Церковный календарь
Новости


2017-03-25 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Посланіе къ Памфѵлійскому Собору (1974)
2017-03-25 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила третіяго Собора, Ефесскаго (1974)
2017-03-25 / russportal
Н. В. Гоголь. «Выбр. мѣста изъ переп. съ друзьями». Часть 20-я (1921)
2017-03-25 / russportal
Н. В. Гоголь. «Выбр. мѣста изъ переп. съ друзьями». Часть 19-я (1921)
2017-03-25 / russportal
Н. В. Гоголь. «Выбр. мѣста изъ переп. съ друзьями». Часть 18-я (1921)
2017-03-25 / russportal
Н. В. Гоголь. «Выбр. мѣста изъ переп. съ друзьями». Часть 17-я (1921)
2017-03-24 / russportal
Свщмч. Ѳеодоръ (Поздѣевскій). «Смыслъ христіан. подвига». Часть 4-я (1911)
2017-03-24 / russportal
Свщмч. Ѳеодоръ (Поздѣевскій). «Смыслъ христіан. подвига». Часть 3-я (1911)
2017-03-24 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово въ пятокъ 4-й недѣли (1894)
2017-03-24 / russportal
Каноны или Книга Правилъ (начало) (1974)
2017-03-23 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на кн. Бытія. Бесѣда 16-я (1898)
2017-03-23 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на кн. Бытія. Бесѣда 15-я (1898)
2017-03-22 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 18-е (1882)
2017-03-22 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 17-е (1882)
2017-03-22 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 2-е о скончавшихся отцахъ (1895)
2017-03-22 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 1-е о скончавшихся отцахъ (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 25 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Церковная письменность

Свт. Ѳеофанъ Затворникъ († 1894 г.)
ЧЕТЫРЕ БЕСѢДЫ ПО РУКОВОДСТВУ КНИГИ: «ПАСТЫРЬ» СВ. ЕРМЫ.

3.

Что слышали вы доселѣ изъ писаній Св. Ермы, это еще не все, что я намѣренъ былъ передать вамъ и что можетъ быть для васъ пригоднымъ въ трудѣ надъ благонастроеніемъ сердецъ вашихъ! — Послушайте и еще. Думаю, что слово Апостольскаго мужа будетъ убѣдительнѣе для васъ нашего немощнаго разглагольствія. Потому не хочу отстать отъ него, пока не доведу до конца. Послѣ видѣній, извѣстныхъ уже вамъ, слѣдуютъ у Св. Ермы заповѣди, составляющія предметъ второй книги его Пастыря. Къ изложенію ихъ онъ приступаетъ такъ:

Молился я, говоритъ онъ, у себя дома и сѣлъ потомъ на ложе свое. — Вотъ вижу, входитъ мужъ, видомъ своимъ внушавшій уваженіе, въ одеждѣ пастушеской. На немъ накинутъ былъ бѣлый плащъ, котомка висѣла за плечами его и палка была въ рукахъ у него. Онъ привѣтствовалъ меня, привѣтствовалъ и я его. За тѣмъ онъ сѣлъ подлѣ меня и сказалъ: я посланъ къ тебѣ, чтобъ пребыть съ тобою все остальное время жизни твоей. — Когда онъ сказалъ это, мнѣ подумалось, что онъ искушаетъ меня, и я спросилъ его: кто же ты? — ибо того, кому я ввѣренъ, я хорошо знаю. Такъ ты меня не узнаешь? спросилъ онъ. Нѣтъ, отвѣчалъ я. Я и есть тотъ Пастырь, которому ты ввѣренъ, ска/с. 12/залъ онъ. Съ симъ словомъ онъ измѣнился въ лицѣ и я узналъ въ немъ моего Хранителя. — Мнѣ стало стыдно, страхъ и скорбь начали тревожить меня; — но онъ успокоилъ меня, говоря: не бойся. — Я посланъ и еще указать тебѣ все, чѣмъ можешь ты спасти душу свою. Выслушай внимательно и запиши все для памяти, чтобъ, перечитывая то время отъ времени, ты освѣжалъ мысли свои тѣмъ и укрѣплялъ шаткую волю твою. Если отъ чистаго сердца будешь сохранять все, открываемое тебѣ, то получишь отъ Господа всѣ блага, какія обѣтовалъ Онъ вѣрнымъ Своимъ. Если же, выслушавъ мои наставленія, ты не только не исправишься, а напротивъ станешь прилагать грѣхи ко грѣхамъ, то бѣду за бѣдою пошлетъ на тебя Господь, пока не сокрушитъ или сердца твоего, или костей твоихъ.

