Церковный календарь
Новости


2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 14-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 13-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 12-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 11-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 10-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 9-я (1904)
2017-12-13 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово въ день св. ап. Андрея Первозваннаго (1908)
2017-12-13 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 14-15. (1/14-15/28 октября) 1922 года
2017-12-12 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 8-я (1904)
2017-12-12 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 7-я (1904)
2017-12-12 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 6-я (1904)
2017-12-12 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 5-я (1904)
2017-12-12 / russportal
Указъ Архіер. Сѵнода РПЦЗ отъ 30 авг. 1938 г. о порядкѣ произнесенія поминовеній
2017-12-12 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 12-13. (1/14-15/28 сентября) 1922 года
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 4-я (1904)
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 3-я (1904)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 14 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Церковная письменность

Свт. Ѳеофанъ Затворникъ († 1894 г.)
ТРИ СЛОВА О НЕСЕНІИ КРЕСТА.
Изданіе 4-е Аѳонскаго Русскаго Пантелеимонова монастыря. М., 1897.

III.

Осталось еще изъяснить вамъ третій видъ креста, спасительнаго для насъ — крестъ преданности въ волю Божію. Скажу и о немъ слово-другое.

Скажу вамъ слово-другое, потому что полное о немъ ученіе превосходитъ силы мои. На крестъ сей восходятъ уже совершеннѣйшіе христіане. Они и знаютъ его; и говорить о немъ могли бы ясно, полно и съ силою. Другимъ же гдѣ говорить такъ? А не помя/с. 24/нуть нельзя, чтобъ кто изъ васъ, одолѣвши одну-другую страсть и нѣсколько успокоившись отъ тревогъ ихъ внутри, не подумалъ, что уже все сдѣлалъ, что должно и что ожидается отъ христіанъ.

