Церковный календарь
Новости


2017-03-25 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Посланіе къ Памфѵлійскому Собору (1974)
2017-03-25 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила третіяго Собора, Ефесскаго (1974)
2017-03-25 / russportal
Н. В. Гоголь. «Выбр. мѣста изъ переп. съ друзьями». Часть 20-я (1921)
2017-03-25 / russportal
Н. В. Гоголь. «Выбр. мѣста изъ переп. съ друзьями». Часть 19-я (1921)
2017-03-25 / russportal
Н. В. Гоголь. «Выбр. мѣста изъ переп. съ друзьями». Часть 18-я (1921)
2017-03-25 / russportal
Н. В. Гоголь. «Выбр. мѣста изъ переп. съ друзьями». Часть 17-я (1921)
2017-03-24 / russportal
Свщмч. Ѳеодоръ (Поздѣевскій). «Смыслъ христіан. подвига». Часть 4-я (1911)
2017-03-24 / russportal
Свщмч. Ѳеодоръ (Поздѣевскій). «Смыслъ христіан. подвига». Часть 3-я (1911)
2017-03-24 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово въ пятокъ 4-й недѣли (1894)
2017-03-24 / russportal
Каноны или Книга Правилъ (начало) (1974)
2017-03-23 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на кн. Бытія. Бесѣда 16-я (1898)
2017-03-23 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на кн. Бытія. Бесѣда 15-я (1898)
2017-03-22 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 18-е (1882)
2017-03-22 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 17-е (1882)
2017-03-22 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 2-е о скончавшихся отцахъ (1895)
2017-03-22 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 1-е о скончавшихся отцахъ (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 25 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Церковная письменность

Свт. Ѳеофанъ Затворникъ († 1894 г.)
ЧЕТЫРЕ БЕСѢДЫ ПО РУКОВОДСТВУ КНИГИ: «ПАСТЫРЬ» СВ. ЕРМЫ.

4.

Докончимъ нынѣ наше краткое обозрѣніе писаній Св. Ермы, чтобъ не оставить невѣдомымъ ни одного изъ назидательныхъ его помышленій. Теперь слѣдуетъ намъ пересмотрѣть третью книгу, которой содержаніе составляютъ, какъ помянуто уже нами, притчи и употребительныя изображенія нравственно-христіанскихъ истинъ. Ихъ предлагаетъ Ермѣ тотъ же Ангелъ-Пастырь, большею частію посредствомъ сравненій, или созерцанія духовныхъ вещей въ чувственныхъ образахъ. Всѣ ихъ передавать намъ подробно будетъ очень долго. — Ограничусь указаніемъ общаго теченія мыслей св. отца.

Наставленія начинаются тѣмъ положеніемъ, что мы не имѣемъ здѣсь пребывающаго града, но должны искать грядущаго, который могъ бы послужить для насъ вѣчнымъ кровомъ. Выслушавъ это, Ерма спросилъ: какъ же такъ, мы не имѣемъ здѣсь пребывающаго града, — но многое вынуждены бываемъ имѣть и многое имѣемъ? — Что дѣлать съ этимъ именіемъ? — Не безпокойся, отвѣчалъ Ангелъ, есть возможность упрочить и это преходящее имѣніе, которое приходитъ и отходитъ, отходитъ и приходитъ. Раздавай избытки бѣднымъ. Ихъ руки суть вѣчныя хранилища. Но и во времени это не безполезно. Ибо какъ виноградная лоза поддерживается вязомъ, или другимъ какимъ нибудь деревомъ, къ которому его привязываютъ: такъ молитвенное воздѣяніе рукъ бѣднаго поддерживаетъ богача-щедродавца, готоваго пасть. — Воздерживайся, говоритъ далѣе Ан/с. 17/гелъ, отъ суетливости, многозаботливости, многопредпріимчивости. — Опутавшись множествомъ дѣлъ, легко забудешь ты о Богѣ и дѣлахъ Богоугодныхъ. И мысль твоя и сердце будутъ заняты совсѣмъ другимъ. — И не избѣжать тебѣ тогда грѣховъ многихъ и тяжкихъ.

