему, и вмѣстѣ къ подтвержденію слышаннаго гласа /с. 50/ узналъ, что въ сіе самое время Преподобный Сергій чудодѣйствовалъ.

Предъ Архимандритомъ стоялъ отрокъ, дотолѣ нѣмой, какъ извѣстно было всѣмъ, и яснымъ языкомъ разсказывалъ Архимандриту слѣдующее:

«Сей часъ я сидѣлъ на печи въ келліи, въ которой какой-то инокъ, разслабленный, лежалъ въ углу, лицемъ къ стѣнѣ. Вошли два инока, свѣтлообразные, сѣдые бородами, приступили къ разслабленному, и, сотворивъ молитву имени Іисусову, требовали, чтобъ онъ обратился къ нимъ лицемъ. Онъ сказалъ, что не можетъ. Но Боголѣпные иноки, повторивъ свое требованіе, присовокупили: то-ли, брате, твое иночество? Не будь упоренъ, обратись къ намъ. Больной, по невѣжеству, отвѣчалъ даже съ гнѣвомъ: кто вы? отойдите отъ меня; развѣ не знаете, какъ я боленъ? какъ мнѣ обратиться? Тогда Боголѣпные Старцы, обративъ его къ себѣ лицемъ, поставили на ноги у постели его, и сказали: напрасно ты называешься больнымъ; вотъ ты здоровъ. Выходя изъ келліи, они сказали мнѣ, назвавъ меня по имени: поди, скажи Архимандриту Діонисію о семъ непослушникѣ, какъ онъ спорилъ съ нами. Съ симъ словомъ ихъ, разрѣшился языкъ мой; и я отвѣчалъ: иду и возвѣщу повелѣнное вами».

За симъ пришелъ бывшій разслабленный инокъ, и подтвердилъ разсказанное отрокомъ.

Келарь Симонъ, въ рукописи о новоявленныхъ чудесахъ Преподобнаго Сергія, писанной по повелѣнію Царя Алексѣя Михаиловича, относительно достовѣрности предложенныхъ теперь сказаній о Ключарѣ Іоаннѣ, о разслабленномъ, и о нѣмомъ, /с. 51/ объясняетъ, что оныя не только описаны непосредственно со словъ Іоанна, но даже нѣкоторыя слова описанія самимъ Іоанномъ поправлены (О новояв. Ч., гл. 3).

Въ рукописи же Келаря Симона есть достопримѣчательное сказаніе о томъ, какимъ образомъ извѣстный подвижникъ за отечество, Нижегородскій гражданинъ Косма Мининъ, введенъ былъ въ подвигъ, превышающій его званіе. Косма былъ человѣкъ благочестивый, и имѣлъ обычай по временамъ, отлучась отъ супруги своей, уединяться въ особой храминѣ для молитвы. Однажды въ сей храминѣ явился ему Преподобный Сергій и повелѣвалъ собирать казну для военныхъ людей, и идти для очищенія Государства Московскаго отъ враговъ. Пришедъ въ себя, Косма былъ въ великомъ страхѣ: но ни на что не рѣшился, думая, что устроеніе войска не его дѣло. Видѣніе повторилось: но онъ опять остался въ бездѣйствіи. По краткомъ времени Преподобный явился ему въ третій разъ, возобновилъ свое повелѣніе съ прещеніемъ, и присовокупилъ, что есть изволеніе праведныхъ судебъ Божіихъ помиловать Православныхъ Христіанъ, и отъ великаго смятенія привести въ тишину; что старѣйшіе въ городѣ не столько войдутъ въ поручаемое Космѣ дѣло, сколько младшіе, и что начинаніе ихъ приведется къ доброму окончанію. Сіе послѣднее видѣніе оставило Косму не только въ трепетѣ, но и въ нѣкоторой болѣзни: почему, онъ раскаялся въ своемъ небреженіи, рѣшился приступить къ исполненію повелѣннаго и думалъ, какъ начать дѣло. Вскорѣ избранъ онъ всѣмъ городомъ въ земскіе /с. 52/ старосты. Принявъ сіе за мановеніе провидѣнія Божія, Косма утвердился въ упованіи на Бога и на предстательство Преподобнаго Сергія, и началъ въ земской избѣ со слезами говорить о бѣдствіяхъ отечества и о недѣятельности своихъ согражданъ. Нѣкоторые отъ сихъ рѣчей отходили съ насмѣшками, а нѣкоторые, особенно изъ младшихъ, были тронуты оными, и говорили своимъ отцамъ: что теперь наше богатство, развѣ только поощреніе врагамъ? Если придутъ и возьмутъ нашъ городъ, не такъ же ли разорятъ, какъ разорили другіе? Устоять ли одному городу? Положимъ лучше все житіе свое и богатство въ волю Божію; станемъ употреблять оное на ратныхъ людей; и если изъ насъ кто можетъ идти въ воинство, мы также готовы положить головы свои за избавленіе Христіанскія вѣры. Слѣдствіемъ сего возбужденія былъ приговоръ всѣхъ Нижегородскихъ гражданъ, данный Космѣ Минину въ томъ, чтобы его слушать. Онъ усилилъ: данное ему полномочіе тѣмъ, что принесъ отечеству почти все свое имѣніе, и, преуспѣвая въ ревности и могуществѣ, сдѣлался однимъ изъ первыхъ споспѣшествователей спасенію отечества.

