Церковный календарь
Новости


2017-03-25 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Посланіе къ Памфѵлійскому Собору (1974)
2017-03-25 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила третіяго Собора, Ефесскаго (1974)
2017-03-25 / russportal
Н. В. Гоголь. «Выбр. мѣста изъ переп. съ друзьями». Часть 20-я (1921)
2017-03-25 / russportal
Н. В. Гоголь. «Выбр. мѣста изъ переп. съ друзьями». Часть 19-я (1921)
2017-03-25 / russportal
Н. В. Гоголь. «Выбр. мѣста изъ переп. съ друзьями». Часть 18-я (1921)
2017-03-25 / russportal
Н. В. Гоголь. «Выбр. мѣста изъ переп. съ друзьями». Часть 17-я (1921)
2017-03-24 / russportal
Свщмч. Ѳеодоръ (Поздѣевскій). «Смыслъ христіан. подвига». Часть 4-я (1911)
2017-03-24 / russportal
Свщмч. Ѳеодоръ (Поздѣевскій). «Смыслъ христіан. подвига». Часть 3-я (1911)
2017-03-24 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово въ пятокъ 4-й недѣли (1894)
2017-03-24 / russportal
Каноны или Книга Правилъ (начало) (1974)
2017-03-23 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на кн. Бытія. Бесѣда 16-я (1898)
2017-03-23 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на кн. Бытія. Бесѣда 15-я (1898)
2017-03-22 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 18-е (1882)
2017-03-22 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 17-е (1882)
2017-03-22 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 2-е о скончавшихся отцахъ (1895)
2017-03-22 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 1-е о скончавшихся отцахъ (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 25 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность

Свт. Ѳеофанъ Затворникъ († 1894 г.)
ЧЕТЫРЕ БЕСѢДЫ ПО РУКОВОДСТВУ КНИГИ: «ПАСТЫРЬ» СВ. ЕРМЫ.

1.

Какъ разнообразны пути, которыми ведетъ Господь преданныя Ему души къ предопредѣленному Имъ въ Христіанствѣ совершенству! Одного ведетъ Онъ скорбями, другаго благоденствіемъ; иного внѣшнимъ писаніемъ, а иного внутренними внушеніями; того видимо, а сего сокровенно. — На эту мысль разскажу вамъ, что было со Святымъ Ермою — мужемъ Апостольскимъ. — Вы увидите, какъ многопопечительна и многоизобрѣтательна руководящая насъ ко спасенію любовь Божія, а вмѣстѣ и себѣ возьмете не мало уроковъ къ вѣрному сужденію о томъ, такъ ли течете вы, какъ слѣдуетъ тещи.

Ерма жилъ во времена Апостоловъ въ Римѣ. Онъ былъ извѣстенъ Апостолу Павлу и похваляется имъ въ посланіи къ Римлянамъ (гл. 16, 14.) въ числѣ лучшихъ христіанъ Римскихъ. Отличительное свойство его души составляли преискренняя простота вѣры и безпрекословная покорность внушеніямъ Божіимъ. Сіи качества сердца привлекли на него особенное Божіе благоволеніе, и Господь удостоилъ его особенныхъ видѣній и откровеній, изъ которыхъ слагается вся жизнь его. Такъ какъ сіи дивныя знаменія Божіи, назидательныя сами по себѣ, сопровождались и назидательными /с. 2/ толкованіями, то Ерма получилъ повелѣніе описать все, что ему было открыто, на пользу всей святой Церкви Божіей. Ерма исполнилъ повелѣніе и составилъ книгу, которую наименовалъ «Пастыремъ» и которая въ первыя времена читалась въ церквахъ на ряду съ Апостольскими писаніями.

Я намѣренъ разсказать вамъ кратко все содержаніе сей книги. Она состоитъ изъ трехъ частей. Въ первой помѣщены видѣнія, во второй заповѣди, въ третьей притчи. Начнемъ съ видѣній.

Видѣній сихъ было четыре: первое касалось преимущественно лица Ермы; второе — болѣе его семейства; третіе — внутренняго устроенія Церкви Божіей; четвертое — внѣшней судьбы сей Церкви и всѣхъ спасающихся.

Вотъ какъ изображаетъ св. Ерма первое свое видѣніе!

