Церковный календарь
Новости


2017-04-30 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Поученіе (6-е) въ недѣлю св. женъ мѵроносицъ (1900)
2017-04-30 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Поученіе (5-е) въ недѣлю св. женъ мѵроносицъ (1900)
2017-04-30 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ субботу 4-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-30 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ пятокъ 4-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-29 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Поученіе (4-е) въ недѣлю св. женъ мѵроносицъ (1900)
2017-04-29 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Поученіе (3-е) въ недѣлю св. женъ мѵроносицъ (1900)
2017-04-29 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Поученіе (2-е) въ недѣлю св. женъ мѵроносицъ (1900)
2017-04-29 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Поученіе (1-е) въ недѣлю св. женъ мѵроносицъ (1900)
2017-04-29 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ четвертокъ 4-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-29 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ день Преполовенія Пятидесятницы (1864)
2017-04-28 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О добродѣтели, къ младшему подвижнику (1895)
2017-04-28 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душа должна молиться Богу (1895)
2017-04-28 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба во вторникъ 4-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-28 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ понедѣльникъ 4-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-27 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила Константиноп. (Двукратнаго) Собора (1974)
2017-04-27 / russportal
"Книга Правилъ". Посланіе Карѳаген. Собора къ Келестину, папѣ Римскому (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.
Церковная письменность

Свт. Ѳеофанъ Затворникъ († 1894 г.)
ЧЕТЫРЕ БЕСѢДЫ ПО РУКОВОДСТВУ КНИГИ: «ПАСТЫРЬ» СВ. ЕРМЫ.

2.

Продолжимъ нашу бесѣду по руководству Святаго Ермы, мужа Апостольскаго. Вы слышали описаніе двухъ видѣній Св. Ермы, которыя касались преимущественно его самого и его семейства: другія два видѣнія касаются внутренняго строенія Св. Божіей Церкви и внѣшней ея участи, въ которыхъ, однакожъ, всякій можетъ легко увидѣть и себя самого, въ свое назиданіе и исправленіе. Потрудитесь же уразумѣть и сіи видѣнія.

Видѣніе третье. — Во второмъ видѣніи, если помните, благолѣпная старица, между прочимъ, обѣщала Ермѣ открыть еще многое. Ерма, послѣ того, долго постился и молилъ Господа исполнить обѣщаніе, слышанное изъ устъ старицы. Въ одну ночь явилась ему сія старица и сказала: приди въ полдень въ такое-то уединенное мѣсто въ полѣ, — и тамъ получишь просимое. — Ерма въ свое время явился въ указанное мѣсто и увидѣлъ тамъ скамью, покрытую бѣлымъ полотномъ льнянымъ. Увидѣвъ это въ уединенномъ мѣстѣ, онъ пришелъ въ такой страхъ, что волосы у него встали дыбомъ на головѣ. Но скоро ободрился, и, падши на колѣна, началъ молиться Богу, исповѣдуя грѣхи свои. Тогда пришла старица съ шестью юношами, видѣнными уже, и, коснувшись его созади, сказала ему: перестань такъ долго молиться о грѣхахъ твоихъ. Молись теперь о праведности, чтобъ и семейство твое содѣлалось причастнымъ ея. Потомъ велѣла ему встать, взяла его за руку и подвела къ скамьѣ. Юношамъ сказала она: ступайте, — стройте: а Ерму пригласила сѣсть. Ерма хотѣлъ сѣсть по правую ея сторону; но Старица дала знакъ, чтобъ онъ перешелъ на лѣвую, говоря: правая опредѣлена /с. 7/ для тѣхъ, кои страдали за имя Божіе. Тебѣ много еще надо трудиться, чтобъ удостоиться сѣсть съ ними: — у тебя много недостатковъ. Потомъ она показала ему великую башню, которую строили надъ водами изъ блестящихъ четвероугольныхъ камней. — Прошу обратить вниманіе на построеніе сей башни: въ немъ сущность сего видѣнія. — Планъ башни былъ четвероугольный. Строили ее шесть юношей, многія тысячи другихъ людей носили камни. Кто извлекалъ сіи камни изъ глубины водъ, кто бралъ на землѣ, и, принося, подавалъ тѣмъ шести юношамъ. Камни, извлекаемые изъ глубины водъ, были совершенно отесаны, такъ что ихъ оставалось только класть. Они такъ хорошо соединялись съ другими, что въ мѣстѣ соединенія не видно было и рубцовъ, и башня казалась составленною изъ одного камня. Что касается до камней, приносимыхъ съ земли, то между ними были такіе, которые юноши употребляли на строеніе, и были такіе, которые они отбрасывали и разбивали. Вокругъ башни виднѣлось много негожихъ камней, потому что одни были неровны, другіе съ трещинами, третьи бѣлы, но круглы, такъ что не было возможности приладить ихъ при постройкѣ. Нѣкоторые изъ негожихъ камней были бросаемы далеко отъ башни и падали къ дорогѣ, гдѣ, однакожъ, не останавливались, но катились далѣе въ пустыню, другіе падали въ огонь и горѣли, третьи падали близъ воды, но не могли скатиться въ нее, какія усилія, повидимому, ни употребляли на то.

