Церковный календарь
Новости


2017-08-19 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе (6-е) на Преображеніе Господне (1965)
2017-08-19 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе (5-е) на Преображеніе Господне (1965)
2017-08-19 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Плачъ Русскаго народа (1924)
2017-08-19 / russportal
Митр. Анастасій. Похв. слово новымъ священномученикамъ Русской Церкви (1973)
2017-08-19 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Поученіе (3-е) въ день Преображенія Господня (1900)
2017-08-19 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Поученіе (2-е) въ день Преображенія Господня (1900)
2017-08-19 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Поученіе (1-е) въ день Преображенія Господня (1900)
2017-08-18 / russportal
Митр. Арсеній (Москвинъ). Слово (3-е) въ день Преображенія Господня (1874)
2017-08-18 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 2-я. Глава 14-я (1943)
2017-08-18 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 2-я. Глава 13-я (1943)
2017-08-18 / russportal
Мон. Варвара (Суханова). О чудотв. созданіи церкви въ Кіево-Печерской обители (1963)
2017-08-18 / russportal
Архим. Серафимъ (Вербинъ). Ко дню 90-лѣтняго юбилея митр. Анастасія (1963)
2017-08-18 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе (4-е) на Преображеніе Господне (1965)
2017-08-18 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе (3-е) на Преображеніе Господне (1965)
2017-08-18 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (56-е) къ клиру и народу испанскому (1879)
2017-08-18 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (55-е) къ Стефану о Макріанѣ Арелатскомъ (1879)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Церковная письменность

Свт. Ѳеофанъ Затворникъ († 1894 г.)
ТРИ СЛОВА О НЕСЕНІИ КРЕСТА.
Изданіе 4-е Аѳонскаго Русскаго Пантелеимонова монастыря. М., 1897.

II.

Изъ трехъ видовъ креста я сказалъ вамъ нѣсколько словъ объ одномъ, именно о крестахъ внѣшнихъ: скорбяхъ, бѣдахъ и лишеніяхъ. Теперь скажу что нибудь о второмъ видѣ крестовъ, крестахъ внутреннихъ.

Кресты внутренніе встрѣчаются намъ во время борьбы со страстьми и похотьми. Св. Апостолъ говоритъ: иже Христови суть, плоть распяша со страстми и похотьми (Гал. 5, 24). Распяли? Стало, былъ крестъ, на коемъ у нихъ распяты сіи страсти и похоти. Какой же это крестъ? Борьба съ ними. Распять страсти значитъ обезсилить ихъ, подавить, искоренить. Поборетъ человѣкъ страсть какую нѣсколько разъ, обезсилитъ ее; поборетъ еще нѣсколько, подавитъ; еще поборетъ, и совсѣмъ искоренитъ, съ помощію Божіею. Какъ сія борьба трудна, прискорбна и болѣзненна, то она есть воистину крестъ, внутри насъ водруженный. У борющагося со страстьми иногда будто руки пригвождаются, терновый вѣнецъ /с. 16/ на голову надѣвается, сердце живое прободается. Такъ ему бываетъ тяжело и больно.

Труду и болѣзненности нельзя не быть; ибо страсти хоть суть чужія намъ, но пришедши со внѣ, такъ приросли къ тѣлу и душѣ, что корнями своими проникли во всѣ составы ихъ и силы. Стань вырывать, и больно. Больно, за то спасительно, и спасительность сія не иначе достается, какъ чрезъ болѣзненность. Есть болѣзнь полипъ: какое-то чуждое намъ тѣло зараждается въ нашемъ тѣлѣ, ростетъ и пускаетъ корни. Не вырѣжешь, не исцѣлѣешь; а стань вырѣзывать, больно. Пусть больно, но сія боль здоровье возвращаетъ. А оставь, не вырѣзывай, — тоже будетъ больно, только боль сія не къ здоровью, а къ усиленію болѣзни, можетъ быть, даже къ смерти. Вотъ и сибирскую болѣзнь какъ лѣчатъ? Вырѣжутъ прыщъ и прижгутъ то мѣсто, и еще ядовитымъ чѣмъ намажутъ и натрутъ. Больно, за то цѣлительно. А оставь такъ, боль будетъ болью, да еще смерти не миновать. Такъ и борьба со страстями, или искорененіе ихъ — болѣзненны, за то спасительны. А оставь страсти, не искореняй; они тоже /с. 17/ будутъ причинять тяготу, болѣзненность, страданіе, но не на спасеніе, а на пагубу и смерть духовную: ибо оброцы грѣха смерть (Римл. 6, 23).

