Церковный календарь
Новости


2018-11-17 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 3-е основаніе (1992)
2018-11-17 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 2-е основаніе (1992)
2018-11-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 43-я (1922)
2018-11-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 42-я (1922)
2018-11-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Наше церковное правосознаніе (1976)
2018-11-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Мысли о Православіи (1976)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 17 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность

СЛОВА РЕКТОРА С.-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМІИ АРХИМАНДРИТА ѲЕОФАНА.
(Изданіе 1-е. СПб., 1859).

СЛОВО
въ день Воздвиженія Честнаго Креста Господня.

Якоже Моисей вознесе змію въ пустыни, тако подобаетъ вознестися Сыну человѣческому, да всякъ вѣруяй въ онь не погибнетъ, но имать животъ вѣчный (Іоан. 3, 14. 13).

Таинственна и неизъяснима, братіе, премудрость крестная! И первое, чего не можетъ понять умъ нашъ, это есть жизнь, проистекшая отъ креста. Крестъ орудіе смерти, и притомъ самой поносной: между тѣмъ Церковь восхваляетъ его живоноснымъ, живодавцемъ, древомъ жизни и безсмертія, падшихъ воздвиженіемъ, всѣхъ воскресеніемъ, и вообще приписываетъ ему всѣ тѣ блага, коихъ ищетъ истинный христіанинъ въ сей жизни, и какихъ надѣется, въ будущей. Какъ истинная жизнь происходитъ отъ креста, это во всякое время было соблазномъ для суевѣрныхъ и безуміемъ для суемудрыхъ. Но, чего не постигаетъ умъ, то должна видѣть и содержать вѣра: и мы, оживляемые /с. 236/ крестомъ, не безвинны, если не заботимся познавать живоносную силу, сокрытую въ крестѣ, размышлять о ней и поучаться непрестанно, по примѣру Апостола Павла, который, (будучи въ Коринѳѣ), не судилъ что и вѣдѣти, точію Іисуса Христа, и сего распята (1 Кор. 2, 2), и который отличительнымъ свойствомъ спасаемыхъ поставляетъ опытное познаніе силы креста; слово крестное погибающимъ убо юродство есть, а спасаемымъ намъ сила Божія есть (1 Кор. 1, 18).

Если же такъ поступать должны мы всегда, то тѣмъ паче нынѣ, когда св. Церковь, призывая насъ къ поклоненію честному и животворящему кресту, тѣмъ самымъ склоняетъ къ нему наше вниманіе и сердце. Будемъ же поучаться тайнѣ креста, чтобъ видѣть,какъ течетъ изъ него истинная жизнь.

Сердцемъ вѣруемъ о устами исповѣдуемъ, что Господь нашъ Іисусъ Христосъ, крестомъ упразднивъ смерть, даровалъ намъ въ немъ животъ вѣчный, и что всякій, желающій пріобщиться сего живота, долженъ подъять нѣкоего рода свой крестъ.

Вотъ сокращенно все ученіе о жизни, даруемой крестомъ!