Живи въ такомъ отрѣшеніи, ревнуй объ одномъ строгомъ исполненіи заповѣдей Божіихъ, въ коемъ вся надежда спасенія. — Если имѣешь нужду или желаешь заслужить большее благоволеніе Божіе, приложи подвигъ, напр., подвигъ поста, который имѣетъ великую цѣну предъ очами Божіими. Но когда постишься, вотъ какъ постись: не позволяй себѣ никакой неправды, служеніе Богу совершай отъ чистаго сердца, не допускай въ душѣ возникать худымъ пожеланіямъ и мыслію своею превитай горѣ, откуда, несомнѣнно, снидутъ на тебя всѣ блага, обѣщанныя трудящимся. — При семъ, не вкушай другой пищи, кромѣ хлѣба и воды, сумму же, какую бы слѣдовало тебѣ употребить на полный обычный у тебя столъ — отложи, и отдай вдовѣ, сиротѣ или бѣдному. Чтобъ все сіе легче исполнить, постящемуся съ утра надо уединяться и посвящать себя на молитвы.

Таковые подвиги пощенія и говѣнія необходимы намъ для очищенія грѣховъ нашихъ покаяніемъ. Не думай, что тотчасъ изглаждаются грѣхи тѣхъ, кои согрѣшили и приносятъ покаяніе. Нѣтъ, не тотчасъ. — Кающемуся надо умучить себя всякими смирительными способами и понести разнаго рода труды. И вотъ, когда онъ вытерпитъ все, ему положенное, тогда сжалится надъ нимъ Создатель и возвратитъ ему милость Свою и сладостію міра уврачуетъ раздраженную совѣсть, терзающую сердце его. Грѣшить легко; но не легко расплачиваться за грѣхъ. И то милость, что дается возможность умилостивить правосудіе Божіе!!! А есть грѣхи, которые такъ ожесточаютъ и омрачаютъ сердце, что лучъ благодати не можетъ пробиться туда, чтобъ положить тамъ сѣмена сокрушенія сердечнаго и покаянія. Бойся убо грѣха, какъ яда смертоноснаго.

Трудно изобразить всѣ степени поврежденія, производимаго грѣхомъ въ духѣ нашемъ, равно какъ опредѣлить то, какого рода покаяніе надо нести каждому /с. 18/ для умилостивленія Бога и успокоенія своей совѣсти. Ибо вотъ смотри!

Есть отступники, кои отвратились отъ Бога до того, что дерзаютъ хулить Его и измѣннически предавать служителей Его. — Таковые окончательно умираютъ духомъ, и трудно повѣрить, чтобъ они покаялись, хотя имъ обычно предлагается сіе средство умилостивленія Бога, — особенно если они одичаютъ и, отдѣлившись отъ вѣрующихъ, предадутся духу нечаянія спасенія.

Есть лицемѣры, кои, считаясь вѣрующими, разсѣиваютъ зловредное ученіе, преимущественно съ тою цѣлію, чтобъ отвратить другихъ отъ чувствъ, труда и подвиговъ покаянія. Таковымъ надо поспѣшить съ покаяніемъ, чтобъ иначе не заключились двери его.

Есть люди сомнительной вѣры, злорѣчивые ненавистники, немиролюбцы. Есть другіе, кои, при доброй вѣрѣ, позволяютъ себѣ увлекаться завистію и вступаютъ въ состязаніе о чинахъ и преимуществахъ. Если такого рода люди вдаются въ сіи грѣхи болѣе по слабодушію, нежели по злобѣ, то покаяніе для нихъ незатруднительно; но пусть поспѣшатъ; ибо и малый грѣхъ, укоренившись, дѣлается трудно очищаемымъ.

Тѣ, кои, опутавшись сѣтьми житейскихъ дѣлъ, уклоняются отъ общенія съ рабами Божіими, и отъ дѣлъ служенія Богу, походятъ на полумертвыхъ въ духовномъ отношеніи. Не рѣдко томятъ ихъ сомнѣнія и недоумѣнія. — Но покаяніе возможно и для нихъ, если поспѣшатъ совершить его вскорѣ. — Богачи, у которыхъ много всякаго добра, тоже удаляются отъ служенія Богу, опасаясь, чтобъ чрезъ это не понести какого либо ущерба. Желаніе прославиться между язычниками ввергаетъ ихъ въ гордость, ихъ отуманиваютъ мечтательныя надежды, и они, отдѣлившись отъ общества вѣрныхъ, наравнѣ съ язычниками проводятъ жизнь, полную утѣхъ. Нѣкоторые изъ нихъ не въ конецъ забываютъ Бога и хранятъ исповѣданіе вѣры, только безъ добрыхъ дѣлъ. Бываютъ между этими богачами и такіе, кои несутъ подвиги покаянія и дѣлаютъ дѣла любви, но за то другіе, увлекшись духомъ язычества, предаются всякаго рода удовольствіямъ, впа/с. 19/даютъ въ преступленія и становятся хуже самихъ язычниковъ.