Изумляясь всему происходившему, Ерма просилъ старицу объяснить ему, что значитъ все имъ видѣнное. Старица сказала: — башня, которую ты видишь устрояемою, это я сама, т. е. Церковь. Ее строятъ надъ водою потому, что вы спасаетесь водою съ призываніемъ имени Преславныя Троицы. (Этимъ она указывала на крещеніе). Шесть юношей, строящихъ башню, суть шесть Ангеловъ Божіихъ, коимъ Онъ далъ власть надъ всѣми тварями. И тѣ, что приносятъ камни, суть тоже Ангелы Божіи, но первые выше ихъ. Когда зданіе будетъ окончено, они всѣ вмѣстѣ составятъ празднество предъ Богомъ и прославятъ Бога.

Послушай теперь, что значатъ камни. — Камни бѣлые четвероугольные, которые хорошо укладываются /с. 8/ при постройкѣ, суть: Апостолы, епископы, учители, священники и діаконы, живые ли то, или умершіе уже, которые исполняли и исполняютъ свой долгъ со всею святостію и съ неусыпною попечительностію объ избранныхъ Божіихъ, тщательно сохраняя миръ и согласіе между собою.

Камни, извлекаемые изъ глубины водъ, и какъ бы сливающіеся съ зданіемъ при кладкѣ суть тѣ изъ умершихъ, кои страдали за имя Господне. Камни, приносимые съ земли и употребляемые въ зданіе, суть новообращенные вѣрные. Изъ отбрасываемыхъ камней, тѣ, кои падаютъ подлѣ башни, означаютъ согрѣшающихъ по крещеніи, чувствующихъ, однакожъ, сокрушеніе и готовыхъ принести покаяніе. Если они покаются, пока строеніе продолжается, они могутъ быть употреблены на постройку; но когда построеніе завершится однажды навсегда, они уже не найдутъ тамъ себѣ мѣста.

Затѣмъ камни, кои, разбивши, далеко бросаютъ отъ башни, суть люди злые, принявшіе вѣру притворно, неизмѣнивши ничего изъ прежнихъ нравовъ своихъ. Такіе не могутъ быть употреблены на постройку, и имъ нѣтъ спасенія. Что касается до другихъ негожихъ камней, то неровные означаютъ тѣхъ, кои познали истину, но не пребыли ей вѣрными и не озаботились войти въ единъ духъ со всѣми святыми. Растреснутые — означаютъ тѣхъ, кои питаютъ раздоръ въ сердцѣ своемъ и миръ имѣютъ съ другими только по видимости. Камни, слишкомъ малые, суть тѣ, кои приняли вѣру, но удержали большую часть своихъ прежнихъ пороковъ. — Камни бѣлые и круглые суть богачи, оставшіеся пристрастными къ богатству и по принятіи вѣры. — Когда настанетъ гоненіе, они, изъ-за своего богатства, отрекутся отъ Господа. Они могутъ годиться въ постройку не иначе, какъ когда будутъ отсѣчены ихъ пристрастія, подобно тому, какъ у круглыхъ камней надо обсѣчь бока, чтобъ они годились въ зданіе. По себѣ самому посуди, Ерма, прибавила старица; — когда ты былъ богатъ, ты былъ негожъ, а теперь ты способенъ къ жизни. — Ты вѣдь изъ числа этихъ камней!

Послушайте, что значатъ и остальные камни. — Камни, отбрасываемые далеко отъ башни, катящіеся къ дорогѣ и оттуда въ пустыню, суть тѣ, кои увѣровали, но, по /с. 9/ своему суемудрію, уклонились отъ перваго пути и устремились не зная куда, мечтая тамъ найти путь лучшій: они блуждаютъ, бѣдные, не находя себѣ покоя. — Камни, падающіе въ огонь, суть тѣ, кои навсегда отпали отъ присно-живаго Бога. Они такъ преданы порокамъ и страстямъ, что имъ и на мысль не приходитъ принести когда либо покаяніе. Это готовая уже пища огня геенскаго. — Камни, падающіе близъ воды и не могущіе скатиться въ нее, суть тѣ, кои, слыша слово Божіе, желаютъ крещенія; но когда потомъ подумаютъ о святости, требуемой вѣрою, тотчасъ возвращаются вспять и падаютъ въ прежнія страсти. Такъ Церковь объяснила Ермѣ видѣніе башни.

Потомъ она показала ему еще семь женъ, окружавшихъ сіе зданіе. Первая была вѣра, за нею ея дщерь — воздержаніе, далѣе слѣдовали однѣ за другими — простота, невинность, кротость, строгая во всемъ исправность и любовь. Изъ нихъ каждая есть дщерь предъидущей: простота — дщерь воздержанія, невинность — дщерь простоты, — и такъ далѣе. Они поддерживали башню и открывали въ нее входъ тѣмъ, кои служили имъ самимъ, тѣмъ, то есть, кои отличались сими добродѣтелями.

