Церковный календарь
Новости


2017-03-23 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на кн. Бытія. Бесѣда 16-я (1898)
2017-03-23 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на кн. Бытія. Бесѣда 15-я (1898)
2017-03-22 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 18-е (1882)
2017-03-22 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 17-е (1882)
2017-03-22 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 2-е о скончавшихся отцахъ (1895)
2017-03-22 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 1-е о скончавшихся отцахъ (1895)
2017-03-22 / russportal
Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій. Огласительное слово 9-е (1855)
2017-03-22 / russportal
Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій. Огласительное слово 8-е (1855)
2017-03-22 / russportal
Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій. Огласительное слово 7-е (1855)
2017-03-22 / russportal
Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій. Огласительное слово 6-е (1855)
2017-03-21 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 16-е (1882)
2017-03-21 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 15-е (1882)
2017-03-21 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 14-е (1882)
2017-03-21 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 13-е (1882)
2017-03-21 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 12-е (1882)
2017-03-21 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 11-е (1882)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 24 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность

О ПОКАЯНІИ, ПРИЧАЩЕНІИ СВЯТЫХЪ ХРИСТОВЫХЪ ТАИНЪ И ИСПРАВЛЕНІИ ЖИЗНИ.
Слова преосвященнаго Ѳеофана во святую Четыредесятницу и приготовительныя къ ней недѣли.
Изданіе 2-е Русскаго на Аѳонѣ Пантелеимонова монастыря. СПб., 1869.

37.
ВЪ ТУ ЖЕ НЕДѢЛЮ [КРЕСТОПОКЛОННУЮ].

Вѣдомо вамъ, чего ради предлагается чествованію и поклоненію нашему честный Крестъ Господень среди великаго поста. Тѣмъ, которые еще не покаялись, симъ говорится: если Сына Своего Единороднаго не пощадилъ Богъ правосудный, то какой ожидать вамъ пощады, если нераскаянными пребудете во грѣхахъ вашихъ? Бросьте же грѣхъ и обратитесь на путь правый. А тѣмъ, кои уже покаялись и начали трудиться надъ исправленіемъ своего житія, говорится симъ: видите, чего стóитъ грѣхъ. Смотрите же, не поддавайтесь болѣе грѣху и не измѣняйте данному вами въ покаяніи обѣту быть впредь исправными предъ Господомъ.

Къ симъ послѣднимъ хочу обратить нынѣ слово мое и повторить имъ Апостольское воодушевленіе: стойте, братіе, мужайтеся, утверждайтеся. Смотрите на Господа, ради насъ на крестѣ распеншагося. Взошедши на крестъ, Онъ не сходилъ съ него, пока предалъ духъ свой Богу Отцу. Вотъ и вы взошли на крестъ, давши обѣтъ противиться грѣху и вступивши въ борьбу со страстьми и похотьми. Не сходите же съ сего креста, какимъ бы искушеніямъ и увлеченіямъ ни подвергались вы. Враги Господа, окружая крестъ Его, кричали: да снидетъ нынѣ со креста, и видимъ и вѣруемъ Ему. Не послушалъ ихъ Господь. Не слушайте и вы, когда враги вашего спасенія начнутъ сманивать васъ съ вашего креста и прельщать /с. 202/ къ тому, чтобъ вы бросили эту борьбу со страстьми и похотьми. Стойте, братіе, и не поддавайтесь.

Давши обѣтъ не грѣшить и получивши за то прощеніе во грѣхахъ, и сподобившись причастія святыхъ Христовыхъ Таинъ, снова впадать въ обычные грѣхи значитъ совершать страшное и ужасное преступленіе. Смотрите, что говоритъ о семъ Апостолъ. Говоритъ, что тѣ, кои просвѣщены, вкусили дара небеснаго, стали причастниками Духа Святаго и добраго вкусили глагола Божія и силы грядущаго вѣка, во второй разъ распинаютъ Сына Божія себѣ, если снова отпадаютъ отъ Бога и предаются нечистотамъ и непотребствамъ (Евр. 6, 4-9). Не пропускай никто изъ покаявшихся мимо ушей сего страшнаго слова, а сядь лучше и размысли, не на тебя ли прямо идетъ приговоръ сей, если снова падешь. Не просвѣщенъ ли ты теперь только въ покаяніи? Да, просвѣщенъ. Ты былъ въ ослѣпленіи. Пришла благодать, просвѣтила твои мысленныя очи, увидѣлъ ты бездну пагубы, пришелъ въ чувство и опомнился. Не вкусилъ ли ты добраго глагола Божія? Да, вкусилъ, когда слышалъ утѣшительное разрѣшеніе во всѣхъ грѣхахъ своихъ. Не сталъ ли ты причастникомъ Духа Святаго и дара небеснаго? Да, сталъ, когда причастился святыхъ Христовыхъ Таинъ и съ симъ причастіемъ принялъ Самаго Господа. Если же все сіе прямо идетъ къ тебѣ: то когда снова падешь, будетъ прямо къ тебѣ же идти и то, что приговорено потомъ снова отпадающимъ послѣ такихъ милостей. То есть, если ты, сподобившись такихъ благодатей, снова вдашься въ грѣхъ, то будешь второе распинать Сына Божія. Войди же ты чувствомъ въ сіе и страшись грѣха.

