Церковный календарь
Новости


2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 20-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 19-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 18-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 17-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 16-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 15-я (1904)
2017-12-14 / russportal
Архіеп. Аверкій. Чего мы еще не потеряли и что должны хранить? (1975)
2017-12-14 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 16-17. (1/14-15/28 ноября) 1922 года
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 14-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 13-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 12-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 11-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 10-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 9-я (1904)
2017-12-13 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово въ день св. ап. Андрея Первозваннаго (1908)
2017-12-13 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 14-15. (1/14-15/28 октября) 1922 года
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 15 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность

Свт. Ѳеофанъ Затворникъ († 1894 г.)
ТРИ СЛОВА О НЕСЕНІИ КРЕСТА.
Изданіе 4-е Аѳонскаго Русскаго Пантелеимонова монастыря. М., 1897.

I.

Мнѣ же да не будетъ хвалитися, токмо о крестѣ Господа нашего Іисуса Христа, говоритъ св. Апостолъ Павелъ (Гал. 6, 14). Какъ это св. Апостолъ до такого дошелъ расположенія, что ничѣмъ другимъ хвалиться не хотѣлъ, кромѣ креста Христова? Крестъ всяко есть скорбь, тѣснота, уничиженіе; какъ же хвалиться имъ? И вотъ однакожъ Апостолъ Павелъ хвалится имъ; вмѣстѣ съ нимъ хвалились конечно и всѣ Апостолы, а за ними и всѣ другіе крестоносцы. Почему же это такъ? Прозрѣли богомудрые мужи великое значеніе креста, высоко цѣнили его и хвалились, что сподобились носить его. Они зрѣли въ немъ вмѣсто тѣсноты широту, вмѣсто го/с. 6/рести сладость, вмѣсто уничиженія величіе, вмѣсто безчестія славу, — и хвалились имъ, какъ хвалится иной великолѣпнымъ какимъ украшеніемъ и отличіемъ.

О, когда бы и намъ даровалъ Господь такой смыслъ и расположеніе, чтобъ понять и ощутить силу креста и начать хвалиться имъ!

О значеніи креста вотъ краткое общее объясненіе: Господь совершилъ спасеніе наше крестною смертію Своею; на крестѣ растерзалъ Онъ рукописаніе грѣховъ нашихъ; крестомъ примирилъ насъ Богу и Отцу; чрезъ крестъ низвелъ на насъ дары бдагодатные и всѣ благословенія небесныя. Но таковъ крестъ Господень въ немъ самомъ. Каждый же изъ насъ становится причастнымъ спасительной силы его не иначе, какъ чрезъ свой собственный крестъ. Свой собственный каждаго крестъ, когда соединяется съ крестомъ Христовымъ, силу и дѣйствіе сего послѣдняго переноситъ на насъ, становится какъ-бы каналомъ, чрезъ который изъ креста Христова преливается на насъ всякое даяніе благо и всякъ даръ совершенъ. Изъ этого видно, что собственные каждаго кресты въ дѣлѣ спасенія столько же не/с. 7/обходимы, сколько необходимъ крестъ Христовъ. И вы не найдете ни одного спасеннаго, который не былъ бы крестоносцемъ. По сей-то причинѣ каждый всесторонне обложенъ крестами, чтобъ не затрудняться исканіемъ крестоношенія и недалеку быть отъ спасительной силы креста Христова. Можно сказать такъ: осмотрись около себя и въ себѣ, усмотри крестъ свой, понеси его, какъ слѣдуетъ, соединенно со крестомъ Христовымъ, и будешь спасенъ.

Хотя и не хотя всякій несетъ крестъ свой, и крестъ большею частію не простой, а сложный, но не всякій смотритъ на него чрезъ крестъ Христовъ; не всякій обращаетъ его въ устроеніе спасенія своего; не у всякаго потому крестъ бываетъ спасительнымъ крестомъ. Пересмотримъ всѣ возможные кресты, и разберемъ: какъ сдѣдуетъ нести каждый изъ нихъ, чтобъ онъ былъ силою во спасеніе.

Крестовъ много, но видовъ ихъ три: первый видъ кресты внѣшніе, слагающіеся изъ скорбей и бѣдъ, и вообще изъ горькой участи земнаго пребыванія; второй — кресты внутренніе, раждающіеся изъ борьбы со страстьми и /с. 8/ похотьми ради добродѣтели; третій — кресты духовно-благодатные, возлагаемые совершенною преданностію въ волю Божію.

