Церковный календарь
Новости


2017-06-28 / russportal
Манифестъ о милостяхъ по случаю бракосоч. Имп. Николая Александровича (1894)
2017-06-28 / russportal
Манифестъ о бракосоч. Имп. Николая II съ Вел. Кн. Александрой Ѳеодоровной (1894)
2017-06-28 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. «Новыя грозныя слова». Слово 22-е (1908)
2017-06-28 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. «Новыя грозныя слова». Слово 21-е (1908)
2017-06-27 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 1-я. Глава 12-я (1943)
2017-06-27 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 1-я. Глава 11-я (1943)
2017-06-27 / russportal
"Книга Русской Скорби". Выпускъ 1-й: Вел. Кн. Сергій Александровичъ (1908)
2017-06-27 / russportal
"Книга Русской Скорби". Выпускъ 1-й: Государь Имп. Александръ II (1908)
2017-06-27 / russportal
Высочайшій Манифестъ о введеніи всеобщей воинской повинности (1874)
2017-06-27 / russportal
Высочайшій Манифестъ о прекращеніи Восточной (Крымской) войны (1856)
2017-06-27 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. На слова: "вонми себѣ", 12 главъ (1895)
2017-06-27 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О добродѣтели, 10 главъ (1895)
2017-06-26 / russportal
Осн. Положенія о порядкѣ изд. законовъ, относ. до Имперіи со вкл. Вел. Кн. Финляндскаго (1899)
2017-06-26 / russportal
Манифестъ о порядкѣ изд. законовъ, относ. до Имперіи со вкл. Вел. Кн. Финляндскаго (1899)
2017-06-26 / russportal
Н. Д. Тальбергъ. "Исторія Русской Церкви". Сост. религ. образованія народа (1959)
2017-06-26 / russportal
Н. Д. Тальбергъ. "Исторія Русской Церкви". Императ. Палестинское общество (1959)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 29 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.
Церковная письменность

О ПОКАЯНІИ, ПРИЧАЩЕНІИ СВЯТЫХЪ ХРИСТОВЫХЪ ТАИНЪ И ИСПРАВЛЕНІИ ЖИЗНИ.
Слова преосвященнаго Ѳеофана во святую Четыредесятницу и приготовительныя къ ней недѣли.
Изданіе 2-е Русскаго на Аѳонѣ Пантелеимонова монастыря. СПб., 1869.

45.
ВЪ ТУЖЕ НЕДѢЛЮ [ВЪ ПЯТУЮ НЕДѢЛЮ ВЕЛИКАГО ПОСТА].

Нынѣ прославляется святая Марія Египетская, изъ великихъ грѣшницъ — великая праведница. И такъ радуйтесь, грѣшники! Вамъ не только отверзта дверь покаянія, но и открытъ чертогъ славы. Смотрите, чѣмъ была Марія и чѣмъ стала, и воодушевитесь къ мужественному теченію ея путемъ. Воззвалъ ее Господь, Она встала и пошла, и, пошедши, уже не возвращалась вспять. Зо/с. 253/ветъ и насъ всѣхъ нынѣ Господь, и кто не отозвался на сіе Его милостивое призваніе? Почти всѣ уже поговѣли, исповѣдались и святыхъ Таинъ причастились, т. е. вняли призванію и возстали. Пойдемте же теперь неуклонно и тѣмъ путемъ, какимъ пошла святая Марія, возставъ отъ паденія, чтобъ достигнуть и того, чего достигла она напослѣдокъ.

Святая Марія покаявшись, все оставила, и прешедши Іорданъ, тамъ въ пустынѣ проводя жестокое житіе, очистилась отъ страстей и спаслась. Вотъ образецъ! Готовьтесь на подражаніе.

Такъ дѣйствовать можетъ быть никто изъ насъ не давалъ обѣта буквально; но всѣ должны поступать именно такъ, если смотрѣть не на внѣшній образъ дѣйствій, а на ихъ духъ и силу.

Удалившись въ пустыню, святая Марія отстранилась отъ прелестей міра, и отстранила тѣмъ всѣ искушенія со стороны ихъ. Грѣхъ послѣ сего могъ влечь ее только чрезъ плоть. Но и плоти не было покоя въ пустынѣ. Постъ, долу леганіе, зной и холодъ истощали ее. И вотъ два мощные способа, чрезъ кои устояла она въ борьбѣ и одолѣла грѣхъ — удаленіе отъ міра и истощеніе плоти.

Истощеніе плоти есть способъ всѣмъ намъ понятный и подручный. Умалъ мѣру пищи, назначь себѣ побольшіе труда и поменьше отдыха и сна, вмѣсто мягкости избери жесткое, вмѣсто тепла холодъ, вмѣсто распущенности напряженіе, вмѣсто всякихъ плотскихъ утѣхъ самоозлобленіе, — и будешь истощать и измождать плоть свою, и тѣмъ замаривать страсти, имѣющія въ ней свое сѣдалище. Но какъ отъ міра удалиться намъ живущимъ въ мірѣ?