Подумаетъ кто, не для устрашенія ли только написалъ сіе св. Апостолъ? Ибо какъ можно теперь снова распять /с. 203/ Господа, прославленнаго и сѣдящаго одесную Бога и Отца? Точно сего никто уже не можетъ сдѣлать; но не это и хочетъ сказать Апостолъ; а хочетъ показать, какъ велика тяжесть грѣха, когда падаютъ въ него по обновленіи въ крещеніи, или въ покаяніи, которое есть второе крещеніе. И говоритъ, что тяжесть грѣха сего также велика, какъ велика тяжесть грѣха тѣхъ, кои самимъ дѣломъ распинали Господа. Падая снова въ грѣхъ, ты становишься въ рядъ распинателей Господа, въ рядъ тѣхъ, кои заушали Его, плевали на Него, били Его по ланитамъ, бичевали Его, терновый вѣнецъ возлагали на главу Его, пригвождали ко кресту, ругались надъ Нимъ, копіемъ ребра Его прободали. Вѣдь когда страдалъ Господь, то Онъ наши грѣхи подъялъ. Какая нибудь черта страданія очищаетъ грѣхъ каждаго изъ насъ. Положимъ же, что какой нибудь напримѣръ ударъ бича былъ за твои грѣхи прошедшіе. Когда ты покаялся и обратился ко Господу, ради того удара прощены всѣ грѣхи твои. А когда ты снова падешь въ грѣхъ и опять поновишь всѣ грѣхи свои, чѣмъ снова прикрыть ихъ, и ради чего снова простить тебѣ ихъ? Не иначе, какъ ради другой какой черты страданія, ради слѣдующаго напримѣръ удара бичемъ. Стало, этотъ ударъ будетъ за тебя, за твой грѣхъ. Онъ нуженъ ради твоего грѣха, грѣхъ твой дастъ его. Не будь твоего новаго грѣха, не былъ бы нуженъ и новый ударъ за тебя. Пусть слѣдующій-то ударъ и былъ уже данъ, но онъ будетъ уже не за тебя, а за другаго кого. Ты очищенъ предъидущимъ ударомъ. Не повторяй снова грѣхъ, и не будетъ изъ-за тебя новой раны въ страждущемъ Господѣ. Вотъ это и напечатлѣй поживѣе въ умѣ своемъ, въ борьбѣ твоей съ грѣхомъ своимъ. Когда подойдетъ грѣхъ и начнетъ влечь, вообрази, что /с. 204/ если ты согласишься на него, то будешь, совершая грѣхъ, заушать или бичевать или оплевывать Спасителя, и отскочишь отъ грѣха, какъ отъ страшилища.

Разсказывается въ отечникахъ, что въ Египтѣ былъ одинъ грѣшникъ, который послѣ исповѣди и святаго Причастія нимало не берегъ себя, но какъ только представлялся случай, снова падалъ въ прежніе грѣхи, послѣ каждаго говѣнія. Но какъ онъ не злой былъ, а немощь его одолѣвала; то Господь сжалился надъ нимъ и, для вразумленія его, устроилъ ему такое видѣніе: шелъ онъ гдѣ-то одинъ и видитъ, что къ нему подходитъ какое-то страшилище, похожее на человѣка непомѣрной высоты, косматое, безобразное, нечистое, съ глазами сверкающими. Подошло оно и, потрепавъ его по плечу, сказало: чего ты боишься, мы съ тобой пріятели, въ одномъ мѣстѣ будемъ. Грѣшникъ хоть очень испугался, но спросилъ его: да ты кто же? Я, говоритъ, тотъ, кто ударилъ въ ланиту Іисуса Христа; да и всѣ, которые послѣ исповѣди и святаго Причастія снова грѣшатъ, на одной стоятъ линіи съ Іудою и прочими мучителями и распинателями Господа. Сказалъ такъ и пошелъ въ другую сторону. Это видѣніе такъ поразило грѣшника, что онъ тогда же, оставя все, удалился въ пустыню, и тамъ до конца жизни въ строгихъ подвигахъ оплакивалъ грѣхи свои.