Сказавъ сіе, Пастырь мой, Ангелъ покаянія, предложилъ мнѣ двѣнадцать заповѣдей, въ слѣдующемъ порядкѣ:

1) Вѣруй во единаго Бога, въ Троицѣ покланяемаго, Творца неба и земли, видимымъ же всѣмъ и невидимымъ, Который изъ ничего воззвалъ къ бытію всѣ твари и даровалъ имъ столько совершенствъ, сколько каждая изъ нихъ вмѣстить можетъ.

2) Живи въ простотѣ и непорочности, не вреди ближнему даже словомъ, напротивъ, помогай всѣмъ въ нуждахъ ихъ, неразбирая, кто проситъ и кому даешь.

3) Слово гнило да не исходитъ изъ устъ твоихъ: люби истину и убѣгай лжи.

4) Какъ зѣницу ока храни супружескую вѣрность, ибо это непреложный законъ Творца, быть чистымъ и непорочнымъ предъ лицомъ Его или въ дѣвствѣ или въ честно-хранимомъ супружествѣ. Женился, не ищи разрѣшенія, или другой жены; положилъ быть въ дѣвствѣ, не ищи жены. Тоже, когда умретъ мужъ или жена, пережившая половина не грѣшитъ, когда вступаетъ во второй бракъ; но большей сподобляется чести отъ Бога, когда рѣшается хранить вдовство, въ чистотѣ и непорочности.

При сихъ словахъ, говоритъ Ерма, я спросилъ его: что же дѣлать тому, кто согрѣшитъ? — Каяться, отвѣчалъ мнѣ Ангелъ-Пастырь. Говорю ему: я слышалъ, что кромѣ крещенія нѣтъ другого покаянія, что, по/с. 13/гружаясь въ воды паки бытія, мы получаемъ отпущеніе всѣхъ грѣховъ, и никакъ не должны уже послѣ того грѣшить. Ангелъ отвѣчалъ мнѣ: крещеніе не называется покаяніемъ. Покаяніе Богъ установилъ для тѣхъ, кои, будучи чрезъ крещеніе призваны въ число вѣрующихъ, падаютъ потомъ въ грѣхи, по кознямъ діавола. — Богъ милостивый пріемлетъ покаяніе таковыхъ; но надо знать, что частое паденіе въ грѣхъ, исправляемое даже частымъ покаяніемъ, дѣлаетъ подозрительнымъ самое покаяніе; — и можно, наконецъ, упасть такъ, что послѣ того паденія не будетъ возможности встать снова и начать жить для Бога. Сего да страшится всякій, легкомысленно смотрящій на грѣхи. Сказавъ сіе, Пастырь началъ снова продолжать указаніе спасительныхъ для насъ заповѣдей Божіихъ!

5) Идя путемъ заповѣдей не можешь миновать препятствій и трудовъ. Мужайся, и да крѣпится сердце твое: терпи въ дѣланіи добрыхъ дѣлъ и перенесеніи всѣхъ на пути семъ непріятностей.

