Церковный календарь
Новости


2017-11-24 / russportal
Икона Божіей Матери Иверская-Мѵроточивая (сказаніе и акаѳистъ) (1995)
2017-11-24 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 40-е (1882)
2017-11-24 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 39-е (1882)
2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Кубанцы въ Великой войнѣ (1930)
2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Привѣтъ Россійской Военной Академіи (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 14-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 13-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Существо Православія и соврем. борьба противъ него (1975)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Въ чемъ истинное Православіе и хранимъ ли мы его? (1975)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 12-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 11-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 38-е (1882)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 37-е (1882)
2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 10-я (1932)
2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Главы 8-9 (1932)
2017-11-22 / russportal
Воззваніе Союза Русскаго Народа "Да здравствуетъ Самодержавіе!" (1907)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 24 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность

Архіеп. Тихонъ (Лященко) († 1945 г.)
Слово въ день обрѣтенія Казанскія чудотворныя иконы Божія Матере, предъ молебномъ о дарованіи побѣды на враги
[1].
Молитва — могучая сила противъ враговъ.

Нынѣ, бр., въ день обрѣтенія Казанской чудотворной иконы Божіей Матери, «Заступницы усердныя» рода христіанскаго, св. Церковь призываетъ насъ къ горячей и единодушной молитвѣ о побѣдѣ надъ врагами Русской земли. Нынѣ вся Русь православная должна слиться воедино въ мощномъ воплѣ ко Господу Богу. Нынѣ она призывается прибѣгнуть къ могучей силѣ, неодолимой для врага, къ силѣ единодушной горячей молитвы. А потому нынѣ особенно настойчиво требуется напоминаніе и разъясненіе православному народу, что за сила — сила молитвы вѣры и покаянія.

О, бр., это такая могучая сила, равной которой нѣтъ на землѣ! Егоже аще просите отъ Отца во имя Мое, дастъ вамъ, говоритъ намъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ (Іоан. 15, 16). Просите съ вѣрою, ничтоже сумняся, говоритъ св. ап. Іаковъ (1, 6). Вся елика аще молящеся просите, говоритъ Господь, вѣруйте, яко пріемлете; и будетъ вамъ (Мрк. 11, 24). Аще имате вѣру, яко зерно горушно, речете горѣ сей: прейди отсюду /с. 9/ тамо; и прейдетъ; и ничтоже не возможно будетъ вамъ (Мѳ. 17, 20). По вѣрѣ ваю буди вама (Мѳ. 9, 29). Вся возможна вѣрующему (Мрк. 9, 23)! Вотъ какой могучей силой приглашаетъ насъ воспользоваться нынѣ св. Церковь!

Но, скажетъ иной, какимъ образомъ наша слабая, грѣшная молитва можетъ помочь нашимъ воинамъ противъ могучихъ смертоноснѣйшихъ все новыхъ и новыхъ орудій истребленія?

