Церковный календарь
Новости


2017-09-23 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 4b (1991)
2017-09-23 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 4a (1991)
2017-09-21 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 4-я (1993)
2017-09-21 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 3-я (1993)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 3-е (1991)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 2-е (1991)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 1-е (1991)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Глава 10-я (1991)
2017-09-21 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе на праздникъ Почаевской иконы Божіей Матери (1965)
2017-09-21 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе на Рождество Пресвятой Богородицы (1965)
2017-09-14 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 2-я (1993)
2017-09-14 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 1-я (1993)
2017-09-14 / russportal
Свт. Игнатій (Брянчаниновъ). Понятіе о ереси и расколѣ (1996)
2017-09-14 / russportal
Свт. Игнатій (Брянчаниновъ). Жизнь схимонаха Ѳеодора (1996)
2017-09-13 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. Краткій обзоръ причинъ, пород. Литовскую церк. унію (1993)
2017-09-13 / russportal
Прот. Михаилъ Польскій. "О почитаніи Пресв. Дѣвы Маріи". Глава 10-я (1987)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 23 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Церковная письменность

О ПОКАЯНІИ, ПРИЧАЩЕНІИ СВЯТЫХЪ ХРИСТОВЫХЪ ТАИНЪ И ИСПРАВЛЕНІИ ЖИЗНИ.
Слова преосвященнаго Ѳеофана во святую Четыредесятницу и приготовительныя къ ней недѣли.
Изданіе 2-е Русскаго на Аѳонѣ Пантелеимонова монастыря. СПб., 1869.

33.
ВЪ НЕДѢЛЮ КРЕСТОПОКЛОННУЮ.

Посреди святой Четыредесятницы святая Церковь предлагаетъ чествованію и поклоненію нашему святый Крестъ Господень. Въ этомъ видна Ея о насъ материнская попечительность... Она хочетъ тѣмъ ослабѣвающихъ въ подвигахъ поста и самоисправленія подкрѣпитъ, ревностныхъ воодушевить на бóльшіе подвиги и всѣмъ внушить мысль и намѣреніе до конца жизни неотступно и непоколебимо шествовать въ слѣдъ Господа подъ крестомъ, который каждымъ взятъ на себя въ часъ рѣшимости угождать Господу.

Припомните, чтó было у васъ на душѣ, когда вы принесли раскаяніе во грѣхахъ и, отвратившись отъ стра/с. 179/стей и страстныхъ дѣлъ, сказали Господу чрезъ духовнаго отца своего: не буду? Если это было сказано искренно, то вѣрно вы чувствовали тогда полную готовность до крови стать въ подвигѣ противъ враговъ Господа и вашихъ, вступить въ борьбу со страстьми и похотьми безъ всякаго саможалѣнія и снисхожденія къ себѣ, съ принесеніемъ въ жертву всего дорогаго, но грѣшнаго, — со всецѣлымъ самоотверженіемъ. Нѣтъ сомнѣнія, что вслѣдъ за исповѣдію сподобившись святаго Причастія, вы отходя отъ чаши Господней тотчасъ и вступили въ сію брань, или въ сей трудъ мысленной и сердечной вѣрности Господу, которой искушенія начали представляться вамъ на каждомъ шагу, по обычному порядкудѣлъ нашихъ. Брань эта, вы знаете теперь, не легка, а главное, какъ живая, слишкомъ чувствительна. Вы должны были отказывать себѣ въ томъ, что глубоко залегло въ сердцѣ, и чтобъ успѣть въ этомъ, держать въ напряженіи и душу и тѣло. Одинъ день, другой такъ провесть можно почти безъ труда, а въ недѣлю утомишься, въ двѣ еще болѣе. Когда подумаемъ, что такъ надо прожить и до конца поста и всей жизни: невольно начнутъ какъ-бы опускаться руки и подламываться ноги, то есть, чувство тяготы подвига начнетъ подавлять и колебать первую рѣшимость, или по крайней мѣрѣ позывать на льготы и послабленіе. Какъ то и другое пагубно, ибо означаетъ бѣгство съ поля битвы, обращеніе вспять: то, предвидя такое положеніе наше, святая мать наша Церковь въ помощь намъ спѣшитъ оживить нашу ревность живѣйшимъ напечатлѣніемъ во вниманіи нашемъ лика распеншагося Господа. Предлагая поклоненію нашему Крестъ Господень, она симъ говоритъ каждому изъ насъ: смотри на Господа, висящаго на крестѣ. Видишь, что взошедши на крестъ, Онъ уже не схо/с. 180/дилъ съ него до тѣхъ поръ, пока предалъ духъ Свой Богу и Отцу. Вотъ и ты, вступивъ въ подвигъ боренія со страстьми въ видахъ угожденія Господу, начинаешь чувствовать, что ты будто распятъ на крестѣ. Такъ это и есть. Смотри же, пребывай на семъ крестѣ спокойно, не рвись и не мечись и особенно отрѣвай всякое помышленіе сойти съ него, до тѣхъ самыхъ поръ, пока не придетъ минута и тебѣ сказать: Отче, въ руцѣ Твои предаю духъ мой!