6) Помни, что при каждомъ человѣкѣ есть два ангела — добрый и злой. Одинъ влечетъ его къ дѣламъ добрымъ, а другой къ грѣхамъ и порокамъ. Внимай же себѣ, и къ первому склоняйся, а втораго отрѣвай, по внутреннимъ помысламъ сердца догадываясь, какой изъ нихъ даетъ тебѣ въ ту пору уроки и хочетъ властвовать надъ тобою.

7) Единаго Бога — Творца и Промыслителя и Спасителя твоего бойся, и пустою страшливостію темныхъ силъ не унижай своей дѣтской Ему преданности и своего крѣпкаго на Него упованія.

8) Попекись явить себя ревностнымъ исполнителемъ всѣхъ безъ исключенія заповѣдей Божіихъ и тщательнымъ творцемъ всѣхъ дѣлъ, какія Ангелъ внушитъ сердцу твоему, или укажетъ сочетаніе обстоятельствъ жизни твоей, — и будешь сынъ въ дому Божіемъ, а не рабъ.

9) Молись, преутруждай себя въ молитвѣ, непрестанно молись, чтобъ всякій разъ, какъ нужно, свыше сходила на тебя сила — творить добро, и помощь — уклоняться отъ зла. Молитва дѣлаетъ земнороднаго небожителемъ и одѣваетъ его небесною чистотою и святостію.

/с. 14/

10) Бѣгай ложныхъ пророковъ — гадателей и волхвовъ [1], чрезъ коихъ врагъ губитъ рабовъ Божіихъ. Слабые въ вѣрѣ обращаются къ этимъ обманщикамъ, а они, отвѣчая имъ по желанію сердца ихъ, наполняютъ головы ихъ мечтательными надеждами. Тутъ же, къ каплѣ истины примѣшивая море лжи, они обольщаютъ ихъ и снова увлекаютъ къ язычеству. Кто искренно вѣруетъ и предалъ себя Богу, тотъ не пойдетъ къ нимъ. Таковый неба ищетъ: а гадаютъ обычно объ одномъ земномъ.

11) Учительницею, единственною учительницею, да будетъ тебѣ — церковь Бога жива — столпъ и утвержденіе истины. Въ ней свѣтъ непреложно-истиннаго вѣдѣнія. — Внѣ ея мракъ и тьма. Тамъ князь міра поставилъ учительскую каѳедру свою и ослѣпляетъ разумы внимающихъ ему и нехотящихъ слушать голоса церкви, ради того, что они свѣтскіе.

Вотъ тебѣ проба: что разногласитъ съ ученіемъ Церкви, то есть голосъ отца лжи! — Внимай и блюди себя чистымъ отъ сего паденія. — Вотъ и еще признакъ! слово истины водворяетъ глубокій миръ, покой и сладость въ вѣрующемъ сердцѣ; слово же лживыхъ воздымаетъ мечты и сомнѣнія, и, какъ соленая вода, разжигаетъ жажду знанія, запирая умъ какъ плѣнника въ неопредѣленной мрачной пустынѣ.

12) Безъ ближайшихъ руководителей нельзя прожить свято на землѣ. Ты найдешь ихъ въ церкви, гдѣ Духъ Святый поставляетъ ихъ пасти стадо Христово. Умоли Господа даровать тебѣ благопотребнаго. Въ часъ нужный, и безъ спроса твоего, онъ изречетъ тебѣ утѣшительное слово. Духъ Божій научитъ его, что подобаетъ сказать тебѣ, и ты услышишь отъ него, что хочетъ отъ тебя Богъ. Берегись, однакожъ, и здѣсь духовъ лестчихъ. — Смиреніе и тихость украшаютъ истиннаго руководителя. Гдѣ же помпа въ словѣ и жизни, тамъ лесть. Внимай сему и спасешься.