О, бр., если это трудно вамъ понять съ точки зрѣнія вашей хладной, еле живой вѣры, то поймите-же, уясните-же себѣ это хотя бы съ точки зрѣнія разума вашего, которому вы привыкли довѣрять! Вѣдь когда ты горячо молишься о своемъ любимомъ сынѣ, страждущемъ на полѣ брани, то ты всѣмъ сердцемъ своимъ, всей душей своей сливаешься съ нимъ. Ты весь возлѣ него: ты слышишь свистъ пуль, снующихъ вокругъ него, раскаты пушечнаго грома, отъ коего содрагается земля; ты видишь саблю, занесенную надъ нимъ; ты своимъ любящимъ сердцемъ предвидишь тѣ опасности, которыя и онъ самъ въ пылу битвы не замѣчаетъ, и силою своей горячей молитвы стремишься отстранить ихъ отъ его главы. И онъ, твой любимый сынъ, поэтому не одинокъ: онъ ощущаетъ на себѣ вѣяніе твоей любви (сердце сердцу вѣсть подаетъ!), онъ чувствуетъ твою молитву, онъ видитъ твои мысли, и силы его удвояются; бодрость вливается въ душу его; трепещущее сердце вдохновляется, утомленный умъ проясняется, ослабѣвшія руки снова чувствуютъ приливъ силы, весь онъ обновляется, крѣпнетъ, мужествомъ наполняется! Если-же къ этому мы напомнимъ тебѣ, что въ горячей молитвѣ ты входишь въ самое тѣсное общеніе съ небеснымъ воинствомъ, съ Господомъ Богомъ — источникомъ всякой силы, то что-же будетъ удивительнаго въ томъ, что твоя горячая молитва, подобно Ангелу Хранителю, невидимымъ щитомъ будетъ охранять твое любимое чадо отъ пули вражіей? Материнская молитва со дна моря достаетъ, гово/с. 10/ритъ мудрая пословица! И дѣйствительно, сколько примѣровъ такого могущества молитвы вѣры. — Вотъ на Куликовомъ полѣ идетъ страшная, кровопролитная битва. Сотни, тысячи, десятки тысячъ русскихъ воиновъ падаютъ, сраженные врагами. Вся рѣка окрасилась кровью человѣческой. Земля стонетъ отъ крика сражающихся. А въ это время за сотни верстъ въ дремучемъ лѣсу, въ бѣдной кельѣ св. старецъ (преп. Сергій Радонежскій) простираетъ свои руки къ небесамъ и со слезами молится о доблестномъ воинствѣ русскомъ. Онъ весь тамъ — на Куликовомъ полѣ. Онъ вмѣстѣ съ русскими витязями ратуетъ противъ враговъ. Онъ слышитъ свистъ каждой стрѣлы; онъ видитъ каждое копіе, мечъ, занесенный надъ русскимъ воиномъ; онъ видитъ каждаго изъ нихъ, павшаго на полѣ брани; онъ видитъ, и слезы льются по морщинистымъ ланитамъ, и снова воздѣты его руки, онъ молится: «Помяни, Господи, о упокоеніи новопреставленнаго воина, на полѣ брани убіеннаго — Іоанна... Василія... Николая... Антонія»... Онъ поименно ихъ поминаетъ. Длится битва, и имена умножаются, слезы учащаются! Разгорается брань, разгорается и молитва св. старца, и о, чудо! — Молитва слабаго старца, укрѣпляя русское воинство, побѣдила могучаго врага: татары въ безпорядкѣ бѣгутъ... А вотъ другая картина. Только что вышедшій изъ рабства народъ еврейскій сражается съ могучимъ народомъ — амаликитянами, а вождь народа — Моисей предстоитъ предъ Богомъ въ горячей молитвѣ. Онъ воздѣлъ въ молитвѣ руки, и врагъ ослабѣваетъ; но ослабѣваетъ старецъ-вождь, опускаются его руки, и ослабѣваетъ его народъ, враги одолѣваютъ! Замѣтивъ это, подходятъ къ старцу священники съ помощью: они поддерживаютъ его руки, въ молитвѣ воздѣтыя, до тѣхъ поръ, пока врагъ отбратился въ бѣгство (Исх. 17, 11-13). Вотъ каково для воиновъ ветхозавѣтныхъ и новозавѣтныхъ значеніе молитвы за нихъ!

/с. 11/ Если-же молитва одного человѣка можетъ оказывать такую могучую помощь воинамъ, можетъ такъ ихъ укрѣплять на враговъ, то что-же говорить о силѣ молитвы цѣлаго общества, цѣлаго народа, молитвы св. Церкви, этой возлюбленной Невѣсты Христовой предъ Своимъ Женихомъ! О, бр., предѣлы этой молитвы необъятны, могущество ея неизмѣримо! Вотъ св. ап. Петръ схваченъ врагами, закованъ въ цѣпи, посаженъ въ темницу; стража приставлена къ нему... Изнемогъ св. Апостолъ, измучился, ослабѣлъ и заснулъ. Но не спитъ община христіанъ, любящая его, беззавѣтно преданная ему: она собралась въ сіонскую горницу и горячо молится о своемъ Апостолѣ. И что-же? — Могучая сила молитвы Церкви посылаетъ къ ослабѣвшему и уснувшему Апостолу Ангела. Онъ будитъ Апостола; чудесно спадаютъ оковы, сами собой раскрываются крѣпкія врата темницы, и Апостолъ выходитъ, идетъ за Ангеломъ. Онъ идетъ туда, гдѣ о немъ молятся, и только у дома молитвы онъ очнулся и понялъ, что все это совершилось съ нимъ не во снѣ, а наяву (Дѣян. 12, 3-17)! Или еще примѣры. Три дня евреи постятся, соблюдаютъ чистоту, горячо молятся, и на третій день рѣка Іорданъ разступается предъ ними, и они безпрепятственно вступаютъ въ обѣтованную землю. Но вотъ предъ ними неприступная крѣпость. Мыслимо-ли этимъ кочевникамъ взять городъ, окруженный крѣпкими стѣнами? Но вотъ они семь дней въ торжественной, священной процессіи и, конечно, съ горячей молитвой о помощи Божіей обходятъ вокругъ города въ глубокомъ молчаніи и, наконецъ, когда молитва въ день праздничный, въ субботу, достигла наивысшаго напряженія, по данному знаку они всѣ восклицаютъ, и... крѣпкія, неприступныя стѣны города рушатся (Іис. Нав. 3 и 6). О, бр., нужно ли еще говорить о могуществѣ общественной молитвы въ дѣлѣ побѣжденія враговъ?! Наша Св. Русь издревле знаетъ эту могучую силу и къ ней прибѣгала въ дни брани. Вотъ настало на Руси /с. 12/ «лихолѣтье»: царя нѣтъ, патріархъ въ темницѣ, нѣтъ войска, кругомъ враги, даже стольный градъ въ рукахъ ляховъ... Гдѣ искать помощи, спасенія? И вспомнили въ этомъ безвыходномъ положеніи русскіе люди, что у нихъ есть могучая сила, непреоборимое средство борьбы со врагомъ — молитва вѣры, молитва покаянія. И прибѣгли они къ ней: назначенъ всенародный постъ, покаяніе, молитва. Постятся всѣ, даже малыя дѣти, даже скотъ. И вотъ, помощію Божіей Матери отъ Ея чудотворныя иконы, нынѣ прославляемой, спасена Русь: врагъ не устоялъ, разбитъ, прогнанъ, и Св. Русь, слезами покаянія омытая, всенародной молитвой согрѣтая и объединенная, избираетъ себѣ царя самодержавнаго по сердцу своему!

