Церковный календарь
Новости


2017-06-28 / russportal
Манифестъ о милостяхъ по случаю бракосоч. Имп. Николая Александровича (1894)
2017-06-28 / russportal
Манифестъ о бракосоч. Имп. Николая II съ Вел. Кн. Александрой Ѳеодоровной (1894)
2017-06-28 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. «Новыя грозныя слова». Слово 22-е (1908)
2017-06-28 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. «Новыя грозныя слова». Слово 21-е (1908)
2017-06-27 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 1-я. Глава 12-я (1943)
2017-06-27 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 1-я. Глава 11-я (1943)
2017-06-27 / russportal
"Книга Русской Скорби". Выпускъ 1-й: Вел. Кн. Сергій Александровичъ (1908)
2017-06-27 / russportal
"Книга Русской Скорби". Выпускъ 1-й: Государь Имп. Александръ II (1908)
2017-06-27 / russportal
Высочайшій Манифестъ о введеніи всеобщей воинской повинности (1874)
2017-06-27 / russportal
Высочайшій Манифестъ о прекращеніи Восточной (Крымской) войны (1856)
2017-06-27 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. На слова: "вонми себѣ", 12 главъ (1895)
2017-06-27 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О добродѣтели, 10 главъ (1895)
2017-06-26 / russportal
Осн. Положенія о порядкѣ изд. законовъ, относ. до Имперіи со вкл. Вел. Кн. Финляндскаго (1899)
2017-06-26 / russportal
Манифестъ о порядкѣ изд. законовъ, относ. до Имперіи со вкл. Вел. Кн. Финляндскаго (1899)
2017-06-26 / russportal
Н. Д. Тальбергъ. "Исторія Русской Церкви". Сост. религ. образованія народа (1959)
2017-06-26 / russportal
Н. Д. Тальбергъ. "Исторія Русской Церкви". Императ. Палестинское общество (1959)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 29 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.
Церковная письменность

О ПОКАЯНІИ, ПРИЧАЩЕНІИ СВЯТЫХЪ ХРИСТОВЫХЪ ТАИНЪ И ИСПРАВЛЕНІИ ЖИЗНИ.
Слова преосвященнаго Ѳеофана во святую Четыредесятницу и приготовительныя къ ней недѣли.
Изданіе 2-е Русскаго на Аѳонѣ Пантелеимонова монастыря. СПб., 1869.

44.
ВЪ ТУЖЕ НЕДѢЛЮ [ВЪ ПЯТУЮ НЕДѢЛЮ ВЕЛИКАГО ПОСТА].

Сколько недѣль уже поемъ мы: покаянія отверзи ми двери, Жизнодавче? И всякій разъ получаемъ отъ Господа утѣшительный и воодушевительный на покаяніе отвѣтъ — или въ чтеніяхъ Евангельскихъ, или въ воспоминаніяхъ, соединенныхъ съ недѣльными днями. Дѣло покаянія походитъ на то, какъ если Домовладыка сидитъ во внутреннихъ покояхъ и какія нибудь лица, ища входа къ Нему, взываютъ со внѣ: отверзи намъ, отверзи намъ двери! Домовладыка же извнутрь одному отвѣтствуетъ: иди, отворена дверь; другому: иди, дверь незамкнута, только притворена, отвори и войди; третьему: ключъ тамъ снаружи; найдя его, вложи въ замокъ, поверни какъ требуетъ ключъ, отворишь, и войди! Разныя лица, разные имъ отвѣты, и разные труды при входѣ въ дверь. Но всѣ, вступивъ въ дверь, дерзновенно входятъ внутрь, приближаются къ Домовладыкѣ, повергаются къ ногамъ Его, удостоиваются милостивыхъ объятій Его, и поставляются вблизи — утѣшаться сею близостію Его, всеублажающею. Понятна ли вамъ притча сія?