Изъ сего случая возми ты себѣ удостовѣреніе, что снова грѣшащіе послѣ покаянія и святаго Причастія точно сами себя ставятъ въ рядъ распинателей Господа, и симъ убѣжденіемъ устрашай душу свою и отбивай у ней всякое поползновеніе на грѣхъ, возникающее въ похотяхъ сердца и возмущающее доброе твое намѣреніе блюсти себя впредь и чистымъ и непадательнымъ.

/с. 205/ Говорится такъ не за тѣмъ, чтобъ ввергнуть кого въ отчаяніе, но чтобъ отклонить отъ грѣхопаденій. Отчаяваться не должно, сколько бы кто ни грѣшилъ. Но что за радость — ставить себя произвольно на ту линію, на которой стоятъ Іуда и распинатели, даже зная, что возвратъ изъ такого сообщества не невозможенъ. Можетъ быть и изъ распинателей многіе образумились, подобно Сотнику. И Іуда былъ бы конечно прощенъ, если бы покаялся. Но всякій скажетъ, что гораздо бы лучше не быть въ толпѣ распинателей, чѣмъ, побывши, идти обратно во свояси, бія въ перси свои. Ктому-же сіи, раскаявшіеся, не знали, кого они распинали. А о насъ можно ли сказать, что не знаемъ? Сознательное же паданіе во сколько утяжеляетъ грѣхъ? Конечно, въ минуту увлеченія грѣховнаго ослѣпленіе нападаетъ и душею овладѣваетъ легкомысліе, по коему все ни по чемъ; но это не оправданіе. Въ первый разъ кого отуманиваетъ грѣхъ, тому еще можно извиняться; а кто нѣсколько разъ подвергался сей бѣдѣ, и хорошо знаетъ, въ чемъ состоитъ, какъ подходитъ, и что производитъ сіе отуманеніе, тому чѣмъ извиниться? Чувство же неизвиняемости ожесточеніе сердца производитъ, а ожесточеніе сердца ведетъ къ нераскаянности. Про Іуду говорятъ, будто онъ, предавая Господа, не думалъ, что Онъ пострадаетъ, а ожидалъ, что Своею чудодѣйственною силою развѣетъ всѣ напасти. Но потомъ, когда увидѣлъ, какъ пошло дѣло, упалъ духомъ, ожестѣлъ сердцемъ и отчаялся. Еслибъ зналъ онъ такой исходъ своего предательства, едва ли бы рѣшился на него? Для насъ же и безъ испытанія всѣ подобные исходы видны. Не лучше ли потому не идти намъ симъ путемъ Іудинымъ, хоть не можемъ сказать, чтобъ Господь снова не явилъ на насъ чудесъ Своего милосердія. Господь всегда готовъ явить /с. 206/ ихъ; но вотъ чего не можемъ мы предъугадать. Не приняло бы сердце наше поворотъ къ ожесточенію и отъ ожесточенія къ рѣшительной нераскаянности, послѣ грѣха, къ которому теперь влечетъ насъ страсть? Если еще падемъ, погибли мы. Не лучше ли же совсѣмъ не дѣлать шага, который можетъ подвергнуть насъ такой крайней опасности, и не искушать милосердія Божія?

Вотъ такими помышленіями ограждайте себя и душу свою отрезвляйте, когда придетъ блажь грѣха и начнетъ искушать васъ. Вѣдь теперь вы на добромъ пути. Употребите трудъ устоять. А что стóитъ употребить, сіе видите вы изъ той бѣды, въ какую впадете, если неустоите.

Господь да умудритъ всѣхъ васъ во спасеніе, и да даруетъ вамъ силы и мужество сердца противостоять страстямъ и похотямъ, чтобъ честь спасаемыхъ получить, а не тѣхъ, о коихъ написано: воззрятъ Нань, Егоже прободоша! Аминь.

Источникъ: О покаяніи, причащеніи святыхъ Христовыхъ Таинъ и исправленіи жизни. Слова преосвященнаго Ѳеофана во святую Четыредесятницу и приготовительныя къ ней недѣли. — Изданіе второе Русскаго на Аѳонѣ Пантелеимонова монастыря. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1869. — С. 201-206.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.