Нѣтъ, и при этомъ не все еще сдѣлано. Кто даже совсѣмъ себя очистилъ отъ страстей, не совершилъ еще главнаго дѣйствія христіанскаго, а только приготовился къ нему. Очистилъ ты себя отъ страстей: принеси же теперь себя чистаго Богу въ жертву чистую и непорочную, каковая одна и приличествуетъ Ему Пречистому. Посмотри на Голгоѳу. Тамъ крестъ благоразумнаго разбойника есть крестъ очищенія себя отъ страстей, а Крестъ Господень есть крестъ жертвы чистой и непорочной. И оно — то есть плодъ преданности въ волю Божію — безпрекословной, полной, безвозвратной. Кто вознесъ на крестъ Спасителя нашего? Сія преданность. Въ саду Геѳсиманскомъ молился Господь нашъ Іисусъ Христосъ, да мимо идетъ чаша; но рѣшительное о семъ опредѣленіе изрекъ такъ: обаче не якоже Азъ хощу, но якоже Ты (Матѳ. 26, 39). Отъ слова Его: Азъ есмь, падаютъ пришедшіе свя/с. 25/зать Его. Но потомъ они же вяжутъ Его. Почему? Потому что Онъ Самъ Себя прежде связалъ преданностію волѣ Божіей. Подъ крестомъ тварь вся содрогается и жизнь умершіе пріемлютъ; а Онъ неподвиженъ пребывалъ на крестѣ: ибо предалъ духъ Свой Богу. Таковы и всѣ, возрасшіе въ мужа совершенна, достигшіе въ мѣру возраста исполненія Христова. Они всѣ бываютъ распяты, такъ сказать, на волѣ Божіей. На ней пригвождено всякое ихъ своеличное движеніе, и мысль, и желаніе. Или сихъ послѣднихъ, въ обыкновенномъ смыслѣ и видѣ, совсѣмъ нѣтъ у нихъ: свое все у нихъ умерло, пожерто будучи волею Божіею. Что движетъ ихъ, это есть Божіе мановеніе, Божіе внушеніе, которыя, имъ только однимъ вѣдомымъ образомъ печатлѣясь въ сердцѣ ихъ, опредѣляютъ всю ихъ дѣятельность. Св. Апостолъ Павелъ въ отношеніи къ себѣ изображаетъ сіе состояніе такъ: Христови сраспяхся. Живу же не ктому азъ, но живетъ во мнѣ Христосъ (Гал. 2, 19. 20). Какъ только сораспялся онъ Христу, — онъ Апостолъ, мужъ совершеннѣйшій, пересталъ уже жить самъ; но сталъ жить въ немъ /с. 26/ Христосъ. Или онъ сталъ въ такомъ положеніи, о коемъ пишетъ въ другомъ мѣстѣ: Богъ есть дѣйствуяй въ насъ и еже хотѣти, и еже дѣяти о благоволеніи (Фил. 2, 13). Это верхъ совершенства христіанскаго, до котораго только способенъ достигнуть человѣкъ. Оно есть предначатіе будущаго состоянія по воскресеніи, когда Богъ будетъ всяческая во всѣхъ. Почему всѣ, удостоивающіеся, достигнуть его, нерѣдко состоятъ въ противорѣчіи со всѣми порядками земнаго пребыванія и — или терпятъ гоненія и муки, или становятся и почитаются юродами, или удаляются въ пустыни. Но во всѣхъ сихъ видахъ внѣшней участи ихъ, внутреннее ихъ одно: едины, съ единымъ Богомъ пребывая въ сердцѣ, Имъ единымъ живутъ и дѣйствуютъ, сокрываясь во внутреннѣйшемъ, глубочайшемъ безмолвіи, при совершенномъ отсутствіи всякихъ движеніи своихъ. Говорятъ, что высоко въ послѣднихъ предѣлахъ атмосферы нашей прекращается всякое движеніе стихій земныхъ. Тамъ спокойно пребываетъ одна всемірная стихія. Это образъ сораспявшихся Христу, переставшихъ жить своею жизнію и начавшихъ /с. 27/ жить токмо Христомъ, или иначе возшедшихъ на крестъ преданности въ волю Божію, которая одна качествуетъ и дѣйствуетъ въ нихъ съ отрицаніемъ всякихъ своеличныхъ усмотрѣніи и дѣйствій.

Больше не умѣю вамъ сказать ничего о семъ. И это сказано, чтобъ только намекнуть вамъ, что вотъ гдѣ конецъ, вотъ гдѣ надобно намъ быть и чего достигнуть, и чтобъ, зная сіе, вы расположились все, что ни имѣете и ни дѣлаете добраго, считать ни во что, если не дошли до сей, намъ опредѣленной и отъ насъ ожидаемой, высоты духовной жизни. Многимъ думается, что христіанство тоже, что и другіе виды жизни; а оно не то. Зачинается оно покаяніемъ, спѣетъ борьбою со страстьми, завершается чрезъ сораспятіе Христу чистаго внутренняго человѣка, погруженіемъ въ Богѣ. Умросте, — говоритъ Апостолъ, — и животъ вашъ сокровенъ есть со Христомъ въ Богѣ (Кол. 3, 3). Тутъ все совершается внутри, незримо для людей, и вѣдомо только совѣсти и Богу. Внѣшнее тутъ ничто. Оно есть конечно приличная оболочка, но не рѣшительный свидѣтель, и тѣмъ менѣе производитель /с. 28/ внутренняго. Внѣшнее исправное поведеніе какъ часто бываетъ прекрасною наружностію гроба, полнаго костей!