О, бр., не къ тому-же-ли Господь призываетъ русскій народъ и въ наши дни? Могучій, звѣрскій въ жестокости своей врагъ двинулся на нашу страну, и нѣтъ, кажется, средствъ остановить его. Не смотря на многочисленность нашей рати, не смотря на беззавѣтную храбрость нашихъ воиновъ, мудрость нашихъ полководцевъ, не смотря даже на частные случаи явной Божественной помощи, врагъ не только не прогнанъ изъ нашей земли, но даже понемногу движется все впередъ и впередъ! Что-же дальше будетъ? Гдѣ онъ остановится? Гдѣ-же намъ, возлюбл. бр., искать помощи, защиты? Чѣмъ укрѣпить нашихъ воиновъ? Чѣмъ оградить нашу землю отъ враговъ, какъ не горячей молитвой вѣры и покаянія! Вѣдь сила ея, какъ мы видѣли, непреоборима. Дѣйствительно, представьте себѣ, что со всѣхъ концовъ земли родной: и изъ городовъ, и изъ безчисленныхъ селъ, и изъ глухихъ деревень, и изъ дремучихъ лѣсовъ, и съ широкихъ полей, и съ снѣжныхъ горъ, и изъ знойныхъ пустынь, и съ широкихъ рѣкъ, и съ далекихъ морей польется горячая слезная молитва къ престолу Царя царей! Да развѣ эта могучая молитва Руси святой не пре/с. 13/творитъ гнѣвъ Божій на милость? Съ другой стороны, представьте себѣ, что со всѣхъ концовъ земли родной черезъ общенародную горячую молитву устремятся къ нашимъ войскамъ мощные лучи, цѣлые снопы лучей могучей силы духовной: лучи горячей любви, лучи крѣпкаго упованія на помощь Божію, лучи несокрушимой вѣры въ побѣду, лучи непоколебимаго мужества, храбрости, молитвеннаго вдохновенія, религіознаго, высшаго мистическаго напряженія... Да развѣ въ силахъ устоять самая хитроумная военная техника предъ этой безграничной духовной энергіей? Но мы до сихъ поръ мало пользовались этой могучей силой вѣры и молитвы, а между тѣмъ Самъ Господь взываетъ къ намъ: Призови Мя въ день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя (Пс. 49, 15).

Прибѣгнемъ-же, бр., съ горячей слезной молитвой ко Господу Богу нашему, падемъ ницъ предъ чудотворной иконой Заступницы рода христіанскаго, призовемъ угодниковъ Божіихъ, своими трудами, молитвами и слезами создавшими могучую необъятную Русъ православную, — да умножатъ они свои молитвы предъ престоломъ Царя Небеснаго, да пріидутъ они на помощь воинамъ нашимъ, да даруютъ имъ на супостаты одолѣніе! Сольемся и сами въ единодушномъ горячемъ молитвенномъ вдохновеніи съ нашимъ доблестнымъ воинствомъ, чтобы могучія волны духовной энергіи всего русскаго народа захватили все воинство наше до самыхъ глубинъ ихъ духовной жизни! Будемъ непоколебимо вѣрить, что просимое нами во имя Господне дано будетъ намъ. Тогда наше воинство, какъ крѣпкой стѣной, будетъ охраняемо Божественной помощью и нашей единодушной молитвой, и не страшны будутъ ему пули вражія! Падутъ отъ страны его тысящи и тьмы — одесную его (Пс. 90, 7). Тогда всѣ мы единодушно съ нашимъ побѣдоноснымъ воинствомъ воскликнемъ: Съ нами Богъ! Разумѣйте, /с. 14/ языцы, и покоряйтеся, услышите даже до послѣднихъ земли, могущіи покоряйтеся; аще бо паки возможете, паки побѣждени будете. И иже аще совѣтъ совѣщаете, разоритъ Господь, яко съ нами Богъ (Ис. 8, 8-11). Аминь.

Архимандритъ Тихонъ.       

Примѣчаніе:
[1] Произнесено 8 іюля 1915 г въ Великой церкви Кіево-Братскаго монастыря.

Источникъ: Архимандритъ Тихонъ. Слово въ день обрѣтенія Казанскія чудотворныя иноны Божія Матере, предъ молебномъ о дарованіи побѣды на враги. Молитва — могучая сила противъ враговъ. // «Труды Кіевской духовной академіи». — 1915. — Томъ третій. — Кіевъ: Типографія Акц. Об-ва «Петръ Барскій въ Кіевѣ», 1915. — С. 8-14.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.