Церковный календарь
Новости


2017-12-13 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 14-15. (1/14-15/28 октября) 1922 года
2017-12-12 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 8-я (1904)
2017-12-12 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 7-я (1904)
2017-12-12 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 6-я (1904)
2017-12-12 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 5-я (1904)
2017-12-12 / russportal
Указъ Архіер. Сѵнода РПЦЗ отъ 30 авг. 1938 г. о порядкѣ произнесенія поминовеній
2017-12-12 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 12-13. (1/14-15/28 сентября) 1922 года
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 4-я (1904)
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 3-я (1904)
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 2-я (1904)
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 1-я (1904)
2017-12-10 / russportal
Отвѣтъ Зарубежн. Церк. Собора Августѣйшему Главѣ Россійскаго Имп. Дома (1939)
2017-12-10 / russportal
Высочайшее привѣтствіе Августѣйшаго Главы Россійскаго Императ. Дома (1939)
2017-12-10 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 30-я (1939)
2017-12-10 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 29-я (1939)
2017-12-10 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежнаго Собора РПЦЗ 1938 г. О Соборѣ (1939)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 13 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность

О ПОКАЯНІИ, ПРИЧАЩЕНІИ СВЯТЫХЪ ХРИСТОВЫХЪ ТАИНЪ И ИСПРАВЛЕНІИ ЖИЗНИ.
Слова преосвященнаго Ѳеофана во святую Четыредесятницу и приготовительныя къ ней недѣли.
Изданіе 2-е Русскаго на Аѳонѣ Пантелеимонова монастыря. СПб., 1869.

50.
ВЪ ТОТЪ ЖЕ ДЕНЬ [ВЪ ВЕЛИКІЙ ЧЕТВЕРТОКЪ].

Установивъ нынѣ таинство тѣла и крови, Господь предалъ совершеніе его въ законъ святымъ Апостоламъ, а святые Апостолы святой Церкви, въ которой Онъ и пребываетъ и дѣйствуетъ неотложно. Святая Церковь всѣхъ и всегда призываетъ къ святому Причащенію, особенно же во время святыхъ постовъ, и еще особеннѣе во святую четыредесятницу, въ которую и всѣ службы и чинопослѣдованія приспособлены къ приготовленію вѣрующихъ къ достойному принятію тѣла и крови Христовыхъ.

Послушныя чада церкви смиренно внимаютъ сему ея призыванію и во время сіе исполняютъ христіанскій долгъ свой неопустительно. И это слава Богу! Слава Богу, что хоть однажды въ годъ очищаютъ совѣсть свою и причащаются! И даруй Господи, чтобъ между нами не было такихъ, кои самовольно лишали бы себя сего великаго Божія дара! Лишающіе себя его лишаются Господа; а безъ Господа что мы?

Безъ Мене, говоритъ Господь, не можете творити ничесоже. Якоже розга не можетъ плода сотворити о себѣ, аще не будетъ на лозѣ: тако и вы, аще во Мнѣ не пребудете. Иже будетъ во Мнѣ, и Азъ въ немъ, той сотворитъ плодъ многъ (Іоан. 15, 4. 5). А въ Господѣ кто пребываетъ? Ядый Мою плоть и піяй Мою кровь, во Мнѣ пребываетъ, и Азъ въ немъ, говоритъ Самъ Господь (Іоан. 6, 56). Стало быть, дѣло святаго /с. 278/ Причащенія есть дѣло жизни. Причащаться или не причащаться значитъ быть или небыть христіаниномъ, жить или не жить во Христѣ. Почему и прибавляетъ Господь, аще не снѣсте плоти Сына человѣческаго, ни піете крове Его, живота не имате въ себѣ (Іоан. 6, 53).

Приводя на память сіи рѣшительныя слова Господа, недоумѣваешь — отъ чего же это у насъ нечасто причащаются? Пересматривая недавно одну книжку, встрѣчаю въ ней наставленіе тѣмъ, кои часто причащаются. Вотъ, подумалъ я, блаженное было время, когда умѣстны были такія поученія! А у насъ если скажешь: причастись и еще въ какой либо постъ кромѣ великаго, и то покажется страннымъ, строгимъ и пожалуй неумѣстнымъ.