Сіе вѣдая, станемъ, братіе, на Голгоѳѣ у крестовъ и начнемъ примѣнять себя къ нимъ и ихъ къ себѣ, какой къ кому придется. Симонъ Киринейскій, несшій крестъ Господа, есть образъ тѣхъ крестоносцевъ, кои подвергаются внѣшнимъ скорбямъ и лишеніямъ. Кого изображаетъ благоразумный разбойникъ распятый и кого Господь на крестѣ, я только что сказалъ предъ симъ: первый изображаетъ борющихся со страстьми, а Господь — мужей совершенныхъ, распявшихся въ богопреданности. А крестъ злаго разбойника кого изображаетъ? Изображаетъ тѣхъ, кои работаютъ страстямъ. Страсти ихъ мучатъ, терзаютъ, распинаютъ на смерть, не давая никакой отрады и никакой благой надежды. По симъ признакамъ примѣряй всякіе къ себѣ кресты, и самъ себя по нимъ опредѣляй, кто ты — Симонъ ли Киринейскій, или благоразумный разбойникъ, или подражатель Христу Господу или разбойникъ злой, по страстямъ, тебя снѣдающимъ?

/с. 29/ Какимъ себя найдешь, такого и конца себѣ ожидай. Я только прибавлю: выбросьте вы изъ головы, будто можно путемъ утѣшной жизни стать тѣмъ, чѣмъ подобаетъ намъ быть во Христѣ. Утѣхи если бываютъ у истинныхъ христіанъ, то совершенно случайно; отличительный же характеръ жизни ихъ суть страданія и болѣзнованія, внутреннія и внѣшнія, произвольныя и невольныя. Многими скорбьми подобаетъ внити въ царствіе, и въ то, которое внутрь является. Первый шагъ здѣсь переломъ воли отъ худа на добро, составляющій сердце покаянія, отражается смертельною болію отъ раны сокрушенія, изъ которой потомъ сочится кровь во все продолженіе боренія со страстьми, и которая закрывается уже по стяжаніи чистоты, возводящее христіанина на крестъ сораспятія со Христомъ въ волѣ Божіей. Все — скорби и болѣзни и тяготы. Можно сказать такъ: утѣшность есть свидѣтельство непрямаго пути, а скорбность — свидѣтельство пути праваго.

Помышляя о семъ, радуйтесь, крестоносцы! А вамъ что, утѣшающіеся? Слово Авра/с. 30/ама къ богачу въ притчѣ о богатомъ и Лазарѣ. Здѣсь вы утѣшаетесь, а другіе страждутъ Христа ради и закона Его святаго; а на томъ свѣтѣ будетъ наоборотъ: крестнымъ идущіе путемъ будутъ утѣшаться, а утѣшавшіеся страдать. Вы говорите обыкновенно: вотъ и повеселиться будто нельзя, или какое либо себѣ позволить удовольствіе. Да вы главное то прежде сдѣлайте, а потомъ позволяйте и это. А то у иного только и дѣла, что — нынѣ балъ, завтра театръ, тамъ гулянье, да веселое чтеніе и бесѣда, да развлеченія разныя, — переходъ отъ однихъ пріятностей къ другимъ. А о главномъ, о томъ, какъ достигнуть того, чѣмъ долженъ быть всякій христіанинъ и помышленія нѣтъ. Какого же плода ожидать отъ такой жизни? То внутреннее наше къ Богу отношеніе во Христѣ будто само будетъ зрѣть, не смотря на эти внѣшнія нестроенія?! Какъ ему зрѣть? Горитъ ли свѣчка на вѣтрѣ? Спѣется ли жизнь отъ пріемовъ яда? Нѣтъ. Хочешь добра себѣ: брось утѣхи, вступи на крестный путь покаянія, перегори въ огнѣ самораспинанія, закались въ слезахъ сокрушенія сердечнаго, — и станешь золото /с. 31/ или серебро или каменіе драгое, и въ свое время будешь взятъ небеснымъ Домовладыкою на украшеніе Его пресвѣтлыхъ и премірныхъ чертоговъ. Аминь.

Источникъ: Три слова о несеніи креста Епископа Ѳеофана. — Изданіе четвертое Аѳонскаго Русскаго Пантелеимонова монастыря. — М.: Типо-Литографія И. Ефимова, 1897. — С. 23-31.

Назадъ / Къ оглавленію


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.