Проходя съ княземъ Пожарскимъ и съ войскомъ къ Москвѣ, мимо Сергіевой Обители, и совершая въ ней молебное пѣніе, Мининъ самъ объявилъ Архимандриту Діонисію о бывшихъ ему явленіяхъ Преподобнаго Сергія (О новояв. Ч., гл. 9).

Прославляютъ любовь къ отечеству. Прославленіе справедливое и полезное! Богъ да умножитъ въ отечествѣ нашемъ людей, достойныхъ таковаго прославленія! Но, славя любовь къ отечеству, не /с. 53/ забудемъ отдать должную славу благочестію, помощи Божественной, молитвамъ небесныхъ гражданъ о земномъ отечествѣ. Примѣръ, теперь представленный, показываетъ, что любовь къ отечеству возбуждается, дѣйствуетъ и преуспѣваетъ, когда она одушевляется благочестіемъ, когда руководствуется и утверждается помощію свыше.

Чудодѣйствіямъ Преподобнаго Сергія, какъ Взбраннаго Воеводы и Защитника отечества, справедливо и прилично было ознаменоваться царскою благодарностію. И сіе устроено было Провидѣніемъ, какъ видно изъ Указа Царя Михлилл Ѳеодоровича, даннаго въ 13 день Октября, 7125 года, на имя Троицко-Сергіева монастыря Архимандрита Діонисія и Келаря Авраамія Палицина, съ братіею, въ которомъ изображено: «125 года Октября въ 5 день писалъ къ намъ изъ Стародуба стольникъ и воевода Александръ Нагово, да Иванъ Кологривовъ, что Сентября въ 20 день пришелъ подъ Стародубъ Лисовской съ Литовскими людьми, и стоялъ подъ городомъ полтора дни; и отошли отъ Стародуба десять верстъ. И Сентября-де въ 26 день пріѣхали на наше царское имя въ Стародубъ Литовскихъ людей пять человѣкъ, а въ разспросѣ сказали, что Лисовской съ воинскими людьми пошелъ изъ Стародубскаго уѣзда въ Комарицкую волость. И какъ будетъ-де отъ Стародуба 28 верстъ, и Лисовскому учинилась смерть вскорѣ. Спалъ съ коня, и издохъ при нихъ, Сентября въ 25 день, на Чудотворцеву Сергіеву память». Далѣе въ Указѣ сказано, что сіе извѣстіе подтвердилось еще другимъ путемъ: и повелѣно воздать хвалу всесильному /с. 54/ въ Троицѣ славимому Богу, и великому Чудотворцу Сергію совершить нарочно полное празднество со всѣмъ торжествомъ. (О новояв. Ч., гл. 13).

Такъ утѣснителю Сергіевой Обители осадою суждено было погибнуть внезапною и бѣдственною смертію, и притомъ въ самый праздникъ Чудотворца, котораго праздники думалъ онъ уничтожить разрушеніемъ его Обители.

Но время намъ, по предвоспріятому намѣренію краткости, пресѣчь настоящую повѣсть о житіи Преподобнаго Сергія, по смерти. Да и нельзя иначе, какъ пресѣчь сію повѣсть, которую совершенно окончить, не можно: потому что чудодѣйственное житіе описуемаго, уже не смертное, продолжается, и по неоскудѣвающей благодати Божіей будетъ продолжаться.