Тѣ, кои, пребывая всегда вѣрующими, ревнителями добрыхъ дѣлъ, но, увлекшись суетными удовольствіями и легкомысліемъ, впадаютъ въ небольшіе грѣхи, проходятъ весьма удобно подвигъ покаянія; равно и тѣ, кои допускаютъ какія либо неисправности, но искренно хранятъ вѣру, бываютъ благотворительны и гостепріимны, легко берутъ на себя покаяніе, и охотно несутъ труды соотвѣтственные грѣхамъ своимъ. Напротивъ, другіе держатъ Господа только на концѣ языка, а не въ сердцѣ, и живы только на словахъ, а по дѣламъ своимъ совсѣмъ мертвы. Такіе очень сомнительны. Слабый говоръ о гоненіи обращаетъ ихъ къ идоламъ. Они едва ли обратятся къ покаянію, если не поспѣшатъ совершить сего скоро.

Тѣ, кои вздорятъ и разлаживаютъ другъ съ другомъ изъ-за мелочей, легко обращаются къ покаянію; но тѣмъ, кои, поддавшись сильному гнѣву, помнятъ обиды и впадаютъ въ ненависть, не легко придти въ покаяніе.

Есть и такіе, кои кажется не безъ вѣры, но слишкомъ притязательны, смѣлы и хотятъ показать, что все знаютъ и охочи учить всѣхъ, хотя сами ничего не понимаютъ, какъ слѣдуетъ. — Они сами легко заблуждаются и другихъ нерѣдко увлекаютъ въ заблужденія. Но если, познавъ заблужденіе, они возвращаются къ вѣрѣ и предаютъ себя въ руководство поставленнымъ на то, свѣдущимъ людямъ; то имъ открытъ путь покаянія, потому что они пали не столько по злости, сколько по неразумію.

Есть много другихъ родовъ грѣха, кои оставляю перечислять. — Знай, что всѣмъ открытъ путь покаянія, но не всѣ одинаково скоро и охотно вступаютъ въ него и не всѣ одинаково успѣшно совершаютъ его. — Лучше, конечно, не грѣшить и быть въ числѣ любимцевъ Божіихъ, о коихъ упомяну подъ конецъ въ утѣшеніе послѣ скорбной предшествовавшей картины грѣшащихъ.

Вѣрующіе въ простотѣ сердца и ревнующіе о добродѣтели, живущіе въ мирѣ со всѣми, всегда готовые сдѣлать добро всякому и со всѣми подѣлиться трудами /с. 20/ своими безъ размышленія, суть истинныя чада Божіи. Богъ, видя ихъ простоту и святую дѣтскость, благословляетъ ихъ труды и благоволитъ ко всѣмъ дѣламъ ихъ. — Болѣе всѣхъ угодили Богу тѣ, кои, увѣровавъ съ дѣтскою простотою и искренностію, ни чувствъ худыхъ не допускаютъ, ни дѣлъ худыхъ не совершаютъ, и во всю жизнь свою пребываютъ одинаково вѣрными всѣмъ повелѣніямъ Божіимъ.

Вотъ наставленія, данныя Ангеломъ-Пастыремъ Св. Ермѣ, которыя велѣлъ онъ потомъ записать на память и назиданіе всѣмъ послѣдующимъ родамъ. Войдите же, бр., въ цѣли небеснаго наставника и примите себѣ въ урокъ, кто что найдетъ нужнымъ! — Нынѣ вся рѣчь была о дѣлахъ покаянія, о трудностяхъ и надеждахъ его. Такъ это пришлось ко времени, ибо вотъ еще недѣля и услышимъ: «покаянія отверзи ми двери, Жизнодавче!» Мнѣ и хотѣлось именно къ этому времени прочитать съ вами душеспасительныя писанія Св. Ермы, ибо во всѣхъ частяхъ его — и въ видѣніяхъ и въ заповѣдяхъ и притчахъ у него одна главная мысль, — что нѣтъ намъ, падшимъ, спасенія, какъ въ Господѣ Іисусѣ Христѣ. Прими съ вѣрою все ученіе Христово, живи вполнѣ по духу сей вѣры, спасешься. Согрѣшилъ въ чемъ, кайся; опять согрѣшилъ, опять кайся, — и такъ до конца. — А это-то и нужно намъ напомнить въ приближающійся курсъ врачеванія душевнаго. — Аминь.

Источникъ: Четыре бесѣды по руководству книги: «Пастырь» Св. Ермы Епископа Ѳеофана. — М.: Типографія И. Ефимова, 1884. — С. 16-20.

Назадъ / Къ оглавленію


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.