«Вѣруемъ, что Господь нашъ Іисусъ Христосъ, крестомъ упразднивъ смерть, даровалъ намъ въ немъ животъ вѣчный». Таинъ еси, Богородице, рай невоздѣланно возрастившій Христа, имже крестное живоносное на земли насадися древо, поетъ /с. 237/ св. Церковь (пѣс. 9. Ирм.). Что древо жизни посредѣ рая сладости, то древо креста посредѣ земли, плачевной юдоли смерти. Въ раю было еще другое древо, о коемъ сказано: въ оньже аще день снѣсте отъ него, смертію умрете (Быт. 2, 17). Прародители вкусили и умерли. Ихъ преслушаніемъ жизнь была потеряна во всемъ ея пространствѣ: была потеряна жизнь вѣчная, ибо съ паденіемъ заключился рай и явился адъ, жилище состоящихъ подъ гнѣвомъ и клятвою; потеряна жизнь духовная, ибо съ возношеніемъ на умъ Божій испало изъ души ревностное помышленіе о Богѣ и Богоугожденіи, составляющее существо духовной жизни; потеряна жизнь тѣлесная, ибо въ слѣдъ затѣмъ сказано: земля еси, и въ землю отыдеши (Быт. 3, 19). Смерть воцарилась на землѣ и во всѣхъ сынахъ Адама стала царствовать вмѣстѣ съ грѣхомъ. Единѣмъ человѣкомъ грѣхъ въ міръ вниде, и грѣхомъ смерть, и тако смерть во вся человѣки вниде (Рим. 5, 12). Все человѣчество стало представлять одинъ мертвый трупъ, а земля вообще мрачное кладбище. И о всемъ родѣ человѣческомъ можно было сказать, какъ о сынахъ Израилевыхъ: поле, полное костей (Іез. 37, 2). Но когда здѣсь на землѣ водворялась смерть, свыше полагалось начало новой жизни и новому бытію въ жертвѣ единороднаго Сына Божія, который сказалъ Отцу своему: се иду сотворити волю твою, Боже мои: /с. 238/ всесожженій о грѣсѣ не восхотѣлъ еси, тѣло же свершилъ ми еси (Пс. 39, 7. 8). Сія воля тогда же была открыта въ опредѣленіи стереть главу змія; и живоносная сила будущей жертвы тогда же начала дѣйствовать вѣрою въ Грядущаго. Наконецъ, по исполненіи временъ, единородный Сынъ Божій дѣйствительно снисшелъ на землю, принялъ на Себя человѣчество, пострадалъ и умеръ на крестѣ. Сею крестною смертію умерщвлена смерть и возвращенъ намъ истинный животъ во всемъ его пространствѣ: возвращенъ животъ вѣчный: ибо со креста сказано и разбойнику Господомъ: днесь со мною будеши въ раи (Лук. 23, 4-3); возвращена жизнь тѣлесная, какъ сіе явлено было особеннымъ знаменіемъ въ самый часъ смерти Господней на крестѣ, когда гроби отверзошася, и многа тѣлеса усопшихъ святыхъ восташа (Мат. 27, 52); возвращена жизнь духовная; ибо распятый Христосъ Господь содѣлался для званныхъ силою и премудростію во спасеніе (1 Кор. 1, 24). А такимъ образомъ истинная жизнь опять воцарилась на землѣ. Единый Богъ имѣетъ животъ въ Себѣ. Мы потолику можемъ жить, поколику Богъ даруетъ намъ жизнь, при живомъ общеніи съ Нимъ. Грѣхъ разлучилъ между нами и Богомъ: мы потеряли благоволеніе Божіе и умерли. Спаситель, воспріявъ на Себя наше естество, крестною смертію своею примирилъ насъ съ Богомъ. Богъ возвратилъ намъ /с. 239/ свое благоволеніе, и мы оживотворились. Вотъ какъ и почему древо креста содѣлалось древомъ жизни и безсмертія, почему крестъ — свѣтъ вѣчный, мертвыхъ востаніе, всѣхъ воскресеніе, какъ воспѣваетъ Церковь (въ канонѣ животв. кресту).

Но живоносный отъ креста источникъ не разливается самъ собою для оживленія не имѣющихъ жизни, какъ разливался четырьмя потоками райскій источникъ напояти лице земли. Намъ самимъ должно приблизиться къ нему, чтобъ оживить свой омертвѣлый составъ его животворною силою, самимъ должно подклониться подъ сѣнь его, чтобъ костямъ сухимъ и мертвымъ онъ далъ жилы, возвелъ на нихъ плоть, простеръ по нимъ кожу и вселилъ духъ свой въ нихъ (Іез. 37, 6). А безъ сего крестъ вѣчно будетъ заключать въ себѣ жизнь, а мы по прежнему можемъ оставаться мертвыми; безъ сего все вокругъ насъ будетъ возставать и оживляться, а мы навсегда можемь пребыть сухими и безжизненными костями. Какъ же и чѣмъ пріобщиться живоносной силы креста? Какъ и чѣмъ привиться къ сей единой истинно живой маслинѣ? Иже хощетъ по мнѣ ити, отвержется себѣ, и возметъ крестъ свой, и по мнѣ грядетъ, говоритъ Господь (Мар. 8, 34). Иже Христовы суть, плоть распяша со страстми и похотми, учитъ Апостолъ Павелъ (Гал. 5, 24). Нѣтъ иного пути къ общенію со Христомъ, понесшимъ /с. 240/ крестъ, какъ подъятіе каждымъ споего креста, состоящаго въ распятіи плотскаго человѣка съ его страстьми и похотьми. Источникъ нашего оживленія — въ сообщеніи намъ спасительныхъ скорбей и смерти Господа нашего, коего съ такимъ рвеніемъ искалъ Апостолъ Павелъ, вся уметы вмѣнившій ради его (Фил. 3, 10). Но удостоиться сего сообщенія мы можемъ не радостями, а скорбьми же, — каковы суть внутреннія скорби самораспинанія. И вотъ гдѣ начало нашей духовной жизни.