Нынѣ скажу вамъ нѣсколько словъ о крестахъ внѣшнихъ. Это самые многосложные и разнообразные кресты. Они разбросаны на всѣхъ путяхъ нашихъ и встрѣчаются на каждомъ почти шагу. Сюда относятся: скорби, бѣды, несчастія, болѣзни, потери близкихъ, неудачи по службѣ, всякаго рода лишенія и ущербы, семейныя непріятности, неблагопріятность внѣшнихъ отношеній, оскорбленія, обиды, напраслины и вообще доля земная у всякаго больше или меньше не легкая. — У кого нѣтъ какого либо изъ сихъ крестовъ? И не быть нельзя. Не избавляетъ отъ нихъ ни знатность, ни богатство, ни слава и никакое величіе земное. Они срослись съ земнымъ пребываніемъ нашимъ съ той минуты, какъ заключился рай земный, и не отступятъ отъ него до той, когда отверзется рай небесный.

Хочешь, чтобъ сіи кресты были тебѣ во спасеніе, употреби ихъ по намѣренію Божію при назначеніи ихъ въ отношеніи къ человѣку вообще, и въ отношеніи къ тебѣ въ /с. 9/ частности. Зачѣмъ такъ устроилъ Господь, что на землѣ никого нѣтъ безъ горестей и тяготы? Затѣмъ, чтобъ не забывалъ человѣкъ, что онъ изгнанникъ, и жилъ бы на землѣ не какъ родичъ на родной сторонѣ, а какъ странникъ и пришлецъ на странѣ чужой, и искалъ возвращенія въ истинное отечество свое. Какъ только согрѣшилъ человѣкъ, тотчасъ изгнанъ изъ рая, и внѣ рая обложенъ скорбями и лишеніями и всякаго рода неудобствами, чтобъ помнилъ, что онъ не на своемъ мѣстѣ, а состоитъ подъ наказаніемъ и заботился искать помилованія и возвращенія въ свой чинъ.

Такъ видя скорби, несчастія и слезы, не удивляйся, и терпя ихъ, не досадуй. Такъ слѣдуетъ. Преступнику и ослушнику не къ лицу полное благоденствіе и счастіе. Прими сіе къ сердцу и благодушно неси долю свою.

Но зачѣмъ, — скажешь, — у меня больше, а у другаго меньше? Зачѣмъ меня тяготятъ бѣды, а другому во всемъ почти счастіе? Я раздираюсь отъ скорби, а другой утѣшается? Ужъ если общая это участь, всѣмъ бы безъ исключеній и раздавать ее. — Да такъ вѣдь она и /с. 10/ раздается. Присмотрись и увидишь. Тебѣ нынѣ тяжело, а другому вчера было, или завтра будетъ тяжело; нынѣ же ему отдохнуть позволяетъ Господь. Зачѣмъ смотришь на часы и дни? Смотри на всю жизнь, отъ начала до конца, и увидишь, что всѣмъ бываетъ тяжело, и очень тяжело. Найди, кто ликуетъ цѣлую жизнь? Сами цари нерѣдко не спятъ ночи отъ туги сердца. Тебѣ тяжело теперь, а прежде развѣ не видѣлъ ты отрадныхъ дней? Богъ дастъ, и еще увидишь. Потерпи же! Прояснится и надъ тобою небо. Въ жизни, какъ въ природѣ, то свѣтлые, то мрачные бываютъ дни. Бывало ли когда, чтобъ грозная туча не проходила? И былъ ли кто на свѣтѣ, кто бы такъ думалъ? Не думай и ты такъ о своемъ горѣ, и обрадуешь себя упованіемъ.

Тебѣ тяжело. Но развѣ это случайность безпричинная? Восклони нѣсколько главу твою, и помяни, что есть Господь, отечески о тебѣ пекущійся и глазъ съ тебя не спускающій. Если постигло тебя горе, то не иначе, какъ съ Его согласія и воли. Никто, какъ Онъ послалъ его тебѣ. А Онъ очень точно знаетъ, что, кому, когда и какъ послать; и когда по/с. 11/сылаетъ, во благо того самого посылаетъ, кто подлежитъ горю. Такъ осмотрись, и увидишь благія о тебѣ намѣренія Божіи въ постигшей тебя скорби. Или грѣхъ какой хочетъ очистить Господь, или отъ грѣховнаго дѣла отвесть, или прикрыть меньшимъ горемъ отъ большаго, или случай тебѣ дать — терпѣніе и вѣрность Господу показать, чтобъ на тебѣ потомъ показать и славу милосердія Своего. Что нибудь изъ сего конечно идетъ къ тебѣ. Отыщи же что именно, и приложи то къ ранѣ своей, какъ пластырь, — и утолится жгучесть ея. Если впрочемъ и не увидишь ясно, что именно хочетъ даровать тебѣ Богъ чрезъ постигшее тебя горе, общее неразмышляющее вѣрованіе воздвигни въ сердцѣ своемъ, что все отъ Господа, и что все, идущее отъ Господа есть во благо намъ; и толкуй мятущейся душѣ: такъ Богу угодно. Терпи! кого наказуетъ Онъ, тотъ у Него какъ сынъ!

