Церковный календарь
Новости


2017-10-20 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 18-я (1939)
2017-10-20 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 17-я (1939)
2017-10-20 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преподобнаго Нифонта (1967)
2017-10-20 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Тита пресвитера (1967)
2017-10-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Боже, милостивъ буди намъ, грѣшнымъ" (1975)
2017-10-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Слова и рѣчи. Томъ II. (1961-1968). Вступленіе (1975)
2017-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 4-я (1991)
2017-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 3-я (1991)
2017-10-19 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Эразма Печерскаго (1967)
2017-10-19 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Ареѳы Печерскаго (1967)
2017-10-18 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 16-я (1939)
2017-10-18 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 15-я (1939)
2017-10-18 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 2-я (1991)
2017-10-18 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 1-я (1991)
2017-10-18 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Николая Святоши, кн. Черниговскаго (1967)
2017-10-18 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Житіе препод. Аѳанасія, затворника Печерскаго (1967)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Церковная письменность

О ПОКАЯНІИ, ПРИЧАЩЕНІИ СВЯТЫХЪ ХРИСТОВЫХЪ ТАИНЪ И ИСПРАВЛЕНІИ ЖИЗНИ.
Слова преосвященнаго Ѳеофана во святую Четыредесятницу и приготовительныя къ ней недѣли.
Изданіе 2-е Русскаго на Аѳонѣ Пантелеимонова монастыря. СПб., 1869.

43.
ВЪ ТУЖЕ НЕДѢЛЮ [ВЪ ПЯТУЮ НЕДѢЛЮ ВЕЛИКАГО ПОСТА].

Примѣръ покаянія св. Маріи Египетскія такъ многообъятенъ и такъ многопоучителенъ, что святая Церковь хочетъ особенно напечатлѣть его въ сердцѣ нашемъ. Почему, кромѣ дня ея памяти, ей посвящается нынѣшнее воскресенье, т. е. пятой недѣли великаго поста, и кромѣ сего ея именемъ означается стояніе, на коемъ канонъ ея соединяется съ великимъ покаяннымъ канономъ. Кажется достаточно побужденія къ тому, чтобъ остановиться вниманіемъ на ея обращеніи и поучиться въ немъ. Послушаемъ же сего урока.

Не буду разбирать всей жизни Преподобной. Остановлюсь на первомъ дѣйствіи надъ нею благодати Божіей, пробудившемъ ее отъ усыпленія грѣховнаго. И остановлюсь не затѣмъ, чтобъ пригласить васъ къ подражанію, ибо какъ подражать тому, что не отъ насъ, но затѣмъ, чтобъ указать, какъ и каждый можетъ и долженъ располагать себя къ тому, чтобъ сподобиться такой же благодати.

Обращеніе св. Маріи Египетскія принадлежитъ къ чрезвычайнымъ обращеніямъ. Вы видите, что она вся погружена въ грѣхъ, и думать, не думаетъ, отстать отъ него. Но приходитъ благодать и поразительнымъ своимъ дѣйствіемъ пробуждаетъ ее отъ усыпленія грѣховнаго. Пробужденная, она видитъ гибельность своего состоянія и рѣшается измѣниться на лучшее. Съ нею было тоже, /с. 239/ какъ еслибъ кто былъ погруженъ въ тину, и — сторонній кто, подошедши, сильною рукою исторгъ его изъ глубины ея и поставилъ свободнымъ на твердую землю. Таково же было обращеніе св. Апостола Павла и многихъ другихъ.

Но то, что принадлежитъ къ особеннымъ чрезвычайнымъ дѣйствіямъ Божіимъ, потому самому не можетъ быть обще всѣмъ. И еслибъ кто, основываясь на сихъ примѣрахъ, отказался отъ всякой съ своей стороны заботы о своемъ обращеніи, и всякаго понужденія себя къ тому, говоря какъ бы благодати: приди, возми — и пойду; тотъ былъ-бы несправедливъ, и самъ бы себя губилъ, предавшись въ руки паденія своего. Общій всѣмъ путь таковъ: ищите и обрящете, толцыте и отверзется вамъ. Хотя и при семъ дѣйствіе благодати обращающей тоже знаменуется пораженіемъ и потрясеніемъ, но оно подготовляется личнымъ трудомъ, вымаливается, вынуждается какъ бы у Господа. Видитъ Господь болѣзненный трудъ и даетъ по труду. А въ первомъ Онъ не ожидаетъ сего труда, а дѣйствуетъ прямо; трудъ же послѣдуетъ уже за тѣмъ. Такъ дѣйствуетъ Господь надъ особенными избранниками своими. Намъ же надо общимъ путемъ идти и самихъ себя нудить къ обращенію, когда имѣемъ время благопріятно и проходимъ дни спасенія.