Какая страсть не болѣзненна! Гнѣвъ жжетъ; зависть сушитъ; похоть разслабляетъ; скупость ѣсть и спать не даетъ; гордость оскорбленная убійственно снѣдаетъ сердце; и всякая другая страсть — ненависть, подозрительность, сварливость, человѣкоугодіе, пристрастіе къ вещамъ и лицамъ — свое причиняетъ намъ терзаніе; такъ что жить въ страстяхъ тоже, что ходить по ножамъ или угольямъ босыми ногами, или быть въ положеніи человѣка, у котораго зміи сосутъ сердце. И опять, у кого нѣтъ страстей? У всякаго есть. Коль скоро есть самолюбіе, всѣ страсти есть; ибо оно есть матерь страстей и безъ дщерей своихъ не бываетъ. Только не у всякаго онѣ всѣ въ одинаковой степени: у одного одна, у другаго другая преобладаетъ и заправляетъ другими. А когда есть у всякаго страсти, есть и мученіе отъ нихъ. Всякаго мучатъ и распинаютъ страсти — только не на спасеніе, а на пагубу.

/с. 18/ Такъ, нося страсти, терзаешься ими и гибнешь. Не лучше ли же взяться за себя и самому въ себѣ устроить страданіе, тоже по поводу страстей, но не на пагубу, а во спасеніе. Стóитъ только обратить ножъ, и вмѣсто того, чтобъ, удовлетворяя страстямъ, себя поражать имъ, поражать имъ страсти, начавъ борьбу съ ними и во всемъ имъ попереча. И тутъ будетъ боль и страданіе сердца, но боль цѣлительная, за которою тотчасъ послѣдуетъ отрадное успокоеніе, какъ бываетъ когда цѣлительный пластырь попадетъ на рану. Разсерчаетъ, напримѣръ, кто, — трудно одолѣть гнѣвъ и непріятно; но когда одолѣешь, успокоишься; а когда удовлетворишь ему, долго будешь безпокоиться. Оскорбленъ кто, — трудно одолѣть себя и простить; но когда простишь, миръ возымѣешь; а когда отмстишь, не увидишь покоя. Загорѣлось пристрастіе, — трудно погасить; но когда погасишь, свѣтъ Божій увидишь: а не погасишь будешь ходить, какъ убитый. Такъ въ отношеніи ко всякой страсти. И страсть мучитъ и борьба съ нею скорбь причиняетъ. Но первое губитъ, а второе спасаетъ и исцѣляетъ. /с. 19/ Всякому страстному надо сказать: ты гибнешь на крестѣ страстей. Разори этотъ крестъ, и устрой другой — крестъ борьбы съ ними. И будетъ тебѣ распинаніе на немъ во спасеніе! Все сіе ясно, какъ день; и выборъ, кажется, долженъ бы быть очень незатруднителенъ. И однакожъ, дѣломъ онъ не всегда оправдывается.

И удивляться надобно нашему ослѣпленію. Страдаетъ иной отъ страсти, и все еще удовлетворяетъ ей. Видитъ, что удовлетвореніемъ больше и больше себѣ причиняетъ зла, и все удовлетворяетъ. Необъяснимое вражество противъ себя самихъ! Иной и собирается возстать на страсть; но лишь только пробудись страсть съ своими требованіями, тотчасъ идетъ въ слѣдъ ея. Опять соберется и опять уступаетъ. Нѣсколько разъ такъ, и все успѣхъ одинъ и тотъ же. Непонятное разслабленіе нравственной силы! Лесть и обманъ въ чемъ? Въ томъ, что страсть за удовлетвореніе себѣ обѣщаетъ горы удовольствій, а борьба съ нею ничего не обѣщаетъ. Но вѣдь сколько уже разъ было испытано, что удовлетвореніе страсти приноситъ не счастіе и покой, /с. 20/ а муку и томленіе. Она много обѣщаетъ, но ничего не даетъ; а борьба ничего не обѣщаетъ, а все даетъ. Если не испыталъ сего, испытай и увидишь. Но то горе наше, что испытать-то не соберемся съ силами. Причина тому — саможалѣніе. Саможалѣніе есть самый льстивый нашъ измѣнникъ и врагъ, первое исчадіе самолюбія. Жалѣемъ себя и губимъ себя сами. Думаемъ, что добро себѣ дѣлаемъ, а дѣлаемъ зло; и чѣмъ болѣе дѣлаемъ зла, тѣмъ болѣе желательно намъ дѣлать зло. Оттого зло растетъ и конечную пагубу нашу приближаетъ къ намъ.