Домовладыка, — это Господь, принимающій кающихся грѣшниковъ и опять приближающій ихъ къ Себѣ. Изъ приходящихъ же къ Нему, кто это первые, находящіе дверь отворенною? Это тѣ, кои по предъидущей исповѣди и святомъ Причастіи сохранили себя чистыми отъ всякаго грѣха, и мысли и чувства свои не осквернили никакою /с. 249/ нечистотою, и огнь ревности сберегли неугасимымъ. Кто вторые, нашедшіе дверь притворенною? Это тѣ, кои иногда ослабѣвали въ ревности богоугожденія, поддавались по временамъ безпечности и нерадѣнію, и хотя соблюли себя отъ смертныхъ грѣховъ, но не всегда мысли и чувства свои сохраняли чистыми предъ Господомъ. Кто третьи, для коихъ дверь замкнута и ключъ брошенъ, такъ что и его еще надо найти? Это впадшіе въ смертные грѣхи, поработившіе себя страстямъ и грѣховнымъ привычкамъ и впадшіе чрезъ то въ окамененное нечувствіе, въ безпечность и ослѣпленіе.

Къ какому либо изъ сихъ классовъ принадлежимъ и мы. Къ какому же причислимъ себя. Къ первому? Найдется ли кто такой? — Ко второму? И эти рѣдки. — Остается причислить себя къ третьему. Блаженны первые. Не совсѣмъ худо и вторымъ. Но не будемъ отчаяваться и мы грѣхами обремененные и страстями опутанные. И насъ готовъ принять Господь, и насъ зоветъ, и насъ приметъ и допуститъ къ Себѣ. Пусть дверь замкнута и ключъ не знать гдѣ: поищемъ и найдемъ; отворимъ дверь и войдемъ къ Господу. Ручательство въ успѣхѣ — вотъ святая Марія Египетская, нынѣ воспоминаемая. Неприступна и невходна была для нея дверь. Даровалъ же ей Господь умудриться и войти. Пойдемте ея слѣдомъ и всего достигнемъ.

Что такое съ нею сдѣлалось, что дверь прежде невходная для ней, стала вдругъ входною? Вѣдь она ничего особеннаго не предпринимала. Тутъ же стала къ сторонкѣ и стояла, и никто звука изъ устъ ея не слыхалъ. А минуту спустя, пошла и нашла дверь прежде невходную — входною. Стало, она въ эту минуту и ключъ нашла, и дверь отворила, и всѣ препятствія устранила. /с. 250/ На эту-то минуту и надо намъ попристальнѣе посмотрѣть и уразумѣть силу ея. Что же тутъ такое дѣлалось?

Сами видите, что внѣшно тутъ ничего не происходило, а все совершилось внутреннимъ измѣненіемъ мыслей и чувствъ. Узрѣла, говоритъ, я всю бездну грѣха и ужасъ объялъ меня отъ чувства гнѣва Божія, готоваго поразить меня за грѣхи мои. Омерзѣла мнѣ страсть моя, губившая меня; я отвратилась отъ ней сердцемъ и возненавидѣла ее. И обѣтъ дала Господу — не возвращаться къ прежнимъ мерзостямъ, и работать Ему единому всѣ дни жизни моей, споручницею Ему предлагая Пречистую Владычицу, родившую Его. Вотъ что произошло! Всмотритесь, и найдете здѣсь и ключъ, и отомкнутіе двери и отверзеніе ея.

Какой это ключъ отъ двери покаянія? Это суть болѣзненныя чувства покаянныя: чувство грѣшности своей и виновности въ ней, чувство гнѣва Божія за грѣхи и ужасаніе отъ него, чувство сокрушенія и раскаянія во всѣхъ грѣхахъ.

Въ чемъ состоитъ поворотъ ключа, отмыкающій замкнутую дверь? Въ омерзеніи ко грѣху, въ возненавидѣніи его, въ отвращеніи отъ него сердца и обращеніи его къ Богу и дѣламъ Богу угоднымъ.