Что же такое надо дѣлать намъ надъ собою, чтобъ заслужить сію благодать обращенія, чѣмъ утруждать себя, къ чему нудить, чтобъ тѣмъ показать всевидящему Господу, что желаемъ, и ищемъ и жаждемъ Его въ насъ спасительнаго вседѣйствія?

Укажу вамъ это коротко. Возмемъ человѣка въ такомъ положеніи, что ему пришла только простая мысль: ужъ въ самомъ дѣлѣ не заняться ли собою и не подумать ли объ исправленіи жизни. Простая мысль; но ни /с. 240/ сочувствія ей нѣтъ, ни желанія послѣдовать ея внушеніямъ. Разумъ только требуетъ. Но вѣдь сколько бы ни требовалъ сего разумъ, дѣла не будетъ, пока не возбудится ревность, энергія усыпленной совѣсти. Къ возбужденію сей-то ревности и поведемъ теперь душу, которую какимъ либо образомъ, какъ гостья небесная, посѣтила мысль о спасеніи.

Такъ, пришла мысль объ исправленіи себя: совѣсть ли внушила ее, или Ангелъ Хранитель принесъ, не бросай ее, а тотчасъ возмись за нее, и начинай производить надъ собою, такъ назовемъ, операціи, кои дали бы сей мысли возможность овладѣть всѣми силами существа твоего. Дѣйствуй въ семъ опытѣ противоположно тому, какъ дѣйствуетъ въ насъ грѣхъ, противоположно вообще тому порядку расположеній, коими задерживается человѣкъ въ грѣхѣ. Грѣхъ опутываетъ душу многими сѣтьми, или скрывается отъ нея подъ многими покровами; потому что самъ по себѣ онъ безобразенъ и съ перваго раза могъ бы оттолкнуть отъ себя всякаго. Покровы сіи суть: самый глубокій и ближайшій къ сердцу покровъ, составленный изъ самообольщенія, нечувствія и безпечности; выше надъ нимъ и ближе къ поверхности душевной лежитъ разсѣянность съ многозаботливостію; затѣмъ слѣдуетъ покровъ верхній — преобладаніе плоти и наружный порядокъ внѣшней жизни, пропитанный грѣхами и страстями. Грѣхъ живетъ въ сердцѣ, оттуда овладѣваетъ всею душею, проникаетъ въ тѣло и во всѣ наши дѣла и отношенія, или во все поведеніе.

Итакъ начинай снимать эти покровы одинъ за другимъ, съ цѣлію разоблачить отъ нихъ духъ, опутанный ими, какъ снимаютъ съ земли пластъ за пластомъ, чтобы открыть положенное тамъ сокровище.

/с. 241/ Начни съ самаго наружнаго покрова.

1) Прекрати на время обычныя дѣла и сношенія, особенно тѣ, коими питается владычественная страсть. Глазъ, ухо, языкъ — это самые широкіе протоки грѣховной пищи. Пресѣки ихъ уединеніемъ.

2) Затѣмъ возмись за тѣло: откажи ему не только въ удовольствіяхъ, но сократи удовлетвореніе и необходимыхъ потребностей сна и пищи. Утончишь плоть; душа освободится изъ связности веществомъ, станетъ подвижнѣе, легче и пріимчивѣе для добрыхъ впечатлѣній. Это и производитъ благоразумный постъ.

3) Уединеніе и постъ облегчаютъ душѣ обращеніе на себя самую. Но входя въ себя, она встрѣчаетъ тамъ страшное смятеніе, производимое многозаботливостію и разсѣяніемъ мыслей. Заботы то объ одномъ, то о другомъ, то о третьемъ тѣснятся въ сердцѣ и не даютъ душѣ заняться собою, не даютъ ей остановиться, а все гонятъ ее впередъ и впередъ. Вотъ и надобно ихъ подавить, выгнать изъ души и сердца, хоть на это только время. Пока это не сдѣлано, никакія дальнѣйшія надъ собою дѣйствія невозможны, или онѣ останутся совершенно безплодны. Забота щемитъ, или точитъ сердце. Но и когда этого нѣтъ, пустыя мысли бродятъ въ головѣ одна за другою, или одна наперекоръ другой, и производятъ тамъ такое же смятеніе, какое бываетъ въ мятель или бурю. Въ такомъ состояніи ничего прочнаго и твердаго нельзя посѣять въ душѣ. Почему надо собрать разсѣянныхъ чадъ своихъ — помыслы въ одно, какъ пастырь собираетъ овецъ, или какъ стекло выпуклое собираетъ разсѣянные лучи солнца, и обратить ихъ на себя. Это производится вниманіемъ и трезвеніемъ.