Воодушевимся же, братіе, и мужественно пойдемъ на крестъ самораспятія, чрезъ распятіе и искорененіе страстей и похотей. Отвергнемъ саможалѣніе и возгрѣемъ ревностъ самоумученія. Возымѣемъ сердце врача, который въ нуждѣ и любимымъ и чтимымъ особамъ дѣлаетъ жестокія рѣзанія и прижиганія. — Не буду вамъ указывать способа и всего хода борьбы. Возьмитесь за дѣло, и оно само все пояснитъ и всему научитъ. Приведите на мысль тотъ покой, ту радость и тотъ свѣтъ, кои водворятся въ сердцѣ по одо/с. 21/лѣніи страстей, и возгрѣйте тѣмъ ревность свою къ возстанію на нихъ. Свѣтъ, покой и радость зараждаются съ самаго начала вступленія въ борьбу сію, и все растутъ и возвышаются, пока въ концѣ не завершатся мирнымъ устроеніемъ сердца, въ коемъ почиваетъ Богъ. И Богъ мира истинно выну пребываетъ съ тѣмъ, кто достигаетъ сей степени. Тогда-то вполнѣ оказывается, что крестъ точно есть древо жизни. Райское древо жизни осталось въ раю; на землѣ вмѣсто его водружено древо креста. Цѣль же и этого одна: вкуситъ человѣкъ, и живъ будетъ. Приди, прильпни къ нему устами твоими, и пей изъ него жизнь. Прильпнешь ко кресту, когда отвергнувъ саможалѣніе, возревнуешь о самораспятіи; а пить жизнь изъ него станешь, когда вступишь въ борьбу со страстьми. Каждое одолѣніе страсти будетъ тоже, что пріемъ живительныхъ соковъ изъ креста живоноснаго. Учащай, скорѣе напоишься и исполнишься жизни. Дивно свойство самораспятія! Оно будто отнимаетъ, но отнимая даетъ; оно будто отсѣкаетъ, но отсѣкая прививаетъ; оно будто убиваетъ, но убивая жи/с. 22/витъ. Точно Крестъ Христовъ, коимъ смерть попрана и животъ дарованъ. Какое благо, а великъ ли трудъ!! Первый шагъ трудноватъ — первое себя одолѣніе, первая рѣшимость на борьбу; а потомъ, что ни схватка въ брани, все легче и легче. И ревность будетъ сильнѣе разгараться, и умѣнье одолѣвать увеличиваться, и врагъ слабѣть. Какъ въ обычной брани, воинамъ страшно бываетъ только начать, а потомъ они уже ни на что не смотрятъ, все имъ становится и сподручно и легко; такъ и въ духовной брани, только начни, далѣе брань будетъ сама себя разгорячать и облегчать. И затѣмъ, чѣмъ ретивѣе и живѣе схватки, тѣмъ скорѣе конецъ брани и ближе покой. Силъ недостаетъ начать? Молись. Господъ пошлетъ. Окружи себя помышленіями объ опасности пребыванія въ страстяхъ, и погонишь себя тѣмъ изъ тьмы ихъ къ свѣту свободы отъ нихъ. Оживи чувство мучительства страстей, и возгоришься досадою на нихъ и желаніемъ избыть отъ нихъ. Но паче всего, исповѣдавъ немощь свою предъ Господомъ, стой и толки въ двери милосердія Его, вопія о помощи. При/с. 23/детъ помощь! Воззритъ на тебя Господь, и свѣтъ отъ очей Его попалитъ въ тебѣ саможалѣніе и возжетъ ревность бодро вооружиться противъ страстей. А тамъ, аще Господь съ нами, кто на насъ?

Подвигоположниче Господи! Воодушевившій насъ ревностію вступить въ подвигъ борьбы со страстьми, Самъ и устоять въ ней подай силы, да подъ знаменіемъ Креста Твоего воинствуемъ доброе воинствованіе, взирая на Тебя, начальника и совершителя вѣры нашей, крестомъ спасеніе намъ устроившаго и животъ намъ въ немъ даровавшаго. Аминь.

Источникъ: Три слова о несеніи креста Епископа Ѳеофана. — Изданіе четвертое Аѳонскаго Русскаго Пантелеимонова монастыря. — М.: Типо-Литографія И. Ефимова, 1897. — С. 15-23.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.