Нынѣ впрочемъ не то у меня намѣреніе, чтобы убѣждать васъ къ частому причащенію, а вотъ какое. Безъ Господа, какъ слышали вы, мы не можемъ творити ничесоже, и даже живота не имѣемъ въ себѣ. Господь бываетъ въ насъ чрезъ святое причащеніе. Къ святому причащенію приступаютъ у насъ большею частію однажды въ годъ. Такъ нельзя ли, по крайней мѣрѣ, если уже не хотимъ часто причащаться, продлить силу сего единаго причащенія на какъ можно должайшее время, пребыть въ состояніи причащенія отъ одного причастія до другаго? Или что я говорю: нельзя ли? Необходимо такъ сдѣлать. Какъ хочешь, но устройся такъ, чтобъ ты всегда былъ, какъ будто только что причастился. Ибо это только и будетъ значить, что ты въ Господѣ и Господь въ тебѣ, или что ты живешь христіанскою жизнію. А какъ только потеряешь силу причащенія, потеряешь Господа, перестанешь и животъ имѣть въ себѣ.

Этимъ вотъ что требуется. Сила причащенія есть вкушеніе Господа. Быть въ состояніи причащенія значитъ /с. 279/ постоянно вкушать Господа, или духовными чувствами ощущать Его въ насъ пребываніе и силу. Спрашивается: какъ сего достигнуть?

Прежде всего надобно не понудить Господа отступить отъ насъ, а потомъ изощрять духовныя чувства къ осязательному ощущенію общенія Его. Господне обѣтованіе неложно. Что Онъ сказалъ, то такъ и есть. Елика обѣтованія Божія, въ томъ ей, и въ томъ аминь, говоритъ Апостолъ (2 Кор. 1, 20). Сказалъ Онъ, что пребываетъ Самъ въ томъ, кто причащается тѣла Его и крови: такъ это и есть. У всѣхъ достойныхъ причастниковъ Господь пребываетъ. Порадуйтесь, причастники Божіи! И не отрицайте въ себѣ сего великаго дара, изъ ложнаго смиренія, или по неясному представленію плодовъ отъ святаго причащенія. Пусть не ощущаете вы опредѣлительно и не осязаете сего; но Господь въ васъ, пока не лишитесь Его пребыванія, по причинѣ какихъ-либо смертныхъ грѣховъ. Подобно тому, какъ въ природѣ и въ облачный день солнце свѣтитъ и силу свою являетъ, хотя бываетъ невидимо по причинѣ заслоняющихъ его облаковъ; или какъ во время таянія льда градусникъ не повышается, хотя бы и много было тепла вокругъ; или какъ при лѣченіи иногда лѣкарство уже дѣйствуетъ къ выздоровленію, а больной, все еще чувствуетъ себя разслабленнымъ и изнемогающимъ: такъ и здѣсь — Господь въ васъ, но свѣтъ Его не зрится еще ради тумана многообразныхъ помышленій, хотя туманъ сей разрѣжается уже Господомъ; Господь въ васъ, но теплота Его еще не ощущается вполнѣ ради хлада облежащихъ сердце земныхъ и житейскихъ желаній, хотя онѣ уже истаяваютъ отъ огня Господня; Господь въ васъ и врачуетъ уже васъ, но врачебную силу свою для вашего же блага скрываетъ отъ /с. 280/ васъ подъ видимыми немощами нашими. Другими словами: общеніе съ Господомъ совершилось уже и дѣйствуетъ въ васъ, но по причинѣ неисправности вкуса духовнаго еще не ощущается и не различается ясно.

Такъ утвердитесь въ сей мысли, что Господь въ васъ. Почтите тѣмъ и дарователя и даръ и себя самихъ. Въ силу же сего сами видите, что подобаетъ творить. Подобаетъ всевозможную заботу обратить на то, чтобъ не лишиться какъ нибудь Господа, сокровенно въ васъ пребывающаго и дѣйствующаго. Спросите: какъ сіе сотворить? Отвѣчу: не думайте, чтобъ для сего вамъ надлежало поднять такой трудъ, какъ-бы горы преставлять. Нѣтъ. Средство къ сему очень немногосложно и просто. Вотъ что надобно: 1) хранить, совѣсть свою чистою въ отношеніи къ Богу, ближнимъ, всякой вещи и всякому дѣлу; для чего что ни дѣлаете, имѣйте на то свидѣтельство слова Божія, и дѣлайте то со смиреніемъ и усердіемъ, безъ всякаго движенія своеволія и небреженія; 2) ни въ словахъ, ни въ дѣлахъ, ни въ чемъ, мало ли то или велико, ничего не допускайте, что могло бы не относиться къ славѣ Божіей и какой либо наносить ущербъ дѣлу спасенія вашего; 3) хоть бы вы обладали цѣлымъ міромъ, такъ себя имѣйте въ сердцѣ, какъ имѣютъ странники — пришельцы на землѣ, не имѣющіе здѣ пребывающаго града, но грядущаго взыскующіе. Вотъ и все!