Смыслъ слова такой: не ослабляй своей рѣшимости, не допускай поблажекъ себѣ, не измѣняй начатыхъ подвиговъ, иди твердо болѣзненнымъ путемъ самоотверженія. Онъ приведетъ тебя къ блаженному почитію въ лонѣ Отца небеснаго.

Простъ и ясенъ урокъ сей. И какъ для многихъ онъ, можетъ быть, есть урокъ самый благовременный! Помолимся, да даруетъ Господь и всѣмъ намъ пребыть навсегда въ такомъ настроеніи. Рѣшившись угождать Господу, не отступимъ отъ сей рѣшимости; вступивъ въ подвигъ, не будемъ измѣнять его. А когда немощь начнетъ брать свое и колебать духъ нашъ, поспѣшимъ всякій разъ обставлять его возбудительными помышленіями. Будемъ говорить ему такъ: иначе нельзя; или погибать, или быть на крестѣ самораспинанія, пока есть въ насъ дыханіе жизни. И Господь былъ на крестѣ и всѣ Святые крестнымъ шествовали путемъ. Толикъ имуще облежащъ насъ облакъ свидѣтелей, и взирающе на начальника вѣры и совершителя Іисуса, съ терпѣніемъ да течемъ на предлежащій намъ подвигъ (Евр. 12, 1. 2). Точно трудно и болѣзненно! Но развѣ безъ обѣтованій трудъ сей? О! Недостойны страсти нынѣшняго времене къ хотящей славѣ явитися въ насъ! Далеко это! Но потерпимъ немного въ постоянствѣ самоумерщвленія, и еще здѣсь нач/с. 181/немъ предвкушать блаженство, ожидающее насъ въ будущемъ. Много ли мы потрудились? И посмотрѣть не на что; а хотимъ уже пожинать пріятные плоды. Воодушевимся! Получаемъ ударъ, и наносимъ ударъ. Но тѣмъ самымъ, что наносимъ ударъ, сами крѣпнемъ, а врага истощаемъ; и чѣмъ больше будемъ давать этихъ противоудареній, тѣмъ будемъ становиться мы крѣпче, а врагъ слабѣе. Потомъ изъ вражескаго полчища одинъ за другимъ начнутъ выбывать борющіе насъ; отстанутъ наконецъ и самые злые и неотвязчивые, и развѣ издали, косвенно какъ, будутъ приражаться къ намъ. Вотъ и миръ, а за миромъ и радость о Духѣ Святѣ. И это скоро можетъ придти. Только положимъ въ законъ не поддаваться и недѣлать поблажекъ. Но вотъ тутъ-то, братіе, вся наша бѣда и есть! Врагъ-то намъ первый кто есть? Саможалѣніе, — врагъ самый льстивый и самый опасный. Послабь, говоритъ, немножко, утомился! Видите, за насъ стоитъ. А послушай его и послабь себѣ въ чемъ? — одно послабленіе поведетъ къ другому, другое къ третьему и т. д., а потомъ и все разслабнетъ, и всѣ строгости отойдутъ, и всѣ порядки жизни благочестной придутъ въ забвеніе. Современно же съ этимъ, мысли разсѣются и похоти раздражатся, а ревность духа охладѣетъ. Въ этомъ нестроеніи придетъ любимая страсть — выманитъ сначала вниманіе, потомъ сочувствіе, а тамъ согласіе. Послѣ же сего только случай, и грѣхъ готовъ. Вотъ и опять паденіе, опять омраченіе ума, опять томленіе совѣсти, опять нестроеніе и внутреннее и внѣшнее. Дальше паденіе за паденіемъ; и опять все пойдетъ по старому, какъ будто и не начинато дѣло самоисправленія.

И что я говорю: по старому? Хуже будетъ. Ибо какъ послѣ молніи таже темнота ночи бываетъ темнѣе: такъ /с. 182/ послѣ возстаній отъ грѣха новыя паденія повторительныя въ больше и большее разстройство приводятъ бѣдную душу. О семъ въ предостереженіе наше Господь Самъ предъявлялъ, говоря: егда нечистый духъ изыдетъ изъ человѣка, преходитъ сквозѣ безводная мѣста, ища покоя, и не обрѣтаетъ. Тогда речетъ: возвращуся въ домъ мой, отнюдуже изыдохъ. И пришедъ обрящетъ и празденъ, пометенъ и украшенъ. Тогда идетъ и пойметъ съ собою седмь иныхъ духовъ лютѣйшихъ себе, и вшедше живутъ ту; и будутѣ послѣдняя человѣку тому порша первыхъ (Матѳ. 12, 43-45).