Наипаче же останови вниманіе на твоемъ нравственномъ состояніи и соотвѣтственной вѣчной участи. Если ты грѣшенъ, — какъ конечно и грѣшенъ, — то радуйся, что пришелъ огнь скорби попалить грѣхи твои. Ты все смо/с. 12/тришь на горе съ земли. А ты перенесись въ другую жизнь. Стань на судѣ. Воззри на огнь вѣчный, уготованный за грѣхи. И оттуда посмотри на свое горе. Если тамъ придется быть осуждаему, какихъ горестей не пожелалъ бы ты перенесть здѣсь, чтобъ только не подпасть сему осужденію? Пожелалъ бы, чтобъ каждый день теперь рѣзали и жгли, нежели тамъ неописанному и непрестающему подпасть мученію. Не лучше ли же, чтобъ тамъ не испытать сего, теперь и не столь большое нести горе такъ, чтобъ чрезъ то избавиться вѣчнаго огня? Говори самъ себѣ: по грѣхамъ моимъ посланы мнѣ такіе удары, и благодари Господа, что благость Его на покаяніе тебя ведетъ. Затѣмъ вмѣсто безплоднаго гореванія, распознай, какой есть за тобою грѣхъ, покайся и перестань грѣшить. Когда такъ расположишься, то конечно скажешь: мало еще мнѣ. По грѣхамъ моимъ и не того стóю!

Такъ, общую ли несешь горькую долю, или частныя испытываешъ горести и скорби, благодушно терпи, благодарно пріемля ихъ отъ руки Господней, какъ врачевство отъ грѣховъ, какъ ключъ, отверзающій дверь въ царство /с. 13/ небесное. А роптать не ропщи, другому не завидуй и безсмысленному гореванію не предавайся. Ибо въ горѣ такъ бываетъ, что иной досадовать и роптать начинаетъ, иной совсѣмъ теряется и падаетъ въ отчаяніе, а иной погрузится въ свое горе, и только горюетъ, не движась мыслію своею окрестъ и не возводя сердца своего горѣ — къ Богу. Всѣ таковые не пользуются посылаемыми имъ крестами, какъ слѣдуетъ, и пропускаютъ время благопріятное и день спасенія. Господь въ руки подаетъ содѣваніе спасенія, а они отвергаютъ его. Постигли бѣда и горе. Ужъ несешь крестъ. Сдѣлай же, чтобъ сіе несеніе было во спасеніе, а не на пагубу. Для сего не горы преставлять требуется, а малое произвесть измѣненіе въ помышленіяхъ ума и расположеніяхъ сердца. Возбуди благодарность, смирись подъ крѣпкую руку, покайся, исправь жизнь. Если отошла вѣра въ богоправленіе всѣмъ, возврати ее въ нѣдро свое, и облобызаешь десницу Божію. Если скрылась связь горя съ грѣхами твоими, изостри око совѣсти и увидишь; оплачешь грѣхъ и увлажишь сухость горя слезами покаянія. Если забылъ, что горькость /с. 14/ здѣшней доли искупаетъ отъ горчайшей вѣчной участи, воскреси память о томъ, и къ благодушію придашь желаніе скорбей, чтобъ за малыя здѣшнія скорби милость вѣчную срѣтить тамъ отъ Господа. Много ли и трудно ли все сіе? А между тѣмъ такія помышленія и чувства суть нити, коими крестъ нашъ связуется съ крестомъ Христовымъ и изъ него истекаютъ спасительныя для насъ силы. Безъ нихъ же крестъ остается на насъ и тяготитъ насъ, а спасительности не имѣетъ, будучи разъединенъ съ крестомъ Христовымъ. Тогда мы являемся не спасаемыми крестоносцами, и не можемъ уже хвалиться о крестѣ Господа нашего Іисуса Христа.

Изъ многаго малое сказавъ вамъ о внѣшнихъ крестахъ, приглашаю васъ, братіе, въ мудрости ходить искупая время горести и скорбей благодушнымъ, благодарнымъ и покаяннымъ терпѣніемъ. Тогда ощутимъ спасительное дѣйствіе скорбныхъ крестовъ, и будемъ радоваться, подвергаясь имъ, прозрѣвая сквозь нихъ свѣтъ славы, и научаться хвалиться ими не будущаго только ради, но и настоящаго плода отъ нихъ. Аминь.

Источникъ: Три слова о несеніи креста Епископа Ѳеофана. — Изданіе четвертое Аѳонскаго Русскаго Пантелеимонова монастыря. — М.: Типо-Литографія И. Ефимова, 1897. — С. 5-14.

Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.