А дабы указать хотя одинъ примѣръ того, какимъ образомъ предметъ настоящаго повѣствованія продолжается и до ближайшихъ къ намъ временъ, минуя преданія устныя, которыя легко затмѣваются, и изъ которыхъ точныя свѣдѣнія составлять трудно, представляемъ свидѣтельство блаженныя памяти Преосвященнаго Митрополита Платона, который на одной книжицѣ описаннаго имъ житія Преподобнаго Сергія, хранящейся въ обители его, собственноручно приписалъ отъ слова до слова слѣдующее:

«Да и въ прошедшемъ 1782 году, какъ всѣмъ вамъ довольно извѣстно есть, единая жена, имѣя болѣе десяти лѣтъ связанныя ноги, и не возмогши никакъ и никогда ходить, что совершенно изслѣдовано, ползала по землѣ: она, приползши къ сей /с. 55/ ракѣ, яко къ нѣкоему источнику врачебной силы, внезапу возстала на ноги, и ходя, и скоча, и хваля Бога, и избраннаго Имъ».

Наконецъ неможно не упомянуть здѣсь хотя краткимъ словомъ о многократномъ и въ недавнія времена чудномъ сохраненіи Обители Преподобнаго Сергія и пребывающихъ въ ней отъ различныхъ бѣдствій, по судьбамъ Божіимъ постигавшихъ цѣлую страну, какъ то: въ 1771 году отъ моровой язвы, въ 1812 отъ истребительнаго нашествія Галловъ, и въ 1830 отъ губительной болѣзни холеры. Кто же, какъ не Преподобный Сергій былъ Ангеломъ хранителемъ своея Лавры, чтобы ея не коснулся Ангелъ истребитель! Не онъ ли, при высшемъ предстательствѣ Пресвятыя Богородицы, молитвами своими ополчился окрестъ своея Обители, и избавилъ ее, когда никакое воинство за нее не ополчалось, и когда сосѣдніе грады заняты были войскомъ враговъ? Достойно примѣчанія, что въ тотъ самый день, когда обитатели Сергіевой Лавры и окрестнаго Посада, по долгомъ томленіи среди окружающихъ опасностей, безъ видимой помощи, наконецъ соединились въ общую молитву, и съ умиленіемъ совершали крестное хожденіе около всего селенія, — въ тотъ самый день, именно, въ праздникъ Покрова Пресвятыя Богородицы, 1812 года, враги начали отступать изъ ближайшихъ къ Лаврѣ городовъ, ими занятыхъ, и тѣмъ началось ихъ бѣгство и изъ всея Россіи.

Что касается до чудесныхъ благодѣяній, болѣе частныхъ, являемыхъ Преподобнымъ Сергіемъ и въ наше время по благопотребности для бѣдствую/с. 56/щихъ и по вѣрѣ просящихъ: оныя частію извѣстны и пребывающимъ въ Обители его, и многимъ внѣ оной; частію же, при всей важности своей, не всегда суть удобооглашаемы въ церкви, касаясь лицъ еще живущихъ, и происшествій частной жизни, не рѣдко требующихъ покрова тайны.

Уповаемъ, что сказаннаго доселѣ довольно будетъ для внимательныхъ и безпристрастныхъ, къ утѣшенію вѣры и къ утвержденію надежды на Бога молитвами Святыхъ. Для невнимательныхъ же, и добровольно порабощенныхъ страстямъ и суетѣ, по изреченію самой Истины, и аще кто отъ мертвыхъ воскреснетъ, не имутъ вѣры (Луки 16, 31).

Богу, дивному во Святыхъ Своихъ чрезъ единую Его Церковь, небесную и земную, отъ всѣхъ человѣковъ милуемыхъ Имъ, и разнообразно ко спасенію устрояемыхъ, и отъ всякаго созданія Его, Промысломъ Его хранимаго и правимаго, слава, благодареніе, и въ трепетѣ и радости поклоненіе, во вѣки. Аминь.

Источникъ: Житіе Преподобнаго и Богоноснаго Отца нашего Сергія, Радонежскаго и всея Россіи чудотворца, почерпнутое изъ достовѣрныхъ источниковъ, читанное въ Лаврѣ его на всенощномъ бдѣніи Іюля 5 дня, 1822 года. — СПб.: Русская Скоропечетня (П. С. Нахимова), 1878. — С. 35-56.

Назадъ / Къ оглавленію


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.