Такъ, замѣтьте, три вещи надо: быть странниками, все обращать во славу Божію и свое спасеніе, и блюсти совѣсть вѣсть свою чистою.

Не буду распространяться въ обьясненіи ихъ. Скажу только, что въ этихъ трехъ — все, какъ сами увидите, когда станете дѣйствовать по нимъ. Настройтесь такъ и поревнуйте всегда дѣйствовать по сему настроенію. И /с. 281/ Господь не только неотлучно пребудетъ въ васъ, но часто будетъ давать и ощущать Себя. Сіе ощущеніе особенно будетъ исполнять сердце ваше всякій разъ, какъ для соблюденія прописаннаго порядка вы должны будете сдѣлать какое либо самопринужденіе и самопожертвованіе; и вы сдѣлаете то безъ сожалѣнія, съ полною и усердною покорностію волѣ Божіей. Симъ утѣшаетъ и укрѣпляетъ Господь своихъ, давая имъ осязательно знать, что трудъ ихъ нетщетенъ и путь незаблуденъ. И чѣмъ больше у кого ревности и труда, тѣмъ больше бываетъ у него утѣшеній, или осязательныхъ вкушеній Господа — этихъ духовныхъ причащеній Его. Тутъ тоже происходитъ, какъ въ мірѣ, когда покажется солнце и спрячется въ облакахъ, снова покажется снова спрячется; а то разгонитъ всѣ облака, и одно царственно шествуетъ на всей тверди небесной.

Желаетъ ли кто поспѣшнѣе взойти въ состояніе постояннаго ощущенія или вкушенія Господа, употреби трудъ, намѣренно обращаемый къ обученію духовныхъ нашихъ чувствъ. Око ума да напрягаетъ къ зрѣнію таинъ божественнаго откровенія, начиная отъ Пресвятыя Троицы, чрезъ твореніе и искупленіе, до будущаго возустроенія всѣхъ. Духовное ухо да обучаетъ въ слышаніи и внятіи внушеній Божіихъ, непосредственно въ сердцѣ печатлѣемыхъ, или посредственно чрезъ слово Божіе и другія внѣшнія указанія сообщаемыхъ. Духовный вкусъ да упражняетъ во вкушеніи истинно святаго и божественнаго. Да навыкаетъ обонять благоуханіе Христово въ радованіи, веселіи духовномъ, и осязать прикосновеніе огня Его въ теплотѣ, согрѣвающей все его существо и духовное и душевное и тѣлесное.

Обученіе духовныхъ чувствъ завершаетъ дѣло труда въ восхожденіи къ непрестанному ощущенію общенія Госпо/с. 282/дня. Чрезъ обученіе ихъ падаетъ средостѣніе, раздѣляющее насъ съ Нимъ. Какъ, когда глаза открыты и есть свѣтъ, мы естественно видимъ сей свѣтъ; когда есть благоуханіе и обоняніе неразстроено, мы обоняемъ благоуханіе: такъ, когда духовныя чувства наши будутъ обучены и очищены, мы будемъ въ состояніи принимать посредствомъ ихъ Господа въ соотвѣтственныхъ имъ дѣйствіяхъ Его на насъ, или будемъ находиться въ состояніи вкушенія Его, иначе въ состояніи постояннаго причащенія.

Симъ убо образомъ освятите, братіе, Господа въ сердцахъ вашихъ (1 Петр. 3, 15). И милостивый Онъ пребудетъ въ васъ и васъ удержитъ въ себѣ и съ Собою. Благость Его да даруетъ сіе вамъ! Аминь.

Источникъ: О покаяніи, причащеніи святыхъ Христовыхъ Таинъ и исправленіи жизни. Слова преосвященнаго Ѳеофана во святую Четыредесятницу и приготовительныя къ ней недѣли. — Изданіе второе Русскаго на Аѳонѣ Пантелеимонова монастыря. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1869. — С. 277-282.

Назадъ / Къ оглавленію


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.