/с. 2424) Пусть наконецъ заботы стихли, мысли успокоились, умъ собрался въ себя и установился на одномъ. Три или четыре покрова уже сняты. Ты стоишь теперь у своего сердца. Предъ тобою твой внутренній человѣкъ, погруженный въ сонъ безпечности, нечувствія и ослѣпленія. Приступи теперь бодренно и потрудись нелѣностно. Начнется главное дѣло — пробужденіе отъ сна.

Прежде всего поспѣши снять съ очей ума покровы, держащіе его въ ослѣпленіи. Отъ чего человѣкъ не страшится за себя и не заботится о себѣ? Отъ того, что не видитъ опасности своего положенія. Еслибъ онъ это видѣлъ, не могъ бы оставаться покойнымъ, какъ не можетъ спокойно сидѣть въ домѣ тотъ, кто видитъ, что онъ объятъ пламенемъ. Не видитъ же человѣкъ-грѣшникъ опасности своего положенія отъ того,что, по какому-то обольщенію, видитъ себя въ состояніи удовлетворительно хорошемъ. Вкрадываются въ него ложныя льстивыя представленія, кои какъ сѣтью какою опутываютъ умъ и закрываютъ человѣка отъ самаго себя. Этихъ представленій, или тонкихъ помышленій, очень много. Иной напримѣръ говоритъ: я христіанинъ и остается покойнымъ, подобно Іудеямъ, говорившимъ: сѣмя Авраамле есмы; переноситъ на себя преимущества и обѣтованія христіанскія — безъ христіанства, или усвояетъ имени, мѣсту и одеждѣ то, что можетъ лежать и держаться только на силѣ и внутреннемъ достоинствѣ. Иному приходитъ на мысль видное внѣшнее состояніе, или лѣзутъ въ глаза совершенства тѣлесныя — сила и красота, и дарованія душевныя — умственныя и эстетическія, и ослѣпляютъ его тѣмъ сильнѣе, чѣмъ рѣзче отличается онъ ими отъ всѣхъ окружающихъ. Иной ослѣпляется какими нибудь видными дѣлами или даже совершенствами дѣтельными, каковы: благоразуміе и осмо/с. 243/трительность, особенно когда это успѣло окружить его уваженіемъ, даже не отъ одного простаго народа. А иной наконецъ почиваетъ на томъ, что не онъ одинъ: и тотъ-то такой же, и тотъ-то, даже и вотъ кто; обольщаетъ себя разливомъ обычаевъ грѣховныхъ, какъ будто отъ множества грѣшащихъ грѣхъ становится меньше грѣшнымъ. Такія и подобныя симъ мысли держатъ въ ослѣпленіи. Почему, вошедши въ себя и сосредоточивъ вниманіе свое, начинай отнимать сіи опоры ослѣпленія, разрушать сіи пустыя надежды, или эти непщеванія вины о грѣсѣхъ, противъ которыхъ молился Пророкъ Давидъ. Изводи всякую изъ сихъ мыслей на среду и поражай ее здравомысліемъ христіанскимъ. Убѣди себя, что твое христіанство ни во что, если ты худъ, — что совершенства твои больше осуждаютъ тебя, нежели оправдываютъ, если не обращены во славу Божію, — что ни уваженіе тебя отъ другихъ, ни ихъ худоба не помогутъ тебѣ. Разсуждая такъ, мало-по-малу будешь объединяться въ мысли и становиться однимъ предъ взоромъ ума и совѣсти, которые сильный подадутъ голосъ противъ тебя, особенно когда сличивъ себя, какъ ты есть, съ тѣмъ, каковъ долженъ быть, найдутъ, что ты никуда негоденъ. Если вслѣдствіе сего начнешь ощущать чувство опасенія или робѣнія за себя, то это добрый знакъ. Это предвѣстіе бѣгства грѣха, какъ колебаніе рядовъ воинскихъ предвѣщаетъ близкое обращеніе въ бѣгство всего войска.

