Церковный календарь
Новости


2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 20-я (1939)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 19-я (1939)
2017-10-21 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Симона, еп. Владимірскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Нестора, лѣтописца Россійскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Христосъ Воскресе! (1975)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Есть ли у насъ покаяніе? (1975)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 15-я (1925)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 14-я (1925)
2017-10-20 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 18-я (1939)
2017-10-20 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 17-я (1939)
2017-10-20 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преподобнаго Нифонта (1967)
2017-10-20 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Тита пресвитера (1967)
2017-10-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Боже, милостивъ буди намъ, грѣшнымъ" (1975)
2017-10-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Слова и рѣчи. Томъ II. (1961-1968). Вступленіе (1975)
2017-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 4-я (1991)
2017-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 3-я (1991)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 22 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМЪ, САРОВСКІЙ ЧУДОТВОРЕЦЪ.
ДИВѢЕВСКАЯ ТАЙНА И ПРЕДСКАЗАНІЯ О ВОСКРЕСЕНІИ РОССІИ.
(Издано Комитетомъ Русской Правосл. Молодежи Заграницей. New York, 1981).

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
[Изъ книги Е. Поселянина «Преп. Серафимъ, Саровскій чудотворецъ».]

Что оставилъ по себѣ старецъ Серафимъ.

Въ настоящее время, когда съ особымъ усердіемъ вспоминается все, относящееся до великаго старца Серафима Саровскаго, умѣстно подвести итогъ оставшимся вещественнымъ о немъ воспоминаніямъ.

Живыми воспоминаніями по старцѣ, кромѣ Сарова, остались процвѣтающія женскія обители. — Серафимо-Дивѣевская и Серафимо-Понетаевская. Находясь вблизи другъ друга, — Саровъ, Дивѣево и Понетаевка лежатъ въ двухъ разныхъ губерніяхъ: Саровъ въ Тамбовской, Дивѣево и Понетаевка въ Нижегородской. Посѣщеніе всѣхъ этихъ трехъ мѣстъ весьма удобно соединить вмѣстѣ, если со станціи Шатки (та самая линія, идущая отъ Нижняго, на которой лежитъ и Арзамасъ) проѣхать на Понетаевку, оттуда на Дивѣевъ, и затѣмъ на Саровъ.

Серафимо-Понетаевская обитель, извѣстная меньше Дивѣевской, устроена, послѣ разныхъ несогласій въ Дивѣевѣ, сестрами, отколовшимися отъ Дивѣева, въ усадьбѣ дѣвицы-помѣщицы Копьевой. Замѣчательно, что, когда барышня Копьева въ юности съ родными своими была у о. Серафима старецъ, провидя, что она впослѣдствіи дастъ свою усадьбу для его монастыря, низко кланяясь, благодарилъ барышню, что, конечно, тогда очень всѣхъ удивило. Въ Понетаевкѣ пребываетъ прославив/с. 141/шійся недавно чудесами образъ Знаменія Богоматери.

Понетаевкѣ щедро благотворилъ одинъ замѣчательный русскій человѣкъ, купецъ Петровъ. Онъ умеръ весною 1902 года, завѣщавъ Серафимо-Понетаевскому монастырю, свыше 10-ти тысячъ десятинъ земли, весьма цѣнной въ той мѣстности.

Теперь о портретахъ старца.

На Успенскомъ островѣ среди рѣки Волхова, гдѣ помѣщается рядъ благотворительныхъ учрежденій, устроенныхъ Петербургскимъ протоіереемъ Алексіемъ Колоколовымъ, находится одно замѣчательное изображеніе старца Серафима. Разъ къ о. Алексію обратился со своимъ горемъ одинъ отецъ изъ весьма культурнаго класса общества. Его сынъ совершенно лишился вѣры. Поговоривъ съ молодымъ человѣкомъ, о. Алексій попросилъ его, такъ какъ тотъ занимался живописью, сдѣлать для него копію съ большого портрета о. Серафима, гдѣ старецъ изображенъ идущимъ согбеннымъ, опираясь на сучковатую палку; на немъ клобукъ мягкій — такой формы, какъ носили въ старой Руси, черная полумантія и крашенинная темно-коричневая ряска, на ногахъ онучи и лапти. Старецъ изображенъ во весь ростъ и поражаетъ своею жизненностью. Такъ и кажется, что онъ сейчасъ выйдетъ изъ рамы. Что случилось съ молодымъ человѣкомъ во время исполненія этой работы — неизвѣстно. Но, закончивъ ее, онъ сталъ горячо вѣрующимъ человѣкомъ.

Возникалъ вопросъ о томъ, кормилъ ли ста/с. 142/рецъ Серафимъ медвѣдя. Не только кормилъ, но и больше того. Когда приходившіе къ старцу пугались, заставая у него медвѣдей, онъ словомъ отгонялъ ихъ въ чащу лѣса. Разъ старецъ заставилъ одну монахиню изъ своихъ рукъ покормить медвѣдя. Изображеніе старца съ медвѣдемъ написано впервые въ сороковыхъ годахъ живописцемъ Ефимомъ Васильевымъ, горячимъ почитателемъ о. Серафима, лично его знавшимъ. Уже 50 лѣтъ назадъ изображенія о. Серафима, кормящаго медвѣдя, были очень распространены.