Въ чемъ состоитъ отвореніе двери покаянія? Въ крѣпкомъ и непоколебимомъ намѣреніи не возвращаться къ прежнимъ непотребнымъ дѣламъ и въ искреннемъ обѣтѣ отселѣ Господу единому работать всѣ дни остальной жизни своей. Такъ — сознать грѣхи, сокрушиться и возскорбѣть о нихъ, отвратиться отъ нихъ и обратиться ко Гоподу, обѣщаясь не поблажать страстямъ и грѣхамъ — вотъ отворена дверь.

/с. 251/ Что же, если все сдѣлано, тотчасъ уже — и войдемъ? Нѣтъ еще, надо получить дозволеніе на входъ. Дозволеніе сіе покупается чрезъ исповѣданіе нами грѣховъ своихъ, а вручается намъ чрезъ разрѣшеніе грѣховъ отъ духовнаго отца нашего. Послѣ сего остается только войти, приблизиться къ Домовладыкѣ, и объятія Его сподобиться и близкаго къ Нему стоянія. Сіе совершается чрезъ святое Причащеніе.

Вотъ показала намъ святая Марія Египетская, что за ключъ отъ замкнутой двери покаянія, какъ его найти, какъ поворотить имъ, чтобъ отомкнуть, какъ дверь отворить и наконецъ войти. Идите же этимъ слѣдомъ всѣ, кому нужно. А кому сіе ненужно? Пойдемте-жь всѣ. Никто не отказывайся, никто не отставай отъ другихъ, никто не отчайся. Всѣхъ зоветъ Домовладыка и всѣхъ ждетъ. Пойдемте, другъ друга понуждая и другъ друга поощряя. Скажемъ стоящему: ты что стоишь, развѣ внѣ крова Его блаженнаго хочешь оставаться, что упираешься ногами и ни съ мѣста? Ты развѣ не взываешь вмѣстѣ съ Церковію, или языкомъ только взываешь, а не сердцемъ: покаянія отверзи ми двери, Жизнодавче? Что же стоишь? Приступи къ дѣлу. Все у тебя подъ руками. Немного труда, и все найдешь и во всемъ успѣешь. Вотъ и ключъ; осмотри какъ имъ поворотить, и какъ дверь отворить и какъ попутную получить. Вотъ смотри сквозь отворяемую другимъ дверь и объятія Отча, къ тебѣ простертыя и готовыя принять тебя. Ужели еще будешь мѣшкать, безпечно озираясь сюду и сюду и безполезно тратя короткое и дорогое время?

Да, братіе, коротко уже дорогое время! Дорогое время есть время поста и покаянія. А его осталось недѣля съ небольшимъ. Пропустилъ; дождешь ли его снова? Говорю /с. 252/ сіе тѣмъ, кои еще не примирились съ Господомъ, и видятъ себя отягченными множествомъ грѣховъ. И говорю въ предостереженіе, какъ-бы кто, отлагая недѣлю за недѣлею говѣніе, и совсѣмъ не отложилъ его въ этотъ постъ. И будетъ цѣлый годъ томиться подъ тяжестію грѣховъ и гнѣва Божія за нихъ. И хорошо еще, если доживемъ до слѣдующаго благопріятнаго времени. А то и на тотъ свѣтъ пойдемъ не помилованными; а тамъ и безъ насъ конечно отворятъ намъ дверь, но уже не покаянія, втолкнутъ въ нее и запрутъ навсегда; за нею же встрѣтятъ насъ не объятія Отча, а огнь неугасимый, червь неусыпающій, и духи злобы, ненавистники наши.

Сіе приводя на память, поспѣшимъ, братіе, отворить себѣ дверь покаянія по указанію преподобныя Маріи Египетскія, еяже молитвами да умудритъ насъ Господь въ семъ столь нужномъ для насъ дѣлѣ. Аминь.

Источникъ: О покаяніи, причащеніи святыхъ Христовыхъ Таинъ и исправленіи жизни. Слова преосвященнаго Ѳеофана во святую Четыредесятницу и приготовительныя къ ней недѣли. — Изданіе второе Русскаго на Аѳонѣ Пантелеимонова монастыря. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1869. — С. 248-252.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.