Такъ вмѣстѣ съ самовидѣніемъ пробуждается самочувствіе. Почему, не отставая отъ разсужденій разоблачающихъ ослѣпленіе, въ слѣдъ за первымъ движеніемъ духовнаго чувства поражай себя еще болѣе, и потрясай сердце свое какими либо представленіями, могущими отвратить отъ грѣха и возбудить омерзеніе къ нему.

/с. 244/ Поживѣе вообрази, что такое грѣхъ въ себѣ самомъ. Это язва, бѣдственнѣйшая изъ всѣхъ язвъ: онъ отдѣляетъ отъ Бога, разстроиваетъ душу и тѣло, предаетъ мученіямъ совѣсти, подвергаетъ бѣдствіямъ въ жизни, въ смерти и по смерти; заключаетъ рай, ввергаетъ въ адъ. Авось такими помышленіями разовьется въ сердцѣ отвращеніе къ сему чудищу.

Поставь грѣхъ въ отношеніе къ діаволу и смотри, какого безобразнаго друга и деспота ты пріобрѣтаешь грѣхомъ. У діавола споръ съ Богомъ. Онъ какъ-бы говоритъ Ему — всещедрому: Ты все имъ даешь, но они отступаютъ отъ воли Твоей; я же ничего не даю, но дѣлаю то, что они мнѣ одному работаютъ съ такою неутомимостію. — Онъ льстецъ. Теперь, ввергая въ грѣхи, обѣщаетъ за нихъ нѣкоторую сладость, а тамъ ихъ же съ злобною насмѣшкою будетъ выставлять въ обличеніе наше, если не покаемся.Онъ трясется отъ злобной радости, если кто попадется въ его руки. Помяни все сіе, авось почувствуешь и самъ непріязнь къ сему ненавистнику нашему, и дѣлу его въ насъ — грѣху.

Обратись наконецъ къ Богу и разсуди, что такое грѣхъ предъ лицемъ Его — всевѣдущаго и вездѣсущаго, всеблагаго и всещедраго, Промыслителя и Искупителя нашего. Обличивъ себя въ преступномъ невниманіи къ Нему, безстрашіи и неблагодарности, авось возбудишь въ себѣ спасительную жалость и печаль по Бозѣ.

Когда такимъ образомъ мы будемъ втѣснять въ сердце свое одно за другимъ сокрушающія чувства, то отвращеніе и ненависть ко грѣху, то страхъ и ужасъ къ грѣхоначальнику, то жалость и печаль о Господѣ; оно мало-по-малу будетъ согрѣваться и приходить въ движеніе. Какъ струи электричества сообщаютъ тѣлу нѣкоторую /с. 245/ напряженность и возбужденность, или какъ прохладительный чистый воздухъ сообщаетъ нѣкоторую свѣжесть и подвижность: такъ и сія чувства приведутъ въ движеніе усыпленную энергію дѣятельныхъ силъ, расположатъ наконецъ человѣка встать и дѣйствовать во спасеніе свое въ опасномъ своемъ положеніи. Это первыя движенія попеченія о спасеніи души. Когда произойдетъ сіе, не замедли подѣйствовать на себя и съ сей стороны, гони сонъ безпечности. Понуждай себя всячески привести въ напряженіе свои силы, и теперь же приступить къ дѣлу, не отлагая. Отложишь, хуже будетъ: больше привыкнешь къ грѣху, грѣхъ болѣе въ тебѣ оразнообразится и болѣе запутанными содѣлаются обстоятельства и связи грѣховныя. Такъ отяготишься наконецъ грѣхомъ, что и не встанешь; зайдешь зачерту, изъ-за которой можетъ быть нѣтъ уже возврата. Поспѣши же!

Помяни при семъ послѣдняя твоя. Говори себѣ: вотъ смерть; одинъ, другой умираютъ около тебя; вотъ-вотъ и за тобою придетъ череда. Какъ мечъ надъ головою готовъ ударъ смерти и поразитъ внезапу. Потомъ судъ; твоя тайная объявятся предъ Ангелами и всѣми Святыми. Тамъ будешь одинъ съ дѣлами твоими. Отъ нихъ или осудишься, или оправдишься, — или въ рай, или въ адъ. Смотри, въ рай не входятъ съ грѣхами, а адъ запечатлѣнъ печатію отверженія Божія. Тамъ мука безъ отрады и конца. Не пора ли сбросить эту ношу, приготовляющую такую бѣду?