Есть удаленіе отъ міра тѣломъ — это удаленіе въ пустыню. Но есть удаленіе отъ міра, не выходя изъ міра, — /с. 254/ удаленіе отъ него образомъ жизни. Первое не всѣмъ умѣстно и не всѣмъ подъ силу; а второе для всѣхъ обязательно и всѣми должно быть выполнено. И вотъ къ сему-то приглашалъ насъ св. Андрей въ своемъ канонѣ, когда совѣтовалъ удалиться въ пустыню благозаконіемъ. И такъ брось обычаи міра и всякое твое дѣйствіе и всякій шагъ такъ совершай, какъ повелѣваетъ благій законъ Евангельскій, и среди міра будешь жить какъ въ пустынѣ. Между тобою и міромъ сіе благозаконіе станетъ какъ стѣна, изъ-за которой не видѣнъ будетъ міръ. Онъ и предъ глазами у тебя будетъ, но не для тебя. У міра будутъ свои чередованія измѣненій, а у тебя свой чинъ и свои порядки. Онъ пойдетъ въ театръ, а ты въ церковь; онъ будетъ танцовать, а ты класть поклоны; онъ будетъ на гуляньи, а ты дома въ уединеніи; онъ въ празднословіи и смѣхотворствѣ, а ты въ молчаніи и богохваленіи; онъ въ утѣхахъ, а ты въ трудахъ; онъ въ чтеніи пустыхъ романовъ, а ты въ чтеніи Божія слова и отеческихъ писаній; онъ на балахъ, а ты въ бесѣдѣ съ единомысленными или съ духовнымъ отцемъ; онъ въ корыстныхъ разсчетахъ, а ты въ самопожертвованіи; онъ въ мечтаніяхъ страстныхъ, а ты въ богомысліи. И такъ начертай во всемъ себѣ правила и заведи порядки жизни, противоположные обычаямъ міра, и будешь въ мірѣ внѣ міра, какъ въ пустынѣ. Но тебя не будетъ видно въ мірѣ, ни міра въ тебѣ. Ты будешь въ мірѣ пустынножитель. И станешь подражателемъ св. Маріи безъ удаленія въ пустыню.

Если, какъ помянулъ я, присоединишь къ сему и то, чтобъ тѣло свое держать въ пощеніи, трудахъ, бдѣніи и вообще въ лишеніи всякаго покоя, то будешь обладать обоими способами, какими одолѣла свои страсти св. Марія и спаслась.

/с. 255/ Сокращу это въ двухъ словахъ: бѣгай покоя плоти и заведи порядки жизни, противоположной обычаямъ міра, или огради себя благозаконіемъ. Сдѣлай такъ: одолѣешь страсти и ты, и спасешься.

Ибо вотъ что будетъ у тебя, какъ учитъ св. Исаакъ, если ты возобладаешь сими двумя способами: покорность чувствъ, трезвость ума, кротость помысловъ, свѣтлыя движенія мысли, рачительность къ дѣламъ, высокія и тонкія умопредставленія, слезы, не знающія мѣры, память смертная, чистое цѣломудріе — далекое отъ всякаго мечтанія, искушающаго мысль, таинственныя понятія, какія умъ постигаетъ при пособіи Божіихъ словесъ, страхъ, отсѣкающій лѣность и нерадѣніе, и погашающій всякое вожделѣніе, — а въ концѣ всего — свобода истиннаго человѣка, душевная радость и воскресеніе со Христомъ во царствіи. Вотъ и спасеніе.

Если же кто вознерадитъ о сихъ двухъ способахъ, то пусть знаетъ, что не только повредитъ онъ себя во всемъ, но поколеблетъ и самое основаніе добродѣтелей. И какъ онѣ, если кто удержитъ ихъ въ себѣ и пребудетъ въ нихъ, суть начало и глава божественнаго дѣланія въ душѣ, дверь и путь ко Христу: такъ если кто отступитъ и удалится отъ нихъ, то придетъ къ противоположнымъ имъ порокамъ — плотоугодію и тѣлесному скитанію, т. е. хожденію по обычаямъ міра, кои открываютъ входъ въ душу всѣмъ грѣхамъ и всѣмъ страстямъ.