Весьма также распространены гравюры — въ прежнее время достигавшія высокой художественной законченности, изображающія старца молящимся въ лѣсу на камнѣ, идущимъ въ ближнюю пустыньку съ котомкой на спинѣ, или безъ котомки, и скончавшагося въ колѣнопреклоненной молитвѣ предъ иконой Богоматери Умиленіе. Рѣже приходится видѣть (есть новѣйшая хромолитографія) изображеніе старца работающимъ на огородѣ или встрѣчающимъ посѣтителей у ближней пустыньки. Наконецъ, намъ не приходилось встрѣчать отдѣльными изданіями картину, находящуюся въ видѣ иллюстраціи въ нѣкоторыхъ книгахъ объ о. Серафимѣ, особенно же замѣтную въ часовнѣ, гдѣ находится могила старца, и изображающая посѣщеніе старца Серафима Богоматерью въ послѣдній годъ его жизни, 25 марта 1831 г., въ день Благовѣщенія. Равнымъ образомъ, никогда, кажется, не бывали изданы отдѣльно рисунки: видѣніе іеро/с. 143/діакону Серафиму Христа при совершеніи литургіи и чудесное исцѣленіе послушника Прохора явленіемъ Богоматери.

Недавно пришлось встрѣтить очень интересную гравюру: старецъ въ задумчивости, съ поднятой для благословенія рукой, стоитъ надъ своимъ цѣлебнымъ источникомъ.

Въ самомъ распространенномъ изображеніи отца Серафима — моленіи его на камнѣ, дѣлаются очень часто двѣ погрѣшности. Обыкновенно изображается, что старецъ молится на камнѣ столь небольшихъ размѣровъ, что бѣлый балахонъ колѣнопреклоненнаго старца почти покрываетъ камень. Это не вѣрно. То, на чемъ молился отецъ Серафимъ, представляло изъ себя большой, высокій камень, лучше сказать — скалу. Извѣстно, что въ теченіе десятковъ лѣтъ богомольцы отбивали куски отъ этого камня. Между тѣмъ и теперь сохраняемый въ Дивѣевѣ камень этотъ чуть развѣ поменьше того, какимъ изображаютъ его на картинахъ моленія отца Серафима. Другая погрѣшность слѣдующая. Подъ открытымъ небомъ старецъ промолился 1000 ночей, а 1000 дней въ это время молился, стоя на другомъ камнѣ, у себя въ келліи. И второй камень поднесь существуетъ. Значитъ, неправильно изображать надъ старцемъ, молящимся въ лѣсу на камнѣ, голубое дневное небо и заливать всю картину дневнымъ свѣтомъ. Надо еще замѣтить, что отецъ Серафимъ, во время моленія на камняхъ, не былъ сѣдымъ, какъ иногда его /с. 144/ рисуютъ, а имѣлъ свѣтло-каштановые густые волосы. Волосы у отца Серафима два раза отъ болѣзни сходили съ головы, какъ шапка. Разъ, когда онъ былъ боленъ еще послушникомъ. Другой разъ, когда онъ былъ избитъ и изувѣченъ тремя крестьянами с. Кременокъ, крѣпостными Татищева, которые пришли къ нему въ дальнюю пустыньку, требуя денегъ, которыхъ у него не было. Именно послѣ этого происшествія о. Серафимъ, бывшій раньше стройнымъ и прямымъ, сталъ ходить согбеннымъ. Уже много лѣтъ до того его придавило дерево, когда онъ работалъ по рубкѣ лѣса, но это еще не такъ согнуло его. Волосы о. Серафима хранятся и въ Саровѣ, и въ Дивѣевѣ, и нѣкоторые міряне носятъ ихъ у себя, какъ святыню, обыкновенно въ медальонахъ на воскѣ.

Напоминаніемъ пустынничества старца являются обѣ его келліи изъ «дальней» и «ближней» «пустынекъ», обѣ онѣ въ Дивѣевѣ. Изъ первой сдѣланъ алтарь Преображенской церкви, и въ алтарѣ этомъ хранятся одежды старца и его книги. Въ другой читается непрерывно Псалтирь. Въ Дивѣевѣ же находится келейная икона о. Серафима, на молитвѣ предъ которою онъ скончался — Богоматери Умиленія; въ Дивѣевѣ же хранится и крестъ [1] мѣдный, материнское благословеніе, ко/с. 145/торымъ мать благословила сына, когда онъ рѣшилъ уйти изъ міра, и который онъ всегда носилъ открыто на груди, съ нимъ на груди и скончался. Самая же, быть-можетъ, великая память по старцѣ — это Серафимовъ источникъ въ «ближней пустынькѣ». Являясь въ видѣніяхъ больнымъ, старецъ постоянно указываетъ на этотъ источникъ. Отъ воды его бывали случаи прозрѣнія слѣпыхъ.

Въ заключеніе обращаю вниманіе библіографовъ на слѣдующее. Въ Петербургѣ мнѣ довелось слышать, что въ тридцатыхъ годахъ былъ изданъ романъ (читанный, будто бы, Пушкинымъ и ему понравившійся), въ которомъ о. Серафимъ является дѣйствующимъ лицомъ. Къ сожалѣнію, слышавъ это изъ вторыхъ рукъ, я не могъ узнать ни заглавія романа, ни имени автора, ни того, выведенъ ли въ этомъ романѣ о. Серафимъ въ видѣ одного изъ главныхъ лицъ, или въ видѣ лица эпизодическаго. Интересно было бы обстоятельно разслѣдовать этотъ слухъ.

Примѣчаніе:
[1] Такъ доселѣ полагали. Въ самое послѣднее время довелось слышать, что, при освидѣтельствованіи мощей старца, этотъ крестъ оказался на его мощахъ, лежащимъ на груди, какъ носилъ онъ его всю жизнь.

Источникъ: Преподобный Серафимъ, Саровскій чудотворецъ. Дивѣевская тайна и предсказанія о воскресеніи Россіи. — New York: Изданіе Комитета Русской Православной Молодежи Заграницей, 1981. — С. 140-145.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.