Человѣкъ по паденіи сталъ двойственъ. Въ него вошелъ иной законъ, дѣйствующій въ удѣхъ его и противовоюющъ закону ума, и плѣняющій его закономъ грѣховнымъ, вошло, какъ бы, иное лице, иной человѣкъ, у котораго есть и своя голова — гордость, и свои руки — корыстолюбіе, и свое чрево — плотоугодіе. Сей пришлый человѣкъ стѣснилъ собою прежняго человѣка, подавилъ прежнюю нашу истинную жизнь. Потому, чтобъ возстановить и воскресить сію жизнь, надлежитъ умертвить того чуждаго человѣка, который всѣмъ беззаконно завладѣлъ въ насъ, сталъ душею всей нашей дѣятельности. Желающій спастися долженъ погубить сію душу, по заповѣди Спасителя (Мар. 8, 35). И дѣйствительно всѣ губящіе ее, чрезъ внутреннее распятіе, и только они одни, и начинаютъ жить истинно — по духу. Изъ креста на коемъ совершается распятіе грѣховнаго человѣ/с. 241/ка, — изъ него собственно и истощается для каждаго, силою благодати божественной, наша духовная жизнь. Ибо когда грѣховный человѣкъ будетъ пораженъ во главу — гордость, тогда вмѣсто ея въ духѣ водворится смиреніе; когда пригвоздятъ руки его — корыстолюбіе; тогда мѣсто его заступитъ нестяжательность; когда пребіются голени — плотоугодіе, тогда родится вмѣсто его цѣломудріе; когда наконецъ пронзено будетъ самое сердце его — самолюбіе, тогда дастся боголюбезное самоотверженіе. Самоотверженіе съ смиренномудріемъ, нестяжательностію и цѣломудріемъ составляютъ первые начатки, первыя стихіи образующейся духовной жизни, которой послѣ остается только давать свободу и благопріятствовать, чтобъ она возрасла, укрѣпилась и пришла въ полноту. Ибо чѣмъ болѣе умерщвляется грѣхъ, тѣмъ болѣе оживаетъ духъ, чѣмъ рѣшительнѣе и безжалостнѣе самораспинаніе, тѣмъ вѣрнѣе и благоуспѣшнѣе возрастаніе истинной жизни, по степенямъ ея, коими восходитъ она отъ силы въ силу, пока дойдетъ до мѣры полнаго своего возраста.

Такъ истинная жизнь происходитъ отъ креста. Жаждая жизни, поспѣшимъ на живоносныя воды, источаемыя крестомъ. Да не устрашаютъ насъ въ семъ спасительномъ дѣлѣ болѣзненныя скорби крестоношенія. Правда, прискорбно крестное шествіе въ слѣдъ Спасителя, но съ Нимъ соединены /с. 242/ высокія утѣшенія. Труденъ путь, ведущій къ жизни; но есть для идущихъ тамъ и надежныя подкрѣпленія. Тотъ же самый крестъ Христовъ, который есть основаніе и начало нашего оживленія чрезъ крестъ внутренній, будетъ для насъ и утѣшеніемъ и помощію. Кто возлюбитъ его и сею любовію перенесетъ какъ бы въ свое сердце, тотъ непрестанно будетъ и наслаждаться его сладостію, и преисполняться его силою. Того не смутятъ волны помысловъ и похотствованій: крестъ Христовъ, подобно жезлу Моѵсееву, пресѣчетъ сіе море, и доставитъ ему безбѣдное прехожденіе. Того не поколеблютъ ни внутреннія болѣзни сердца, разстающагося съ любезными ему вещами, ни внѣшнія озлобленія неправды, всегда враждующей противъ правды: цѣлебная сила креста Господня съ избыткомъ усладитъ горести души, какъ нѣкогда древо, положенное Моѵсеемъ въ источникъ, отъяло горечь у водъ его. Пусть обыдутъ его всѣ враги спасенія и жизни: всесильный крестъ Христовъ отразитъ и поразитъ ихъ, какъ поражало враговъ Израиля воздвиженіе рукъ Моѵсея. Но, что всего желательнѣе, на того онъ низведетъ благословеніе Божіе на всѣ благія начинанія и труды его, какъ Іаковлево крестное возложеніе рукъ на Ефрема и Манассію низвело на нихъ и потомство ихъ обильныя блага; — низведетъ благословеніе, съ коимъ всякое доброе и полезное пред/с. 243/пріятіе будетъ совершаться легко, успѣшно, многоплодно, отъ котораго будетъ онъ процвѣтать въ Церкви Божіей, какъ кринъ сельный, какъ древо при источникѣ водъ. Еже буди всѣмъ намъ благодатію Господа нашего Іисуса Христа, ради насъ подъявшаго крестъ и имъ насъ оживившаго. Аминь.

Источникъ: Слова С. Петербургской Духовной Академіи ректора Архимандрита Ѳеофана. — СПб.: Въ типографіи Главнаго Штаба Его Императорскаго Величества по Военно-Учебнымъ Заведеніямъ, 1859. — С. 235-243.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.