Въ юныхъ лѣтахъ, говоритъ онъ, я зналъ одну красивую дѣвицу, которую и любилъ, какъ сестру. Встрѣтивъ ее однажды, когда уже былъ отцемъ семейства, я подумалъ, какъ бы я былъ счастливъ, еслибъ имѣлъ такую жену, — жену такъ прекрасную и такимъ благонравіемъ украшенную. Дальше этого, при сей встрѣчѣ, мысль моя не простиралась. Но вотъ что было потомъ! — Спустя нѣсколько времени, я гулялъ въ уединенномъ мѣстѣ и въ мысляхъ своихъ перебиралъ дѣла Божіи, удивляясь красотѣ и величію ихъ. Тамъ я заснулъ, — и вижу во снѣ: Вотъ взялъ меня духъ и понесъ направо. По тому мѣсту, гдѣ онъ меня несъ, нельзя было идти: все утесы да вода. Пронесшись чрезъ нихъ, я очутился на ровной долинѣ и, падши на колѣна, началъ молиться Богу въ сердечномъ сокрушеніи о грѣхахъ своихъ. И вотъ, во время молитвы моей, вдругъ отверзлись небеса, и я увидѣлъ тамъ дѣву, которую любилъ, какъ сестру. Она меня привѣтствовала. Привѣтствовалъ и я ее и потомъ спросилъ, какъ и зачѣмъ она тамъ. Она отвѣчала: меня представили сюда, чтобъ обличить предъ Господомъ грѣхи твои. Богъ Вседержитель, всесильный Творецъ неба и земли, гнѣвается на тебя за то, что ты согрѣшилъ противъ меня. Когда же и гдѣ сказалъ я тебѣ какое непристойное слово? въ смущеніи спросилъ я. Не всегда ли я чтилъ тебя въ сердцѣ своемъ, какъ родную сестру?! — Она сказала на это: Присмотрись: худое помышленіе вошло въ сердце /с. 3/ твое. — Развѣ не знаешь, что это грѣхъ. О! — грѣхъ, да еще какой большой! — Вѣдай, что кто имѣетъ благія помышленія и ходитъ право предъ Богомъ, къ тому благоволитъ Богъ: а кто держитъ скверные помыслы въ сердцѣ своемъ, тотъ привлекаетъ смерть и осужденіе. Таковы особенно тѣ, кои работаютъ похотямъ плоти, любятъ утѣхи міра, величаются богатствомъ, не ищутъ благъ вѣчныхъ и не уповаютъ на Господа. Что же касается до тебя, то скажу тебѣ въ утѣшенье: молись и Богъ уврачуетъ немощи сердца твоего.

Когда она кончила эту рѣчь, небо заключилось. Я остался одинъ, въ скорби и страхѣ, говоря въ себѣ самомъ: если это вмѣнено мнѣ въ грѣхъ, то, какъ мнѣ спастись? или какъ умилостивить Бога за другіе мои грѣхи великіе, коимъ нѣтъ числа? — Когда я занятъ былъ такими мыслями, предъ мною показалась каѳедра большая, покрытая бѣлою, какъ снѣгъ, матеріею. — Вотъ пришла благолѣпная старица, одѣтая въ блестящую одежду съ книгою въ рукѣ, и сѣла. — Она сдѣлала мнѣ привѣтствіе, и я отвѣчалъ ей тѣмъ же, со слезами на глазахъ. Она спросила меня: отъ чего ты печаленъ, Ерма, ты, лицѣ котораго всегда выражало спокойствіе, кротость и внутреннее веселіе сердца? — Одна добрая и благочестивая дѣва, отвѣчалъ я, огорчила меня упрекомъ, будто я согрѣшилъ противъ нея. — Господь да сохранитъ рабовъ Своихъ отъ сего зла, сказала она. — Но смотри, не допустилъ ли ты въ самомъ дѣлѣ нечистыхъ мыслей въ сердцѣ твоемъ въ отношеніи къ ней? Такія мысли не должны имѣть мѣста въ сердцѣ раба Божія. Онъ не долженъ не только дѣлать, но и желать худого и помышлять о немъ. За это гнѣвается Господь на всякаго, и особенно будетъ гнѣваться на тебя, Ерма, который строго воздерживался отъ всего порочнаго и всегда отличался простотою нрава и невинностію сердца. — Но утѣшься. Я могу тебя увѣрить, что Господь гнѣвается на тебя не столько изъ-за тебя самого, сколько изъ-за дѣтей твоихъ, кои тяжко грѣшатъ противъ Него и противъ родителей своихъ. Ты слишкомъ много любишь дѣтей своихъ, потому поблажаешь имъ и допускаешь ихъ дѣлать неправды. Вотъ за это Господь и гнѣвается на тебя. Но Онъ готовъ уврачевать нравственныя раны дома твоего. Ему жаль /с. 4/ тебя. Мужайся же! — Возьми въ руки семейство свое, каждый день толкуй дѣтямъ своимъ слово Божіе, и не пропускай обличать худыя дѣла ихъ. — Ибо Господь знаетъ, что они во всемъ покаются отъ всего сердца своего. — Тебя же за это Онъ запишетъ въ книгѣ жизни.

Окончивъ слова сіи, она спросила меня: хочешь ли послушать? Я почитаю. — Съ удовольствіемъ, отвѣчалъ я. — Слушай же. — И, разогнувъ книгу, она начала читать въ ней о вещахъ такихъ изумительныхъ и ужасающихъ, что я не могъ удержать ихъ въ памяти. То были слова страшныя, которыхъ не можетъ стерпѣть ухо смертнаго человѣка. Только послѣднія слова остались въ головѣ моей, именно слѣдующія: вотъ Богъ Саваоѳъ, читала она, Который всемогуществомъ Своимъ сотворилъ міръ, и мудростію Своею украсилъ всю тварь, Который глаголомъ силы Своея утвердилъ небеса, и землю основалъ на водахъ, Который устроилъ на землѣ святую Церковь и благословилъ ее, — вотъ Онъ преложитъ небеса и горы, холмы и моря, и все наполнитъ избранными Своими, чтобъ надъ ними оправдать всѣ великія обѣтованія Свои за то, что, принявъ полною вѣрою законъ Божій, они съ великою радостію исполняютъ его. — Тѣмъ окончилось чтеніе. — Старица встала.