Ибо, поблажь только обычаямъ міра, кои всѣ суть не что иное, какъ тѣлесное скитаніе, — поблажь только сему скитанію, смотри, что будетъ отъ сего? Неумѣстныя и неожиданныя сходбица (я продолжаю слово святаго Исаака), приближающія къ паденіямъ, мятежъ сильныхъ ощущеній, возбуждаемыхъ видѣніемъ, быстрое воспламененіе, /с. 256/ овладѣвающее тѣломъ, неудержимые помыслы, стремящіеся къ паденію, охлажденіе любви къ дѣламъ Божіимъ и совершенное оставленіе правилъ новой жизни твоей, возобновленіе забытыхъ худыхъ дѣлъ и обученіе инымъ, которыхъ прежде не зналъ. И страсти, которыя, по благодати Божіей, были уже умерщвлены въ душѣ и истреблены забвеніемъ памятованій, хранящихся въ умѣ, снова начнутъ приходить въ движеніе и понуждать душу къ ихъ дѣланію. Вотъ что откроется въ тебѣ вслѣдствіе одной первой поблажки, т. е. скитанія тѣла по обычаямъ міра и нетерпѣливости въ перенесеніи скорбнаго пребыванія въ новомъ порядкѣ жизни. А что произойдетъ отъ плотоугодія и особенно чревоугодія, того и перечислить нельзя. Отсюда тягость въ головѣ, великое отягощеніе въ тѣлѣ и разслабленіе въ мышцахъ, оставленіе молитвенныхъ правилъ, лѣность класть поклоны, омраченіе и холодность сердца, одебелѣніе ума и помысловъ омраченіе, густой и непроницаемый туманъ, простирающійся по всей душѣ, сильное уныніе и скука при всякомъ дѣлѣ Божіемъ, а также и при чтеніи неспособность вкушать сладость словесъ Божіихъ, мыслей скитаніе по всей землѣ, скверные призраки, наполняющіе душу и разжигающіе похоть, непрестанное и нестерпимое разженіе во всемъ тѣлѣ, а отсюда новые обольстительные помыслы, съ коими сочетаваясь душа падаетъ въ страсти безчестія, сначала въ себѣ — сосложеніемъ, а потомъ и внѣ — самымъ дѣломъ.

Вотъ горькіе плоды отъ скитанія по обычаямъ міра и всякаго упокоенія плоти! Знаетъ врагъ, что кто поддастся имъ, тотъ вѣрною ему будетъ добычею. Почему всячески покушается или разстроить заведенные новые порядки доброй жизни, или склонить къ какой либо поблажкѣ плоти. Поступись въ одномъ, впадешь и въ другое, а при /с. 257/ томъ и другомъ не избѣжишь паденія въ грѣхъ и возвращенія прежнихъ страстей. Поблажь плоти, она приведетъ тебя къ поблажкѣ и обычаямъ міра. Или поблажь обычаямъ міра, они приведутъ тебя къ поблажкѣ и плоти. Одинъ врагъ передавать тебя будетъ другому, не отставая и самъ; и вдвоемъ потомъ всякій разъ увлекутъ тебя въ паденіе. Зная бѣду сію, стой твердо въ начатомъ. За плоть будетъ стоять животолюбіе, за міръ человѣкоугодіе. Противопоставь имъ ощущеніе истиннаго живота въ озлобленіи плоти, и общеніе съ истинными человѣками въ отверженіи обычаевъ міра. Начнетъ ныть плоть и тосковать душа, вооружись терпѣніемъ. Воодушевляй себя тѣмъ помышленіемъ, что все одно — смерть впереди. Отъ поблажки плоти и міру смерть чрезъ паденіе въ грѣхъ, — смерть истинная и вѣчная. Плоть и міръ тоже стращаютъ смертію тѣхъ, кои идутъ противъ требованій ихъ, но эта смерть — призрачная, не дѣйствительная, а выдумываемая врагомъ для устрашенія насъ. Обречемъ лучше себя на сію смерть во спасеніе, чтобъ избѣжать смерти пагубной.

Трудно конечно это, посему и называется путь сей путемъ тѣснымъ и прискорбнымъ, только къ нему приложено неложнымъ Богомъ утѣшительное обѣтованіе, что онъ вводитъ въ животъ. Но вѣдь только безумные, какъ говоритъ св. Исаакъ, малый близкій покой предпочитаютъ отдаленному царству, не зная, что лучше потерпѣть мученіе въ подвигѣ, нежели покоиться на ложѣ земнаго царства и быть осуждену за лѣность. Мудрымъ вожделѣнна смерть, только бы не подпасть обвиненію, что какое либо изъ дѣлъ своихъ исполнили безъ трезвости. Не унывай, когда дѣло о томъ, что доставитъ тебѣ жизнь, и не полѣнись за то умереть.

/с. 258/ Такими помышленіями и такими отеческими наставленіями укрѣпляйте свою рѣшимость стоять въ новыхъ добрыхъ порядкахъ жизни, въ противоположность обычаямъ міра, и плоти угодія не творить въ похоти. Симъ избѣжите вы мучительнаго дѣла — раболѣпства грѣху, и скоро войдете въ свободу чадъ Божіихъ, когда силою Божіею укрѣпляемы, уже безпрепятственно, безъ усилій, безъ особыхъ жертвъ, начнете ходить въ заповѣдяхъ и повелѣніяхъ Божіихъ, какъ сыны ходятъ въ дому отца своего. Аминь.

Источникъ: О покаяніи, причащеніи святыхъ Христовыхъ Таинъ и исправленіи жизни. Слова преосвященнаго Ѳеофана во святую Четыредесятницу и приготовительныя къ ней недѣли. — Изданіе второе Русскаго на Аѳонѣ Пантелеимонова монастыря. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1869. — С. 252-258.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.