Вотъ всѣ двѣнадцать заповѣдей, которыя далъ мнѣ Ангелъ-Пастырь, заключаетъ Ерма. — Выслушавъ ихъ, я сказалъ ему: прекрасныя правила, но есть ли чело/с. 15/вѣкъ, который могъ бы исполнить ихъ, какъ слѣдуетъ? На это Ангелъ отвѣчалъ мнѣ: прими ихъ сердцемъ въ простотѣ, безъ размышленія, и не встрѣтишь въ исполненіи ихъ никакого затрудненія. Но коль скоро станешь разлагать въ умѣ своемъ, можно ли и какъ можно выполнить то и другое, и нельзя ли какъ нибудь высвободиться изъ-подъ сего ига, подкрадется врагъ, вложитъ разслабленіе въ сердце твое и сдѣлаетъ тебя неспособнымъ ни къ какому добру. — Но что много говорить!.. Знай, что если не исполнишь чего, нѣтъ тебѣ спасенія, нѣтъ спасенія ни тебѣ, ни дѣтямъ твоимъ, ни семейству твоему. Сказавъ сіе, Ангелъ измѣнился въ лицѣ своемъ и сдѣлался столь страшнымъ, что я не знаю, есть ли кто, ктобы въ состояніи былъ снести взоръ его въ сію минуту. Я испугался. — Ангелъ, видя мое смущеніе, началъ говорить кротко ко мнѣ, съ лицомъ способнымъ разлить отраду въ сердцѣ: — какъ это думаешь и говоришь ты? — Забылъ развѣ ты всемогущество Божіе! — Возможно ли, чтобъ Тотъ, Кто все покорилъ подъ ноги твои, не далъ тебѣ силъ исполнять заповѣди Его? — Знай же, что кто имѣетъ всегда Бога въ сердцѣ своемъ, тотъ легко исполнитъ заповѣди сіи. Кто же имѣетъ Его только на концѣ языка своего, тотъ падетъ подъ тяжестію ихъ, считая ихъ невыполнимыми. Я замѣтилъ на это: кто не проситъ у Бога силъ, чтобъ исполнять св. заповѣди Его? — Но врагъ силенъ: онъ искушаетъ рабовъ Божіихъ и держитъ ихъ въ своей власти. — Нѣтъ, отвѣчалъ на это мнѣ Ангелъ, врагъ не имѣетъ никакой власти надъ рабами Божіими. Тѣхъ, кои вѣруютъ въ Бога отъ всего сердца своего, онъ можетъ искушать, но не властвовать надъ ними. Противостань ему съ мужествомъ, и онъ убѣжитъ отъ тебя. Тѣмъ кончились наставленія Ангельскія; кончается и вторая книга Пастыря Св. Ермы.

Съ своей стороны не осмѣливаемся прибавить что ко всему сему! — говоритъ ученикъ Апостоловъ, мужъ Апостольскій. Къ чему тутъ вялое слово наше? — Одно только скажу: какъ утѣшительно знать, что и въ наше время говорятъ тоже, что говорили при Апостолахъ, непосредственно послѣ Апостоловъ и что, слѣдовательно, въ продолженіе восемнадцати съ половиною вѣковъ /с. 16/ въ Церкви Божіей слышалось неизмѣннымъ одно и тоже слово истины.

Если, теперь, при двоихъ и трехъ свидѣтеляхъ станетъ всякъ глаголъ: то, какъ крѣпко долженъ стоять глаголъ истины, въ церкви Божіей проповѣдуемый, когда за него стоитъ такой необъятый сонмъ свидѣтелей? И что должны значить предъ здравомысліемъ эти возгласы суемудрія, которые неразумные дерзаютъ бросать въ лицо истинѣ? Не осязаете ли вы здѣсь опредѣленія Божія: небо и земля мимо идутъ, словеса же не мимо идутъ (Мѳ. 24, 35). Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Спиритовъ, кои тогда въ большомъ являлись количествѣ. Изъ числа ихъ былъ и Симонъ волхвъ съ своими учениками.

Источникъ: Четыре бесѣды по руководству книги: «Пастырь» Св. Ермы Епископа Ѳеофана. — М.: Типографія И. Ефимова, 1884. — С. 11-16.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.