Вотъ подошли четыре юноши, подняли каѳедру ея и понесли на востокъ. Между тѣмъ она подозвала меня къ себѣ и, коснувшись груди моей, спросила: нравится ли тебѣ то, что я читала? — Я отвѣчалъ: послѣднія слова мнѣ нравятся, а первыя жестоки. — Сіи послѣднія, сказала она, относятся къ праведнымъ, а первыя направлены противъ отступниковъ и невѣрныхъ. — Еще она говорила, какъ подошли два человѣка, подняли ее на рамена свои и понесли далѣе къ востоку, куда понесена и каѳедра. — Удаляясь, она сказала мнѣ съ веселымъ видомъ: мужайся, Ерма, и да крѣпится сердце твое.

Вотъ содержаніе перваго видѣнія!

Передамъ вамъ коротко и второе, — теперь же, — потому что оно тѣсно связано съ первымъ и служитъ его продолженіемъ.

На слѣдующій годъ, говоритъ Ерма, явилась мнѣ опять та же старица, но уже не сѣдящею, а ходящею и читающею какія-то памятныя записки. Увидавъ ме/с. 5/ня, она подала ихъ мнѣ и велѣла списать. Я писалъ буква за буквой, не умѣя составлять слоговъ. Когда же все списалъ, кто-то невидимый взялъ книгу изъ рукъ моихъ и унесъ. — Послѣ сего Ерма пятнадцать дней постился и много молился, — и ему открыто было содержаніе списаннаго. То были грѣхи его дѣтей и жены, которая была злорѣчива. — Ему велѣно было исправить ихъ и обѣщано, что жена его сдѣлается ему, наконецъ, сестрою, то есть, что они станутъ жить въ воздержаніи, чего Ермѣ крайне желалось. Все это ему было открыто во снѣ однимъ прекраснымъ юношею, который спросилъ его въ концѣ: Кто, думаешь ты, эта старица, отъ которой получилъ ты сии записки? — Это Сивилла, отвѣчалъ Ерма... Ошибаешься, сказалъ юноша. Это святая Церковь. — Отъ чего же она такая старая? спросилъ Ерма. — Отъ того, отвѣчалъ тотъ, что она отъ вѣка была въ мысли Божіей и что она старѣе міра, который и сотворенъ собственно для нея.

Потомъ Ерма видѣлъ еще видѣніе въ своемъ домѣ. Таже старица, явясь ему, обѣщала открыть еще многое и велѣла потомъ записать все и сообщить Клименту, Епископу Римскому, чтобъ онъ разослалъ списки въ подвѣдомыя ему епархіи, и Граптѣ-діакониссѣ, чтобъ она передала то вдовицамъ и сиротамъ; самому же Ермѣ велѣла дать знать о всемъ священникамъ Римскимъ. Вотъ содержаніе втораго видѣнія!

Ограничусь нынѣ этимъ, прося васъ припомнить все и изъ всего самимъ вывести урокъ для себя. — Видите, какъ строго взыскивается не за дѣла только, но и за помышленія, — и блюдитесь чисто имѣть сердце предъ очами Божіими. Видите, что не за свои только грѣхи надо будетъ отвѣчать, но и за грѣхи другихъ, о которыхъ попеченіе ввѣрено намъ, — и попекитесь всѣхъ всяко спасать — родители дѣтей, начальники подчиненныхъ, пастыри пасомыхъ, учители учениковъ. Видите, что ни одно дѣло, ни одно помышленіе наше не пропадаетъ, все записывается. — Но записывается не на зло намъ; а на то, чтобъ отсюда подать намъ поводъ къ раскаянію, — и попекитесь слезами смыть запись сію и убѣлить хартію жизни. Видите, что ожидаетъ избранныхъ! — Мужайтесь же и съ радостью теките по пути, на который вступили вы съ вѣрою. Видите, какъ /с. 6/ страшна участь невѣровъ и грѣшниковъ, что описанія оной не можетъ снести ухо человѣческое: уклонитесь (зла) же отъ невѣрія и грѣха, умертвите уды ваша, яже на земли, блудъ, нечистоту, страсть, похоть злую, лихоиманіе, гнѣвъ, ярость, злобу, хуленіе и срамословіе... ихъ же ради грядетъ гнѣвъ Божій на сыны противленія, какъ слышали вы въ нынѣшнемъ Апостолѣ (Кол. 3, 4-11). Аминь.

Источникъ: Четыре бесѣды по руководству книги: «Пастырь» Св. Ермы Епископа Ѳеофана. — М.: Типографія И. Ефимова, 1884. — С. 1-6.

Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.