Чтобъ вѣрнѣе было дѣйствіе всѣхъ сихъ мыслей, заключи ихъ всѣ въ одинъ какой либо образъ, и носи его въ умѣ, какъ постояннаго какого возбудителя. Представь себѣ, — говоритъ святитель Тихонъ, — надъ тобою мечъ правды Божіей, подъ тобою ядъ, готовый пожрать тебя, впе/с. 246/реди тебя смерть, сзади бездна грѣховъ, по правую и лѣвую сторону множество злобныхъ враговъ. Устроясь такъ мысленно, ты постоянно будешь слышать внутрь себя голосъ возбуждающій: тебѣ ли быть въ безпечности?

Сими и подобными разсужденіями и дѣйствіями снимется наконецъ и послѣдній покровъ грѣха, составленный изъ безпечности, нечувствія и ослѣпленія. Теперь открытъ человѣкъ-грѣшникъ себѣ, онъ не безчувственъ къ своему опасному положенію, и нерѣдко порывается встать и идти; но этимъ еще не все сдѣлано. Тутъ недостаетъ очевидно главнаго — благодатнаго возбужденія. Трудъ употребленъ, исканіе обнаружено; но все это составляетъ только опыты усилій къ привлеченію благодати съ нашей стороны, а отнюдь не самое дѣло, котораго ищемъ. Ищемъ и толчемъ, — дарованіе же въ волѣ раздаятеля, который раздѣляетъ властію коемуждо, якоже хощетъ. Итакъ, при рачительномъ употребленіи изчисленныхъ средствъ, ходи ожидая посѣщенія Божія, которое хоть всегда готово, но никогда не приходитъ съ усмотрѣніемъ. Для сего поставляй себя въ тѣхъ обстоятельствахъ, въ которыхъ обыкла дѣйствовать благодать, иди какъ-бы на встрѣчу ей. Посѣщай храмы Божіи и участвуй во всѣхъ священнодѣйствіяхъ, читай или слушай слово Божіе, веди бесѣды съ богобоязненными людьми, начни какое благотвореніе или трудъ, паче же молись. Молись и въ храмѣ и дома, понуждая неотступностію Щедродателя къ дарованію тебѣ какъ хлѣба насущнаго, благодатной помощи во спасеніе. Такъ трудись, напрягайся, ищи, и обрящешь. Такъ толцы, и отверзется тебѣ. Увидитъ Господь-Спаситель трудъ сей во спасеніе и пошлетъ спасительную благодать Свою, которая пришедши, разорветъ всѣ нити грѣха, и дастъ душѣ свободу тещи путемъ Господнимъ, въ пустынномъ ли уеди/с. 247/неніи, или въ кругу общежитія. Придетъ т. е. то, что св. Маріи Египетской дано было туне.

Что послѣ подобаетъ сотворить, научитъ сама посѣтительница душъ, какъ научила Марію Египетскую, какъ научаетъ всякаго, кто сподобится Ея и покорится Ей.

Судя по всему, что необходимо намъ совершать надъ собою, чтобъ снискать сію возбуждающую къ обращенію благодать, видѣть можете, что самое благопріятное для сего время — святые посты, тѣмъ паче святая Четыредесятница. Это есть сокращенная программа цѣлесообразнаго говѣнія. Почему и предлагается намъ примѣръ св. Маріи Египетской теперь въ предѣлахъ поста, чтобъ привесть сіе намъ на память, обратить насъ къ заботливому разбору — поговѣли ль мы, и поговѣлиль какъ слѣдуетъ. Поговѣвшій какъ слѣдуетъ долженъ чувствовать себя возбужденнымъ, оживленнымъ, напряженнымъ къ усиліямъ въ дѣлѣ спасенія. Та цѣль его, чтобъ или стяжать благодать, или возвратить потерянную, или усилить огнь ея, начинавшій угасать, а не только, чтобъ походить въ церковь и попоститься. И внѣшній порядокъ сей нуженъ, но главное въ измѣненіи внутренняго настроенія. Сподобился ли кто сего, благодари Господа; не сподобился, есть еще время. Приступи къ спасительному поприщу труда надъ собою, — и получишь. Господь близь. Приближься и ты къ Нему, и несомнѣнно произойдетъ сочетаніе у любообщительнаго Господа съ душею твоею, созданною по образу Его и подобію, Имъ искомою и Его ищущею. Аминь.

Источникъ: О покаяніи, причащеніи святыхъ Христовыхъ Таинъ и исправленіи жизни. Слова преосвященнаго Ѳеофана во святую Четыредесятницу и приготовительныя къ ней недѣли. — Изданіе второе Русскаго на Аѳонѣ Пантелеимонова монастыря. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1869. — С. 238-247.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.