Ермѣ очень желалось знать, почему Церковь являлась ему въ трехъ различныхъ видахъ: въ первый разъ очень старою и сѣдящею въ креслахъ; во второй — лицомъ молодою, но со старою кожею и съ волосами старицы, говорящею стоя, съ большею привѣтливостью, чѣмъ въ первый разъ; въ третій — совсѣмъ молодою и прекрасною, только волосы у нея были волоса старицы: она сидѣла на скамейкѣ съ видомъ улыбающимся. — Желая знать, почему все сіе такъ, Ерма опять предался посту и молитвѣ, — и вотъ ночью явился ему юноша и сказалъ: слушай; я объясню тебѣ, почему все это такъ. — Сначала Церковь явилась тебѣ старицею, сѣдящею въ креслахъ, чтобъ показать слабость и разлѣненіе духа твоего, когда по причинѣ неудачъ въ житейскихъ дѣлахъ, ты предавался унынію и безпечной лѣности, какъ во дни отживающей старости, вмѣсто того, чтобъ съ полною вѣрою предать себя въ руки Провидѣнія. — Но послѣ того, какъ ты слышалъ откровеніе, котораго Богъ тебя удостоилъ, твой духъ помо/с. 10/лодѣлъ, вѣра ожила и силы воскресли. — Ты походилъ на старца, который, услышавъ о дарованіи ему сына или дочери, встаетъ съ радостью, стоитъ бодро и дѣйствуетъ съ силою. Вотъ что означаетъ второе состояніе, въ которомъ ты видѣлъ сію женщину болѣе юною и стоящею на ногахъ. — Въ третій разъ она явилась тебѣ еще съ болѣе свѣжими силами и еще болѣе привѣтливою, чтобъ показать, что духъ твой совсѣмъ обновился видѣніемъ башни и пріятіемъ другихъ благъ, отъ Бога тебѣ дарованныхъ. Утвержденная на четырехъ ногахъ скамья, на которой она сидѣла, означаетъ прочность сего состоянія. Таково было третіе видѣніе, видѣнное Ермою, — видѣніе самое большое и назидательное.

Видѣніе четвертое было не многосложно. Его видѣлъ Ерма спустя три недѣли послѣ третьяго. Шелъ онъ куда-то полемъ съ чувствомъ сердечнаго сокрушенія, молясь о себѣ и о всѣхъ рабахъ Божіихъ, да святится во всѣхъ имя Божіе. — Идетъ онъ такъ и слышитъ гласъ свыше: не бойся, Ерма! — Чего бояться мнѣ, подумалъ онъ, послѣ такихъ видѣній дивныхъ. — Но, сдѣлавъ нѣсколько шаговъ впередъ, онъ увидѣлъ, что поднимается пыль къ небу все выше и выше, на разстояніи отъ него, можетъ быть, на двадцать шаговъ. Лучъ солнца далъ ему увидѣть въ пыли сей огромное животное, похожее на кита, футовъ со сто вышиною, которое изъ пасти своей изрыгало огонь. Ерма началъ плакать и просить Бога избавить его отъ бѣды: но, вспомнивъ сказанное ему передъ тѣмъ: не бойся, воодушевился и пошелъ смѣло по дорогѣ къ звѣрю. А тотъ шагалъ такъ, что однимъ ударомъ могъ бы истребить цѣлый городъ; но когда Ерма приблизился, онъ растянулся по землѣ, высунувъ только языкъ, — и нешевельнулся, пока Ерма миновалъ его совсѣмъ. Сдѣлавъ послѣ сего около тридцати шаговъ впередъ, Ерма встрѣтилъ дѣву, будто только вышедшую изъ комнаты, всю въ бѣломъ, исключая обуви. На ней была митра, и блестящіе волосы покрывали весь ея станъ. — Ерма узналъ въ ней Церковь и обрадовался. Подошедши, она сказала: только вѣра твоя спасла тебя отъ звѣря. Господь Ангела Своего послалъ и онъ заключилъ уста звѣрю, чтобъ онъ не пожралъ тебя. Звѣрь сей означаетъ близкое гоненіе. Поди, возвѣсти о семъ избранныхъ, да мужаются и да /с. 11/ крѣпится сердце ихъ въ упованіи на Бога. — Тѣмъ кончилось видѣніе.

Вотъ и всѣ четыре видѣнія, видѣнныя Ермою. Всѣ они назидательны: но всѣхъ обильнѣе назиданіемъ третіе видѣніе — строеніе башни, то есть Церкви! Всмотритесь въ него внимательнѣе! — Всѣ мы, христіане, предназначены войти въ составъ тѣла Церкви. Войдемъ ли?! Даруй, Господи!.. Но для сего позаботимся явить себя похожими на камни бѣлые и четвероугольные — полированные, то есть позаботимся хранить Святую вѣру, убѣляющую, внѣдрить въ сердце стройное сочетаніе добродѣтелей чистыхъ и совершенныхъ, и да не будетъ между нами камней необтесанныхъ, ни расколотыхъ, ни круглыхъ и никакихъ другихъ, негожихъ въ постройку. Аминь.

Источникъ: Четыре бесѣды по руководству книги: «Пастырь» Св. Ермы Епископа Ѳеофана. — М.: Типографія И. Ефимова, 1884. — С. 6-11.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.