Горша первыхъ! И по закону правды Божіей слѣдуетъ такъ быть. Давно ли каялся и плакалъ? Господь принялъ раскаяніе и все простилъ; опять возвратилъ Свое благоволеніе прежнее и Самаго Себя далъ въ общеніе въ святомъ Причащеніи. Человѣкъ же что за все это? Подержалъ себя немного степенно, и бросилъ и опять предался грѣху. Какъ можно этому поблажать? Вотъ и слушай строгій приговоръ суда: отверглся кто закона Моисеева, безъ милосердія при двоихъ или тріехъ свидѣтелехъ умираетъ. Колико мните горшія сподобится муки иже Сына Божія поправый, и кровь завѣтную скверну возмнивъ, еюже освятися, и Духа благодати укоривый?.. Вѣмы бо рекшаго: Мнѣ отмщеніе, Азъ воздамъ, глаголетъ Господь. Страшно есть, еже власти въ руцѣ Бога живаго (Евр. 10, 28-31). Въ другомъ мѣстѣ св. Апостолъ устрашеніе сіе усиливаетъ и оправдываетъ тѣмъ, что падающихъ вновь, по принятіи благодати, ставитъ въ одинъ рядъ съ распинателями Господа, именуя ихъ второе распинающими Его; и еще страшнѣйшее произноситъ о нихъ сужденіе, говоря, что таковыхъ, падающихъ по вкушенія дара небеснаго, невозможно паки обновлять /с. 183/ въ покаяніе, — конечно не оскудѣніе милосердія Божія выражая тѣмъ, а окончательное разслабленіе самихъ падающихъ. Ибо, отъ повторительныхъ паденій грубѣетъ душа, тупѣетъ чувство совѣсти — раскаянія — и приближается преданіе себя въ руки паденія своего, въ нечаяніе вложеніе. Почему приговариваетъ далѣе тутъ же св. Апостолъ: земля пившая сходящій на ню множицею дождь... и износящая терніе и волчецъ, непотребна есть и клятвы близъ, еяже кончина въ пожженіе (Евр. 6, 7. 8).

Бываетъ же такъ, что часы напримѣръ чинятъ, чинятъ, а потомъ дойдетъ до того, что и чинить нельзя. Такъ и въ грѣхопаденіяхъ, иной до того дойдетъ, что и поправить его ничѣмъ не поправишь.

Такія устрашенія предъявляетъ намъ Господь въ словѣ Своемъ не за тѣмъ, чтобъ ввергнуть кого въ отчаянное состояніе, а за тѣмъ, чтобъ, зная сіе, мы имѣли опасливую заботу, какъ бы не довести себя до него въ самомъ дѣлѣ; за тѣмъ, чтобъ если кто палъ, не валялся въ паденіи, а поспѣшилъ встать, а кто всталъ, раздражалъ бы въ себѣ ревность всегда стоять, не позволялъ бы себѣ разлѣниваться и снова падать въ прежніе грѣхи и поблажки страстямъ. Вѣдь оставаться въ паденіи нельзя. Надо встать. Помогъ Господь, встали, — и стойте. Какой смыслъ опять увлекать себя въ паденія, зная, что надо опять вставать и что это возстаніе будетъ труднѣе? Начато дѣло; не бросайте. Трудно! Перемогитесь; день отодня все будетъ легче и легче. А тамъ и совсѣмъ легко. Не все же трудъ и болѣзнь, и утѣшеніе Господь посылаетъ; а тамъ и смерть скоро, и всему конецъ. Даруй, Господи, чтобы она застала насъ на добромъ пути раскаянія и въ трудахъ самоисправленія!

/с. 184/ Все сіе приводя себѣ, братіе, на мысль, нынѣ, предъ Крестомъ Господа, положимъ въ сердцѣ своемъ не измѣнять положеннаго намѣренія угождать Господу и пребыть Ему вѣрными до положенія живота въ трудахъ самоотверженія и самоисправленія. Аминь.

Источникъ: О покаяніи, причащеніи святыхъ Христовыхъ Таинъ и исправленіи жизни. Слова преосвященнаго Ѳеофана во святую Четыредесятницу и приготовительныя къ ней недѣли. — Изданіе второе Русскаго на Аѳонѣ Пантелеимонова монастыря. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1869. — С. 178-184.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.